Export as a driver for overcoming import dependence in the field of machinery, equipment and vehicles
Andreeva E.L.1, Ratner A.V.2
1 Уральский государственный экономический университет, Russia
2 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Russia
Download PDF | Downloads: 11
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 3 (July-september 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49225021
Abstract:
The relevance of the study is dictated by the importance of overcoming the import dependence of the Russian economy. The purpose of the study was to identify the intra-industry specifics of the Russian economy in machine-building products against the background of high import dependence and to suggest development directions. Statistical methods of analysis were used. The ratio of imports of 2018-2020 to production and exports by country for machine-building products in the context of individual groups and positions was calculated. The comparison method made if possible to identify the leading federal districts of the country in the export of individual goods. The authors calculated the ratio of imports to exports. It was revealed that for the majority of the considered product groups and positions, imports exceed production and exports, but in some cases, it is the other way around.
In particular, in some years, production exceeds imports for electric locomotives and wagons, cars, combines, tracklaying tractor, washing machines and refrigerators, and powerful electric motors. Entering the export indicator into the analysis makes it possible to identify cases of domestic products success relative to imported ones, in addition to those mentioned: steam and gas turbines, railway vehicles, and ships. This confirmed the following hypothesis: intra-industry cases of movement towards overcoming import dependence exist; and the use of the export indicator contributes to seeing them.
The distribution among the districts reflects the regional centers of relative success in overcoming import dependence and in neo-industrial export specialization. The directions of reducing import dependence on mechanical engineering products and the development of export specialization are proposed. The results are applicable in assessing the level of these indicators of the country and its macro-regions for a particular category of goods.
ACKNOWLEDGMENTS:
The article was prepared by financial support of RFBR (Russian Foundation for Basic Research), project number 20-010-00806.
Keywords: import dependency, equipment and vehicles, production, imports and exports, export-orientedness
Funding:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20–010–00806.
JEL-classification: F13, F14, F51
Введение. Импортозависимость российской экономики, в особенности по машинам, оборудованию и транспортным средствам (МОиТС), возникла еще в 1990-е годы. С этой проблемой была тесно связана сырьевая и узкая специализация экспорта. Ограничение рядом зарубежных стран отношений с российской экономикой (ввод санкций), начавшееся и усиливавшееся с 2014 г., обнажило существовавшую проблему, способствовав положительному восприятию экономическими сообществами страны мер по импортозамещению.
Ранее в рамках проекта уже была проанализирована динамика импортозависимости российского потребления в части МОиТС, а также динамика отношения импорта к производству и к экспорту в региональном разрезе. Анализ показал, что на фоне общей импортозависимости существуют региональные случаи успеха в ее преодолении, и ввод в анализ показателя экспорта помогает их увидеть. В частности, из 30 регионов, ведущих по объему производства МОиТС в 2020 г., только у 4 – отношение импорта к производству выше, чем в целом по стране (0,90), при этом у 9 регионов значения 2011–2020 гг. понизились и сохранились на низком уровне. Из 30 ведущих по объему экспорта МОиТС регионов только у 8 отношение импорта к экспорту выше, чем в целом по стране (4,4), при этом у 17 регионов значение в 2011–2020 гг. понизилось и сохранилось на низком уровне [21].
Но анализ был проведен для МОиТС в целом. Между тем регион (макрорегион) может производить и экспортировать одни МОиТС, а импортировать – другие. Кроме того, применительно к товарной структуре можно отметить методический нюанс статистического анализа: 1) в статистике данные Росстата, оценивающие объемы производства, и данные ФТС России, представляющие объем импорта, объективно измеряются различными классификаторами; 2) нелегко в случае товарных групп (2 знака ТН ВЭД) и тех позиций, которые включают очень различные субпозиции, – наглядно измерить отношение импорта к производству, так как производство публикуется в натуральном измерении, а импорт по упомянутой номенклатуре – в стоимостном. Это возлагает ожидания на показатель экспорта.
Это делает актуальной исследовательскую цель: выявить на фоне высокой импортозависимости российской экономики по МОиТС ее внутриотраслевую специфику и предложить направления снижения импортозависимости по МОиТС и развития экспортной специализации производства МОиТС.
Можно выдвинуть гипотезу: внутриотраслевая специфика преодоления импортозависимости российской экономики в части МОиТС существует, и ввод в анализ показателя экспорта вносит вклад в то, чтобы ее увидеть.
Обзор литературы. В литературе широко исследуется товарный разрез проблем как импортозависимости, так и экспортной специализации российской экономики в части продукции машиностроения.
1. Так, в части импортозамещения на примере отдельной отрасли анализируются зарубежные конкуренты российских производителей техники и прогноз производства [3, с. 72–74] (Astashova, Okolnishnikova, Gatilova, 2021, р. 72–74). Анализируются условия, при которых санкции стимулируют импортозамещение [11, с. 1677] (Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019, р. 1677). Оценивается емкость рынка отдельно взятой подотрасли машиностроения, но она не соотносится с импортом и производством [8, с. 186] (Vartanova, Osadchaya, 2018, р. 186). В публикации [6, с. 11–12] (Borisov, Pochukaeva, 2021, р. 11–12) спрос на МОиТС сравнивается с импортом и экспортом МОиТС, но лишь по продукции инвестиционного машиностроения в целом.
На примере анализа ряда подотраслей отечественного машиностроения по 2015 г. показано, что они не могли не только ориентироваться на экспорт, но и покрыть внутренний спрос [19, с. 81; 22, с. 27] (Odegov, Garnov, Loginova, 2018, р. 81; Rozhkov, Sukachev, Karpenko, 2017, р. 27). При этом импортозависимость может быть критичной даже в случае отдельных товарных позиций [16] (Litvinov, Savinov, Taranovskaya, 2021).
В региональном разрезе отмечается, что не всем регионам удается эффективно использовать специализацию [29, c. 54–55] (Rastvortseva, Snitko, 2020, р. 54–55). Сложно сохранять производство старопромышленным регионам [17, с. 41, 45–46] (Maltsev, Mordvinova, 2019, р. 41, 45–46).
2. Экспортная специализация исследуется в научной литературе, в т.ч. в увязке с импортозамещением [4, с. 16] (Bazhanov, Oreshko, Veselaya, 2020, р. 16). Отмечается, что в стратегиях развития МОиТС внимание уделяется не только импортозамещению, но и развитию экспорта [13, с. 139] (Korshunov, Kotovskaya, 2021, р. 139).
Отечественные производители нуждались в экспорте [23, с. 337; 30, с. 113] (Salikov, Isaenko, 2018, р. 337; Sokolov, Bazhanov, 2020, р. 113), в т.ч. вследствие импортных предпочтений российских потребителей [18, с. 1005–1006] (Novikov, Vasilyuk, Gurba, Kozenko, 2019, р. 1005–1006). Российский рынок был насыщен в большой части импортной техникой (пример – сельхозтехника [15, с. 52] (Kuzmin, Goryacheva, 2018, р. 52)). Когда же импорт ограничивался, росло не только производство, но и экспорт (пример – легковые автомобили [26, с. 28] (Stepanov, Pletnyov, 2022, р. 28)).
Экспорту может содействовать международное партнерство [12, с. 90] (Evtodeva, Danilin, 2018, р. 90). К 2021 г. установилась связка части экспорта российского машиностроения с поступившими иностранными инвестициями [9, с. 62] (Vershinin, Kirichek, 2021, р. 62), когда импорт замещается локализующимися производствами. Может переноситься и опыт организации бизнес-процессов [2, с. 54] (Andreeva, Glukhikh, Myslyakova, 2018, р. 54). Проведенный ранее авторами анализ позволил заключить, что в результате экспорт автомобилей зависим от импорта комплектующих. В литературе показано: конечный экспорт даже высокотехнологичной экономики может предполагать промежуточный импорт комплектующих [24, с. 75] (Sapir, Vasilchenko, 2021, р. 75).
Встречается и сопоставление экспорта с импортом и производством. Сопоставляется динамика производства и экспорта – в регионах с экспортно ориентированным машиностроением, но в относительно небольшом числе регионов [7, с. 323–324] (Borisov, Pochukaeva, Balagurova, Orlova, Pochukaev, 2020, р. 323–324). И наоборот, исследуются эффекты для экспорта от инновационно ориентированных инвестиций в производство [5, с. 386, 388, 390] (Borisov, Pochukaeva, 2020, р. 386, 388, 390). Соотнесение импорта с экспортом используется при построении интегрального индекса [14, с. 770–771] (Krivenko, Epaneshnikova, 2020, р. 770–771). Экспорт и импорт сравниваются, но по укрупненной структуре [10, с. 8–9] (Degtyarev, Makhmutov, 2020, р. 8–9). В частности, лишь в разрезе агрегированных товарных групп МОиТС и лишь в целом для России и в целом за диапазон лет [6, с. 11–12] (Borisov, Pochukaeva, 2021, р. 11–12).
Таким образом, товарное наполнение как импортозависимости, так и экспортной специализации страны в части МОиТС в литературе изучается, но лишь в укрупненном разрезе либо по выборочной подотрасли и выборочной группе регионов. При этом отмечается взаимное содействие между импортозамещением и развитием экспорта, и для ряда случаев – зависимость экспорта от импорта. В то же время соотнесение импорта с производством и экспортом МОиТС в товарном разрезе остается релевантным. Это актуализирует поставленную цель исследования.
Данные и методы. Анализ импортозависимости и случаев экспортной специализации российской экономики, согласно поставленной цели, осуществлялся путем расчета по стране для МОиТС в разрезе отдельных товарных групп и позиций – отношений «импорт/производство» и «импорт/экспорт» на основе данных 2018–2020 гг. (так как данные о производстве на момент проведения исследования были опубликованы только по 2020 г.). Данные о производстве брались из публикации Росстата, а об импорте и экспорте – из сервиса гибких статистических запросов ФТС России и информационной системы «Ru-Stat»: задание товаров осуществлялось по кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Более подробно особенности взятия данных приведены в примечании к таблице 1. Среди результатов осуществлялся поиск наиболее импортонезависимых случаев. Товарные позиции сравнивались по данному критерию.
Методом сравнения выявлялись ведущие по экспорту отдельных товаров федеральные округа страны, и для них рассчитывалось отношение «импорт/экспорт», которое сравнивалось с общим по стране.
Результаты. Запланированное методическое обеспечение анализа было применено. Результаты анализа приведены в таблице 1. Особенности взятия данных, влияющие на интерпретацию результатов, приведены в качестве примечаний к таблице 1 (после нее). Пояснение и анализ таблицы размещены в разделе статьи «Обсуждение».
Таблица 1
Отношение российского импорта МОиТС* в разрезе отдельных групп и позиций к объему их производства и к объему экспорта (в т.ч. в федеральных округах), 2018–2020 гг.
Товарная группа / позиция (код ТН ВЭД
ЕАЭС)
|
Показатель
|
Россия
|
Федеральный округ – лидер экспорта 2020 г.
| |||||
2018
|
2019
|
2020
|
Округ – доля (в ряде случаев справочно:
следующий округ1)
|
2018
|
2019
|
2020
| ||
Механическое
оборудование (84), в т.ч.
|
И/Э2,
кратность
|
4,7
|
4,8
|
5,1
|
ЦФО
– 46% (ПФО – 28%)
|
5,2
|
5,5
|
6,7
|
Турбины паровые (8406)
|
И/Пр-во2,
дол./кВт3
|
6,6
|
18,0
|
6,2
|
УФО
– 29%
|
–
| ||
И/Э
|
0,1
|
0,5
|
0,6
|
0,1
|
0,2
|
0,3
| ||
Турбины газовые, кроме «турбо-» (8411 8(1+2))
|
И/Пр-во,
дол./кВт
|
205
|
160
|
243
|
ЦФО
– 57% (ПФО – 14%4)
|
–
| ||
И/Э
|
1,3
|
1,0
|
3,5
|
1,2
|
1,1
|
3,0
| ||
Компьютеры
и их части (847(1+330))
|
И/Пр-во
|
12
|
12
|
10
|
ЦФО
– 72% (СЗФО – 11%4)
|
–
| ||
И/Э
|
20
|
15
|
34
|
22
|
20
|
41
| ||
Холодильники
и морозильники (8418) (производство взято только по бытовым)
|
И/Пр-во5
|
0,7
|
0,7
|
0,9
|
ЦФО
– 71% (ПФО – 12%4)
|
–
| ||
И/Э
|
2,4
|
2,5
|
2,4
|
2,3
|
2,4
|
2,2
| ||
Машины стиральные (производство взято только по бытовым) (8450)
|
И/Пр-во5
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
ЦФО
– 83% (ПФО – 8%4)
|
–
| ||
И/Э
|
0,8
|
0,8
|
0,9
|
0,7
|
0,7
|
0,8
| ||
Рыхлители
и культиваторы (8432 29 10) (произв-во взято только по культиваторам)
|
И/Пр-во5
|
8,7
|
5,4
|
3,5
|
СФО
– 48%
|
–
| ||
И/Э
|
14
|
11
|
6
|
0,9
|
0,4
|
0,1
| ||
Комбайны зерноуборочные (8433 51)
|
И/Пр-во5
|
0,4
|
0,1
|
0,2
|
ЮФО
– 92%
|
–
| ||
И/Э
|
1,2
|
0,8
|
2,0
|
0,2
|
0,1
|
0,2
| ||
Станки
металлорежущие (845(8+9))
|
И/Пр-во5
|
16
|
13
|
15
|
ЦФО
– 53% (УФО – 16%4)
|
–
| ||
И/Э
|
18
|
16
|
15
|
25
|
23
|
16
|
Продолжение таблицы 1
| |||||||||
Товарная группа / позиция (код ТН ВЭД
ЕАЭС)
|
Показатель
|
Россия
|
Федеральный округ – лидер экспорта 2020 г.
| ||||||
2018
|
2019
|
2020
|
Округ – доля (в ряде случаев справочно:
следующий округ2)
|
2018
|
2019
|
2020
| |||
в
т.ч. токарные с ЧПУ (8458 11)
|
И/Пр-во5
|
3,6
|
4,0
|
1,9
|
ЦФО
– 77% (СЗФО – 16%4)
|
–
| |||
И/Э
|
19
|
37
|
28
|
68
|
36
|
23
| |||
Станки
деревообрабатывающие (8465)
|
И/Пр-во5
|
56
|
67
|
86
|
ЦФО
– 47% (СЗФО – 28%)
|
–
| |||
И/Э
|
30
|
25
|
25
|
37
|
22
|
27
| |||
Электрическое
оборудование (85), в т.ч.
|
И/Э
|
6,0
|
5,3
|
6,9
|
ЦФО
– 51% (ПФО – 16%)
|
8,1
|
6,2
|
9,9
| |
Электродвигатели
переменного тока многофазные от 750 Вт до 75 кВт (8501 52 (2+3))
|
И/Пр-во,
дол./шт.
|
756
|
815
|
795
|
ЦФО
– 46% (СЗФО – 24%4)
|
–
| |||
И/Э
|
8,0
|
7,3
|
9,4
|
8,7
|
6,2
|
10,1
| |||
Электродвигатели
переменного тока, многофазные, более 75 кВт (8501 53)
|
И/Пр-во5
|
0,76
|
0,85
|
0,78
|
СЗФО
– 34%
|
–
| |||
И/Э
|
2,4
|
2,0
|
2,5
|
0,6
|
0,9
|
1,4
| |||
Электрочайники
(8516 71)
|
И/Пр-во5
|
18
|
19
|
14
|
ЦФО
– 78% (СЗФО – 19%4)
|
–
| |||
И/Э6
|
8,0
|
8,6
|
7,8
|
7,4
|
7,9
|
7,5
| |||
Железнодорожные
МОиТС (86), в т.ч.
|
И/Э
|
0,6
|
1,1
|
0,9
|
ЦФО
– 55% (ПФО – 18%)
|
0,8
|
1,3
|
1,1
| |
Электровозы магистральные (8601 10)
|
И/Пр-во5
|
0,03
|
0,05
|
0,04
|
ЮФО
– 96%
|
–
| |||
И/Э
|
0,1
|
1,4
|
0,1
|
0,003
|
0,257
|
0,007
| |||
Вагоны пассажирские (8605) (И и Э – в т.ч. багажные)
|
И/Пр-во5
|
0,04
|
0,02
|
0,01
|
ЦФО
– 99%
|
–
| |||
И/Э
|
0,11
|
0,04
|
0,00
|
0,03
|
0,01
|
0,0005
| |||
Вагоны грузовые (8606) (Пр-во взято только по ширококолейным)
|
И/Пр-во5
|
0,03
|
0,08
|
0,05
|
ПФО
– 42%
|
–
| |||
И/Э
|
0,20
|
0,53
|
0,52
|
0,005
|
0,06
|
0,004
| |||
Прочий наземный
транспорт (87), в т.ч.
|
И/Э
|
5,6
|
5,1
|
5,3
|
ПФО
– 33%
|
2,0
|
1,4
|
1,3
| |
Тракторы
для с/х и лесного хоз-ва (8701 9(1+2+3+4+5)) (произв-во – только для с/х)
|
И/Пр-во5
|
3,1
|
3,7
|
3,2
|
СЗФО
– 82%
|
–
| |||
И/Э
|
9,2
|
10,9
|
11,1
|
2,5
|
2,9
|
2,5
| |||
Окончание таблицы 1
| |||||||||
Товарная группа / позиция (код ТН ВЭД
ЕАЭС)
|
Показатель
|
Россия
|
Федеральный округ – лидер экспорта 2020 г.
| ||||||
2018
|
2019
|
2020
|
Округ – доля (в ряде случаев справочно:
следующий округ2)
|
2018
|
2019
|
2020
| |||
Тракторы
гусеничные (8701 30)
|
И/Пр-во5
|
0,8
|
0,7
|
0,8
|
ЮФО
– 36%
|
–
| |||
И/Э
|
11,2
|
9,1
|
11,7
|
0,04
|
0,15
|
0,00
| |||
Автобусы
(из 8702
взяты
субпозиции, касающиеся автобусов)
|
И/Пр-во,
дол./шт.
|
340
|
198
|
769
|
ПФО
– 99%
|
–
| |||
И/Э
|
17
|
нет
Э
|
81
|
нет
Э; И в 2,7 раза больше Э 2020 г.
|
нет
Э и И
|
1,2
| |||
Автомобили
легковые (8703)
|
И/Пр-во5
|
0,19
|
0,20
|
0,19
|
ЦФО
– 46% (СЗФО – 32%)
|
–
| |||
И/Э
|
5,6
|
4,9
|
5,5
|
10,9
|
9,0
|
11,4
| |||
Автомобили
грузовые (8704)
|
И/Пр-во5
|
0,17
|
0,19
|
0,17
|
ПФО
– 57%
|
–
| |||
И/Э
|
1,7
|
2,0
|
2,0
|
0,4
|
0,3
|
0,2
| |||
Суда
(89), в т.ч.
|
И/Э
|
0,8
|
3,6
|
2,7
|
СЗФО
– 58%
|
0,3
|
2,4
|
0,9
| |
Прогулочные
или спортивные (8903)
|
И/Пр-во5
|
12,6
|
14,5
|
14,4
|
СЗФО
– 34%
|
–
| |||
И/Э6
|
7,5
|
1,9
|
5,9
|
4,3
|
3,0
|
5,0
| |||
Инструменты и
аппараты (90)
|
И/Э
|
3,8
|
4,0
|
5,5
|
ЦФО
– 64% (ПФО – 13%)
|
4,7
|
4,9
|
6,3
| |
*МОиТС – машины, оборудование и транспортные средства.
1Приведено в ряде случаев, и только тогда, когда лидирует ЦФО.
2И – импорт, Э – экспорт, Пр-во – производство. Размерность: число раз, если не приведено иное.
3Здесь и далее: для строки «Импорт/Производство» в случае отсутствия сопоставимого / опубликованного натурального выражения импорта – он брался в стоимостном выражении.
4Рассчитано на основе данных в стоимостном выражении из [1; 28].
5Рассчитано на основе данных в натуральном выражении из [20; 28].
6Превышение отношением «Импорт / Производство» – отношения «Импорт / Экспорт» – можно прокомментировать тем, что первое отношение рассчитано на основе натуральных значений импорта и производства, а второе – на основе стоимостных значений. Превышение может иметь место, к примеру, если международная средняя цена производимых страной изделий – выше, чем средняя цена ввозимых в страну изделий.
Цветом выделены позиции, где в целом по России импорт по крайней мере в один из рассматриваемых годов не превышал экспорт.
В случаях, где источник отдельно не приведен, рассчитано на основе данных о внешней торговле в стоимостном выражении и данных о производстве в натуральном выражении (кроме 8471 и 847330, по которым – в стоимостном) из [1; 20; 25].
Обсуждение. Характер публикуемых данных позволил рассчитать отношение импорта к объему производства только для отдельных товарных позиций, но не для групп. Для ряда товарных позиций успешным стал 2019 г.: соотношение улучшилось в пользу производства. Это культиваторы, токарные станки по металлу с ЧПУ, электрочайники, пассажирские вагоны. По наблюдавшейся величине соотношения рассмотренные МОиТС могут быть подразделены по трем категориям:
- наибольший успех в преодолении импортозависимости (где производство превышало импорт) из рассмотренных позиций наблюдается по электровозам (0,03–0,05) и вагонам (до 0,08); автомобилям, как легковым, так и грузовым (0,2); зерноуборочным комбайнам (0,1–0,4), гусеничным тракторам (0,7–0,8), стиральным машинам (0,2–0,3) и холодильникам (0,7–0,9), электродвигателям свыше 75 кВт (0,8–0,9) (табл. 1). Однако нужно отметить, что автомобили, стиральные машины и холодильники производились в т.ч. на иностранных локализованных в России производствах;
- в большей степени производство уступало импорту в случае рыхлителей и культиваторов (коэффициент – 3,5 в 2020 г., но производство взято только по культиваторам), токарных станков по металлу с ЧПУ (1,9 в 2020 г.), тракторов для сельского и лесного хозяйства (3,2 в 2020 г., но производство взято только для сельского хозяйства);
- наибольшее превышение со стороны импорта наблюдалось по компьютерам (коэффициент – 10 раз в 2020 г.), металлорежущим станкам в целом (наименьший коэффициент – 13 в 2019 г.), электрочайникам (14 в 2020 г.), прогулочным/спортивным судам (12,6 в 2018 г.), деревообрабатывающим станкам (56 в 2018 г.) (табл. 1).
Ввод в анализ показателя экспорта позволяет узнать соотношение между отечественными достижениями и размером импорта в масштабах товарных групп и большего числа отдельных позиций. По большинству товарных групп и рассмотренных позиций импорт превышает экспорт. Но в некоторых случаях – наоборот. Сюда относятся паровые турбины (коэффициент: 0,1–0,6); газовые турбины (1,0 в 2019 г.); стиральные машины (0,2–0,3); комбайны (1,0 в 2019 г.); железнодорожные МОиТС в целом (0,6 и 0,9 в 2018 и 2020 гг.), в т.ч. электровозы (0,1 в 2018 и 2020 гг.), вагоны пассажирские (0,00–0,11 в 2018–2020 гг.) и грузовые (0,20–0,53); суда в целом (0,8 в 2018 г.). Еще в ряде случае превышение импорта над экспортом – не выше двух раз. Сюда относятся газовые турбины (1,3 в 2018 г.); комбайны (1,2 и 2,0 в 2018 и 2020 гг.); электродвигатели свыше 75 кВт (2,0 в 2019 г.); железнодорожные МОиТС в целом (1,1 в 2019 г.), в т.ч. электровозы (1,4 в 2019 г.); грузовые автомобили (1,7–2,0 в 2018–2020 гг.) (табл. 1).
Часть этих наименее импортозависимых случаев, выявленных за счет ввода показателя экспорта, уже была идентифицирована через соотнесение импорта с производством. Вместе с тем выявились и новые случаи: турбины паровые и газовые, железнодорожные МОиТС в целом, суда в целом.
Для анализа региональной картины по каждой из товарных позиций были выявлены федеральные округа, ведущие по экспорту 2020 г., и для них оценено соотношение импорта и экспорта. Оно показало относительную степень импортозависимости и одновременно неоиндустриальной экспортной специализации (НЭС) округов. По большей части из рассмотренных позиций ведущим экспортером выступает ЦФО: по гр. 84 (46% экспорта страны 2020 г.), 85 (52%), 86 (55%), 90 (64%). Но другие округа тоже вносят весомый вклад, о чем свидетельствует то, что доля ЦФО незначительно превышает ½. По гр. 84 доля ПФО составила 28%, по гр. 85–86–16–18%, по позиции 8465 доля СЗФО составила 28%. Также другие округа лидируют по части из рассмотренных позиций: 8406 (УФО – 29% экспорта страны 2020 г.), 84322910 (СФО – 48%), 843351 (ЮФО – 92%), 850153 (СЗФО – 34%), 860110 (ЮФО – 96%), 8606 (ПФО – 42%), гр. 87 (ПФО – 33%), 87019(1+…+5) (СЗФО – 82%), 870130 (ЮФО – 36%), гр. 89 (СЗФО – 58%) (табл. 1).
Лидерство ЦФО можно объяснить не только размещением производств, но и тем, что столичный регион администрирует множество системообразующих производств страны, их сбыт и снабжение, а также множество чисто торговых потоков страны. ЦФО несет большую нагрузку не только по организации экспорта производств страны, но и по закупке импорта и распределению его по стране. Об этом свидетельствует то, что показатель «импорт/экспорт» во многих из рассмотренных случаях у ЦФО, несмотря на его лидерство в экспорте, не ниже (и даже выше), чем по стране в целом. Так, по компьютерам и их частям И/Э у ЦФО был 41 при 34 по стране в целом, по электрооборудованию – 9,9 при общестрановом 6,9, по железнодорожным МОиТС – 1,1 при общестрановом 0,9, по инструментам и аппаратам (гр. 90) – 6,3 при общестрановом 5,5. Исключение – лишь грузовые вагоны.
В этом плане другие федеральные округа отличаются от ЦФО: ведущая экспортная позиция МОиТС не привязана к ведущей импортной. Так, по культиваторам ведущий СФО имеет показатель И/Э 0,1 в 2020 г. при общестрановом 6; по комбайнам – ЮФО – 0,2 при общестрановом 2,0; по электродвигателям свыше 75 кВт – СЗФО – 1,4 при общестрановом 2,5; по электровозам – ЮФО – 0,007 при общестрановом 0,1; по наземному транспорту – ПФО – 1,3 при общестрановом 5,3; по сельхозтракторам – СЗФО – 2,5 при общестрановом 11,1; по гусеничным тракторам – ЮФО – 0,0 при общестрановом 11,7; по судам – СЗФО – 0,9 при общестрановом 2,7 (табл. 1).
Заключение
Итак, анализ опубликованной статистики показал, что на фоне высокой импортозависимости российской экономики по МОиТС существует внутриотраслевая специфика ее преодоления. В частности, хотя по большинству рассмотренных товарных групп и позиций МОиТС импорт превышает производство, но в некоторых случаях – наоборот (в отдельные годы: по электровозам и вагонам, автомобилям, комбайнам, гусеничным тракторам, стиральным машинам и холодильникам, электродвигателям свыше 75 кВт). Ввод в анализ показателя экспорта позволяет узнать соотношение между отечественными достижениями и масштабом импорта в разрезе товарных групп и большего числа отдельных позиций. Так, экспорт превышает импорт в отдельные годы по турбинам, стиральным машинам, комбайнам, железнодорожному оборудованию, судам. И еще в ряде случаев импорт превышает экспорт не более чем в 2 раза. Ввод показателя экспорта в анализ позволил выявить дополнительные случаи успеха отечественной продукции относительно импортной.
По большей части из рассмотренных товаров ведущим экспортером выступает ЦФО, но и другие округа тоже вносят весомый вклад. Очевидно, администрирование столичным регионом многих системообразующих производств и торговых потоков страны возлагает на ЦФО как экспортную, так и импортную нагрузку, в связи с чем И/Э у него выше, чем по стране в целом. Прочие округа – лидеры экспорта по своему товару имеют относительно низкий показатель И/Э. Это отражает региональные центры относительного успеха в преодолении импортозависимости и в НЭС, отражает потенциальные укрупненные направления развития НЭС российской экономики в региональном разрезе – каркас НЭС.
Таким образом, проведенный анализ отражает макрорегиональные центры относительного успеха в преодолении импортозависимости и в НЭС.
Это подтверждает предложенную гипотезу: в российской экономике есть внутриотраслевые случаи успеха в снижении импортозависимости, и использование показателя экспорта дополняет анализ этого, иллюстрируя наиболее импортонезависимые товарные позиции, которые в значительной степени относительно импорта страны объемах – не только производятся страной, но и имеют конкурентоспособность на внешнем рынке. Анализ соотношения импорта с экспортом предоставляет вторую «ступень» оценки успеха преодоления импортозависимости (отражает «усиленный» успех) – и одновременно оценивает степень экспортной специализации.
На базе анализа можно предложить направления снижения импортозависимости по МОиТС и развития экспортной специализации производства МОиТС:
- освоение производства моделей гражданской техники, производившейся в СССР: автомобилей, бытовой техники (стиральных машин), – без оснащения компьютерами, что снизит проблему зависимости данных производств от импорта полупроводников. Конкурентным преимуществом такой продукции, в т.ч. на рынках развивающихся стран, будет выступать ее долговечность (в т.ч. за счет упрощения оборудования), которой была известна техника СССР, а также более низкая цена (за счет отказа от компьютеров). Для изменения моделей выпускаемых двигателей с зарубежными комплектующими целесообразен прием предложений от опытных пользователей (с предоставлением действующего образца; возможно, за вознаграждение);
- содействие переориентации части ресурсов многочисленных производств автомобилей на производство сельхозтехники и станков (обоснование: производств автомобилей много – только по специнвестконтрактам с иностранным участием – 14; вместе с тем немалая часть легковых автомобилей эксплуатируется в городах не в режиме первостепенных товаров и может быть заменена общественным транспортом);
- содействие переориентации ресурсов производства телевизоров и электрочайников на производство более первостепенного электрооборудования, компьютеров для «умных» промышленных процессов (аргументация: станки и промышленные компьютеры более первостепенны; тогда как телевизоры заменяемы радиоприемниками);
- «машиностроительное освоение» азиатской части страны. Производство МОиТС 2020 г. преимущественно было обеспечено ЦФО, ПФО и СЗФО (в сумме – 81,0% от российского объема), тогда как на УФО, СФО и ДФО пришлось лишь 14,9% (соотношение экспорта МОиТС: 79,5% и 17,1%). Еще меньше пришлось на ЮФО и СКФО, однако они несут большую сельскохозяйственную нагрузку. При этом на ЦФО, ПФО и СЗФО приходится 57,8% общероссийской численности рабочей силы, тогда как на УФО, СФО и ДФО – 25,3% (2020 г.) (рассчитано по [1, 20, 21]).
Ограничение проведенного исследования в том, что отношение импорта к производству рассчитывалось на основе натуральных значений, а к экспорту – стоимостных.
Теоретическая значимость и новизна результатов анализа состоят в том, что они развивают методический аппарат оценки импортозависимости экономики посредством ввода в него сопоставления импорта с экспортом; а также развивают методический аппарат оценки уровня НЭС страны и ее регионов посредством ввода в него показателя импорта.
Результаты могут быть использованы в оценке как уровня импортозависимости, так и уровня экспортной специализации страны и ее макрорегионов для отдельно взятой товарной категории.
References:
Andreeva E.L., Glukhikh P.L., Myslyakova Yu.G. (2018). Biznes-strategii uchastiya kompanii v predprinimatelskikh ekosistemakh [A company’s business strategies for participating in ecosystems]. The Manager. 9 (6). 49-57. (in Russian). doi: 10.29141/2218-5003-2018-9-6-5.
Astashova Yu.V., Okolnishnikova I.Yu., Gatilova O.N. (2021). Marketingovyy analiz rynka tekhnologicheskogo oborudovaniya dlya otechestvennoy lesozagotovitelnoy promyshlennosti [Marketing analysis of the technological equipment market for the Russian logging industry]. Vestnik Universiteta. (6). 70-76. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2021-6-70-76.
Bazhanov V.A., Oreshko I.I., Veselaya L.S. (2020). Otsenka eksportnyh vozmozhnostey mashinostroeniya v Rossii [Assessment of the export potential of Russian engineering]. World of economics and management. 20 (1). 5-19. (in Russian). doi: 10.25205/2542-0429-2020-20-1-5-19.
Borisov V.N., Pochukaeva O.V. (2020). Innovatsionno-nasyshchennye investitsii v mashinostroenii: vneshneekonomicheskie effekty [Innovation-rich investments in mechanical engineering: external economic effects]. Scientific works Institute for Economics and Forecasting RAS. (18). 380-394. (in Russian). doi: 10.47711/2076-318-2020-380-394.
Borisov V.N., Pochukaeva O.V. (2021). Razvivayushchee importozameshchenie kak sledstvie rosta konkurentosposobnosti investitsionnoy tekhniki [Developing import substitution as a result of the growth of the competitiveness of investment equipment]. Razvitie territoriy. (2(24)). 10-18. (in Russian). doi: 10.32324/2412-8945-2021-2-10-18.
Borisov V.N., Pochukaeva O.V., Balagurova E.A., Orlova T.G., Pochukaev K.G. (2020). Model eksportno-orientirovannogo razvitiya rossiyskogo mashinostroeniya [Model of export-oriented development of russian mechanical engineering]. Scientific works Institute for Economics and Forecasting RAS. (18). 316-326. (in Russian). doi: 10.47711/2076-318-2020-316-326.
Degtyarev A.N., Makhmutov A.Kh. (2020). Perspektivy razvitiya eksportnogo potentsiala Rossiyskoy Federatsii [Prospects for the development of export potential of the Russian Federation]. Ufimskiy gumanitarnyy nauchnyy forum. (1(1)). 15-26. (in Russian).
Drobot E.V., Gudovich G.K., Makarov I.N., Bakhmutskaya V.S. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii i Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy [Economic security of Russia and the Eurasian Economic Union in terms of sanctions]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1671-1682. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
Evtodeva M.G., Danilin I.V. (2018). Mezhdunarodnaya kooperatsiya v grazhdanskom aviastroenii Rossii v usloviyakh sanktsiy [International cooperation in Russian civil aircraft industry under sanctions]. World Economy and International Relations. 62 (8). 88-96. (in Russian). doi: 10.20542/0131-2227-2018-62-8-88-96.
Khrustalyov E.Yu., Slavyanov A.S. (2018). Importozavisimost kak ugroza innovatsionnomu razvitiyu otechestvennoy promyshlennosti [Dependence on imports as a threat to innovative development of home industry]. Economic analysis: theory and practice. 17 (6(477)). 1000-1113. (in Russian). doi: 10.24891/ea.17.6.1000.
Korshunov A.M., Kotovskaya M.G. (2021). Problemy i perspektivy razvitiya sudostroeniya v Rossii [Problems and prospects of shipbuilding development in Russia]. Ekspluatatsiya morskogo transporta. (4(101)). 138-142. (in Russian). doi: 10.34046/aumsuomt101/20.
Krivenko N.V., Epaneshnikova D.S. (2020). Importozameshchenie kak instrument stabilizatsii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Import substitution as a stabilisation tool for the socio-economic development of regions]. Economy of the region. 16 (3). 765-778. (in Russian). doi: 10.17059/ekon.reg.2020–3-7.
Kuzmin V.N., Goryacheva A.V. (2018). Eksport rossiyskoy selskokhozyaystvennoy tekhniki: aktualno ili prezhdevremenno? [Export of Russian agricultural machinery: is it high time or too soon for it?]. Vestnik FGOU VPO «Moskovskiy gosudarstvennyy agroinzhenernyy universitet imeni V.P. Goryachkina». (5(87)). 51-56. (in Russian). doi: 10.26897/1728‑7936‑2018‑5-51-56.
Litvinov E.A., Savinov Yu.A., Taranovskaya E.V. (2021). Importozameshchenie v Rossii: tekushchee sostoyanie i perspektivy [Import substitution in Russia: current state and prospects]. The World Economics. (5). 324-334. (in Russian). doi: 10.33920/vne-04-2105-01.
Maltsev A.A., Mordvinova A.E. (2019). Revitalizatsiya staropromyshlennyh regionov: zarubezhnyy opyt [Old industrial areas revitalization: foreign experience]. World Economy and International Relations. 63 (7). 40-48. (in Russian). doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-7-40-48.
Novikov A.A., Vasilyuk D.I., Gurba A.V., Kozenko K.Yu. (2019). Perspektivy importozameshcheniya na rynke dozhdevalnoy tekhniki [Prospects for import substution on the rainmaking equipment market]. Business. Education. Law. (4(49)). 184-189. (in Russian). doi: 10.25683/VOLBI.2019.49.439.
Odegov Yu.G., Garnov A.P., Loginova E.V. (2018). Zadachi i perspektivy razvitiya otechestvennogo stankostroeniya kak yadra vysokotekhnologichnogo sektora ekonomiki Rossii [Tasks and prospects of development of the domestic machine tool industry as the core of the high-tech sector of the Russian economy]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (4(100)). 79-86. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2018-4-79-86.
Rastvortseva S.N., Snitko L.T. (2020). Regional specialization and agglomeration effects in the Russian economy Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 13 (3). 46-58. doi: 10.15838/esc.2020.3.69.4.
Rozhkov A.A., Sukachev A.B., Karpenko S.M. (2017). Importozavisimost v ugolnoy promyshlennosti i perspektivy importozameshcheniya gorno-shakhtnogo oborudovaniya [Dependence of the coal industry on imports and prospects of mining equipment import substitution]. Mining. (2(132)). 25. (in Russian).
Salikov Yu.A., Isaenko M.I. (2018). Kontseptualnyy podkhod k razvitiyu protsessa aktivnogo importozameshcheniya [Conceptual approach to the development of an active process of import substitution]. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 80 (1(75)). 335-340. (in Russian). doi: 10.20914/2310-1202-2018-1-335-340.
Sapir E.V., Vasilchenko A.D. (2021). Tendentsii razvitiya eksporta promezhutochnyh produktov transportnogo mashinostroeniya kak indikator protivostoyaniya regionalizma i globalizma v NAFTA [The intermediates exports evolution in nafta transport engineering in the context of regionalism vs globalism opposition]. Theoretical economy. (2(74)). 73-80. (in Russian).
Sokolov A.V., Bazhanov V.A. (2020). Manufacturing industries in the Siberian macroregion under current challenges Studies on Russian Economic Development. 31 (1). 79-84. doi: 10.1134/S1075700720010153.
Stepanov E.A., Pletnyov D.A. (2022). Traektorii eksportnyh strategiy predpriyatiy rossiyskogo transportnogo mashinostroeniya [Trajectories of export strategies in russian transport engineering enterprises]. Π-Economy. 15 (1). 19-34. (in Russian). doi: 10.18721/JE.15102.
Vartanova M.L., Osadchaya G.I. (2018). Puti realizatsii politiki importozameshcheniya v ramkakh ekonomicheskogo sotrudnichestva so stranami EAES [Ways of implementing the import substitution policy in the framework of economic cooperation with the EAEU countries]. Gosudarstvennyy sovetnik. (3(23)). 10-15. (in Russian).
Vershinin A.A., Kirichek M.O. (2021). Sovremennoe sostoyanie i eksportnaya aktivnost predpriyatiy otechestvennogo mashinostroeniya [Current state and export activity of domestic mechanical engineering enterprises]. Elektronnaya tekhnika. Seriya 1: SVCh-tekhnika. (3(550)). 60-65. (in Russian).
Страница обновлена: 08.04.2025 в 22:18:21