Yugra natural capital: modern challenges and opportunities in the renewable energy development, utilization of water resources and decarbonization
Burundukova E.M.1, Kostina O.V.1
, Ladyzhenskaya T.P.1
, Petrov A.A.1
1 Югорский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 14 | Citations: 3
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 12 (december 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47943171
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
A new direction in the scientific literature and global practice, taking into account the significant contribution to the overall energy consumption of renewable sources and the displacement of traditional energy resources, is developing. One of the priorities of the regional climate agenda is the system of reducing the carbon footprint, including the efficient use of hydrocarbon resources extracted and processed in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, modernization of power generation facilities and housing and communal services, implementation of measures related to natural capital in the Autonomous Okrug.
The interest in renewable energy is primarily caused by two main factors, which lead to an increase in the prices of traditional energy resources. Firstly, fossil energy sources have a negative impact on the environment. Accordingly, it is necessary to use scrubbers and additional cleaning measures. Secondly, there is a depletion of traditional sources of fossil fuels, despite the fact that their extraction is associated with an increase in costs.
The main purpose of the work is to develop solutions aimed at providing the population of the Autonomous Okrug with renewable energy in compliance with the environmental agenda in particular, and not to the detriment of water quality. Based on the results of the study, a set of measures has been formed. These measures can lay the foundation for a more effective transition to decarbonization of the Autonomous Okrug and the country as a whole.
The results of the analysis of the Yugra natural capital role obtained in the course of scientific research can be used by state and market institutions to improve the procedures for managing socio-economic processes, including the development of strategies and projects of state programs.
At the same time, this article may be useful to the scientific community, graduate students, undergraduates and specialists in decarbonization, renewable energy, water resources and ecology.
Keywords: energy efficient technologies, water, decarbonization of housing and public utilities, economy, investment
JEL-classification: R11, Q25, Q43, Q48
Введение
В 80-х годах прошлого столетия датский ученый Бент Серенсен утверждал, что для выживания человечество должно взять за основу сочетание различных типов возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ). В отличие от ископаемого топлива возможно постоянное восстановление ВИЭ. Международное энергетическое агентство (МЭА) определяет возобновляемую энергию как энергию, возникающую на основе естественных процессов, которые восполняются быстрее [26].
То есть поиски новых источников энергии следует рассматривать как инструмент декарбонизации во всех отраслях народного хозяйства.
Эксперты Р.К. Лестер и Д.М. Харт подчеркивают, что современная, преимущественно углеводородная электроэнергетика – «в высокой степени оптимизированная система, которая принадлежит сформировавшимся и укрепившимся в течение ста лет финансово состоятельным и политически влиятельным компаниям и управляется ими» [25] (Lester, Hart, 2012).
Работа над технологиями декарбонизации российского производства – приоритетная государственная задача, решение которой возможно только в эффективной кооперации органов власти, научного сообщества и представителей бизнеса.
Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемами российского топливно-энергетического комплекса, должно выделить работы Рыжкова Н.И. [19] (Ryzhkov, 2018) и Симонова Н.С. [20] (Simonov, 2018).
Обращают на себя внимание разработки и научные исследования российских экономистов по теории воспроизводства и экономической политике государства, таких так Войков М.И. [3] (Voeykov, 2018), Маевский В.И. [11] (Maevskiy, Malkov, 2014) и Бодрунов С.Д. [7] (Bodrunov, 2021).
Целью данного исследования является анализ текущего состояния декарбонизации экономики региона, выявление проблем и разработка новых подходов.
На основании полученных данных нами проведен анализ существующего состояния возобновляемой энергетики, а также системы водоснабжения с описанием технологий очистки воды и реверберацией основных проблем, не позволяющих обеспечить качество воды необходимого уровня в ХМАО – Югре в соответствии с установленными требованиями.
Научная новизна заключается в создании оригинального авторского комплекса мероприятий перехода к декарбонизации экономики региона.
Исследование
Автономный округ – один из самых динамично развивающихся регионов страны, обладающий огромным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. Экологическая ситуация формируется под влиянием фактора воздействия народного хозяйства на окружающую среду, и большую часть вреда наносит нефтегазодобывающий комплекс, являющийся основой экономики автономного округа.
За время своего существования нефтегазодобывающий комплекс нанес колоссальный ущерб окружающей среде: в окружающую среду сброшены десятки миллионов тонн нефти; отчуждены и нарушены сотни гектаров земель; сожжено на факелах сотни миллиардов кубометров попутного нефтяного газа; потеряли свое хозяйственное значение многие охотничьи угодья, оленьи пастбища, реки, озера; в несколько раз сократился уровень рыбы [2].
В ходе развития автономный округ пережил несколько энергетических переходов: от каменного угля к нефти, а сейчас – стремительное потребление природного газа. Если ранее при энергопереходах руководствовались удобством и конкурентоспособностью затрат, то в настоящее время актуальными становятся экологические аспекты выбора энергоносителей.
Электроэнергетика – базовая отрасль экономики, обеспечивающая потребности экономики и населения в электрической и тепловой энергии, во многом определяющая устойчивое развитие всех отраслей автономного округа. Эффективное использование потенциала электроэнергетической отрасли, установление параметров и приоритетов ее развития создают необходимые предпосылки для роста экономики и, соответственно, повышения качества уровня жизни населения.
Почти все электростанции в автономном округе строились по проектам, разработанным еще в советское время. Это и определило использование вида производства электрической энергии – паросиловой цикл на тепловых электростанциях. Основным топливом четырех крупнейших электростанций оптового рынка энергии и мощности, расположенных на территории ХМАО – Югры (Нижневартовская ГРЭС, Сургутские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Няганская ГРЭС), является попутный газ: нефтяной либо природный. Вместе с тем осуществляется эксплуатация Приобской ГТЭС и Южно-Приобской ГТЭС, двух крупнейших потребительских электростанций, на местном попутном нефтяном газе.
При этом Няганская ГРЭС, работающая севернее 62 градусов северной широты, является крупнейшей в мире парогазовой электростанцией (мощность – 1361 МВт, в том числе тепловая – 69,4 МВт). Стоит отметить, что модернизация турбин на станции, проведенная во втором десятилетии XXI века, позволила сократить потребление топлива на 20 млн м³ газа в год и сократить валовый объем выброса СО2 на 15674 тонны (на каждый энергоблок) [12].
В соответствии с принятой государственной программой автономного округа «Воспроизводство и использование природных ресурсов» уровень использования попутного газа увеличится (далее – ПНГ) к 2025 году до 96% (в настоящее время – 95,1%) [13].
Вместе с тем в ХМАО – Югре особое внимание уделяется развитию «малой» энергетики – использованию ПНГ на месторождениях, промысловой генерации электроэнергии. Выхлопной газ можно использовать в системах теплоснабжения объектов месторождения или опять-таки закачивать в пласт для повышения нефтеотдачи.
Показатели энергоемкости и энергопотребления представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели энергоемкости и энергопотребления в автономном округе
Наименование показателя
|
Период
| ||||
2016г.
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
2020г.
| |
Энергоемкость
валового регионального продукта Югры (для фактических и сопоставимых
условий), тонн условного топлива /млн
руб.
|
18,0
|
15,6
|
15
|
12,8
|
12,6
|
Объем
потребления электрической энергии, млн
кВт*ч
|
71,4
|
70,52
|
69,18
|
69,16
|
61,8
|
Объем
потребления тепловой энергии, тыс. Гкал
|
11189,66
|
10135,73
|
12568,66
|
12568,66
|
12568,66
|
Энергопотребление
на основе возобновляемых источников, тонн условного топлива
в том числе |
1269
|
1256
|
3212
|
4132
|
11,2
|
солнечная
|
-
|
-
|
1,01
|
7,0
|
11,2
|
энергия
биомассы
|
13959
|
1256
|
3211
|
4125
|
-
|
Население,
имеющее доступ к водоснабжению, %
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Снижение энергоемкости валового регионального продукта автономного округа за период 2016–2020 гг. обусловлено увеличением стоимостного выражения валового регионального продукта с 3,068 трлн руб. до 4,007 трлн руб. при одновременном снижении потребления энергетических ресурсов за тот же период.
В разрезе видов топлива в потреблении природного газа сложилась наибольшая экономия. В структуре потребления первичной энергии его доминирующая доля составляет более 90%. Главными потребителями энергии являются электростанции, которые работают на природном газе.
В 2018 году в деревне Никулкина Кондинского района состоялось открытие первой в ХМАО – Югре солнечной электростанции мощностью 15 кВт.ч, а уже в 2019 году в сельском поселении Шугур того же района запущена вторая аналогичная электростанция [4, 5].
Запуск гибридной (дизель-солнце) электростанции в сельском поселении Няксимволь Березовского района состоялся в апреле 2019 года [6].
На территории автономного округа потенциал по вводу ветрогенерирующих установок оценивается величиной 0,2–0,4 МВт/м2. Ввод ветрогенерирующих установок в территориально удаленных от ЕЭС районах для обеспечения нефтяных, газовых месторождений и удаленных поселений без подключения этих установок к сети ЕЭС является наиболее перспективным. При этом резервным источником энергии во время штиля будет являться работающая маневренная дизельная установка.
Ввод ветрогенерирующих установок будет способствовать снижению себестоимости электроэнергии в этих муниципальных образованиях, что позволит снизить их зависимость от дизельного топлива.
Впервые в 2014 году Правительство Российской Федерации приняло государственную программу «Охрана окружающей среды» [18]. В развитие данной программы в 2018 году постановлением Правительства ХМАО – Югры № 352-п утверждена государственная программа «Экологическая безопасность» [13].
Целью государственной программы автономного округа является сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущего поколений. Для достижения этой цели были поставлены ряд задач, в числе которых снижение уровня негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду (объем финансирования – 43 611 365,6 тыс. руб., в т.ч. из бюджета округа – 2 508 570,7 тыс. руб.) [13].
После вступления в действие Указа Президента от 21.06.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [22] в окружную программу внесены соответствующие изменения (табл. 2):
– в целом по программе изменились в сторону увеличения параметры финансирования: рост составил 1 660 059,7 тыс. руб., при этом общий объем составляет 140 152 291,9 тыс. руб.; увеличение произошло в основном за счет средств бюджета автономного округа;
– большая часть программы осуществляется за счет прочих источников финансирования, к коим относятся внебюджетные средства;
– бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы «Регулирование окружающей среды…» сократились за счет уменьшения финансирования из бюджетов и прочих источников. Следует отметить, что данной подпрограммой запланированы мероприятия по строительству объектов по утилизации попутного нефтяного газа общим объемом 72 960 153,0 тыс. руб. за счет внебюджетных источников;
– за счет средств ХМАО – Югры увеличились денежные средства на реализацию подпрограммы «Сохранение биологического разнообразия…» на 21092,4 тыс. руб.»;
– финансирование подпрограммы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления…» увеличилось за счет средств бюджета автономного округа с 781 947 тыс. руб. до 1 726 623,7 тыс. руб.; местных бюджетов – на 79 819,4 тыс. руб.;
– на реализацию подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса…» денежных средств выделено больше как за счет бюджета ХМАО – Югры (на 3818,9 тыс. руб.), так и местных бюджетов (на 460,4 тыс. руб.).
Таблица 2
Анализ изменений финансирования по программе «Экологическая безопасность»,
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, тыс. руб.
Программа и подпрограммы |
Параметры
финансирования
|
Отклонения (+/-)
| ||||||||||
до изменений
|
после изменений
| |||||||||||
бюджет РФ
|
бюджет округа
|
местные бюджеты
|
прочие источники
|
бюджет РФ
|
бюджет округа
|
местные бюджеты
|
прочие источники
|
бюджет РФ
|
бюджет округа
|
местные бюджеты
|
прочие источники
| |
Всего по программе, в том числе
|
295804,5 |
7729648,4 |
391104,1 |
130840608,9 |
295804,5 |
9389708,1 |
384668,8 |
130082110,5 |
0
|
1660059,7
|
-6435,3
|
-758498,4
|
Регулирование качества окружающей
среды
|
252984,7 |
4607598,9 |
362206,8 |
87692073,0 |
252984,7 |
4516123,6 |
275491,7 |
87685273,0 |
0
|
-91475,3
|
-86715,1
|
-6800
|
Сохранение биологического
разнообразия
|
- |
2076294,0 |
- |
1373862,0 |
- |
2097386,4 |
- |
1373862,0 |
-
|
21092,4
|
-
|
0
|
Развитие системы обращения с
отходами производства и потребления
|
- |
781947,0 |
- |
41774673,9 |
- |
2508570,7 |
79819,4 |
41022975,5 |
-
|
1726623,7
|
79819,4
|
-751698,4
|
Развитие водохозяйственного
комплекса
|
42819,8 |
263808,5 |
28897,3 |
- |
42819,8 |
267627,4 |
29357,7 |
- |
0
|
3818,9
|
460,4
|
-
|
Источник: составлено авторами по [13].
В рамках программы предусмотрены инвестиции в собственность предприятий – природопользователей автономного округа и муниципалитетов (табл. 3).
Таблица 3
Инвестиции в объекты природопользования, тыс. руб.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
Всего
|
10648223
|
10357904
|
15835712,7
|
28829493,4
|
5062607,5
|
в том числе
|
|
|
|
|
|
Строительство объектов по
утилизации попутного нефтяного газа
|
9785005 |
8697782 |
7610559 |
18152742 |
1061476 |
Строительство объектов для
размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках округа
|
439039 |
423106 |
327396 |
343703 |
339703 |
Строительство объектов для
размещения и переработки ТБО для муниципальных образований автономного округа
|
323023 |
32 023 |
287667 |
32617,0 |
18857,0 |
Строительство противопаводковых
дамб обвалования и берегоукрепительных сооружений
|
99000 |
99000 |
60 000 |
400,0 |
0,0 |
Общий объем инвестиций за последние 5 лет составил 70 733 941 тыс. руб., темп роста с 2016 года составляет 47,5%.
Утилизация ПНГ осуществляется крупными электростанциями автономного округа – Сургутскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Нижневартовской и Няганской ГРЭС. Кроме этого, в автономном округе функционируют электростанции промышленных предприятий, работающих на попутном газе.
Таблица 5
Инвестиции в основной капитал природоохранных мероприятий
|
2016г.
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
2020г.
|
Российская
Федерация
|
139677
|
154042,3
|
157651
|
175029
|
195962,3
|
Уральский
федеральный округ
|
19311,3
|
30971,1
|
25902,3
|
28891,8
|
26224,8
|
ХМАО
– Югра
|
3512,4
|
3581,2
|
2533,4
|
4219,9
|
1637
|
Анализ таблицы 4 позволяет сделать следующие выводы:
– инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды, в целом по России и по Уральскому федеральному округу (далее – УрФО) в частности имеют тенденцию к росту (140,3% и 135,8% соответственно). Однако в автономном округе наблюдается обратная тенденция: в 2020 году темп роста относительно 2016 года составил 46,6%;
– наибольшую долю в структуре инвестиций занимают вложения в охрану и рациональное использование водных ресурсов (в среднем около 40% по России, 20% – по УрФО, чуть более 10% – по ХМАО – Югре);
– вложения в охрану и рациональное использование природы имеют нестабильную динамику как в целом по России, так и по исследуемым регионам. Аналогичную динамику показывают инвестиции в охрану окружающей среды и атмосферного воздуха.
К ключевым внешним факторам, влияющим на развитие и изменение потенциала энергетики в автономном округе, следует отнести: изменение климатических условий, в том числе повышение средней годовой температуры; удорожание строительства энергообъектов (дороже, чем в Центральной части России, на 40–50%), которое влияет на развитие энергетической инфраструктуры; естественное старение энергетического оборудования; объемы потребления энергии. Согласно отчету губернатора автономного округа о результатах деятельности за 2021 год, ХМАО – Югра занимает по производству электроэнергии первое место в стране – произведено 77,4 млрд кВт.ч. При этом доля в общероссийском объеме составляет 7,7% [17].
Вместе с тем основными видами отрицательного воздействия ГРЭС на окружающую среду являются: загрязнение атмосферного воздуха, тепловое загрязнение водных объектов, гибель попадающей в водозаборные сооружения рыбы и шумовое загрязнение от работающих агрегатов [24].
Специалистами отмечается не менее напряженная экологическая обстановка в общем водном бассейне автономного округа. Первое место среди рек России по своей длине и площади водосбора занимает река Обь (вместе с р. Иртыш), третье место (после рек Лены и Енисея) – по показателям водности. Вся площадь Обь-Иртышского бассейна составляет 2975 тыс. км2 вместе с бессточной территорией.
Доступ к питьевой воде имеет все население автономного округа.
Предприятия жилищно-коммунального комплекса (далее – ЖКХ) в результате своей деятельности оказывают значительное негативное влияние на окружающую среду:
– сброс в водные объекты неочищенных или недостаточно очищенных бытовых и промышленных сточных вод, а также поверхностный сток с территорий;
– изъятие большого количества природных вод (поверхностных и подземных) для целей хозяйственного, питьевого и промышленного водоснабжения;
– выбросы в атмосферу от котельных централизованных систем теплоснабжения;
– размещение на свалок (организованных и неорганизованных) ТБО и ТПО;
– урбанизация природных территорий.
Состояние большинства водных объектов не отвечает требованиям госстандарта на источники водоснабжения населения.
Источниками водоснабжения юридических и физических лиц являются как поверхностные, так и подземные воды. Почти все поверхностные источники водоснабжения в настоящее время подвергаются значительному воздействию вредных антропогенных факторов. Подземные воды подвергаются загрязнению в основном нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами.
На результативность водоочистки отрицательно влияют: дефицит реагентов, гидравлическая перегрузка, незначительный уровень оснащенности приборами контроля и автоматики. Качество подаваемой воды ухудшается подверженностью водопроводной сети коррозии.
Эксплуатируемые очистные сооружения перегружены, не соответствуют современным требованиям оснащения. Следствием является сброс в водоемы неочищенных сточных вод.
Большое количество загрязняющих веществ промышленного происхождения содержат сточные воды, которые не позволяют использовать их осадок в качестве удобрений.
Природной гидрохимической особенностью, свойственной подземным водам автономного округа, является превышение установленных норм питьевого стандарта в основном по показателям мутности, цветности, окисляемости, аммония, кремния, общего железа и марганца.
Питание водного бассейна в автономном округе осуществляется в основном в весенне-летний период за счет инфильтрации атмосферных осадков и перетока вод из вышележащих горизонтов. Разгрузка – путем восходящей фильтрации в долинах рек Оби, Иртыша и их притоков. По химическому составу подземные воды гидрогеологического комплекса гидрокарбонатные, магниевые, реже натриевые, ультрапресные и пресные (с общей минерализацией от 0,1 до 0,6 г/дм3), нейтральные (величина водородного показателя 6,5–8,0), с повышенным содержанием железа общего (0,3–0,95 мг/дм3), аммония (1,5–2 мг/дм3), цветности (80°) [1].
Высокими фильтрационными свойствами водовмещающих отложений, высокой водообильностью, надежной защищенностью от поверхностного загрязнения отличается гидрогеологический комплекс на большей части территории автономного округа. Общая мощность водоносного комплекса достигает 220 м, эффективная мощность – 150 м. Ресурсы подземных вод автономного округа по прогнозам составляют 94 657 тыс. м3/сут. (66,39% общего объема прогнозных ресурсов подземных вод УрФО и 10,88% – России).
В связи с чем проблема декарбонизации воды как процесс удаления из нее свободного диоксида углерода с целью предотвращения возникновения углекислотной коррозии систем водоснабжения и рабочего оборудования становится не только экологической, но и во многом экономической. Следует сказать, что процесс декарбонизации является одним из самых сложных в проведении общей водоподготовки в теплоэнергетике, поскольку уровень диоксида углерода, во много раз превышающий установленные нормы, образовывается в системах для умягчения воды с подкислением или Н-катионированием, а также при обезжелезивании воды, поступающей из артезианских скважин.
Поверхностные воды автономного округа испытывают мощную антропогенную нагрузку, связанную с активным развитием в последние десятилетия инфраструктуры городов и крупнейшего в России нефтегазодобывающего комплекса.
При бурении скважин поступление засоленных пластовых вод в почву приводит к увеличению минерализации. Особенно ярко процесс засоления проявляется в пределах Самотлорского и Ватинского месторождений, территория которых относится к бассейну реки Ватинский Еган и отличается повышенным содержанием хлоридов, значительно превышающим средний по региону уровень.
В составе автономного округа 193 населенных пункта (в т.ч. 13 городских округов и 107 населенных пунктов с централизованным водоснабжением, 73 населенных пункта без централизованного водоснабжения, из них в 36 численность населения менее 100 человек). Подземные водозаборы являются в основном источниками питьевого водоснабжения в автономном округе (116 из 121 водозабора).
Выявленный комплекс показателей, превышающих нормы СанПиН 2.1.4.1074–01, определяет подземной воде статус некондиционной, т.е. для доведения качества подземных вод до требований, предъявляемых к воде питьевого качества, необходимо применение различных методов и технологий водоподготовки либо поиск альтернативных источников водоснабжения.
Поверхностные источники используются на территории городов Нижневартовск (р. Вах), Нефтеюганск (р. Юганская Обь) и в отдельных поселениях Белоярского (р. Казым), Советского (р. Акрышъеган), Березовского районов (р. Толья).
Имеющиеся данные по поверхностным водным объектам свидетельствуют о превышении установленных норм питьевого стандарта Минприроды России в основном по показателям железа, марганца и органических веществ, что также указывает на необходимость применения дополнительной водоподготовки. Вместе с тем параметры превышения в значительной степени ниже, чем в воде подземных источников [1].
Согласно данным Отчета о региональной составляющей федерального проекта «Чистая вода», на территории автономного округа за 2020 год:
– доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения на начало реализации программы, составила 71,66% (понижение с уровня 85,9%);
– доля городского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, составляет 74,67% при базовом показателе 87,3%.
Одной из причин некачественной питьевой воды является износ оборудования станций. Так, водоочистные сооружения (далее – ВОС) в пгт. Пойковский Нефтеюганского района были введены в эксплуатацию в 1992 году, в пгт. Федоровский Сургутского района – в 1989 году.
Для достижения целевых показателей до 2024 года необходимо реализовать следующие мероприятия (табл. 6).
Таблица 6
Плановые мероприятия по реконструкции водозаборов
Мероприятие
|
Место реализации мероприятия
|
Производительность ВОС, тыс. м3/
сутки
|
Реконструкция водоочистных сооружений
|
г. Нефтеюганск
|
20
|
Реконструкция водоочистных сооружений
|
пгт. Пойковский Нефтеюганского района
|
8 |
Реконструкция водоочистных сооружений
|
Пгт. Федоровский Сургутского района
|
8
|
Реконструкция водоочистных сооружений
|
г. Нягань
|
30
|
Реконструкция водоочистных сооружений
|
г. Пыть-Ях
|
12
|
Технология водоподготовки на ВОС с подземным типом водозабора представляет собой многоступенчатый процесс с определенными этапами:
– очистка исходной воды от песка и твердых взвешенных частиц на гидроциклонах;
– после грубой очистки исходная вода поступает на фильтры первой ступени, загруженные дробленной горелой породой марки «Розовый песок», с фракционным составом 0,8–2,0 мм, толщиной фильтрующей загрузки от 1м, где происходит обработка озоно-воздушной смесью и фильтрование. Следует отметить, что данная смесь в автономном округе не производится и доставляется из других регионов России;
– вода поступает в аэратор/дегазатор, где происходит отделение содержащихся в воде растворенных газов и одновременно насыщение воды кислородом воздуха посредством вакуумно-эжекционных установок. При этом утилизация выделившихся газов (сероводород, метан и прочие) не осуществляется;
– направляется на фильтры второй ступени, загруженные активированным углем из скорлупы кокосового ореха марки КАУСОРБ-212 с фракционным составом от 0,8 до 2,0 мм. Так же как и «Розовый песок», активированный уголь данной марки в автономном округе не производится;
– перед подачей готового продукта потребителю осуществляется обеззараживание воды при помощи установки УФ-облучения [1].
Срок эксплуатации фильтров составляет 7 лет. После чего они утилизируются и применяются в качестве удобрения.
В соответствии со статистическими данными на охрану окружающей среды в Российской Федерации тратятся колоссальные средства (табл. 7).
Таблица 7
Расходы на охрану окружающей среды, млн руб.
|
Показатели |
Российская
федерация
|
Уральский
федеральный округ
|
ХМАО-Югра
|
2016г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
56850,5
|
17982,5
|
6570,5
|
на сбор и очистку сточных вод
|
154313
|
25332,9
|
8509
| |
на обращение с отходами
|
63580
|
10078,8
|
1877,5
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
19526 |
9379,5 |
4979,9 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
396 |
46,7 |
2,6 | |
2017г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
56906
|
14080 |
6845 |
на сбор и очистку сточных вод
|
163261
|
28067
|
8751
| |
на обращение с отходами
|
70041
|
10553
|
3273
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
15452 |
4559 |
3219 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
422
|
96
|
5
| |
2018г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
61075
|
15393
|
6932
|
на сбор и очистку сточных вод
|
173688
|
26940
|
11062
| |
на обращение с отходами
|
79885
|
11062
|
3372
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
15347
|
4317
|
2860 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
514 |
79 |
10 | |
2019г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
139191 |
33005 |
10098 |
на сбор и очистку сточных вод
|
257214
|
36606
|
9650
| |
на обращение с отходами
|
112216
|
11653
|
4219
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
35570
|
9122 |
4819 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
49699
|
3180 |
818 | |
2020г.
|
на охрану атмосферного воздуха и
предотвращение изменения климата
|
139191
|
33005 |
10098 |
на сбор и очистку сточных вод
|
257214
|
36606
|
9650
| |
на обращение с отходами
|
112216
|
11653
|
4219
| |
на защиту и реабилитацию земель,
поверхностных и подземных вод
|
35570
|
9122 |
4819 | |
на сохранение биоразнообразия и
охрану природных территорий
|
49699
|
3180
|
818 |
Анализ таблицы 7 позволяет сделать следующие выводы о том, что расходы Федерации в 2020 году относительно 2016 года увеличились почти в 3 раза (с 306534 млн руб. в 2016 году до 871993 млн руб. в 2020 году). В структуре расходов наибольшая доля приходится на сбор и очистку сточных вод. При этом данный показатель в абсолютном выражении увеличивается, а в относительном – сокращается (с 50,3% в 2016 году до 29,5% в 2020 году). Акцент смещается в сторону расходов на сохранение биологического разнообразия.
Аналогичная тенденция наблюдается как в УрФО в целом, так и в ХМАО – Югре в частности. Вместе с тем в структуре расходов государства доля автономного округа в 2020 году по сравнению с 2016 годом сократилась вдвое; в структуре УрФО – осталась на прежнем уровне.
Заключение
Одним из перспективных путей решения сложившейся проблемы в рамках исследований способов предотвращения негативного влияния на окружающую среду является применение альтернативных источников энергии. Сегодня особое внимание следует уделить использованию природной энергии и возобновляемым ресурсам, поскольку альтернативные источники энергии обладают многими преимуществами, такими как отсутствие вредных выбросов и неиссякаемость. Вместе с тем во многом их эффективность зависит от особенностей климата.
Для смены сложившегося в предыдущие десятилетия экстенсивного типа развития экономики и перехода к экологически безопасному устойчивому хозяйствованию неотложной в экологизации энергетической, нефтегазодобывающей и других отраслей промышленности является последовательная реализация технологических, управленческих и экономических решений, позволяющих, прежде всего, через научное обоснование регулировать техногенное воздействие на природную среду, включая водный бассейн.
Поскольку потенциал автономного округа как северной территории России в основном зависит от первичных и вторичных энергетических ресурсов, позволим себе предложить авторский план по решению поставленных задач, который может быть заложен в основу для более эффективного проведения комплекса мероприятий перехода к декарбонизации экономики страны и автономного округа, в частности:
1. Проведение параллельных научных исследований в экономическом и технологическом направлениях.
2. Разработка нормативно-правовых актов и стратегий по декарбонизации экономики региона. Разработка и внедрение экономического стимулирования, к которым можно отнести косвенное налоговое стимулирование, льготное кредитование, грантовая поддержка при применении высоких технологий.
3. Подготовка современных кадров, отвечающих запросам цифровой экономики по инженерным, нефтегазовым, экономическим и экологическим профилям и соответствующим направлениям.
4. Создание нормативно-правовой базы внутреннего регулирования и установка цены на СО2, стандарты применения и хранения водородного топлива, эксплуатации водородной инфраструктуры.
5. Ввиду того, что переход на новые технологии является материалоемким и требует значительного объема инвестиций в рамках национальных проектов и стратегий субъектов РФ, разработка (корректировка) портфеля программ с привлечением всех заинтересованных пользователей, в том числе представителей общественности и частных инвесторов.
References:
Bodrunov S.D. (2021). Genezis noonomiki: NTP, diffuziya sobstvennosti, sotsializatsiya obshchestva, solidarizm [The genesis of noonomics: STP, diffusion of property, socialization of society, solidarism] M.: INIR. (in Russian).
Lester K. Richard, Hart M. David (2012). Unlocking energy innovation: how America can build a low-cost, low-carbon energy system Cambridge, Massachusetts: The MIT Press.
Maevskiy V.I., Malkov S.Yu. (2014). Novyy vzglyad na teoriyu vosproizvodstva [A new look at the theory of reproduction] M.: INFRA-M. (in Russian).
New Energy OutlookBloomberg New Energy Finance. Retrieved December 04, 2021, from https://about.bnef.com/new-energy-outlook/#toc-download
Ryzhkov N.I. (2018). Prirodnye resursy kak sostavlyayushchaya natsionalnogo bogatstva Rossii: kachestvenno-kolichestvennye kharakteristiki, narodnokhozyaystvennaya rol i problemy povysheniya effektivnosti ispolzovaniya [Natural resources as key component of the national wealth of a country: qualitative and quantitative characteristics, economic role and problems of increasing the efficiency of use]. Russian Economic Journal. (5). 43-57. (in Russian).
Simonov N.S. (2018). Reformy v elektroenergetike Rossii v kontekste razvitiya energeticheskogo prava [Reforms in the electric power industry of Russia in the context of energy law development]. Eco. (3(525)). 155-180. (in Russian).
Voeykov M.I. (2018). Teoriya vosproizvodstva i ekonomicheskaya politika gosudarstva [Theory of reproduction and economic policy of the state]. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. (4). 7-15. (in Russian).
Страница обновлена: 10.04.2025 в 18:46:43