Ways to improve the efficiency of internal financial audit
Sikorskaya L.V.1
1 Санкт-Петербургский университет МВД РФ, Russia
Download PDF | Downloads: 57 | Citations: 2
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 4 (October-December 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47146456
Cited: 2 by 24.01.2023
Abstract:
Internal financial audit in the public sector is one of the management tools. Its purpose is to assess the execution of budgetary powers by the participants in the budgetary process, as well as to develop proposals aimed at improving the quality and control of public finance management. Currently, the activity of audit bodies does not fully achieve the designated goals. Its results are not able to have a significant impact on the efficiency and effectiveness of budget funds.
The article examines the factors influencing internal financial audit bodies. These factors are associated with the definition of internal financial audit role and functions in the system of departmental control.
The author analyzes the powers of various types of control carried out by the chief administrator of budgetary funds.
The results of the study indicate the need to improve the regulatory framework for the implementation of departmental financial control by distinguishing functions and determining ways of interaction between internal financial audit and other forms of control.
Keywords: financial control, internal financial audit, departmental control, chief administrator of budgetary funds
JEL-classification: H61, H68, H69
Введение. На экономическую безопасность государства оказывают влияние множество различных факторов, как внешних, так и внутренних. Одним из ключевых условий обеспечения стабильного развития национальной экономики является устойчивость системы управления общественными финансами, характеризующаяся способностью противостоять угрозам экономической деятельности и предпринимать адекватные меры по предотвращению, нейтрализации и устранению возникающих рисков. Решение этих задач неразрывно связано с организацией действенного механизма контроля, данные которого служат основой для оценки эффективности и обоснованности управленческих решений. В настоящее время система государственного финансового контроля приобрела законченные очертания: в Бюджетном кодексе РФ разграничены сферы действия и субъекты внешнего и внутреннего контроля, приняты соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие правила и порядок проведения контрольных мероприятий и т.д. Кроме этого, главные администраторы бюджетных средств наделены бюджетными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, представляющего собой один из видов негосударственного финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных экономических субъектов. Начиная с 2014 года нормативно-правовая база регулирования внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля неоднократно трансформировалась, поскольку видоизменялись и модифицировались фундаментальные методологические подходы Министерства финансов РФ к содержанию контрольных функций участников бюджетного процесса. В настоящее время систему внутреннего финансового аудита пока нельзя признать действенным инструментом оптимизации процедур исполнения бюджета по доходам и расходам. Несмотря на принятые меры по регламентации правил организации и осуществления внутреннего финансового аудита, его результаты не оказывают ощутимого влияния на осуществление процедур исполнения бюджетов. Пути совершенствования системы внутреннего финансового аудита на основании проведенных исследований предлагались Горбуновой Н.А. [10] (Gorbunova, 2020), Фруминой С.В. [23] (Frumina, 2021), Кутыревым Ю.А. [15] (Kutyrev, 2020) и другими. Методологические вопросы оценки внутреннего финансового аудита рассматривались Петровым А.М. [20] (Petrov, 2020), Гриневич М.В. [11] (Grinevich, 2018), Деминой И.Д. [12] (Demina, 2020), Санжиевой И.С. [27] (Shewangu Dzomira, 2020) и другими. О необходимости гармонизации нормативно-правовой базы осуществления контроля в бюджетной сфере писали Жукова А.Г. [13] (Zhukova, 2019), Гиниятуллина Д.Р. [8] (Giniyatullina, 2020), Павлова Л.Л. [19] (Pavlova, 2020), Головин С.В. [9] (Golovin, 2019), Любакова Л.В. [18] (Lyubakova, 2021). Практические аспекты проведения контрольных мероприятий в рамках внутреннего финансового аудита изучались Ананьевой С.Г. [7] (Ananeva, 2019), Алексеевой Е.С. [6] (Alekseeva, 2019), Кришталевой Т.И. [14] (Krishtaleva, 2020) и другими. Актуальным вопросам организации внутреннего финансового аудита в государственном секторе зарубежных стран посвящены работы таких исследователей, как Philna Coetzee, Lourens J. Erasmus [28] (Philna Coetzee, Lourens Erasmus, 2017), David Haya, Carolyn Corderyb [24] (Haya, Corderyb, 2018), Juma Bananuka et al. [25] (Juma Bananuka, Stephen Korutaro, Nkundabanyanga, Irene Nalukenge, Twaha Kaawaase, 2018), Marta Postula et al. [26] (Marta Postula, Olga Irodenko, Przemysław Dubel, 2020), Shewangu Dzomira [27] (Shewangu Dzomira, 2020) и других.
Цель исследования – проанализировать эффективность осуществления внутреннего финансового аудита в государственном секторе РФ.
Задачи исследования:
- обосновать осуществление внутреннего финансового аудита в государственном секторе;
- определить роль и место внутреннего финансового аудита в системе государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Объектом исследования являются системы внутреннего финансового аудита в государственном секторе РФ.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие между субъектами государственного сектора РФ в процессе внутреннего финансового аудита.
Научная новизна содержится в результатах исследования, свидетельствующих о необходимости принятия мер по конкретизации и уточнению сфер применения различных форм контроля.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования при разработке локальных актов субъекта внутреннего финансового аудита в целях обоснованного планирования и проведения контрольных мероприятий.
Осуществление финансового контроля в бюджетной сфере приобретает особую значимость, поскольку процессы формирования и расходования государственных средств в конечном итоге обеспечивают устойчивость экономики страны. Система организации контроля за общественными финансами состоит из нескольких звеньев, каждое из которых представляет сбой подсистему со строго определенными задачами и функциями. Виды финансового контроля за средствами федерального бюджета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Виды финансового контроля за средствами федерального бюджета
Субъект
|
Полномочия субъекта
|
Государственный
финансовый контроль
| |
Внешний государственный
финансовый контроль
| |
Счетная палата
РФ
|
Контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих
бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные
нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам
из бюджетов бюджетной системы РФ
Контроль за соблюдением условий государственных контрактов, договоров о предоставлении средств из бюджета. Контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета Контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (п.1 ст. 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2]) |
Внутренний государственный
финансовый контроль
| |
Федеральное
казначейство
|
Контроль за соблюдением положений правовых актов,
регулирующих бюджетные правоотношения
Контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ Контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, Контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств Контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [2] |
Негосударственный
финансовый контроль
| |
Внутренний
финансовый аудит
| |
Главный
администратор бюджетных средств (в лице структурного подразделения или
уполномоченных должностных лиц)
|
Формирование и предоставление руководителю
главного администратора бюджетных средств:
1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности; 2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств; 3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента [2] |
Ведомственный
контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд
| |
Государственные
органы Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
|
Контроль за
соблюдением заказчиками законодательных и иных нормативных правовых актов о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд (п. 2 Постановления Правительства РФ от
10 февраля 2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления
ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» [1])
|
Ведомственный финансовый контроль
(на примере МВД России)
| |
Министр
Контрольно-ревизионные подразделения МВД России |
Сбор и анализ
информации о своевременности составления и представления документов,
необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и
обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также
законности совершения операций по выполнению внутренних бюджетных процедур (п.
1 Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД
России, утвержденного Приказом МВД России от 12 октября 2015 г.
№ 980 «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового
аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного
финансового контроля в системе МВД России» [3])
|
Внутренний финансовый контроль
| |
Должностные лица
главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств,
получателя бюджетных средств
|
Обеспечение соблюдения
установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения,
требований к исполнению бюджетных полномочий (п. 3 Приказа Минфина России от
21 ноября 2019 г. № 196н «Об утверждении федерального стандарта
внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего
финансового аудита» [5])
|
Таким образом, система негосударственного финансового контроля включает в себя несколько подсистем, содержание и осуществление каждой из которых обуславливается специфическими особенностями объекта контроля. Рассмотрим основные факторы, влияющие на осуществление внутреннего финансового аудита как ключевого звена в системе негосударственного финансового контроля.
Действенность любой системы контроля предопределена рядом взаимосвязанных факторов, влияющих как на собственно процесс осуществления «контрольной деятельности, так и на эффективность ее результатов» [17] (Lev, 2019). Многообразие видов контроля имеет свои позитивные и негативные стороны. Как положительное обстоятельство можно оценивать всеохватность контроля, возможность доскональной проверки всех аспектов деятельности проверяемого экономического субъекта путем привлечения профессиональных кадров, обладающих необходимыми знаниями для проверки отдельных групп и видов финансово-хозяйственных операций, применение различных методик и подходов при осуществлении определенного вида контроля и т.д. Кроме того, процесс осуществления контрольной деятельности различными проверяющими субъектами предполагает взаимодействие и взаимный обмен информацией, полученной в ходе проверок и аналитических мероприятий, что, в свою очередь, обеспечивает повышение качества контроля в целом. С другой стороны, разнообразие видов контроля может повлечь за собой риски неоправданного увеличения объемов контрольных процедур, Как правило, большое количество длительно проводимых контрольных мероприятий негативным образом влияет на повседневную деятельность объекта контроля, оказывая воздействие на ритмичность и отлаженность циклов его функционирования. Первоочередным требованием в условиях многозадачности контрольной деятельности становится четкое разграничение сфер и предметов контроля, обуславливающее необходимость определения конкретных областей и направлений проверок в рамках каждого вида контроля. Выполнение данного требования требует разработки механизма координирования и взаимодействия проверяющих лиц, осуществляющих определенный вид контроля.
Соответственно, недостаточная конкретизация областей контроля, возможность неоднозначного толкования нормативно-правовых актов при их практическом применении является одним из факторов, негативно влияющих на качество осуществления контроля. Это относится и к внутреннему финансовому аудиту. В частности, в отчете Счетной палаты о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ достижения федеральными органами исполнительной власти целей внутреннего финансового аудита и влияние их результатов на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств в 2016–2018 годах» [22] указано, что зачастую под видом внутреннего финансового аудита проводится иной контроль: контроль в сфере закупок, контроль учредителя, комплексные проверки финансово-хозяйственной деятельности, проверки текущей деятельности, не связанной с финансовыми вопросами и т.д. Следует отметить, что в настоящее время общие принципы, правила и порядок осуществления внутреннего финансового аудита определены федеральными стандартами. При этом конкретизация и адаптация положений стандартов с учетом специфики деятельности каждого главного администратора бюджетных средств реализуется им посредством издания соответствующего ведомственного акта.
В качестве основополагающих целей нормативного регулирования контрольной деятельности можно назвать определение ключевых элементов контроля: принципов, субъектов, объектов, методов, результата и т.д. Задача главного администратора бюджетных средств как субъекта управления состоит в конкретизации данных элементов в соответствии с законодательными и иными нормативно-правовыми актами применительно к специфике осуществления финансово-хозяйственной деятельности ведомства. Если рассматривать негосударственный финансовый контроль как единую систему, то можно сказать, что объектом контроля в ней должен быть процесс функционирования каждого подчиненного главному администратору бюджетных средств подведомственного распорядителя, получателя бюджетных средств, представляющий собой совокупность трудовых и материальных ресурсов, различных процедур и действий, документальное, правовое и финансовое обеспечение и т.д. Собственно комплекс бюджетных процедур (и действий, составляющих бюджетную процедуру) является одной из составляющих этой совокупности и в этом виде представляет собой объект внутреннего финансового аудита [5]. Для определения статуса бюджетной процедуры применяется критерий влияния результата выполнения операции на значение показателей качества финансового менеджмента. Направления мониторинга качества финансового менеджмента (примерный перечень содержится в Методических рекомендациях по проведению мониторинга качества финансового менеджмента [4]) предопределяют группировку бюджетных процедур по наиболее значимым направлениям. Количественные и качественные характеристики осуществления процедур, связанных с исполнением бюджетных полномочий, управлением активами, осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, оцениваются в ходе мониторинга качества финансового менеджмента. Определение полного перечня бюджетных процедур, подлежащих внутреннему финансовому аудиту, является прерогативой главного администратора бюджетных средств. При этом в ходе формирования такого перечня финансово-хозяйственные операции дифференцируются на процедуры, непосредственно связанные с процессами планирования и кассового исполнения бюджета и процедуры, не оказывающие влияния на поступление и расходование бюджетных средств. Примером может служить процесс управления активами (основными средствами), в ходе которого проводятся следующие операции:
1. Расчет начальной «максимальной цены контракта на закупку основного средства» [16] (Lev, 2016).
Эта бюджетная процедура сама по себе не связана с кассовым расходованием бюджетных средств, но проверка правильности и обоснованности расчета представляет из себя предмет ведомственного контроля в сфере закупок. В то же время включение в план закупок необоснованных начальных максимальных цен контрактов квалифицируется как несоблюдение правил осуществления закупок, влекущее за собой снижение показателей оценки качества финансового менеджмента, и поэтому данная процедура контролируется в ходе осуществления внутреннего финансового аудита.
2. Принятие решения о выбытии основного средства по причине его списания с учета в связи с непригодностью к дальнейшей эксплуатации.
Это действие отсутствует в примерном перечне бюджетных процедур, подлежащих мониторингу качества финансового менеджмента. В то же время для формирования аудиторского мнения о степени достоверности бюджетной отчетности необходимо получить подтверждение фактического исполнения и оформления данной операции. Например, если основное средство после списания продолжает находиться в эксплуатации, то соответствующие данные бюджетного учета, отражающие наличие имущества, не могут быть признаны достоверными в полной мере. Формирование суждения о достоверности отчетности происходит в ходе осуществления внутреннего финансового аудита.
В отношении этой операции необходимо решить, обладает ли она свойствами бюджетной процедуры, может ли быть включена в перечень процедур, влияющих на качество финансового менеджмента, и, соответственно, является ли предметом внутреннего финансового аудита. Если комплекс операций, связанных с выбытием основных средств, не признается бюджетной процедурой, следует определить, входит ли проверка этих операций в полномочия органов ведомственного финансового контроля.
Следует отметить, что перечисленные операции подлежат внутреннему финансовому контролю получателя бюджетных средств, а оценка надежности системы внутреннего финансового контроля является одной из целей внутреннего финансового аудита.
Приведенные примеры некоторым образом объясняют причины использования внутреннего финансового аудита как инструмента всеобъемлющего контроля и свидетельствуют о существующих проблемах, связанных с разграничением полномочий и организацией осуществления и взаимодействия различных форм внешнего по отношению к объекту контроля.
В связи с этим предлагаются следующие меры по совершенствованию организации системы негосударственного финансового контроля:
1. Главному администратору бюджетных средств целесообразно провести анализ основных направлений выполняемых финансово-хозяйственных операций и процедур с целью формирования структурированного укрупненного перечня бюджетных процедур и иных операций.
2. Сформированный перечень бюджетных процедур и иных операций может быть взят за основу при определении областей и предметов различных видов контролирующей деятельности. При этом конкретизации и уточнению подлежит роль и место органов различных сфер контроля в общей системе контроля, а также порядок их взаимодействия и предоставления информации, полученной в ходе осуществления проверочных и аналитических мероприятий. В этом контексте одной из основных задач является определение возможности использования результатов ревизий и проверок ведомственного финансового контроля, ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в целях осуществления внутреннего финансового аудита. В целях организации практической деятельности необходимо также принять меры по согласованию временных периодов проведения ревизий, проверок и иных контрольных мероприятий разными органами.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в рамках многоуровневой системы, участники которой наделены определенными полномочиями и осуществляют свою деятельность в отношении различных объектов контроля. Одним из важнейших видов контроля, призванным обеспечить правильное, эффективное и рациональное формирование и использование бюджетных средств каждым участником бюджетного процесса, является внутренний финансовый аудит. Однако в настоящее время внутренний финансовый аудит не стал действенным инструментом повышения результативности использования бюджетных средств.
2. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости принятия мер по конкретизации и уточнению сфер применения различных форм контроля: внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и ведомственного финансового контроля. В целях исключения дублирования функций контрольных органов целесообразно более четко определить области и предметы конкретных видов контроля. Немаловажно также выработать порядок взаимодействия контрольных органов, включающий в себя обмен полученной информацией и ее предоставление, а также согласование периодичности и времени проведения контрольных мероприятий.
References:
Alekseeva E.S. (2019). Nekotorye problemy v obespechenii effektivnosti vnutrennego finansovogo kontrolya i vnutrennego finansovogo audita v Respublike Buryatiya [Some problems in ensuring the effectiveness of internal financial control and internal financial audit in the Republic of Buryatia]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 26: Gosudarstvennyy audit. (3). 102-116. (in Russian).
Ananeva S.G. (2019). Sovremennye problemy organizatsii vnutrennego finansovogo kontrolya i vnutrennego finansovogo audita v gossektore [Modern problems of the organization of internal financial control and internal financial audit in the public sector] Actual problems of accounting, analysis and audit. 5-8. (in Russian).
David Haya, Carolyn Corderyb (2018). The value of public sector audit: Literature and history Journal of Accounting Literature. (40). 1-15.
Demina I.D. (2020). Otsenka vnutrennego kontrolya v khode vnutrennego finansovogo audita gosudarstvennyh (munitsipalnyh) uchrezhdeniy [Assessment of internal control in the course of internal financial audit of state (municipal) institutions]. Audit. (6). 12-17. (in Russian).
Frumina S.V. (2021). Normativno-pravovoe soprovozhdenie vnutrennego finansovogo audita v Rossiyskoy Federatsii [Legal support of internal financial audit in the Russian Federation]. Auditor\'s statements. (1). 26-29. (in Russian).
Giniyatullina D.R. (2020). Sovremennoe sostoyanie regulirovaniya vnutrennego finansovogo kontrolya i vnutrennego finansovogo audita v byudzhetnom sektore [Current state of regulation of internal financial control and internal financial audit in the budget sector]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (1(9(105))). 119-124. (in Russian).
Golovin S.V. (2019). Standartizatsiya vnutrennego finansovogo audita v gosudarstvennom sektore [Standardization of internal financial audit in the public sector] Current problems and prospects for the development of audit, accounting, economic analysis and taxation. 18-21. (in Russian).
Gorbunova N.A. (2020). Printsipy i metody vnutrennego finansovogo kontrolya (audita) effektivnosti deyatelnosti gosudarstvennogo uchrezhdeniya [Principles and methods of internal financial control (audit) of the performance of a state institution]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (12(2)). 251-256. (in Russian).
Grinevich M.V. (2018). Problemy stanovleniya kontrollinga vnutrennego finansovogo kontrolya i vnutrennego finansovogo audita [Problems of controlling of internal financial control and internal financial audit] Effective public administration and performance audit. 27-29. (in Russian).
Juma Bananuka, Stephen Korutaro, Nkundabanyanga, Irene Nalukenge, Twaha Kaawaase (2018). Internal audit function, audit committee effectiveness and accountability in the Ugandan statutory corporations Journal of Financial Reporting and Accounting. (16 (1)). 138-157.
Krishtaleva T.I. (2020). Organizatsiya i etapy provedeniya vnutrennego finansovogo audita v byudzhetnyh uchrezhdeniyakh [Organization and stages of carrying out internal financial audit in the budgetary institutions]. Bukhgalterskiy uchet i nalogooblozhenie v byudzhetnyh organizatsiyakh. (6). 21-31. (in Russian).
Kutyrev Yu.A. (2020). Sovershenstvovanie kontrolya v byudzhetnoy sfere v usloviyakh prinyatiya Federalnyh standartov vnutrennego finansovogo audita [Improvement of control in the budgetary sphere in the context of the adoption of Federal Standards of Internal Financial Audit]. Vestnik evraziyskoy nauki. (12(6)). 8. (in Russian).
Lev M. Yu. (2016). Aktualnye problemy ustanovleniya nachalnoy tseny kontrakta v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i munitsipalnyh nuzhd kak faktor ekonomicheskoy bezopasnosti [Actual problems of the establishment of the initial price of the contract for procurement of goods, works and services for state and municipal needs as a factor of economic security]. Academy\'s Herald. (2). 28-35. (in Russian).
Lev M. Yu. (2019). Gosudarstvennyy finansovo-tsenovoy kontrol kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [State financial-price control as a factor of ensuring economic security of Russia]. Razvitie i bezopasnost. (3). 38-44. (in Russian).
Lyubakova L. (2021). Vnutrenniy finansovyy kontrol v federalnyh standartakh kontrolya i audita dlya munitsipalnyh obrazovaniy [Internal financial control in federal control and auditing standards for municipalities]. Forum molodyh uchenyh. (1(53)). 194-198. (in Russian).
Marta Postula, Olga Irodenko, Przemysław Dubel (2020). Internal Audit as a Tool to Improve the Efficiency of Public Service European Research Studies Journal. 699-715.
Pavlova L.L. (2020). Modernizatsiya sistemy gosudarstvennogo vnutrennego finansovogo audita v rossiyskiy Federatsii [Modernization of the state internal financial audit system of the Russian Federation]. Auditor. (6 (11)). 31-38. (in Russian).
Petrov A.M. (2020). Vnutrenniy finansovyy kontrol i vnutrenniy finansovyy audit - instrumenty ustraneniya finansovyh narusheniy [Internal financial control and internal financial audit-tools to eliminate financial violations]. ASR: Economics and Management. (9(4(33))). 271-276. (in Russian).
Philna Coetzee, Lourens J. Erasmus (2017). What drives and measures public sector internal audit effectiveness? Dependent and independent variables. International Journal of Auditing. (21(3)). 237-248.
Sanzhieva I.S. (2019). Problema otsenki effektivnosti sluzhby vnutrennego finansovogo audita [The problem of evaluating the effectiveness of the internal financial audit service]. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. (3(88)). 17-19. (in Russian).
Shewangu Dzomira (2020). Corporate Governance and Performance of Audit Committee and Internal Audit Functions in an Emerging Economy's Public Sector Indian Journal of Corporate Governanc. (13 (1)). 85-98.
Zhukova A.G. (2019). Normativno-pravovye osnovy obespecheniya kachestva vnutrennego finansovogo kontrolya i vnutrennego audita [Regulatory framework for ensuring the quality of internal financial control and internal audit]. Science and business: development ways. (6(96)). 151-157. (in Russian).
Страница обновлена: 24.04.2025 в 02:24:04