Approaches to developing a methodology for managing digital transformation of knowledge-intensive companies

Kokuytseva T.V.1
1 Российский университет дружбы народов, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 3 (July-september 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49551587
Cited: 3 by 07.12.2023

Abstract:
Digital transformation opens up new opportunities for companies to increase their competitiveness and often to enter new market niches. This is especially important in today's conditions of development of the Russian economy, when many foreign companies leave the market or terminate cooperation, freeing up relevant market segments. At the same time, due to the fact that digital transformation management is a fairly new process in theoretical and applied aspects, the question of its methodological basis remains open. The purpose of this article is to develop the foundations for the formation of a methodology for managing the digital transformation of companies in knowledge-intensive industries that can become the locomotive of the Russian economy and its technological sovereignty. To achieve this goal, a study of approaches to the formation of management methodologies was conducted and the evolution of management theories was analyzed. This made it possible to formulate the author's description of the methodology for managing digital transformation by companies in high-tech industries, including a schematic description of the methodology, a description of the digital transformation management process, its logical and temporal structures using the methods of system analysis and the theory of management of organizational systems. The article substantiates theoretical approaches to the emerging methodology for managing the digital transformation of companies in knowledge-intensive industries.

Keywords: digital transformation management, methodology, management theories, knowledge-intensive industries, company management

Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-010-00257.

JEL-classification: O31, O32, O33, M21



Введение

Актуальность тематики научного исследования обусловлена двумя ключевыми факторами: во-первых, четвертой промышленной революцией, которая охватывает в первую очередь развитые и развивающиеся страны, а во-вторых, необходимостью повышения конкурентоспособности компаний, что особенно актуально сегодня для промышленного производства в Российской Федерации.

Четвертая промышленная революция открывает новые возможности для компаний, для выхода на новые рынки сбыта, для повышения эффективности управления и конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. «В отличие от предыдущих, эта промышленная революция развивается не линейными, а скорее экспоненциальными темпами» [1] (Shvab, 2016). Именно поэтому вопросам цифровой трансформации компаний в последние годы уделяется такое большое внимание во всем мире. В то же время многочисленные российские и зарубежные исследования показывают, что далеко не все компании, которые вступают на путь цифровой трансформации, получают желаемые результаты. Одна из ключевых причин связана с тем, что зачастую компании не имеют представления о том, как использовать цифровые возможности, как управлять цифровой трансформацией.

В то же время нестабильность макроэкономической ситуации и уход иностранных компаний из Российской Федерации требуют наращивания национальных производственных мощностей, занятия освобождающихся рыночных ниш. Учитывая достаточно высокую импортозависимость во многих промышленных сегментах в РФ, такой переход даже при государственной поддержке потребует определенного времени. Вполне очевидно, и это подтверждает анализ динамики позиций РФ в мировых рейтингах по объемам и экспорту промышленной продукции, особенно в наукоемких отраслях, российская промышленность нуждается в пересмотре традиционных подходов, инструментов и механизмов управления. Невозможность дальнейшего использования классических инструментов управления, обусловленная их неэффективностью, представляет собой научную проблему.

Авторская гипотеза исследования состоит в том, что опережающее развитие промышленных наукоемких производств и повышение их конкурентоспособности возможны на основе управления цифровой трансформацией.

Отсюда цель исследования заключается в разработке основ формирования методологии управления цифровой трансформацией компаний наукоемких отраслей промышленности.

Для решения поставленной цели необходимо изучить теоретические подходы к определению методологии, выделить теории и концепции, которые являются ключевыми при управлении цифровой трансформацией, а далее представить системное описание авторской методологии управления цифровой трансформацией, ее ключевых составляющих.

Основой методологии исследования является анализ эволюции теорий управления, сравнение подходов к определению термина «методология», уточнение терминологического аппарата, синтез подходов к формированию методологии управления и применение методов схематизации, системного анализа и обобщения.

Научная новизна полученных результатов состоит в формировании основ методологии управления цифровой трансформацией компаний наукоемких отраслей промышленности, практическое применение которой будет способствовать повышению эффективности управления компанией в целом и ее опережающему развитию.

Теоретический обзор релевантных научных источников

С целью изучения вопросов формирования и развития методологии управления цифровой трансформацией проведем исследование различных экономических методологий, которые представляют базис формирования методологии управления цифровой трансформацией компаний наукоемких отраслей промышленности. Ее основы, базовые принципы и отдельные элементы логической и временной структуры управления цифровой трансформацией заложены в методологии управления, эволюционирующей на протяжении развития общества: от классической административной школы, школы принятия оптимальных решений, кибернетической школы, школы человеческих ресурсов, школы стратегического менеджмента до школы глобального менеджмента и инноваций.

Методология управления в целом представляет собой учение об организации управленческой деятельности. «Методология управления… может быть построена в логике категории проекта на триединстве фаз проекта: фазы проектирования, технологической фазы (фазы реализации), рефлексивной фазы» [2] (Novikov, 2011). Она фокусирует внимание на взаимодействии субъекта управления и управляемой системы. Среди отечественных ученых, стоящих у истоков ее формирования и развития, В.М. Глушков [3] (Glushkov, 2022), Л.И. Абалкин [4] (Abalkin, Utukin et al., 1978), В.И. Кнорринг [5] (Knorring, 1999), Д.А. Новиков [2] (Novikov, 2011), Виханский О.С. [6] (Vikhanskiy, 2002) и др. Заложенные в методологии управления организацией базовые принципы управления, такие как разделение труда, единство руководства, принципы развития, ориентация на конечный результат и др., актуальны и в условиях цифровой трансформации организации.

За время эволюции методологии управления в целом зарождались и развивались ее новые направления (ответвления), которые также, в свою очередь, эволюционируют и продолжают прирастать новыми научными знаниями. К ним относится становление и развитие методологии управления человеческими ресурсами и связанной с ней теории развития человеческого капитала (подробнее эволюция этой теории рассмотрена в научной статье [7] (Kokuytseva, Shimanskiy, 2020)), методологии стратегического менеджмента, методологии управления изменениями (включающей системный, функциональный, структурный, интеграционный, поведенческий, процессный, стратегический, сценарный подход и подход контрольных сравнений [8] (Kuzheva, 2011)), методологии управления конкурентоспособностью, методологии управления качеством (включая систему менеджмента качества), методологии управления компетенциями, методологии управления проектами, методологии управления рисками, методологии управления устойчивым развитием, методологии управления инновациями.

Рассмотрим сущность указанных методологий.

Методология управления человеческими ресурсами эволюционировала на протяжении XIX–XX столетий – изменялось отношение к труду и роли человека, требования к его компетенциям, изменялись и подходы к управлению. Так, например, «методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом» [9] (Zlygostev, 2016). Сегодня рутинные операции автоматизируются, а потому возрастает роль человека как высокоинтеллектуального индивида, обладающего цифровыми компетенциями, креативным мышлением и «мягкими» навыками. Тем не менее базовые методы стимулирования и мотивации работников, основные принципы и инструменты управления персоналом и подходы к управлению человеческим капиталом не теряют своей актуальности.

Трансформация внутренних требований к работникам, в частности и внешних запросов, обусловливает эволюцию, с одной стороны, методологии стратегического менеджмента, представляющей собой «совокупность принципов, специфических методов принятия стратегических решений и способов их практической реализации для достижения целей, позволяющих предприятию оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивым к требованиям внешней среды» [10] (Guzhina, Kuzmina, 2015).

С другой стороны, возрастает роль базовых принципов и моделей методологии управления изменениями, которая «представляет собой совокупность принципов, специфических методов принятия стратегических решений и способов их практической реализации для достижения целей, позволяющих организации оптимально использовать существующий потенциал и оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды» [11] (Kogotyzheva, 2011). Актуальна модель изменений Джона Коттера [12] (Kotter, 2003), предусматривающая 8 шагов, от создания атмосферы «крайней необходимости» до фиксации изменений; модель перехода Уильяма Бриджа [13] (Bridges, 1991), заключающаяся в том, что если говорить о цифровой трансформации, то недостаточно внедрить цифровые технологии (т.е. изменить условия работы), но работникам необходимо перейти к применению новых способов работы (т.е. освоить и применять цифровые компетенции на практике, использовать цифровые средства коммуникации и т.д.).

Актуальна и модель управления изменениями ADKAR [14] (Hiatt, 2006), заключающаяся применительно к формируемой методологии управления цифровой трансформацией организации в том, что работнику необходимо осознать, почему необходима цифровая трансформация, далее необходимо захотеть принять участие в проектах по цифровой трансформации (т.е. должно быть сформировано желание освоить цифровые технологии, перейти к применению современных подходов к проектированию с применением цифровых технологий, например). Следующим шагом должно стать изучение новых подходов, цифровых технологий и практическое применение новых знаний на практике с закреплением этих знаний и навыков в последующем в работе. Это лишь несколько примеров.

Изменяются подходы к управлению конкурентоспособностью (А.А. Чурсин [15] (Tyulin, Chursin, 2017), Р.А. Фатхутдинов [16] (Fatkhutdinov, 2002), А.А. Бурдина [17] (Burdina, 2007) и др.), сочетающему сегодня подходы к управлению компетенциями (Прахалад К. и Хэмэл Г. [18] (Prahalad, Hamel, 1990), Каширин А.И. [19] (Kashirin, 2019), Стреналюк В.В. [20] (Strenalyuk, 2018), Бродская Э.Г. [21] (Brodskaya, 2008), Аленина К.А. [22] (Alenina, 2019)), подходы, применяемые в методологии управления проектами (Новиков Д.А. [23] (Novikov, 2007), Мазур И.И. [24] (Mazur, Shapiro, Olderogge, 2004) и др.), методологии управления рисками, под которой зачастую понимаются алгоритмы, методы, принципы оценки и управления рисками (Бадалова А.Г. [25] (Badalova, 2006), Хрусталев Е.Ю. [26] (Khrustalev, Strelnikova, 2011) и др.) и методологии управления инновациями (Бабкин А.В. [27] (Krasnyuk, Osmanova, Rusinov et al., 2013), Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. [28] (Kuzyk, Yakovets, 2006), Бендиков М.А., Фролов И.Э. [29, 30] (Bendikov, Khrustalev, 2007; Bendikov, Frolov, Tresoruk, 2018), Туккель И.Э. [31] (Tukkel, Surina, Kultin, 2011)). Цель цифровой трансформации – это не столько модный тренд, сколько объективная потребность во внедрении инноваций, основанных на цифровых технологиях, – производственные инновации (RFID-метки), маркетинговые инновации (цифровые каналы сбыта и продвижения), управленческие инновации (цифровой двойник предприятия), продуктовые инновации (умный дом) и т.д. И потому, например, стратегии управления инновациями могут быть также адаптированы при разработке стратегий управления цифровой трансформацией (наступательная, оборонительная, имитационная и др.).

Общемировые тенденции устойчивого развития обусловили становление методологии устойчивого развития (Базарова Л.А. [32] (Bazarova, 2014), Соколов А.П. [33] (Sokolov, 2018) и др.), которая основана на объединении подхода опережающего развития и теории (методологии) ограничения систем [33] (Sokolov, 2018). Методология устойчивого развития раскрывает сущность таких базовых составляющих устойчивости, как экологическая, социальная и экономическая. Управление цифровой трансформацией во многом способствует достижению этой устойчивости [34] (Kokuytseva, Ovchinnikova, 2021).

Несмотря на многообразие экономических методологий управления, они не раскрывают сущности системного управления организацией с применением цифровых технологий.

Прошедшие уже более 20 лет кардинальные изменения в науке и обществе, характеризуемые цифровизацией, обусловили возрастание интереса к новой методологии управления – методологии управления цифровой трансформацией – в условиях обновления парадигм науки управления [35] (Karpenko, 2009), т.е. обновления концептуальных подходов, схем как к постановке проблем в области управления, так и к поиску путей их решения.

Обратимся к определению сущности методологии. В настоящее время существуют различные подходы к определению методологии. Наиболее часто применяемые определения следующие.

«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [36].

«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [37].

«Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности» [38] (Krylov, Khromchenko, 2005).

«Методология – это учение об организации деятельности» [39, 40] (Novikov, Novikov, 2007; Novikov, Novikov, 2010).

«Методология науки управления, представляет собой интеграцию всей совокупности принципов, средств и методов познания, выработанных всеми общественными науками, в том числе и комплексом управленческих наук (социология управления, психология управления и т. д.) и применение познаний специфики управленческой деятельности в практическом преобразовании. <…> Многослойная структура методологии науки управления представлена в виде четырех последовательно расположенных информационных блоков <…>. Первый блок представляет собой совокупность системы принципов, способов организации науки, механизмов, построение теории, реализации результатов. Второй блок представляет совокупность управленческих наук для дальнейшего исследования. Третий блок – блок полученных научных результатов и оценка правомерности использованного в исследовании научного инструментария. Четвертый блок – заключительный, отражает общее мировоззрение.» Элементы методологии науки управления: «подходы, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления» [35] (Karpenko, 2009).

«Методология – это учение о научном методе или методах отдельных наук» [41] (Ushakov et al., 1935).

«Ученые Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева (1997 г.) методологию трактуют как принципы построения методов, их научное обобщение» [42] (Manushin, 2016).

«Методологию И.Т. Корогодин (2005 г.) характеризует как совокупность методов научного познания, применяемых в раскрытии сущностных основ, способов и подходов к исследованию категорий. Кроме того, она включает также учение о предмете, цели и задачах исследования той или иной категории, ее сущности и поэлементной структуры, основы, подходов, логической последовательности в анализе» [42] (Manushin, 2016).

«Авторы К. Пефферс, Т. Туунанен, М.А. Ротхенбергер и С. Чаттерджи (2007–2008) отмечают, что методология – это система принципов, методов и процедур применяемых в определенной области знаний» [42] (Manushin, 2016).

«Методология – это совокупность методов и приемов, имеющая общие принципы, условия реализации и предназначенная для достижения целей ряда субъектов, которые путем прохождения схожих этапов воздействуют на изучаемую теоретическую или практическую систему» [42] (Manushin, 2016).

Методология может рассматриваться с четырех точек зрения: методология как совокупность способов, методов, приемов организации деятельности; методология как система принципов в дополнение к предыдущему описанию; методология как учение о системе в дополнение к предыдущему описанию; методология как особая форма организации жизнедеятельности [43] (Grishanova, Orlova, 2011).

Согласно описанным подходам к определению «методология», можно сформулировать следующее авторское определение методологии управления цифровой трансформацией: методология управления цифровой трансформацией представляет собой совокупность целей, задач, принципов, способов и методического инструментария управления организационно-экономическими процессами, обеспечивающими эффективное внедрение цифровых технологий, а также учение о самой системе управления цифровой трансформацией.

Результаты исследования

Рассмотрим формируемую методологию управления цифровой трансформацией через подход Новикова А.М. и Новикова Д.А. [2, 39, 40] (Novikov, 2011; Novikov, Novikov, 2007; Novikov, Novikov, 2010), утверждающих, что «методология рассматривает организацию деятельности…Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой».

Представляется целесообразным и логичным использование предложенного этими учеными подхода для описания методологии управления цифровой трансформацией. Согласно их подходу, схема методологии включает характеристику деятельности (особенности, принципы, условия, нормы деятельности), ее логическую структуру (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности) и временную структуру деятельности (фазы, стадии, этапы). Вместе с тем описание методологии, на наш взгляд, значительно усилит использование метода схематизации, так как позволит наглядно продемонстрировать описанные логические и временные взаимосвязи. Рассматривая в этом контексте теоретические основы формирования методологии управления цифровой трансформацией организаций отраслей промышленности, опишем ее основные составляющие и представим это описание в табличном виде (табл. 1–3).

Таблица 1

Характеристика управления цифровой трансформацией

Характеристики
Организация цифровой трансформации
Особенности цифровой трансформации
· прямая сопряженность со стратегией развития организации;
· охватывает все подразделения организации;
· применение цифровых технологий для повышения экономической эффективности бизнес-процессов;
· детерминанта конкурентоспособности;
· основа опережающего развития
Принципы управления цифровой трансформацией
· принцип системности;
· принцип синергетического эффекта;
· принцип комплементарности;
· принцип управляемости;
· принцип встроенности в систему управления организацией;
· принцип планирования;
· принцип повышения потребительской ценности;
· принцип сокращения транзакционных издержек;
· принцип сквозного проникновения;
· принцип экосистемности;
· принцип платформенности [44] (Lapidus, 2018)
Условия цифровой трансформации
· готовность к цифровой трансформации;
· наличие финансовых ресурсов;
· наличие необходимых профессиональных и цифровых компетенций у работников;
· наличие политической воли;
· наличие методического инструментария;
· наличие нормативно-правовых основ и стратегических ориентиров;
Нормы
· нормы цифровой культуры;
· нормы профессиональной этики
Источник: составлено автором.

Таблица 2

Логическая структура управления цифровой трансформацией

Элемент структуры
Организация цифровой трансформации
Субъект
Наукоемкие организации, осуществляющие цифровую трансформацию
Объект
Система организационно-экономических отношений, складывающихся в ходе управления цифровой трансформацией
Предмет
Организационно-экономические подходы к управлению цифровой трансформацией
Методы
Инструменты (методики) и механизмы управления цифровой трансформацией, позволяющие оценить готовность к цифровой трансформации, необходимое ресурсное обеспечение, приоритетные направления, прогнозировать, оценивать риски и т.д.
Результат
Достижение новых результатов, повышение эффективности деятельности, получение положительного экономического эффекта, обеспечение роста конкурентоспособности и опережающего развития организации
Формы цифровой трансформации
Цифровая трансформации организации, ее структурных подразделений, отдельных этапов жизненного цикла продукции, отдельных направлений деятельности организации
Средства цифровой трансформации
Цифровые технологии Индустрии 4.0, Интернет вещей, цифровые двойники и т.д.
Источник: составлено автором.

Таблица 3

Временная структура управления цифровой трансформацией

Этапы цифровой трансформации
Описание
Определение целей и задач цифровой трансформации
На данном этапе приходит осознание невозможности развития организации и поддержания ее конкурентоспособности на рынки, применяя традиционные подходы к управлению и классические бизнес-модели. Невозможность решения стратегических и тактических задач с применением существующего методического инструментария обусловливает постановку соответствующей проблемы управления. Постановка целей цифровой трансформации организации определяется целевым (прогнозным) состоянием организации через №лет
Определение ключевых показателей эффективности (КПЭ)
КПЭ должны соответствовать целям цифровой трансформации и позволять в будущем оценить эффективность реализации цифровой трансформации. КПЭ должно быть не более 3–5 в зависимости от масштаба организации.
КПЭ формируются с учетом принципов адекватности, иерархичности, согласованности, не противоречивости
Построение целевых бизнес-моделей и описание новых бизнес-процессов
Осуществляется построение будущего видения бизнес-модели организации, ее бизнес-процессов, факторов, влияющих на эти процессы
Описание условий и факторов цифровой трансформации (ресурсного обеспечения)
С учетом поставленных целей и задач производится оценка имеющегося и потребного финансового обеспечения и необходимых кадровых ресурсов
Оценка готовности организации к цифровой трансформации
Оценивается готовность организации к цифровой трансформации. Проводится SWOT-анализ с точки зрения цифровой трансформации организации
Описание рисков цифровой трансформации
Учитывая динамичность экономики, необходимо управлять рисками, для этого необходимо их выявить, описать и оценить воздействие на цифровую трансформацию и возможность достижения ее целей
Разработка стратегии цифровой трансформации и сценариев развития
Данный этап позволяет агрегировать информацию о текущем и будущем состоянии организации, условия, факторы, риски, определить этапы цифровой трансформации. С учетом рисков может быть построено три сценария: пессимистичный, реалистичный, оптимистичный
Формирование цифровой культуры
Реализация стратегии невозможна без формирования соответствующей цифровой культуры, с тем чтобы снизить организационное сопротивление и повысить вероятность реализации оптимистичного сценария
Технологическая подготовка организации к цифровой трансформации
Формирование необходимых финансовых ресурсов, подбор кадров, закупка необходимого оборудования и ИТ-технологий и т.д.
Реализация цифровой трансформации и мониторинг ее, оценка результатов и разработка мер по корректировке стратегии
Реализация цифровой трансформации должна осуществляться поэтапно, каждый этап должен характеризоваться набором количественных и качественных показателей (маркеров), влияющих на достижимость КПЭ. В случае значительного (как правило, нормой отклонения считается 10–15%) отклонения необходимо предпринять меры по корректировке мероприятий
Источник: составлено автором.

Адаптируя и совершенствуя подход, описанный Новиковым А.М. и Новиковым Д.А., представим схематично методологию управления цифровой трансформацией в следующем виде (рис. 1).

Рисунок 1. Основы методологии управления цифровой трансформацией

Источник: составлено автором.

Вышепредставленное описание основ методологии управления цифровой трансформацией компаний наукоемких отраслей промышленности позволяет получить системное представление о ключевых принципах, инструментах и механизмах, формах, средствах, условиях, этапах и результатах управления цифровой трансформацией во взаимосвязи с внешней средой. Для эффективного управления компанией в современном мире требуется практическое внедрение методологии управления цифровой трансформацией в обеспечение достижения запланированных результатов и опережающего развития компании в условиях цифровизации экономики.

Заключение

В ходе проведенного исследования уточнен терминологический аппарат и сформулировано авторское определение методологии управления цифровой трансформацией, а также предложен подход к формированию основ методологии управления цифровой трансформацией компаний наукоемких отраслей промышленности на основе анализа различных методологий управления.

Безусловно, формирование методологии без ее практического внедрения не решит проблему повышения эффективности управления в современных условиях цифровизации. Для этого требуется разработка соответствующего методического инструментария, а также комплекса локальных нормативных актов в компании для регламентации процессов по цифровой трансформации. Разработка таких инструментов должна быть направлена на решение последовательных и взаимосвязанных задач, таких как оценка готовности компании и ее отдельных подразделений к цифровой трансформации, анализ условий цифровой трансформации, оценка рисков цифровой трансформации, оценка уровня цифровых компетенций работников, определение эффективной цифровой бизнес-модели, оценка эффективности цифровой трансформации и др. Поиск путей решения этих задач и разработка соответствующих методических инструментов представляет собой предмет для дальнейших исследований, а практическое внедрение их результатов будет способствовать опережающему развитию наукоемких компаний и достижению технологического суверенитета государства.


References:

Bolshaya Sovetskaya Entsiklopediya [The Great Soviet Encyclopedia] (1968). V/: Sovetskaya Entsiklopediya. (in Russian).

Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar [Philosophical Encyclopedic Dictionary] (1983). V/: Sovetskaya entsiklopediya. (in Russian).

Abalkin L.I., Utukin N.M. i dr. (1978). Razvitie form upravleniya ekonomikoy [Development of economic management forms] Moscow: Mysl. (in Russian).

Alenina K.A. (2019). Strategirovanie vysokotekhnologichnyh predpriyatiy na osnove razvitiya kompetentnostnogo potentsiala upravleniya [Strategizing of high-tech enterprises based on the development of the competence potential of management] Perm. (in Russian).

Badalova A.G. (2006). Upravlenie riskami proizvodstvennyh sistem: teoriya, metodologiya, mekhanizmy realizatsii [Risk management of production systems: theory, methodology, implementation mechanisms] Moskva: STANKIN. (in Russian).

Bazarova L.A. (2014). Upravlenie ustoychivym razvitiem promyshlennyh predpriyatiy: metodologiya i tekhnologiya [Management of sustainable development of industrial enterprises: methodology and technology] Saint Petersburg. (in Russian).

Bendikov M.A., Frolov I.E., Tresoruk A.A. (2018). Issledovanie innovatsionnoy ekonomiki: ekonomiko-matematicheskie instrumentariy i vozmozhnosti ego primeneniya [Research of innovative economy: economic and mathematical tools and possibilities of its application]. Vestnik TsEMI. (2). 4. (in Russian).

Bendikov M.A., Khrustalev E.Yu. (2007). Metodologicheskie osnovy issledovaniya mekhanizma innovatsionnogo razvitiya v sovremennoy ekonomike [Methodological foundations of the study of the mechanism of innovative development in the modern economy]. Management in Russia and abroad. (2). 3-14. (in Russian).

Bridges W. (1991). Managing Transitions: Making the Most of Change Philadelphia, Pa.: Da Capo Press.

Brodskaya E.G. (2008). Upravlenie kompetentsiyami diversifitsirovannyh organizatsiy [Competence management of diversified organizations] Moscow. (in Russian).

Burdina A.A. (2007). Metodologiya upravleniya konkurentosposobnostyu rossiyskikh promyshlennyh predpriyatiy [Methodology of competitiveness management of Russian industrial enterprises] Moscow. (in Russian).

Fatkhutdinov P.A. (2002). Konkurentosposobnost organizatsii v usloviyakh krizisa: ekonomika, marketing, menedzhment [Competitiveness of an organization in a crisis: economics, marketing, management] M.: Izdatelsko-knigotorgovyy tsentr «Marketing». (in Russian).

Glushkov V.M. (2022). Vvedenie v ASU: osnovnye printsipy postroeniya kompyuterov, sistem programmirovaniya, spravochno-informatsionnyh sistem i kompleksov zadach planirovaniya i upravleniya v ASU, lineynoe i dinamicheskoe programmirovanie, teoriya massovogo obsluzhivaniya i sistemnyy analiz v ASU, upravlenie zapasami, zadachi upravleniya v makroekonomike i printsipy postroeniya obshchegosudarstvennoy avtomatizirovannoy sistemy upravleniya ekonomikoy [Introduction to MIS: basic principles of building computers, programming systems, reference information systems and complexes of planning and management tasks in MIS, linear and dynamic programming, queuing theory and system analysis in MIS, inventory management, management tasks in macroeconomics and principles of building a nationwide MIS] Moscow: LENAND. (in Russian).

Grishanova E.M., Orlova E.Yu. (2011). Gosudarstvennoe regulirovanie: metodologiya i metodika issledovaniya [State regulation: methods and methodology of research]. T-Comm: Telekommunikatsii i transport. 5 (12). 32-33. (in Russian).

Guzhina G.N., Kuzmina A.A. (2015). Struktura i metodologiya strategicheskogo upravleniya [Structure and methodology of strategic management]. Innovation and Investment. (12). 110-113. (in Russian).

Hiatt J. (2006). ADKAR: A Model for Change in Business, Government, and Our Community. Prosci Loveland, Colorado USA: Prosci Learning Center Publications.

Karpenko G. G. (2009). K voprosu o metodologii nauki upravleniya [To the question of the methodology of management science]. Terra Economicus. 7 (1-2). 25-30. (in Russian).

Karpenko G.G. (2009). K voprosu o metodologii nauki upravleniya [To the question of the methodology of management science]. Terra Economicus. (1-2). 25-30. (in Russian).

Kashirin A.I. (2019). Razrabotka mekhanizmov operezhayushchego innovatsionnogo razvitiya gosudarstvennyh korporatsiy na osnove unikalnyh tekhnologicheskikh kompetentsiy [Development of mechanisms for advanced innovative development of state corporations based on unique technological competencies] Moscow. (in Russian).

Khrustalev E.Yu., Strelnikova I.A. (2011). Metodologiya kachestvennogo upravleniya investitsionnymi riskami na promyshlennyh predpriyatiyakh [Methodology of qualitative management of investment risks in industrial enterprises]. Economic analysis: theory and practice. (4(211)). 16-23. (in Russian).

Knorring V.I. (1999). Teoriya, praktika i iskusstvo upravleniya [Theory, practice and art of management] M.: Norma. (in Russian).

Kogotyzheva M.S. (2011). Transformatsiya sistemy upravleniya APK v usloviyakh narastaniya neopredelennosti i uslozhneniya vneshney sredy agrobiznesa [The transformation of agricultural management systems in an increasingly uncertain external environment and the complexity of agribusiness]. Terra Economicus. (4-2). 100-103. (in Russian).

Kokuytseva T.V., Ovchinnikova O.P. (2021). Digital transformation management of the organization as a key to its sustainable development Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. 1179–1189. doi: 10.1007/978-3-030-69415-9_128.

Kokuytseva T.V., Shimanskiy A.A. (2020). Teoreticheskie osnovy formirovaniya i razvitiya chelovecheskogo kapitala v rossiyskoy i zarubezhnoy literature [Theoretical foundations for the formation and development of human capital in Russian and foreign literature]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 233-248. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100595.

Kotter Dzh.P. (2003). Vperedi peremen [Ahead of the changes] M.: Olimp-biznes. (in Russian).

Krasnyuk L.V., Osmanova A.M., Rusinov D.P. i dr. (2013). Metodologiya upravleniya innovatsiyami v promyshlennosti [Methodology of innovation management in industry] SPb.: Izd-vo SPbGPU. (in Russian).

Krylov G.G., Khromchenko M.S. (2005). Metodologiya: vchera, segodnya, zavtra [Methodology: yesterday, today, tomorrow] M.: Izd-vo Shkoly Kulturnoy Politiki. (in Russian).

Kuzheva S.N. (2011). Upravlenie izmeneniyami [Change Management] Omsk: Izd-vo Om. gos. un-ta. (in Russian).

Kuzyk B.N., Yakovets Yu.V. (2006). Natsionalnaya strategiya innovatsionnogo proryva [National innovation breakthrough strategy]. Economics and management. (5(26)). 2-8. (in Russian).

Lapidus L.V. (2018). Zapros biznesa na novye kompetentsii tsifrovoy ekonomiki i instituta CDO dlya upravleniya tsifrovoy transformatsiey [Business request for new competencies of the digital economy and the CDO institute for managing digital transformation] Digital economy: trends and prospects of business transformation. 5-22. (in Russian).

Lapidus L.V. (2019). Strategii tsifrovogo liderstva na evolyutsionnoy shkale tsifrovoy ekonomiki [Digital leadership strategies on the evolutionary scale of the digital economy] Business Management in the Digital Economy. 72-75. (in Russian).

Manushin D.V. (2016). Utochnenie ponyatiya «Metodologiya» [Refinement of the concept of methodology]. International accounting. (16(406)). 41-60. (in Russian).

Mazur I.I., Shapiro V.D., Olderogge N.G. (2004). Upravlenie proektami [Project management] Moscow: Omega-L. (in Russian).

Novikov A.M., Novikov D.A. (2007). Metodologiya [Methodology] M.: SINTEG. (in Russian).

Novikov A.M., Novikov D.A. (2010). Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Methodology of scientific research] M.: Librokom. (in Russian).

Novikov D.A. (2007). Upravlenie proektami: organizatsionnye mekhanizmy [Project management: organizational mechanisms] Moscow: Izdatelstvo «PMSOFT». (in Russian).

Novikov D.A. (2011). Metodologiya upravleniya [Management methodology] M.: Librokom. (in Russian).

Ovchinnikova O.P., Grishin S.E. (2020). Vliyanie neopredelennosti vneshney sredy na deyatelnost organizatsii [Influence of the uncertainty of the external environment on the activities of the organization]. Drukerovskij vestnik. (3(35)). 79-87. (in Russian). doi: 10.17213/2312-6469-2020-3-79-87.

Prahalad C.K., Hamel G. (1990). Harvard Business Review Harvard Business Review.

Shvab K. (2016). Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The Fourth Industrial Revolution] M.: ESKMO. (in Russian).

Sokolov A.P. (2018). Upravlenie ustoychivym razvitiem promyshlennyh predpriyatiy v regione na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Management of sustainable development of industrial enterprises in the region on the basis of public-private partnership] Moscow. (in Russian).

Strenalyuk V.V. (2018). Razrabotka sistemy upravleniya unikalnymi tekhnologicheskimi kompetentsiyami vysokotekhnologichnyh predpriyatiy promyshlennosti [Development of a management system for unique technological competencies of high-tech industrial enterprises] Moscow. (in Russian).

Tukkel I.L., Surina A.V., Kultin N.B. (2011). Upravlenie innovatsionnymi proektami [Innovative project management] SPb.: BKhV-Peterburg. (in Russian).

Tyulin A. E., Chursin A.A. (2017). Osnovy upravleniya innovatsionnymi protsessami v naukoyomkikh otraslyakh promyshlennosti (praktika) [Fundamentals of innovation process management in knowledge-intensive industries (practice)] M.: Ekonomika. (in Russian).

Ushakov D.N. i dr. (1935). Tolkovyy slovar russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] M.. (in Russian).

Vikhanskiy O.S. (2002). Strategicheskoe upravlenie [Strategic management] Moscow: Gardariki. (in Russian).

Zlygostev V.Yu. (2016). Upravlenie po-yaponski. Osobennosti sistemy upravleniya personalom i motivatsii truda v yaponskom kadrovom menedzhmente na sovremennyh yaponskikh predpriyatiyakh [Management in Japanese. Features of the personnel management system and labor motivation in Japanese personnel management at modern Japanese enterprises]. International Journal of Experimental Education. (12-1). 95-96. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 10:59:24