Official sites of settlements as sources of information about the socio-economic development of the territory: Karelian practice

Prokopyev E.A.1
1 Институт экономики — обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Карельский научный центр Российской академии наук», Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 10 (October 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47213921
Cited: 2 by 24.01.2023

Abstract:
The existing gaps in official statistics create difficulties for domestic scientists in the study of socio-economic processes at the level of urban and rural settlements. The article attempts to show the possibilities of collecting information from an alternative source – the official website of the municipality. Based on the requirements of Article 13 of the Federal Law of February 9, 2009 No. 8-FZ "On Ensuring access to information on the activities of state bodies and local self-government bodies", information blocks that disclose data on the socio-economic development of the municipality are defined. Data was collected on selected blocks in 105 out of 109 municipalities of the Republic of Karelia. The conclusion is made that it is advisable to collect data on the websites of municipalities only for 3 information blocks. They are as follows: the report of the head on the results of the year on the work done, the annual report on budget execution and information on the income of municipal employees. It is concluded that the current level of information content of municipal websites in the Republic of Karelia demonstrates a strong asymmetry and allows them to be used purely as an auxiliary data source. ACKNOWLEDGMENTS: The article was prepared within the framework of the state task of the Institute of Economics of the Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences; the topic of research "Identification of synergetic patterns of regional socio-ecological-economic systems and modeling of dynamic processes of sustainable development in multicomponent systems of various nature".

Keywords: municipal statistics, settlement sites, information collection, socio-economic development, Republic of Karelia

Funding:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИЭ КарНЦ РАН, тема НИР «Выявление синергетических закономерностей региональных социо-эколого-экономических систем и моделирование динамических процессов устойчивого развития в многокомпонентных системах различной природы».

JEL-classification: R11, R12, R13



Введение

Благодаря развитию Интернета у исследователей появился доступ к множеству источников информации, разбросанных по всему миру. Так, уже вошло в общепринятую практику осуществлять подбор научной литературы для написания обзора по ключевым словам в специальных научных реферативных (Web of Science и Scopus) и полнотекстовых базах (Google Scholar). Отечественные ученые в дополнение к перечисленным источникам для этих целей пользуются возможностями научных электронных библиотек eLIBRARY.RU и «КиберЛенинка». Помимо научной литературы через Интернет стала доступна разнообразная официальная статистическая информация. Российские исследователи в своей работе могут использовать большой массив различных источников, начиная с базы данных Всемирного банка [35] и Европейской комиссии [36], заканчивая базами данных Федеральной службы государственной статистики [34] и Банка России [32]. Кроме того, само сложившееся многообразие интернет-практик стало объектом исследования [6, 8, 12, 16, 18, 30] (Brumshteyn, Vaskovskiy, Gorbacheva, 2016; Gerasimenko, Slepenkova, 2019; Zinoveva, Guzeeva, 2017; Kolesnikova, 2017; Korytnikova, 2015; Togloeva, 2012) и, как следствие, потребовало сбора первичной информации в Интернете посредством Интернета. Это привело к тому, что все большее внимание со стороны исследователей стало уделяться альтернативным источникам информации, представленной в сети Интернет [5, 13, 15, 20] (Bokova, Kadnikova, Romanova, 2021; Ilimbetova, 2019; Kiryukhina, Morozova, Mukhachyova, 2020; Maltseva, Makhnytkina, 2017), для освещения вопросов, по которым официальная статистика не подходит или отсутствует в открытом доступе.

Среди основных причин, по которым статистические данные, предоставляемые Федеральной службой государственной статистики, не устраивают отечественных исследователей, можно выделить следующие: 1) публикация официальных сборников происходит с длительным опозданием (в среднем временной лаг составляет полтора года) [24] (Molyarenko, 2014); 2) низкая периодичность публикации (как правило – раз в год, но по отдельным специализированным сборникам, например, «Женщины и мужчины России» – раз в два года [13] (Ilimbetova, 2019)) не позволяет увидеть сезонных колебаний и спрогнозировать краткосрочные изменения [20] (Maltseva, Makhnytkina, 2017); 3) агрегированные и усредненные данные в целом по стране и регионам не позволяют исследовать вопросы социально-экономического развития на уровне муниципальных образований [17, 19] (Kolodina, 2019; Leonov, 2015), по которым часть статистических данных недоступна в силу конфиденциальности из-за законодательных ограничений или нерепрезентативна на данном уровне в силу используемой методики сбора [11] (Dyachenko, 2018). Вместе с тем представляется, что без понимания состояния и динамики социально-экономического развития на уровне муниципальных образований, на которое помимо национальной и региональной политики влияют и действия местных органов власти [9] (Gordeeva, Suslova, 2014), затруднительно корректно оценивать эффективность управления, разрабатывать и предлагать меры по улучшению экономической и социальной политики. В связи с этим возникает необходимость поиска и привлечения альтернативных источников релевантных данных о муниципальных образованиях, что и предопределило актуальность исследования и его значимость в практическом плане. Целью исследования является определение возможностей текущего состояния информационного наполнения официальных сайтов муниципальных образований Республики Карелия для сбора данных по социально-экономическому развитию.

Ограничения муниципальной статистики

В настоящее время основным источником муниципальной статистики является база данных «Показатели муниципальных образований» (далее – БД ПМО) Федеральной службы государственной статистики [31]. Ее очевидными преимуществами являются: 1) широкий охват – представлены муниципальные образования всех регионов России; 2) открытый доступ; 3) предварительная фильтрация и выгрузка данных в электронном виде, удобном для дальнейшей обработки. Впрочем, у БД ПМО есть несколько существенных недостатков. Во-первых, из-за частой смены методики расчета учитываемых в муниципальной статистике показателей отсутствует возможность сформировать длительные ряды сопоставимых данных [23] (Molyarenko, 2017), что не дает возможности изучения явлений в динамике и снижает познавательную ценность собранной информации. Во-вторых, показатели в БД ПМО преимущественно формируются по муниципальным районам и городским округам, в то время как подавляющее большинство муниципальных образований в России представлено сельскими и городскими поселениями [22] (Mokrenskiy, 2018). В-третьих, даже широкий охват показателей по муниципальным районам в БД ПМО не позволяет провести комплексную оценку социально-экономического потенциала территорий без приобретения специализированных сборников по муниципальным образованиям, выпускаемых территориальными органами Федеральной службы государственной статистики. Например, в последних присутствуют такие показатели, как средний размер назначенной пенсии и число пенсионеров, а средний размер заработной платы предоставляется с учетом субъектов малого предпринимательства в отличие от БД ПМО, где данный показатель представлен только по средним и крупным предприятиям. Другое дело, что показатели в таких сборниках по разным регионам могут не совпадать [22] (Mokrenskiy, 2018). Так, в методике оценки потенциала сельских территорий, апробируемой на примере муниципальных районов Вологодской области [7] (Voroshilov, 2021), при расчете производственного потенциала приводится показатель «Доля использования расчетной лесосеки». В других регионах Северо-Западного федерального округа, специализирующихся на лесной промышленности, данный показатель доступен только по Республике Коми, в то время как по Республике Карелия и Архангельской области он не публикуется территориальными органами Федеральной службы государственной статистики.

Доступный уровень детализации снятия информации для кабинетных исследований

Исследователи [17, 23] (Kolodina, 2019; Molyarenko, 2017) отмечают, что для получения более объективной картины о социально-экономическом развитии территорий информация должна предоставляться на уровне поселений, по возможности освещая состояние населенных пунктов, входящих в их состав [10] (Dementev, 2017). В качестве примера рассмотрим ситуацию по таким ключевым направлениям, как здравоохранение и цифровизация, в Пудожском муниципальном районе Республики Карелия (рис. 1). Источниками данных для картограммы стали карты сотовых операторов (Мегафон, МТС, Билайн и Tele2) по зонам покрытия мобильного Интернета. Данные по медицинским учреждениям и их охвату получены с помощью геоинформационной системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, а данные по численности постоянного населения – с БД ПМО. Как видно на рисунке 1, все муниципальные образования района обеспечены первичными доврачебными медицинскими учреждениями, и только одно сельское поселение на северо-востоке района (Куганаволокское с численностью населения – 273 человека) находится вне зоны покрытия мобильного Интернета. Однако анализ данной ситуации на уровне населенных пунктов показывает, что 14 населенных пунктов района находятся вне зоны покрытия мобильного Интернета и в 4 из них недоступна первичная и скорая медицинская помощь. А в этом случае численность населения в районе, не обладающего возможностью использовать мобильный Интернет, удваивается, и появляется население, не охваченное на постоянной основе первичной доврачебной медицинской помощью. Следовательно, эти факторы будут отрицательно сказываться на качестве жизни и привлекательности данных территорий для проживания, отражаясь на демографической ситуации в поселениях и районе.

Рисунок 1. Картограмма охвата медицинскими учреждениями и зоны покрытия мобильного Интернета Пудожского муниципального района Республики Карелия

Источник: составлено автором.

Проблема с отсутствием медицинской помощи в отдаленных и малонаселенных селах и деревнях частично решается с помощью передвижных фельдшерско-акушерских пунктов (далее – ФАП). В то же время не следует забывать, что доступность этой помощи даже в ближайших к стационарным ФАП населенных пунктах будет определяться состоянием автомобильных дорог, особенно это касается дорог регионального и местного значения. Например, в отчете главы Кривецкого сельского поселения о результатах своей деятельности за 2020 г. было указано, что в отчетном году удалось избежать прошлогодних проблем с несвоевременной очисткой автомобильных дорог от снега.

Отсутствие мобильного Интернета препятствует процессам цифровизации страны. Так, в не попадающих в зону покрытия мобильного Интернета населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек безальтернативным интернет-провайдером остается ПАО «Ростелеком» с подключением по телефонным сетям со всеми ограничениями, присущими такому способу подключения. При этом данные населенные пункты не могут претендовать на установку точки доступа к Интернету (по специальному тарифу со скоростью не менее 10 Мбит/с) в рамках Федерального закона «О связи» от 03 февраля 2014 № 9-ФЗ [3]. К таким населенным пунктам относится группа деревень и поселков на юго-востоке Пудожского района в составе Кривецкого сельского поселения. Вместе с тем в указанном выше отчете главы этого поселения было сказано, что в 2020 г. к социально значимым объектам (школа, почта, ФАП) была закончена прокладка линии оптоволоконной связи, благодаря которой появилась возможность подключить население к сети Интернет.

Подобного рода уточнения, полученные при помощи отчетов глав поселений, размещенных на их официальных сайтах, позволяют на качественно ином уровне исследовать вопросы социально-экономического развития региона и оценивать его эффективность. А сами сайты муниципальных образований, созданные для обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, становятся ценным источником официальных данных.

Раскрытие информации через официальный сайт муниципального образования

Говоря о проблеме сбора информации в разрезе поселений, исследователи в качестве одного из возможных источников называют сайт поселения [17, 22] (Kolodina, 2019; Mokrenskiy, 2018). В научной литературе нам не удалось найти детального разбора содержания сайта муниципального образования для целей сбора информации о его социально-экономическом развитии. Во многом это связано с представлением о том, что собранная с помощью данных сайтов информация будет носить фрагментарный характер. В частности, утверждается, что далеко не каждое сельское поселение обладает собственным сайтом, и содержательное наполнение подобных интернет-ресурсов очень ограничено [17] (Kolodina, 2019). Отчасти можно согласиться с этим утверждением. Действительно, в рамках Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) информация о муниципальном образовании в сети Интернет необязательно должна быть оформлена в виде отдельного сайта, она может быть размещена на портале совместно с другими органами власти [1]. Но наши предыдущие исследования [26] (Prokopev, Kurilo, Gubina, 2019) показывают, что за редким исключением власти сельских и городских поселений предоставляют информацию о своей деятельности на официальных ресурсах в сети Интернет. Другой стороной вопроса является ее содержание. Немногочисленные исследования сайтов муниципальных образований на предмет соответствия их содержания требованиям статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ, в которой указан перечень подлежащей обнародованию информации, показывают наличие существенных проблем в данном вопросе [14, 21, 28–30] (Kazakova, 2017; Matveeva, Martynov, 2021; Sidorova, Barchukova, 2017; Tesalovskaya, Sovetova, Aksyutina, 2020; Togloeva, 2012). При этом следует понимать, что указанный перечень затрагивает более широкий круг вопросов, чем показатели социально-экономического развития муниципального образования, и не является исчерпывающим.

Для достижения цели исследования было проверено наличие на этих сайтах информации по следующим блокам: 1) отчеты главы по итогам деятельности за год; 2) раздел со статисткой; 3) использование бюджетных средств; 4) результаты участия в целевых программах; 5) закупка товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; 6) муниципальные нормативные акты; 7) сведения о доходах муниципальных служащих. Помимо простого наличия данных мы фиксировали годы, за которые эти данные были предоставлены, что позволяет оценить возможность отображения динамики собранных показателей. Следует заметить, что информация, перечисленная в блоках 1–6, содержится в требованиях Федерального закона № 8-ФЗ, а публикация на официальном сайте сведений о доходах регламентируется положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2].

На наш взгляд, наибольшую познавательную ценность из перечисленных информационных блоков представляет отчет главы муниципального образования по итогам проделанной работы. Поскольку этот документ по своей сути должен затрагивать все вопросы жизнедеятельности муниципального образования, находящиеся в сфере полномочий местных органов власти, в нем может дублироваться информация по блокам 2–5: сведения о численности населения (в том числе в разрезе населенных пунктов) и возрастной структуре; сведения о структуре доходов и расходов бюджета; данные по проектам, реализованным в результате участия в программе поддержки местных инициатив. Кроме того, в нем могут содержаться сведения о ключевых видах экономической деятельности и конкретных предприятиях, их представляющих, о проблемах и достижениях местной администрации и, самое главное, объяснение причин изменений динамики социально-экономических показателей. Например, закрытие местной школы привело к оттоку населения с детьми, снижение поступлений налога на землю связано с увеличением численности пенсионеров, на которых стала распространяться соответствующая налоговая льгота. Здесь надо сделать одно важное замечание. Из-за того, что порядок и содержание отчета регулируется муниципальными правовыми актами, информационное наполнение этих документов в разных муниципальных образованиях может существенным образом различаться.

В разделе со статистикой, согласно статье 13 Федерального закона № 8-ФЗ, должны быть размещены статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления [1]. При этом не существует единого перечня показателей, подлежащих публикации. Поэтому наиболее вероятно в данном разделе встретить только информацию о демографической ситуации в муниципальном образовании.

В рамках нашего исследования в информационном блоке «Использование бюджетных средств» мы рассматривали только наличие годовых отчетов об исполнении бюджета. Хотя перечень материалов, которые рекомендуется публиковать на сайтах для обеспечения принципа открытости и прозрачности бюджетных данных, значительно шире [5] (Bokova, Kadnikova, Romanova, 2021). Заметим, что в БД ПМО есть данные по местным бюджетам, но использование данных непосредственно по годовым отчетам об исполнении бюджета позволяет получить детализированную информацию по доходам и расходам муниципального образования. Данные по результатам участия в целевых программах можно использовать для анализа активности органов местного самоуправления и эффективности взаимодействия с гражданами по социально значимым вопросам [27] (Samandina, Khalikova, 2020), а данные по закупкам – для межтерриториальных сравнений. Сведения о доходах муниципальных служащих пригодятся для определения численности работников органов местного самоуправления, поскольку после 2018 г. обновлений данного показателя в БД ПМО не происходило.

Нельзя оставить без внимания и то, что на сайте муниципального образования может не быть отдельного раздела с отчетами главы поселения или бюджетом, в результате чего поиск этих документов требует внимательного изучения структуры сайта [5, 26] (Bokova, Kadnikova, Romanova, 2021; Prokopev, Kurilo, Gubina, 2019). В таких случаях следует обязательно проверять раздел с муниципальными нормативными документами, хотя и по нему ориентация может быть затруднительна [25] (Damm et al., 2018). Поскольку утверждение отчета об исполнении местного бюджета, изменение местных налогов и сборов в соответствии с российским законодательством, принятие планов и программ развития муниципального образования, контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения согласно части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования [4], эти действия будут отражаться в соответствующих документах – решениях совета депутатов. Поэтому в нашем перечне информационных блоков появился отдельный блок по муниципальным нормативным документам. Впрочем, практика показывает, что наличие на сайте решения об утверждении документа не означает наличия самого документа в приложении к данному решению [26] (Prokopev, Kurilo, Gubina, 2019).

Представление информации на сайтах карельских муниципальных образований

Официально в Республике Карелия насчитывается 16 муниципальных районов, 2 городских округа, 21 городское и 85 сельских поселений. Поскольку объединение двух городских поселений (Сортавальского и Хелюльского) состоялось в 2020 г., прошло с нарушением процедур и в настоящее время оспаривается, в рамках нашего исследования эти поселения рассматривались отдельно. В результате этого сбор информации осуществлялся по 2 городским округам, 22 городским и 85 сельским поселениям Республики Карелия за период с 23 августа по 1 сентября 2021 г. В дальнейшем из исследования было исключено 4 муниципальных образования по причинам отсутствия рабочей версии сайта или отсутствия безопасного доступа к сайту.

Основная масса действующих официальных страниц о поселениях в сети Интернет появилась после принятия Федерального закона № 8-ФЗ (рис. 2). Самые старые действующие сайты (Петрозаводского и Костомукшского городских округов) появились в 2004 г., самый новый сайт в нашей выборке (Кривопорожского сельского поселения) – в 2020 г. Здесь следует сделать одну важную оговорку: для официальных страниц, которые не являются сайтами с доменом первого уровня (39 муниципальных образований), дату создания можно определить только приблизительно с помощью «снимков» интернет-архива Wayback Machine.

Рисунок 2. График плотности распределения сайтов поселений Республики Карелия по годам

Источник: составлено автором.

Среди выбранных информационных блоков «Решения совета депутатов» оказались представлены лучше всего. В среднем по данному блоку можно найти документы подряд за 10 лет, и практически на всех сайтах они были опубликованы за текущий год. При этом около половины всех найденных в процессе исследования текстов отчетов глав поселений по итогам проделанной работы и отчетов об исполнении бюджета были собраны в результате поиска по решениям совета депутатов. По другим информационным блокам собрать данные по всем 105 муниципальным образованиям не получилось (рис. 3). Так, отчеты глав отсутствуют на сайтах 8 поселений, отчеты об исполнении бюджета за год – 13, а сведения о доходах – 14. За 2020 г. удалось собрать документы по этим направлениям в 65, 59 и 60 муниципальных образованиях соответственно.

Рисунок 3. Наличие информации на сайтах муниципальных образований Республики Карелия

Источник: составлено автором.

Заметим, что проблема с информационным наполнением характерна не только для отдаленных сельских поселений. Она возникает и в районных центрах из-за слияния районной администрации с поселенческой. В результате информация отдельно по поселению практически не публикуется на районном сайте, а сайт поселения перестает обслуживаться. Потенциально эта проблема может быть улучшена с помощью привлечения к ней внимания региональных властей.

Ситуация с информационным наполнением оставшихся разделов обстоит значительно хуже. Раздел со статистикой отсутствует или не заполнен с момента создания информационной страницы в 75% обследованных муниципальных образованиях. А представленная на оставшихся сайтах статистическая информация за редкими исключениями отражает демографическую ситуацию в поселении за пару лет. Сведения о закупках в большинстве случаев очень плохо структурированы и представлены выборочно по отдельным годам, и их удобнее собирать непосредственно с Единой информационной системы в сфере закупок [33]. Отчеты по реализации целевых программ («Комфортная среда», «Программа поддержки местных инициатив», «Народный бюджет») были обнаружены в 40% обследованных муниципальных образований. Эти отчеты использовать затруднительно, поскольку в основном они представлены только фотографиями «до и после».

Заключение

Таким образом, текущий уровень информационного наполнения муниципальных сайтов в Республике Карелия позволяет их использовать сугубо как вспомогательный источник данных. Полностью отказываться от его использования не следует, так как предварительный поиск информации по этим сайтам позволяет исследователю сократить и оптимизировать тематику вопросов и объем запросов к местным органам власти. Практика показывает, что сбор данных о социально-экономическом развитии муниципального образования с его официальной страницы в Интернете целесообразно осуществлять только по двум ключевым блокам: отчет главы по итогам года о проделанной работе и годовые отчеты об исполнении бюджета. Помимо соответствующих разделов на сайте рекомендуется провести поиск этих документов по разделу «Решения совета депутатов». Наиболее вероятно найти эти отчеты в решениях совета с марта по июнь. Для решения узконаправленной задачи для уточнения численности работников администрации можно использовать сведения о доходах, кроме того, на сайте помимо структуры администрации могут быть размещены сведения о численности муниципальных служащих и их денежном содержании.

Использование сайтов муниципальных образований в качестве источника информации требует особой организации работы. Данный источник нельзя назвать достаточно стабильным: сайты могут менять интернет-адреса; обновляться без переноса информации, а предыдущие версии прекращают поддерживаться; ссылки на документы могут не работать. Кроме того, сами поселения объединяются, что отрицательно сказывается на рабочем состоянии сайтов присоединенных муниципальных образований. Поэтому в целях предотвращения потерь информации исследователю важно осуществлять периодический мониторинг муниципальных сайтов и создавать свой архив материалов.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для повышения качества работы местных администраций по обеспечению открытости и прозрачности своей деятельности.


References:

Bokova T.A., Kadnikova T.G., Romanova N.D. (2021). O nekotoryh voprosakh realizatsii printsipa prozrachnosti (otkrytosti) byudzhetnyh dannyh na munitsipalnom urovne (na primere Respubliki Kareliya) [Implementation of the principle of transparency (openness) of budget data at the municipal level (on the example of the Republic of Karelia)]. Business Guide. (1). 105-124. (in Russian). doi: 10.24182/2073-9885-2021-14-1-105-124.

Brumshteyn Yu.M., Vaskovskiy E.Yu., Gorbacheva A.N. (2016). Internet-sayty organov ispolnitelnoy vlasti v prikaspiyskikh regionakh Rossii: analiz nomenklatury, funktsionalnosti i vostrebovannosti resursov [The websites of executive authorities in Caspian regions of Russia: analysis of the nomenclature, functionality and demand of resources]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii. (4 (36)). 52-68. (in Russian).

Damm I.A. i dr. (2018). Otkrytost i dostupnost informatsii o pravotvorcheskoy deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii [Openness and free access to information about the legal activities of local governments in the Russian Federation]. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. (6(123)). 85-97. (in Russian).

DatabankThe World Bank. Retrieved September 01, 2021, from https://databank.worldbank.org/databases

Dementev D.V. (2017). Byudzhetnye polnomochiya i vozmozhnosti munitsipalnyh obrazovaniy [Budgetary powers and capabilities of municipalities]. Finance and credit. (17(737)). 974-989. (in Russian).

Dyachenko V.N. (2018). Problemy ispolzovaniya statisticheskogo instrumentariya pri otsenke razvitiya munitsipalnyh obrazovaniy [Problems of using the statistical tools in assessing the development of municipalities]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4). (in Russian).

Eurostat. Your key to European statisticsEuropean Commission. Retrieved September 01, 2021, from https://ec.europa.eu/eurostat/web/main/ data/database

Gerasimenko V.V., Slepenkova E.M. (2019). Transformatsiya metodov i instrumentov konkurentnogo analiza v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Transformation of methods and tools of competitive analysis in the digital economy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. (6). 126-146. (in Russian).

Gordeeva E., Suslova S. (2014). Izmerenie kachestva zhizni: vozmozhnosti munitsipalnoy statistiki [Measuring the quality of life: the possibilities of municipal statistics]. Vestnik Kievskogo natsionalnogo universiteta imeni Tarasa Shevchenko. Ekonomika. (157). 22-27. (in Russian).

Ilimbetova A.A. (2019). Alternativnye istochniki dannyh ob urovne zanyatosti rossiyskikh zhenshchin v predprinimatelstve [Alternative sources of data on the level of employment of russian women in entrepreneurship]. Population. (4). 90-102. (in Russian). doi: 10.24411/1561-7785-2019-00041.

Kazakova L.A. (2017). O nekotoryh aspektakh obespecheniya dostupa k informatsii o deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya [On some aspects of ensuring access to information on the activities of local self-government bodies] Fourth legal readings. Collection of articles. 212-216. (in Russian).

Kiryukhina A.N., Morozova E.A., Mukhachyova A.V. (2020). Analiz internet-istochnikov informatsii o vakansiyakh na regionalnom rynke truda [Analysis of online sources of information about vacancies on the regional labor market]. Voprosy upravleniya. (3 (64)). 125-137. (in Russian). doi: 10.22394/2304-3369-2020-3-125-137.

Kolesnikova I.A. (2017). «Akademicheskiy gostrayting»: rynok imitatsii nauchno-obrazovatelnoy aktivnosti ["Academic ghosting": the market of imitation of scientific and educational activity]. Lifelong education: xxi century. (2). 127-148. (in Russian).

Kolodina E.A. (2019). Identifikatsiya i tipologiya selskikh territoriy v issledovanii ikh sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya [Identification and typology of rural areas in the study of their socio-economic development]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (3). 8. (in Russian).

Korytnikova N.V. (2015). Online big data kak istochnik analiticheskoy informatsii v online-issledovaniyakh [Online big data as a source of analytic information in online research]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (8 (376)). 14-24. (in Russian).

Leonov S.N. (2015). Stanovlenie munitsipalnoy statistiki, ee sovremennoe sostoyanie i sootvetstvie potrebnostyam issledovaniya regionalnoy ekonomiki [Formation of municipal statistics, its modern condition and conformity to the requirements of regional economy research]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. (400). 223-230. (in Russian).

Maltseva A.V., Makhnytkina O.V. (2017). Opyt resheniya zadach monitoringa regionalnogo rynka truda: empiricheskie istochniki dannyh i informatsionnye tekhnologii [Experience in solving the tasks of monitoring the regional labor market: empirical data sources and information technologies]. Ekonomika. Professiya. Biznes. (4). 49-55. (in Russian).

Matveeva E.V., Martynov M.A. (2021). Monitoring saytov munitsipalnyh obrazovaniy kak sredstvo kommunikatsii vlasti i obshchestva (po materialam regionalnogo issledovaniya) [Monitoring websites of municipal bodies as a means of communication between the authorities and the public (based on the materials of the regional study)]. Bulletin of Transbaikal State University. (5). 79-87. (in Russian). doi: 10.21209/2227-9245-2021-27-5-79-87.

Mokrenskiy D.N. (2018). Munitsipalnaya statistika: vozmozhnosti i ogranicheniya dlya regionalnogo sotsialno-ekonomicheskogo analiza [Municipal statistics: opportunities and constraints for regional socio-economic analysis]. “Bulletin of Statistics\. (7). 49-61. (in Russian).

Molyarenko O.A. (2014). Munitsipalnaya statistika i problemy sbora informatsii mestnoy vlastyu [The prospects of municipal statistics and local self-government data collection problems]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsialno-ekonomicheskie nauki. (4). 125-139. (in Russian).

Molyarenko O.A. (2017). Gosudarstvennye praktiki konstruirovaniya statisticheskikh illyuziy, ili «mertvye zony» otechestvennoy statistiki [The state practice of constructing statistical illusions, or dead zones in national statistics]. Sotsiologicheskiy Zhurnal (Sociological Journal). (4). 104-120. (in Russian).

Prokopev E.A., Kurilo A.E., Gubina O.V. (2019). Formirovanie tsifrovogo prostranstva na munitsipalnom urovne: obzor saytov poseleniy [The formation of digital space at the municipal level: overview of settlements' websites]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (5). 76-90. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2019.5.65.5.

Samandina L.V., Khalikova S.S. (2020). Praktika uchastiya organov mestnogo samoupravleniya Khabarovskogo Kraya v realizatsii natsionalnyh proektov [Practice of participation of the local authorities of the Khabarovsk territory in the implementation of national projects]. Power and administration in the East of Russia. (4). 109-118. (in Russian). doi: 10.22394/1818-4049-2020-93-4-109-118.

Sidorova A.V., Barchukova T.A. (2017). Informatsionnaya otkrytost organov gosudarstvennoy vlasti: analiz ispolzovaniya informatsionno-telekommunikatsionnyh tekhnologiy na munitsipalnom urovne [Information openness of public authorities: analysis of the use of information and telecommunications technologies at the municipal level]. Ekonomika. Innovatsii. Upravlenie kachestvom. (4). 22-26. (in Russian).

Tesalovskaya V.E., Sovetova N.P., Aksyutina S.V. (2020). Kultura. Nauka. Obrazovanie: sovremennye trendy [Culture. Science. Education: modern trends] (in Russian).

Togloeva D.P. (2012). Analiz informatsionnoy otkrytosti deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya Respubliki Buryatiya [Local authorities in the Republic of Buryatia: informational transparency analysis]. The Manager. (1-2). 36-41. (in Russian).

Voroshilov N.V. (2021). K voprosu ob otsenke sotsialno-ekonomicheskogo potentsiala selskikh territoriy [Assessing the socio-economic potential of rural territories]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (1). 91-109. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2021.1.73.7.

Zinoveva I.S., Guzeeva O.G. (2017). Analiz investitsionnyh internet-resursov podderzhki startapov v regionakh [Analysis of Internet investment resources to support startups in the regions]. Aktualnye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. (3(29)). 268-275. (in Russian).

Страница обновлена: 12.04.2025 в 21:22:29