Tax mechanism of creative activity intensification in PPP projects and special economic zones: organizational, financial and legal aspects
Makarov I.N.1,2, Solovyeva V.V.3, Levchegov O.N.4, Krylova A.D.3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – Липецкий филиал
2 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
Download PDF | Downloads: 13 | Citations: 4
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 12 (december 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47943153
Cited: 4 by 24.01.2023
Abstract:
The work article devoted to the analysis of the PPP legal framework amidst the intensification of innovation and investment activities. The authors conclude that one of the promising areas of the PPP legal framework optimization is the development of sectoral incentives for innovation and investment activities similar in their legal structure to the system of incentives existing within special economic zones, with the replacement of the benefits territorial principle by the sectoral one.
The article may be useful to specialists in financial law, public-private partnership, graduate students and undergraduates of economic and legal sciences.
Keywords: tax law, tax, public-private partnership, investment, innovation
JEL-classification: L32, H22, O31
Введение
При формировании моделей развития экономики, согласно классическому и неклассическому подходам, формирование потенциала хозяйственного роста на основе инновационной и инвестиционной деятельности происходит «автоматически».
Так, Й.А. Шумпетер считал склонность к риску и способность к генерации инноваций неотъемлемыми атрибутами предпринимательской деятельности: именно за генерацию инноваций и «взятие» на себя риска ведения дела предприниматель и получает свою часть добавленной стоимости.
Однако подобное возможно при соблюдении следующих условий:
- при функционировании хозяйственной системы с высоким человеческим потенциалом – высоким качеством человеческого ресурса, при этом сопровождающимся таким редким свойством, как «предпринимательская способность» и способность к генерации инноваций – назовем это «креативный потенциал» населения территории (страны, региона);
- при распространении в обществе доминирующей культуры культа предпринимательства, побуждающей индивидов к ведению предпринимательской деятельности или технико-экономическому творчеству, включая процесс генерации инноваций технического или организационного плана;
- при наличии социально-экономической обстановки, включая наличие соответствующего правового обеспечения, способствующей инициации и ведению предпринимательской деятельности.
При анализе факторов интенсификации инновационной и инвестиционной деятельности их необходимо разделить на две группы:
1. Инициирующие факторы. В качестве инициирующих факторов в развитых странах, как мы уже отметили, выступает внутреннее стремление лиц, обладающих предпринимательской способностью, к ведению предпринимательской деятельности и лиц, обладающих способностью к генерации инноваций, к реализации данного процесса.
2. Поддерживающие факторы. В качестве поддерживающих факторов, как правило, выделяются факторы институциональной среды, включая культуру предпринимательства и структуру налоговой системы.
В случае отсутствия достаточного уровня потенциала предпринимательства среди населения при наличии креативного потенциала, что характерно для нашей страны, требуется создание искусственных структур, способных искусственно инициировать процессы создания инновационного продукта (технологий, товаров, услуг).
Одним из наиболее перспективных механизмов искусственного стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности являются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) и особых экономических зон.
Отметим, что роль ГЧП в инновационном развитии экономики исследуется многими российскими экспертами. Можно отметить ряд интересных научных публикаций, посвященных данной проблематике и вышедших в 2019–2021 гг. [1, 5–10] (Drobot, Makarov, Kolesnikov, Nazarenko, Nekrasova, Shirokova, 2021; Makarov, Drobot, Egorov, Shirokova, 2020; Ablyazov, Marusin, 2019; Barbashina, 2021; Bukhvald, 2020; Drobot, Yarikova, 2019; Vavilina, Kirillova, Malinovskaya, 2019). Это научные исследования таких авторов, как Дробот Е.В. [1, 5, 9] (Drobot, Makarov, Kolesnikov, Nazarenko, Nekrasova, Shirokova, 2021; Makarov, Drobot, Egorov, Shirokova, 2020; Drobot, Yarikova, 2019), Макаров И.Н. [1, 5], Колесников В.В. [1] (Drobot, Makarov, Kolesnikov, Nazarenko, Nekrasova, Shirokova, 2021, Назаренко В.С. [1], Некрасова Е.А. [1] (Drobot, Makarov, Kolesnikov, Nazarenko, Nekrasova, Shirokova, 2021, Широкова О.В. [1, 5] (Drobot, Makarov, Kolesnikov, Nazarenko, Nekrasova, Shirokova, 2021; Makarov, Drobot, Egorov, Shirokova, 2020), Егоров В.А. [5] (Makarov, Drobot, Egorov, Shirokova, 2020, Аблязов Т.Х. [6] (Ablyazov, Marusin, 2019), Марусин А.В. [6] (Ablyazov, Marusin, 2019), Барбашина Е.А. [7] (Barbashina, 2021), Бухвальд Е.М. [8] (Bukhvald, 2020), Ярикова Е.В. [9] (Drobot, Yarikova, 2019), Вавилина А.В., Кириллова О.Ю., Малиновская М.И. [10] (Vavilina, Kirillova, Malinovskaya, 2019).
Ряд исследований посвящены особенностям налогового стимулирования в рамках ГЧП [2, 3] (Drobot, Makarov, Morozova, Shamrina et al., 2021; Drobot, Kukina, Makarov, 2019).
Целью написания данной статьи является выявление основных характеристик правового поля государственно-частного партнерства в нашей стране, имеющейся системы налоговых стимулов и разработка рекомендаций по их оптимизации.
Применительно к механизму системы ГЧП-проектов экономические методы на макроуровне и главным образом на мезоуровне воплощаются в основном в налоговое регулирование и финансовое стимулирование рынков опекаемых благ. При этом под стимулированием рынков опекаемых благ подразумевается формирование финансовых стимулов и трансформация структуры спроса за счет создания условий, изменяющих реакции потребителей и производителей опекаемых благ. Одним из выражений системы финансовых стимулов со стороны государства является налоговая политика государства.
Как правило, в международной практике она выражается в создании системы налоговых ставок (тарифов), действующих в сочетании с системой налоговых льгот и направляющих деятельность экономических субъектов в нужное русло. Данный инструмент может быть использован государством в качестве участника ГЧП. При этом, как свидетельствует мировой опыт, этот инструмент может быть весьма эффективным в случае проектной формы ГЧП (проекты национального или регионального уровня по развитию территории или отрасли экономики).
Рассмотрим организационно-правовой аспект функционирования государственно-частного партнерства в нашей стране.
С принятием в 2015 году Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» можно сказать, что институт государственно-частного партнерства получил законодательное оформление и определилась его юридическая конструкция.
В отличие от концессии, институциональная среда муниципально-частного партнерства продолжает формироваться, и хоть за прошедшие годы сложилась система правового регулирования муниципально-частного партнерства, наработана определенная положительная практика по его реализации, но проблем в этой сфере еще очень много.
Согласно данным Минэкономразвития соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве в российской практике являются немногочисленными.
Концессионные соглашения, которые в мировой практике относят к государственно-частному партнерству, а в отечественном законодательстве выделены в отдельную форму взаимодействия государства и бизнеса, пользуются наибольшей популярностью. По состоянию на начало 2020 года в Российской Федерации заключено 3,1 тыс. концессионных соглашений с общим объемом обязательств 1,7 трлн рублей. Наибольшее количество концессий приходится на муниципальный уровень (94%), однако больший объем инвестиций (42%) законтрактован на федеральном уровне: 92% всех частных инвестиций приходится на проекты дороже 1 млрд рублей, которых насчитывается всего 6% от общего числа. Подобные пропорции сохраняются уже не один год, и изменения маловероятны.
Такая ситуация во многом определена проблемами правового регулирования института муниципально-частного партнерства и не учитывает особенности правоприменения на местах. К примеру, с учетом требований антимонопольного законодательства (ст. 35.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О защите конкуренции») муниципальные унитарные предприятия не должны осуществлять свою деятельность на конкурентных рынках, а это прежде всего сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Теперь рассмотрим финансово-правовой, в частности налоговый аспект функционирования государственно-частного партнерства.
В целях стимулирования применения механизмов государственно-частного партнерства федеральным законодательством для ГЧП-проектов предусмотрены:
- льгота по налогу на добавленную стоимость – не признается реализацией передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве (пп. 4.1. п.3 ст. 39 НК РФ);
- льгота по налогу на прибыль – не облагается налогом доход в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению, соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением денежных средств, полученных от концедента или публичного партнера по указанным соглашениям (пп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Региональными законами для отдельных категорий налогоплательщиков также предусмотрены налоговые льготы. Такие меры являются стимулом для эффективного взаимодействия государства и бизнеса в создании и поддержании транспортной, инженерной, социальной, культурной инфраструктуры, а также обмена опытом, компетенциями и лучшими управленческими практиками. Поэтому строительство дорог, жилья, инфраструктуры продолжает наращиваться, роль государственно-частного партнерства возрастает. Привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций открывает новые возможности для реализации самых амбициозных задач.
Серьезные шаги для поддержки ГЧП делаются и в части иного законодательства: за последний год были приняты ряд нормативных правовых актов, направленных как на комплексное стимулирование частных инвестиций, так и привлечение средств в отдельные отрасли.
В коммунальной сфере также запускается большое количество инвестиционных инструментов, и теперь основная задача для участников рынка – научиться пользоваться ими и обеспечить возвратность средств.
Помимо отраслевых запускаются и территориальные меры. Такая ситуация во многом определена проблемами правового регулирования института муниципально-частного партнерства и не учитывает особенности правоприменения на местах.
Практика показывает, что правовое регулирование муниципально-частного партнерства должно иметь свои особенности, в отличие от правового регулирования государственно-частного партнерства, и отличаться не только запретами на совершение каких-либо действий.
Законодатель не учитывает тот факт, что муниципальные образования разнятся по площади территории, плотности населения, наличию имущества.
В ряде муниципальных образований, особенно в небольших, порой отсутствуют перспективные объекты, которые могли бы вызвать интерес у бизнеса.
Законодательство недостаточно учитывает тот факт, что на территориях регионов могут находиться несколько небольших, с низкой плотностью населения муниципалитетов с одинаковыми проблемами и потребностями.
Концессионные договоры и соглашения государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства подписываются публичной и частной сторонами и для реализации проекта требуют объединения усилий, ресурсов обеих сторон.
Положением о департаменте инвестиционной политики и развития предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 06.08.2019 г. № 479, установлено, что необходимо развивать государственную инвестиционную политику, направленную на повышение инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации, увеличение притока инвестиций в экономику Российской Федерации, улучшение и поддержание благоприятного инвестиционного имиджа Российской Федерации за рубежом, создание благоприятных условий для деятельности российских инвесторов за рубежом и устранение препятствий по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
Соответственно, в настоящее время актуальной задачей является задача разработать варианты оптимизации правового поля, способствующего финансово-налоговому стимулированию развития государственно-частного партнерства.
Предлагаем следующие варианты оптимизации правового поля, способствующего финансово-налоговому стимулированию развития государственно-частного партнерства:
- пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, транспортному налогу;
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций;
- возможности применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.
Также одним из перспективных направлений оптимизации правового поля (в системе финансового законодательства), регулирующего процессы инвестиционной и инновационной деятельности в рамках государственно-частного партнерства, является разработка системы отраслевых стимулов для ведения инновационно-инвестиционной деятельности, аналогичных по своей юридической конструкции системе стимулов, существующих в рамках особых экономических зон [4, с. 1137–1150] (Drobot, Makarov, Avtsinova, Zhuravleva, 2019, р. 1137–1150), с заменой территориального принципа функционирования льгот на отраслевой.
Заключение
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что оптимизация финансового, в частности налогового законодательства в нашей стране необходима для формирования системы налоговых стимулов развития инвестиционной и инновационной деятельности в рамках государственно-частного партнерства. При этом также необходима оптимизация отечественного законодательства, регулирующего отношения и формы государственно-частного партнерства с целью его большей сопрягаемости с мировой практикой реализации партнерских проектов, что, несомненно, должно стать предметом наших дальнейших исследований.
References:
Ablyazov T.Kh., Marusin A.V. (2019). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm razvitiya transportnoy infrastruktury v usloviyakh formirovaniya tsifrovoy ekonomiki [Public-private partnership as a mechanism of the development of transport infrastructure in the conditions of the formation of the digital economy]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1271-1280. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40593.
Barbashina E.A. (2021). Rol gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v upravlenii protsessami innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Rossii [The role of public-private partnership in managing the processes of innovative development of the Russian economy]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 119-130. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.1.111948.
Bukhvald E.M. (2020). Pravovye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviyakh realizatsii natsionalnyh proektov v Rossiyskoy Federatsii [The legal framework of public-private partnerships in the context of implementation of national projects in the Russian Federation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 503-516. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.100564.
Drobot E.V., Kukina E.E., Makarov I.N. (2019). Nalogovaya politika i proektnoe finansirovanie kak instrumentariy gosudarstvennoy politiki regionalno-otraslevogo razvitiya strany [Tax policy and project financing as a tool of state policy of regional and sectoral development of the country]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1807-1816. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40875.
Drobot E.V., Makarov I.N., Avtsinova A.A., Zhuravleva O.V. (2019). Sovershenstvovanie metodiki ekspertnoy otsenki biznes-plana proekta dlya rezidentov osobyh ekonomicheskikh zon [Improving the methodology of expert evaluation of the project business plan for residents of special economic zones]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1137-1150. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40792.
Drobot E.V., Makarov I.N., Kolesnikov V.V., Nazarenko V.S., Nekrasova E.A., Shirokova O.V. (2021). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i kvazipartnerskie formy v innovatsionnom razvitii natsionalnoy promyshlennosti: institutsionalnyy analiz [Public-private partnership and quasi-partner forms in the innovative development of national industry: institutional analysis]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1135-1150. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.3.113479.
Drobot E.V., Makarov I.N., Morozova N.S., Shamrina I.V. i dr. (2021). Nalogovye stimuly optimizatsii struktury kapitala kompanii: potentsial finansovyh metodov upravleniya razvitiem proizvodstvennogo predprinimatelstva [Tax incentives for optimizing the company's capital structure: the potential of financial methods for managing the development of industrial entrepreneurship]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (6). 1575-1586. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.6.111852.
Drobot E.V., Yarikova E.V. (2019). Institutsionalnyy analiz organizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v realizatsii infrastrukturnyh proektov [Institutional analysis of public-private partnership in the implementation of infrastructure projects]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2989-3000. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.40838.
Makarov I.N., Drobot E.V., Egorov V.A., Shirokova O.V. (2020). Intellektualnaya osnova reindustrializatsii: vozmozhny li GChP-proekty formirovaniya kapitala znaniy v otechestvennoy ekonomike? [Intellectual basis of reindustrialization: are PPP projects of knowledge capital possible in the domestic economy?]. Leadership and management. (2). 161-172. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.2.110290.
Vavilina A.V., Kirillova O.Yu., Malinovskaya M.I. (2019). Rol i perspektivy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v razvitii regionalnoy infrastruktury Rossii [The role and prospects of public-private partnerships in developing regional infrastructure in Russia]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1255-1270. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.5.40684.
Страница обновлена: 08.05.2025 в 17:00:06