Prospects for the development of domestic tourism in modern conditions

Rusina A.N.1, Karpycheva O.V.1, Yakimova E.A.1, Likhman D.A.1
1 Сибирский федеральный университет, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 10 (October 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47213918
Cited: 39 by 30.01.2024

Abstract:
Tourism is one of the most important directions in the development of the economy both for the country as a whole and for its individual regions. However, unlike a number of foreign countries, the direction of domestic tourism is poorly developed in Russia. This is mostly due to the low level of development of tourism infrastructure, the discrepancy between the price and quality of tourist services, the low level of service, and the lack of qualified personnel in the industry. In this study, the authors analyzed the current state of the tourism industry. The main indicators of the development of the world and Russian tourism industry are analyzed. The influence of the spread of coronavirus infection is reflected. The comparison of the development of tourism in Russia and abroad is carried out. The most popular tourist travel trends are analyzed. The prospects for the development of domestic regional tourism are determined.

Keywords: domestic tourism, tourism destinations, cultural tourism, socially responsible tourism, tourism potential

Funding:
Исследование выполнено при поддержке краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках реализации проекта: «Разработка информационно-аналитической системы мониторинга состояния и оценки потенциала развития туристской отрасли Красноярского края для подготовки стратегических управленческих решений», код заявки №2021021007411

JEL-classification: Z31, Z32, Z39



Введение

Туристская отрасль многими странами рассматривается как одна из движущих сил экономического роста. Россия не является исключением. Решение вопросов развития внутреннего туризма, адаптации к значительному воздействию внешних факторов, достижения конкурентоспособности не только на национальном, но и международном рынке формирует тенденции развития отрасли на долгосрочную перспективу.

Согласно стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [5], основной курс отрасли направлен на развитие внутреннего и въездного туризма в Россию за счет формирования конкурентоспособного туристического продукта, развития инфраструктуры, обеспечения качественных и доступных туристских услуг на территории РФ, ориентируясь на лучший отечественный и международный опыт развития туристских кластеров и привлечение потенциальных клиентов к местам притяжения.

При рассмотрении вопроса актуальных, востребованных направлений и видов туризма авторы руководствовались работами Лебедевой С.А. [15] (Lebedeva, 2020), Плотниковой В.С. и Глушанок Т.М. [16] (Plotnikova, Glushanok, 2020), классификацией UNWTO (2018) [7], Мошнягина Е.В. [1] (Moshnyagina, 2013), Фахрана А., Зафран Р. [6] (Fakhrana Alisa, Zafran Ridho, 2020); Дагман С. [19] (Dagman, 2019), Тесленко В.В., Романова Е.В. [22] (Teslenko, Romanova, 2019), Суржиков В.И., Шевченко В.К. [23] (Surzhikov, Shevchenko, 2019), Гришаева А.С. [24] (Grishaeva, 2021), Козлов В.В., Немков П.Н. [25] (Kozlov, Nemkov, 2020).

Источником данных также являются материалы официальных сайтов, таких как UNWTO, Федеральное агентство по туризму РФ, Федеральная служба государственной статистики.

Таким образом, целью исследования является разработка рекомендаций по развитию внутреннего туризма на основе мировых и российских трендов.

Задачи исследования:

- провести анализ тенденций развития туризма в мире, в том числе в условиях пандемии;

- провести анализ российских тенденций развития туризма на фоне влияния коронавирусных ограничений;

- выделить современные тренды и концептуальные направления развития туризма;

- разработать рекомендаций по развитию внутреннего туризма.

В качестве результатов работы авторами предложены рекомендации по развитию востребованных направлений туризма в Красноярском крае в соответствии с современными мировыми и российскими трендами.

Основная часть

Туризм является одной из ведущих отраслей мировой экономики [20] (Kuznetsova, Kosmin, Kuzmenko, Kuznetsov, Kuznetsova, Samokhvalova, 2019). По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2016 году доходы от международного туризма составили около 1,220 миллиарда долларов [9], в 2019 году – 1478 млрд дол. США. Годовой оборот туризма в мире составляет около 4,7 триллиона долларов США [7].

Вклад туризма в мировой ВВП по данным на 2019 год составляет 10,4%, или 9,2 трлн долл. США. Число рабочих мест – 10,0% от общего числа рабочих мест в мире. 4,4% инвестиций в основной капитал приходится на сферу туризма [2].

Значительным сдерживающим фактором для отрасли туризма за последние годы стало влияние последствий коронавирусной инфекции. Туристическая отрасль официально признана в наибольшей степени пострадавшей от воздействия и последствий коронавируса [3, 17, 21] (Brovko, Solod, 2020).

За 2020 год вклад туризма в мировой ВВП сократился почти в 2 раза, составив 5,5%, или 4,7 трлн долл. США. Число рабочих мест сократилось на 1,1% (8,9% от общего числа в мире), инвестиции сократились с 986,2 до 693,2 млрд долл. США, составив 3,2% от общего объема мировых инвестиций [2] (рис. 1).

Рисунок 1. Основные показатели развития туристской отрасли в мире, 2019–2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе статистического бюллетеня Росстата к всемирному дню туризма [2].

Россия обладает высоким туристским потенциалом. Однако в сравнении с мировым туристическим рынком занимает незначительное положение. В рейтинге конкурентоспособности индустрии туризма и путешествий Россия находится лишь на 39-м месте из 140 стран, по данным на 2019 г. [4]. Согласно рейтингу стран мира, по показателю общего вклада сферы путешествий и туризма в ВВП страны Россия занимает 15-е место.

Вклад туризма в экономику России, по данным на 2019 год, составляет 3,9% в ВВП, на 2020 год данных по России в официальных источниках еще нет. Средняя численность работников по отрасли туризма составляет 3,6% от средней численности работников по всем видам экономической деятельности, по данным на 2019 год, в 2020 году этот показатель снизился до 3,4%. 2,4% инвестиций в основной капитал приходится на сферу туризма. В 2020 году по сравнению с 2019-м инвестиции в сферу туризма снизились на 16,1 млрд руб., составив 2,2% от общего объема инвестиций по всем видам деятельности [2]. Динамика основных показателей отрасли туризма в РФ за 2019–2020 гг. представлена на рисунке 2. Необходимо отметить, что по сравнению с мировыми показателя влияния коронавирусной инфекции на отрасль туризма потери России невелики.

Рисунок 2. Основные показатели развития туристской отрасли в РФ, 2019–2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе статистического бюллетеня Росстата к всемирному дню туризма [2].

Динамика внутреннего туризма за период 2010–2019 гг. положительная как в отношении иностранных туристов, так и в отношении российских (рис. 3). За исследуемый период численность российских туристов увеличилась в 2,5 раза, численность иностранных туристов – в 2,3 раза. В связи с ограничениями в 2020 году численность иностранных туристов сократилась на 93,4% по отношению к 2019 году, составив всего 336 тыс. чел. [28]. Численность российских туристов сократилась на 5,6% по отношению к 2019 г., составив 4127 тыс. чел. [28]

Рисунок 3. Динамика внутреннего туризма, тыс. чел., 2010–2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных государственной статистики [28].

На рисунке 4 представлена динамика числа турпакетов для российских и иностранных туристов за период 2010–2020 гг. По числу турпакетов, реализованных гражданам России по внутренним направлениям в период с 2010 по 2019 г., наблюдается положительная тенденция за исключением 2012 г. С 2010 по 2014 г. средний прирост составил 3% годовых. Резкие скачки показателя наблюдались в 2015 и 2019 гг. на 25% и 22% соответственно по сравнению с предыдущим годом. В 2020 году наблюдается незначительное снижение числа турпакетов российским туристам по внутренним направлениям – на 0,8%. Статистика по числу турпакетов, реализованных гражданам России для путешествий в другие страны, значительно просела в период 2014–2016 гг., средний уровень снижения показателя составил 38% в год. В 2020 году по сравнению с предыдущим годом в условиях пандемии показатель снизился в 2,9 раз. Динамика числа турпакетов, реализованных гражданам других стран, по территории России достаточно стабильна, в 2020 году произошло значительное снижение показателя в 17 раз, составив всего 18 000 турпакетов.

Рисунок 4. Динамика числа турпакетов, тыс. ед., 2010–2020 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных государственной статистики [28].

Несмотря на положительную тенденцию числа турпакетов и численности туристов внутренних направлений, в числовом выражении этот показатель низкий в сравнении с численностью населения РФ. Учитывая влияние коронавирусных ограничений и повлекшее его значительное снижение иностранных туристов, вопрос развития внутреннего туризма является актуальным. Такие сдерживающие внешние факторы, как нестабильная политическая обстановка в ряде стран, запрет на въезд/выезд российских туристов на некоторые популярные зарубежные курорты, коронавирусные ограничения, необходимо рассматривать как дополнительную возможность для развития внутреннего туризма, что позволит, во-первых, сократить потери от международного туризма, во-вторых, повысить интерес к внутренним направлениям, в том числе внутри регионов. Таким образом, в среднесрочной перспективе национальная туристическая отрасль может расширить собственный рынок за счет привлечения туристов, ранее ориентированных на зарубежные рынки. И за ближайшие 2–3 года создать такие условия развития отрасли внутреннего туризма, чтобы переориентировать данную тенденцию и на долгосрочную перспективу, учитывая имеющийся высокий туристский потенциал РФ.

Однако переориентация потребителя на внутренний рынок требует разработки и совершенствования конкурентоспособного туристического продукта, развития инфраструктуры, обеспечения качественных и доступных туристских услуг на территории страны, а также необходимо учитывать последние тренды развития отрасли, более интересные и востребованные направления туризма для привлечения внимания и повышения интереса к своей дестинации.

В рамках исследования авторами были проанализированы наиболее популярные и востребованные туристские тренды на путешествия. На основе анализа литературы наиболее часто выделяют следующие виды туризма: религиозный; спортивный; событийный; гастрономический; культурно-познавательный; лечебно-оздоровительный; экстремальный туризм [15] (Lebedeva, 2020), [16] (Plotnikova, Glushanok, 2020), [1] (Moshnyagina, 2013); устойчивый, социально ответственный, культурный, экологический туризм [6] (Fakhrana Alisa, Zafran Ridho, 2020); [19] (Dagman, 2019), классификацией UNWTO (2018) [7].

Тесленко В.В., Романова Е.В. в своем исследовании делают акцент на экологическом туризме как наиболее популярном и «единственном направлении в индустрии туризма, заинтересованном в сохранении своего главного ресурса – естественной природной среды» [22] (Teslenko, Romanova, 2019). Проблемы экологического туризма рассматриваются во многих исследованиях. Зворыкина Т.И., Войт М.Н., Дрейзис Ю.И. рассматривают экологический туризм как фактор устойчивого развития территорий [26, 27] (Zvorykina, Voyt, 2020; Dreyzis, 2020). Суржиков В.И., Шевченко В.К. [23] (Surzhikov, Shevchenko, 2019), Гришаева А.С. [24] (Grishaeva, 2021), Козлов В.В., Немков П.Н. [25] (Kozlov, Nemkov, 2020) рассматривают проблему развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях.

Бардасова Э.В. [18] (Bardasova, 2021) предлагает делать акцент на развитии новых туристических продуктов (глэмпингов) на базе индивидуального и экотуризма.

Одной из выделяемых концепций развития туризма является устойчивый туризм. Устойчивый туризм – это то, что «удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [10], а не просто маркетинговый ход или веяние моды.

Еще одним направлением является социально ответственный туризм, пропагандирующий «этические ценности в туризме, ответственное потребление, способствует социальному и экономическому развитию региона, а также воспитывает уважительное отношение к культурно-историческому наследию, окружающей среде и традициям» [11, 12] (Potapova, Sukhodulov, 2019).

Угроза уничтожения культурного наследия в условиях влияния глобальных вызовов, стремление к поиску своих корней, интерес к истории самобытных культур привели к диверсификации направления культурного туризма, разделяя его на следующие виды:

- идентичностный туризм;

- наследный туризм;

- примиренческий туризм;

- межкультурный туризм;

- коммуникативный туризм;

- жизнеознакомительный туризм.

В последнее время, в основном в связи с воздействием коронавирусных ограничений, выделяют следующие тренды в туризме:

1. Ориентация на внутренние направления.

2. Запрос туристов на безопасный отдых в кругу только близких людей (семья, родственники, друзья), чтобы исключить лишние контакты.

3. Прослеживается тенденция к индивидуализации туризма, стремление туриста к уединению с собой и своими мыслями, все больший отказ от массовых групповых туров и поездок, приоритет в пользу индивидуальных туров, руководство исключительно своими предпочтениями.

4. Ярким трендом туризма является технологизация и цифровизация. Это касается систем бронирования (туров, билетов, проживания и пр.), конструирования своего тура, заказа услуг, системы оплаты, элементов виртуализации (онлайн-экскурсия, виртуальные путешествия и пр.).

5. Тренд на позднее бронирование. В условиях неопределенности, в связи с возможностью введения дополнительных ограничений, закрытия границ и пр. факторов, туристы стали бронировать туры как можно ближе к дате путешествия.

6. Переориентация интереса туристов от больших гостиничных объектов размещения в сторону небольших отелей и уединенных коттеджей.

Несмотря на развитие сферы туризма в России в последние годы, влияние пандемии оказало негативное влияние как на индустрию туризма в целом, так и на смежные с ней отрасли. Основной задачей в условиях постпандемии является повышение интереса населения к внутреннему туризму за счет запуска новых направлений, создания качественных и разнообразных туристических продуктов, повышения доступности и качества предоставляемых услуг.

.

Заключение

В рамках данного исследования была затронута актуальность развития внутреннего туризма в связи с низкими показателя численности российских и иностранных туристов по внутренним направлениям и числа реализованных турпакетов. Учитывая тенденции развития отрасли туризма в мире и в Российской Федерации, выявленные тренды в предпочтениях потребителей, в том числе в условиях пандемии, авторами были сформулированы следующие рекомендации по развитию внутреннего и въездного туризма в регионах РФ:

- учитывая природные и культурные богатства России (по оценке UNWTO, Россия находится на 5-м месте в мире по природному и культурному потенциалу [7]), необходимо делать акцент в продвижении на уникальную природную составляющую и богатый культурный и исторический потенциал страны;

- актуальным является развитие концепции экологического и социально ответственного туризма, что позволит сохранить природное достояние;

- развитие экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Важность развития данного направления «подтверждена на законодательном уровне и закрепляется необходимостью создания благоприятных условий для туризма и рекреации» [23] (Surzhikov, Shevchenko, 2019);

- продвижение промышленного туризма путем создания туров на предприятия страны в поддержку зеленой экономики и позиционирования промышленных предприятий как открытых, конкурентоспособных, выпускающих качественную продукцию; повышения интереса к рабочим профессиям и сокращения оттока молодежи из регионов;

- регионы России имеют высокий потенциал в развитии сельского туризма. Развитие данного направления позволит сохранить развитие народных промыслов и фольклора, обеспечит рабочие места и самозанятость населения, будет стимулировать производство местной продукции, вовлечение сельских территорий в экономику регионов;

- востребованным направлением как для российских, так и зарубежных туристов является посещение коренных немногочисленных народов Севера (Тюрки, Кеты, Нганасане, Ханты и Мансийцы), знакомство с их культурой, традициями, обычаями и бытом.

Таким образом, в рамках данного исследования авторами были проанализированы основные показатели развития туризма на мировом и российском уровне, в том числе в условиях пандемии. На основе анализа перспективных направлений развития туризма были предложены рекомендации по развитию внутреннего туризма.

В дальнейших исследованиях данной темы планируется разработка методики оценки туристского потенциала региона с учетом перспективных направлений туризма и апробация методики на примере Красноярского края с целью формирования управленческих решений в сфере развития туристской отрасли территорий.


References:

Bardasova E.V. (2021). Ekonomika turizma i gostepriimstva Respubliki Tatarstan v period postpandemii: vyzovy i drayvery rosta [Tourism and hospitality economy of the Republic of Tatarstan in the post-pandemic period: challenges and growth drivers]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (7). 1715-1726. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.7.112335.

Brovko S.B., Solod T.V. (2020). Spetsifika reagirovaniya industrii turizma na globalnye ekonomicheskie riski [Specifics of the tourism industryʼs response to global economic risks]. Journal of International Economic Affairs. 10 (4). 1025-1038. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111142.

Dagman S. (2019). Kontseptualnye podkhody k ustoychivomu turizmu na osnove ispolzovaniya integralnyh metodov marketinga [Conceptual approaches to sustainable tourism on the basis of integrated marketing techniques]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 3115-3128. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41297.

Dreyzis Yu.I. (2020). Upravlenie protsessami vozdeystviya turizma na sotsialno-ekonomicheskuyu ekosistemu territoriy [Managing the impact of tourism on the environment, society and economy of territories]. Natural-humanitarian research. (32(6)). 145-152. (in Russian). doi: 10.24412/2309-4788-2020-10705 .

Fakhrana Alisa, Zafran Ridho (2020). Sustainable Cultural Tourism Development: A Strategic ForRevenue Generation in Local Communities Journal of Economic and Tropical Life Science. 4 (2). 47-56.

Grishaeva A.S. (2021). Problemy razvitiya ekologicheskogo turizma na osobo okhranyaemyh prirodnyh territoriyakh na primere bryanskoy oblasti [Problems of development of ecological tourism in specially protected natural territories on the example of the Bryansk region] Kazan: OOO «SitIvent». (in Russian).

Kozlov V.V., Nemkov P.N. (2020). Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty razvitiya ekologicheskogo turizma na osobo okhranyaemyh prirodnyh territoriyakh [Organizational and economic aspects of the development of ecological tourism in specially protected natural areas] Theoretical and applied issues of hunting and ecology. 26-31. (in Russian).

Kuznetsova O.P., Kosmin A.D., Kuzmenko A.A., Kuznetsov V.V., Kuznetsova S.V., Samokhvalova O.M. (2019). Turizm kak drayver sotsialno-ekonomicheskogo i sotsiokulturnogo razvitiya strany [Tourism as a driver of socio-economic and socio-cultural development of the country]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 215-2178. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40705.

Kuznetsova O.P., Kosmin A.D., Kuzmenko A.A., Kuznetsov V.V., Kuznetsova S.V., Samokhvalova O.M. (2019). Turizm kak drayver sotsialno-ekonomicheskogo i sotsiokulturnogo razvitiya strany [Tourism as a driver of socio-economic and socio-cultural development of the country]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 2165-2178. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40705.

Lebedeva S.A. (2020). Otsenka populyarnosti vidov turizma sredi rossiyskikh potrebiteley [Evaluating the popularity of tourism types among russian consumers]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (7). 2105-2116. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.7.110690.

Moshnyagina E.V. (2013). Osnovnye tendentsii razvitiya turizma v sovremennom mire [Mainstream trends of tourism development in contemporary world]. Vestnik RMAT. (3). 20-34. (in Russian).

Plotnikova V.S., Glushanok T.M. (2020). Sovremennoe sostoyanie i prognozirovanie osnovnyh tendentsiy razvitiya turizma v Respublike Kareliya [Contemporary state and forecasting of the main trends in tourism development in the republic of karelia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (3). 831-844. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.100652.

Potapova E.V., Sukhodulov Ya.A. (2019). Garmonizatsiya rekreatsionnyh vozmozhnostey i rastushchego turisticheskogo potoka na baykalskoy prirodnoy territorii [Harmonization of recreational opportunities and the growing tourist flow in Baikal nature reserve area]. Bulletin of Baikal State University. 29 (1). 7-17. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2019.29(1).7-17 .

Surzhikov V.I., Shevchenko V.K. (2019). Podkhod k razvitiyu ekologicheskogo turizma na osobo okhranyaemyh prirodnyh territoriyakh na osnove sistemnogo analiza. Territoriya novyh vozmozhnostey [An approach to the development of ecological tourism in specially protected natural areas based on a system analysis. Territory of new opportunities]. Territory of New Opportunities: Vladivostok State University of Economics and Service Bulletin. 11 (3). 50-62. (in Russian). doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/050-062 .

Teslenko V.V., Romanova E.V. (2019). Transformatsiya gostinichnyh uslug pod novye vidy turizma na primere eko-oteley i ekologicheskogo turizma [Relevance and new trends in the development of ecological tourism]. Zdorove cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kultury i sporta. (4(15)). 414-419. (in Russian).

World tourism barometerTourlib.ne. Retrieved September 25, 2021, from https://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2021_01.pdf

Zvorykina T.I., Voyt M.N. (2020). Ctrategicheskaya initsiativa po obespecheniyu ustoychivogo razvitiya regiona na osnove turizma [Strategic initiative for sustainable development of the region on the basis of tourism]. Vestnik of Russian New University. (1). 51-55. (in Russian). doi: 10.25586/RNU.V9276.20.01.P.051 .

Страница обновлена: 30.04.2025 в 19:30:10