Modern regulation concepts of the training system development in the digital economy

Simchenko N.A.1, Anisimova N.Yu.1
1 Институт экономики и управления (структурное подразделение) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 2 (February 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48122559
Cited: 5 by 07.12.2023

Abstract:
The scientific article reflects the results of the study in the field of training system development amidst digital production and labour relations. The role and importance of continuing education is reflected; its impact on the social status and well-being of an employee is assessed. The motives for vocational training in labour activity are considered. The necessity and limits of state regulation of the system of additional professional education are studied. The need for the formation and implementation of state regulators for the organization of training in the digital economy is substantiated. An assessment of the educational potential of the Republic of Crimea was carried out. The economic efficiency of its use for different options for the time limit for vocational training was calculated. Conceptual directions for training system development in the digital economy with the use of regulators of social, labour, educational and tax policies are proposed. The multiplier effect of budget investments due to the adoption of balanced management decisions by executive authorities and the maximum use of the educational potential of the national and regional labour market is substantiated.

Keywords: personnel training, lifelong education, digital transformation, public administration, government regulators, educational potential, multiplier effect

JEL-classification: I26, J24, O31, M53



Введение. Постоянное самообучение и самосовершенствование становится насущной необходимостью каждого современного человека. Эта аксиома продиктована стремительной динамикой всех общественных процессов, включая ее важнейшую часть – трудовую деятельность. Цифровая трансформация экономики многократно повысила требования к компетенциям специалистов во всех отраслях, обуславливая переход от единократно полученного профессионального образования к концепции непрерывного обучения индивида в течение всей его жизни.

Высокая квалификация в системе производственно-трудовых отношений преимущественно имеет прямую корреляцию с уровнем заработной платы, благосостоянием и социальным статусом работника. Тем не менее удельный вес персонала, постоянно повышающего уровень своих знаний, умений и навыков, не превышает в его совокупной численности 10,0% [1] (Anisimova, 2021). При этом, как свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики, свыше 50,0% россиян работают не по специальности; в группе людей с низким уровнем образования этот показатель составляет от 67,0 до 72,0% [2] (Alekseichuk, Strekalova, 2019).

Отсутствие мотивации к непрерывному образованию приводит работников к профессиональной деградации [3–5] (Baranov, 2020; Whitfield, Dresser, Magoffin, Wilby, 2021; Kochneva, 2021), которая отражается не только на их карьерном росте, но и на эффективности деятельности предприятий и организаций. Многие субъекты хозяйствования также заинтересованы в дополнительном обучении персонала лишь номинально, в свободное от производственного процесса время и за счет личных средств сотрудников [6, 7] (Putikhin, 2013; Loginov, 2021).

Возможности решения данного противоречия содержатся в государственных регуляторах организации подготовки кадров, научное обоснование формирования которых и стало целью данной статьи.

Материалы и методы. Вопросы государственного регулирования организации подготовки кадров находятся в центре внимания достаточно большого числа ученых. Так, М. А. Любарская, Е. Г. Бондарь и С. Н. Данилова исследуют нормативно-правовые аспекты целевой подготовки кадров для приоритетных сфер экономики, выделяя как положительные, так и отрицательные стороны участия государства в этом процессе [8] (Liubarskaia, Bondar, Danilova, 2021). Н.С. Карцева рассматривает государственный заказ на подготовку и переподготовку кадров как «средство государственного регулирования удовлетворения потребностей национальной и региональной экономики в квалифицированных кадрах» [9] (Kartseva, 2020). Автор также предлагает к внедрению разработанную ей стабилизационно-мотивационную модель размещения государственного заказа подготовки специалистов в вузах на основе функционирования Единого портала вакансий и формирования прогноза потребности в рабочих кадрах.

Современные тенденции адаптации системы дополнительного профессионального образования к социально-экономическим условиям развития общества раскрывает в своей работе С.В. Барабанова. Исследуя эволюцию государственного влияния на процесс повышения квалификации и переподготовки кадров, автор отмечает, что «государство все еще ищет оптимальные пределы вмешательства в сферу ДПО, баланс между автономией образовательной деятельности за счет средств заказчика и интересами всего общества» [10] (Barabanova, 2015).

Правовое регулирование дополнительного профессионального образования в Российской Федерации, в том числе на примере аграрного сектора экономики, исследует и Е.А. Пыжова [11] (Pyzhova, 2021). К заслуживающим внимания наработкам автора в контексте исследуемой темы можно отнести утверждение о необходимости внесения изменений в действующую нормативно-законодательную базу в части обязательности прохождения периодического повышения квалификации в сфере своей деятельности всеми работниками.

В наибольшей степени государственное влияние на процесс непрерывного профессионального образования прослеживается в подготовке высшего административного звена, о чем свидетельствуют положения Постановления Правительства РФ «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» [12]. Как указывает Д.А. Савчук, формат Программы подготовки управленческих кадров России позволяет оптимизировать кадровую политику предприятий, нивелировать недостатки избыточного финансирования и завуалированной коррумпированности претендентов, снизить директивность процесса обучения [13] (Savchyuk, 2015).

Обобщая результаты проведенного анализа современных исследований в сфере регулирования организации подготовки кадров, можно констатировать, что большинство ученых сходятся во мнении о необходимости участия государства не только в процессе основного, но и дополнительного профессионального образования. При этом на нормативно-правовом уровне должна быть закреплена не только необходимость непрерывности обучения, но и действенные регуляторы организации подготовки профессиональных кадров.

Результаты. Важность введения государственных регуляторов в систему непрерывной подготовки кадров подтверждается возможным мультипликативным эффектом бюджетных инвестиций, запланированных в рамках реализации национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости» [14], «Образование» [15], «Цифровая экономика Российской Федерации» [16]. Не менее значимы для национальной и региональной экономики и социально-экономические результаты системы дополнительного профессионального образования, задействующей ее образовательный потенциал.

Так, оценка образовательного потенциала Республики Крым, проведенная по авторской методике (Simchenko, Anisimova, 2022) с применением различных вариантов лимита времени на обучение, свидетельствует, что ежегодная чистая прибыль от его реализации может составить от 21,0 млрд руб. (вариант θ5) до 82,2 млрд руб. (вариант θ2) [17]. Варианты лимита времени на обучение при этом имеют следующие количественные значения: θ1 – менее 10 часов в неделю; θ2 – от 10 до 20 часов в неделю; θ3 – от 20 до 30 часов в неделю; θ4 – от 30 до 40 часов в неделю; θ5 – свыше 40 часов в неделю.

Максимальный уровень чистой прибыли (82,2 млрд руб.) и рентабельности (102,3%) реализации образовательного потенциала Республики Крым достижим при условиях наличия у обучающихся лимита свободного времени в среднем на уровне от 10 до 20 часов в неделю. В этом варианте объем образовательного потенциала на одного обучающегося составит 125421,0 руб.

Таблица 1

Показатели оптимального плана реализации образовательного потенциала обучающихся Республики Крым с учетом лимита времени на обучение

Показатель
Вариант лимита времени на обучение
Откло-нение,
в %
θ1
θ2
θ3
θ4
θ5
Численность обучающихся, чел.
Мастер-класс
60290
20595
23808
29843
29900
293,0
Краткосрочные программы повышения квалификации
697600
625922
541256
385710
324342
215,0
Среднесрочные программы повышения квалификации
195224
333444
342637
298255
254960
176,0
Долгосрочные программы повышения квалификации (профессиональная переподготовка)
72716
139216
183926
288184
342870
472,0
Программы среднего профессионального образования
(колледж 9 кл.)
63377
36083
41712
64550
72757
202,0
Программы среднего профессионального образования
(колледж 11 кл.)
37983
21625
24999
34817
41424
192,0
Бакалавриат
29518
16806
19428
30064
33887
202,0
Магистратура
138088
101081
116851
162745
193627
192,0
Аспирантура
965
989
1143
1592
1993
207,0
Чистая прибыль, млн руб.
Республика Крым
51946,3
82189,8
71784,0
39101,7
21031,8
391,0
Уровень рентабельности, %
Республика Крым
46,5
102,3
79,2
31,7
14,9
687,0
Объем образовательного потенциала на одного обучающегося, руб.
Республика Крым
126241,0
125421,0
125372,0
125475,0
125528,0
101,0
Источник: составлено авторами.

С целью реализации в полном объеме рассчитанного эмпирическим путем образовательного потенциала Республики Крым необходимо совокупное влияние государственных регуляторов, представленных на рисунке 1. Как видно из его схемы, они включают три концептуальных направления государственной политики: социально-трудовое, образовательное и налоговое. Их реализация будет способствовать как более эффективному использованию трудовых ресурсов региона и страны в целом, так и принятию взвешенных управленческих решений исполнительных органов власти в сфере производственно-трудовых отношений. Кроме того, обязательность выполнения предлагаемых к внедрению мероприятий всеми институциональными участниками рынка труда приведет к росту совокупного интеллектуального капитала цифровой экономики на всех уровнях управления.

Рисунок 1. Государственные регуляторы организации подготовки кадров в цифровой экономике

Источник: составлено авторами.

Под уровнями управления в данном контексте понимается не только собственно региональный, но и национальный уровень, так как мероприятия социально-трудовой, образовательной и налоговой политики являются общефедеральными и внедряемыми во всех сферах и направлениях деятельности. Формирование единой государственной информационной системы непрерывного образования будет обеспечено благодаря цифровизации, позволяющей реагировать за запросы рынка труда в реальном времени.

Заключение. Современные концепты регулирования организации подготовки кадров в цифровой экономике должны базироваться на принципах непрерывности, всеобщности, диджитализации, персональности и доступности. Их эффективное выполнение в системе цифровых производственно-трудовых отношений возможно при условии формирования и эффективного внедрения государственных регуляторов, включающих мероприятия социально-трудовой, образовательной и налоговой политики. Реализация обоснованных направлений носит как административно-регулятивный, так и социально-экономический характер, включает нормативно-правовые и организационные методы.

Мультипликативный эффект предложенных государственных регуляторов организации подготовки кадров будет достигнут при взаимодействии таких институциональных участников рынка труда, как Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, а также Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Не меньшую роль в формировании национальной системы непрерывного профессионального образования должны играть и региональные органы исполнительной власти, корректирующие концепты государственной политики в соответствии с социально-экономическими условиями развития субъектов Российской Федерации. В целом их деятельность позволит адаптировать современную систему подготовки кадров к условиям цифровой трансформации и повысить уровень использования общенационального образовательного капитала.


References:

Alekseychuk S.E., Strekalova S.A. (2019). Statistika trudoustroystva po spetsialnosti vypusknikov vysshikh uchebnyh zavedeniy v Rossii [Employment statistics by specialty graduates of higher educational institutions in Russia] Science, education, society: trends and prospects of development. 189-191. (in Russian).

Anisimova N.Yu. (2021). Analiz sistemy nepreryvnoy podgotovki kadrov v tsifrovoy ekonomike [Analysis of the continuous training system in the digital economy]. Vestnik Instituta Druzhby narodov Kavkaza (Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaystvom). Ekonomicheskie nauki. (2(58)). 5. (in Russian).

Barabanova S.V. (2015). Pravovoe regulirovanie dopolnitelnogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii: novye tendentsii [Legal regulation of additional education in the Russian Federation: new trends]. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. (1(39)). 70-75. (in Russian).

Baranov E.G. (2020). Professionalnaya deyatelnost kak faktor degradatsii lichnosti [Professional activity as a personal degradation factor]. Human capital. (8(140)). 135-144. (in Russian). doi: 10.25629/hc.2020.08.13.

Kartseva N.S. (2020). Gosudarstvennyy zakaz na podgotovku kadrov kak instrument formirovaniya obrazovatelnogo potentsiala regionalnoy ekonomiki [The state order for preparation of personnel as a tool for forming the educational potential of the regional economy]. Ulletin of the Volzhsky University named after. V.N.. Tatishcheva. 2 (3(46)). 90-100. (in Russian).

Kochneva D.N. (2021). Motivatsiya personala kak glavnyy faktor preodoleniya soprotivleniya obucheniyu [Staff motivation as the main factor in overcoming resistance to learning] Modern management: problems and prospects. 673-676. (in Russian).

Loginov D.M. (2021). Dopolnitelnoe professionalnoe obrazovanie na starte trudovoy karery: praktiki, rezultativnost, plany [Complementary vocational education at the start of working career: practices, results, plans]. Cbornik trudov po problemam dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya. (40). 23-32. (in Russian).

Lyubarskaya M.A., Bondar E.G., Danilova S.N. (2018). O tselesoobraznosti gosudarstvennogo regulirovaniya tselevoy podgotovki kadrov dlya prioritetnyh sfer ekonomiki [About expediency of state regulation of target training for priority spheres of economy]. Innocentre. (4(21)). 311-318. (in Russian).

Putikhin Yu.E. (2013). Problemy ekonomicheskoy effektivnosti programm povysheniya proizvoditelnosti truda [Problems of economic efficiency of programs to increase labour productivity]. Journal of legal and economic studies. (2). 113-117. (in Russian).

Pyzhova E.A. (2021). Pravovoe regulirovanie dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v Rossii (na primere sistemy agropromyshlennogo kompleksa) [Legal regulation of additional professional education in Russia (on the example of the agro-industrial complex system)]. E-scio. (11(62)). 549-559. (in Russian).

Savchuk D.A. (2015). Sotsialnye tekhnologii v gosudarstvennom regulirovanii podgotovki upravlencheskikh kadrov [Social technologies in the government regulation of management training]. Sotsiologiya i pravo. (4(30)). 59-63. (in Russian).

Simchenko N.A., Anisimova N.Yu. (2022). Otsenka razvitiya sistemy trudovyh otnosheniy s primeneniem fraktalnoy teorii [Assessment of the development of the labor relations system using fractal theory]. Russian Journal of Labor Economics. 9 (1). (in Russian). doi: 10.18334/et.9.1.114114.

Whitfield K.M., Dresser J.D., Magoffin R., Wilby K.J. (2020). Maintaining and maximising motivation to progress scholarly work during challenges times – Reflections from the pandemic Currents in Pharmacy Teaching and Learning. 13 (3). 193-197. doi: 10.1016/j.cptl.2020.10.017.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 03:16:16