Особенности устойчивого развития промышленных предприятий в условиях структурно-динамической трансформация экономики
Имамвердиева М.И.1
1 Сургутский государственный университет, Россия, Сургут
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 9 (Сентябрь 2021)
Цитировать:
Имамвердиева М.И. Особенности устойчивого развития промышленных предприятий в условиях структурно-динамической трансформация экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 9. – С. 2133-2146. – doi: 10.18334/epp.11.9.113455.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46670062
Цитирований: 4 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
Устойчивое развитие предприятий, как важнейший фактор функционирования организации в современном мире, находится под влиянием структурно-динамической трансформации экономики. Эффективность формирования устойчивого развития заключается не только в положительной динамике показателей и соответствии их определенным нормативам, но и в адаптации предприятия под изменения экономики мира и государства. В статье проанализированы подходы к понятиям «Структурно-динамическая трансформация», «Инновационная стратегия», «Цифровая трансформация» и даны авторские определения данных категорий. Рассмотрен процесс влияния структурно-динамической трансформации на устойчивое развитие промышленных предприятий. Определены потенциальные преимущества, а также сложности адаптации организации под постоянно изменяющиеся элементы внешней среды. Статья представляет научный интерес для специалистов и ученых, рассматривающих влияние структурно-динамической трансформации на функционирование предприятий
Ключевые слова: устойчивое развитие, структурно-динамическая трансформация, промышленность, инновационная стратегия, цифровая трансформация
JEL-классификация: L26, L52, Q01, O31
Введение
Устойчивое развитие предприятия тесно связано с его влиянием на внешнюю среду, в том числе на становление общества, на экологию, на сферу предпринимательства. Разработка и внедрение на предприятии концепции устойчивого развития позволяет снизить отрицательное влияние на внешнюю и внутреннюю среду предприятия, обеспечить стабильное и эффективное взаимодействие с контрагентами и разработать стратегию антикризисного управления и управления рисками.
Позиционирование предприятия как организации, внедряющей и применяющей концепцию устойчивого развития, позволяет создать благоприятный имидж у потребителей, контрагентов и других заинтересованных сторон.
Реализация инновационного и интеллектуального, в том числе и реляционного потенциала предприятия, является одним из важных компонентов устойчивого развития.
Сфера промышленности в разрезе целей устойчивого развития России отражена в положении «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям» [12]. Достижение данной цели возможно благодаря реализации следующих задач:
1. Развивать качественную, надежную, устойчивую и стойкую инфраструктуру, включая региональную и трансграничную инфраструктуру, в целях поддержки экономического развития и благополучия людей, уделяя особое внимание обеспечению недорогого и равноправного доступа для всех.
2. Содействовать всеохватной и устойчивой индустриализации и к 2030 году существенно повысить уровень занятости в промышленности и долю промышленного производства в валовом внутреннем продукте в соответствии с национальными условиями и удвоить соответствующие показатели в наименее развитых странах.
3. Расширить доступ мелких промышленных и прочих предприятий, особенно в развивающихся странах, к финансовым услугам, в том числе к недорогим кредитам, и усилить их интеграцию в производственно-сбытовые цепочки и рынки.
4. К 2030 году модернизировать инфраструктуру и переоборудовать промышленные предприятия, сделав их устойчивыми за счет повышения эффективности использования ресурсов и более широкого применения чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов, с участием всех стран в соответствии с их индивидуальными возможностями.
5. Активизировать научные исследования, наращивать технологический потенциал промышленных секторов во всех странах, особенно развивающихся странах, в том числе путем стимулирования к 2030 году инновационной деятельности и значительного увеличения числа работников в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в расчете на 1 миллион человек, а также государственных и частных расходов на НИОКР [12].
По мнению М.Ф. Гутновой, «под инфраструктурой развития предприятий промышленности понимается условно обособленный комплекс хозяйствующих субъектов и некоммерческих учреждений, содействующих осуществлению эффективной промышленной политики на передовой научно-технической базе, обновлению совокупного потенциала и созданию условий устойчивого конкурентоспособного функционирования в условиях динамики внешней среды на основе разработки и применения современных научно-обоснованных методов управления» [6] (Gutnova, 2008).
Инфраструктура промышленности функционирует в условиях постоянного изменения внешней среды, вследствие чего подвержена изменениям и внутренняя среда. Изменение внешней среды обусловлено трансформацией методов и способов функционирования предприятий, а также подходов к осуществлению управленческой деятельности.
Рассматривая процесс постоянного изменения внешних условий, представляется возможным говорить о структурно-динамической трансформации окружающей среды, оказывающей воздействие на внутреннею среду.
Цель исследования состоит в установлении элементов процесса влияния структурно-динамической трансформации на устойчивое развитие промышленных предприятий.
1. Особенности структурно-динамической трансформации
Понятие «структурно-динамическая трансформация» используется в экономической литературе, но на текущий момент не существует однозначного толкования данной категории.
Рассматривая детерминанту «структурно-динамическая трансформация», автором определены походы к понятиям «трансформация экономических систем» и «структурная трансформация экономики».
Б.Г. Шелегеда, М.Н. Корнев, Н.В. Погоржельская, рассматривают трансформацию экономических систем как статико-динамическое преобразование одного качественно-количественного состояния в другое; структурное изменение – как объективный процесс перехода к новому качеству взаимодействия подсистем, а структурный сдвиг – через гистерезис, смещение, синкопа, которые возникают в результате отклонения от определенной траектории развития [19] (Shelegeda, Kornev, Pogorzhelskaya, 2018).
Ю.К. Перский под структурной трансформацией экономики понимает изменение, носящее характер структурно-инвестиционного маневра и предполагающее как экономическое регулирование, так и инвестиционную экспансию [13] (Perskiy, 2008).
С. Идальго утверждает, что трансформация экономики – процесс непрерывного совершенствования внутренних возможностей и видов произведенных товаров [1] (Hidalgo, Klinger, Barabási, Hausmann, 2007).
О.С. Сухарев утверждает, что структурная трансформация обусловлена изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политической ситуации, демографическими, экологическими и многими другими факторами [16] (Sukharev, 2014).
Трансформация – это интегральная категория, включающая в себя процессы изменений, преобразований, совершенствования элементов и характеристик. Следовательно, в вышеупомянутых определениях понятия «трансформация» предполагается некий положительный экономический эффект, выход на более высокий и качественный уровень.
Структурная трансформация предполагает изменение порядка взаимодействия между экономическими субъектами под воздействием факторов внешней среды. Воздействие факторов внутренней среды вторично, так как трансформация экономических субъектов в первую очередь обусловлена влиянием внешних факторов, таких как экономическая и политическая ситуация в стране и мире, ключевые элементы развития отрасли и инновационный потенциал.
Динамическая трансформация отражает временной интервал или промежуток становления изменений.
На основании вышеизложенного сформулировано авторское определение: структурно-динамическая трансформация – это процесс изменения состояния или основных характеристик, порядка взаимодействия элементов субъекта в определенный интервал времени, результат которого заключается в планируемом положительном эффекте.
Ограничивая понятие «структурно-динамическая трансформация» положительным эффектом, важно отметить, что данное условие является одним из ключевых элементов. На практике результатом может быть и нейтральный или негативный эффект, но цель структурно-динамической трансформации заключается в повышении эффективности чего-либо, то есть в положительном эффекте.
2. Цифровая трансформация предприятий
В современных условиях постоянной интеграции элементов цифровой экономики в жизнедеятельность экономических субъектов важно понимать, что представляет собой понятие «Цифровая трансформация».
Ю.И. Грибанов под цифровой трансформацией понимает процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности социально-экономической системы, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг [5] (Gribanov, 2019).
В. Месропян считает, что цифровая трансформация – это революционные изменения бизнес-моделей на основе использования цифровых платформ, которые приводят к радикальному росту объемов рынка и конкурентоспособности компаний [10] (Mesropyan, 2018).
По мнению аналитиков компании Boston Consulting Groop (BCG), цифровая трансформация – это максимально полное использование потенциала цифровых технологий во всех аспектах бизнеса [2].
Ховард Кинг, эксперт по анализу данных агентства Rufus Leonard, утверждает, что цифровая трансформация – это масштабная трансформация бизнеса, затрагивающая весь набор функций предприятия, от автоматизации закупок до продаж и маркетинга, влияющая как на изменение операционной модели, так и на инфраструктуру предприятия, базирующуюся на цифровых технологиях и протекающую под действием трех основных драйверов: изменения запросов пользователей, развития технологий и усиления конкуренции [Ошибка! Источник ссылки не найден.] (Vyugina, 2016).
Согласно информации отчета Глобального центра по цифровой трансформации бизнеса, цифровая трансформация – это путь к внедрению цифровых технологий и бизнес-моделей для повышения производительности в количественном выражении [11].
Б.М. Гарифуллин, В.В. Зябриков считают, что цифровая трансформация – это процесс кардинального изменения формы экономической системы в результате поиска, разработки, внедрения и использования цифровых технологических новшеств для повышения эффективности выполнения своих функций всеми ее структурными подразделениями [4] (Garifullin, Zyabrikov, 2018).
По мнению автора, цифровая трансформация представляет собой совокупность процессов, характеризующихся внедрением изменений и усовершенствованием функционирования субъекта с помощью цифровых технологий.
Особенностью цифровой трансформации является ее необходимость для современных предприятий. Повышение эффективности деятельности, оптимизация процессов и создание конечного продукта, удовлетворяющего требованиям потребителей, невозможны без внедрения цифровых технологий, отвечающих требованиям внешней и внутренней среды предприятия.
С финансовой точки зрения внедрение цифровых технологий в организации – затратный процесс, который, как правило, приносит положительный экономический эффект в долгосрочном периоде.
Анализ подходов к определению понятия «цифровая трансформация» показал, что не существует единого определения цифровой трансформации. Например, аналитики компании Boston Consulting Groop делают акцент на использовании потенциала компании в области цифровых технологий. В. Месропян говорит о важности и необходимости цифровой трансформации предприятий как роста конкурентоспособности и объема рынка. В отчете Глобального центра по цифровой трансформации также отмечается, что благодаря цифровым технологиям возможен рост количества выпускаемой продукции.
Цифровая трансформация является неотъемлемой частью функционирования предприятий. Принятие и адаптация цифровых технологий в организации согласно стратегии развития позволяют создать условия для более эффективного функционирования предприятия.
3. Инновационная стратегия как компонент трансформации предприятий
Инновационная стратегия также является важным компонентом трансформации предприятий.
Е. Кузнецов под инновационной стратегией понимает изменение структуры отраслей экономики, выбор приоритетов и тех направлений развития, которые могут обеспечить стране устойчивое развитие и конкурентоспособность в будущем [7].
Н.Г. Уразова, З.В. Колчина рассматривают инновационную стратегию как формирование перспективных направлений развития компании с применением новых научно-технических достижений и ранее не применявшихся методов управления для завоевания лидерских позиций в конкурентной борьбе в определенной сфере деятельности [18] (Urazova, Kolchina, 2011).
С.В. Карпова считает, что инновационная стратегия – это стратегия использования нововведений, основанная на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном совершенствовании всех факторов производства [Ошибка! Источник ссылки не найден.] (Karpova, 2009).
Н. Семенова характеризует инновационную стратегию как совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности, обеспечивающей конкурентные преимущества за счет внедрения инноваций [15Ошибка! Источник ссылки не найден.] (Semenova, 2008).
А.В. Трачук инновационную стратегию характеризует как функциональную стратегию, увязывающую цели фирмы, пути их достижения и инструменты создания конкурентного преимущества за счет (на основе) поиска, разработки, внедрения и коммерциализации новшеств: новых продуктов и услуг, организационных и процессных нововведений (бизнес-моделей) [17] (Trachuk, 2013).
Д.А. Мельник, А.В. Ханина считают, что инновационная стратегия – это качественное, долгосрочное направление инновационного развития организации, ведущее ее к установленным целям. Она затрагивает средства и виды деятельности, взаимосвязи внутри организации, положение на рынке [9] (Melnik, Khanina, 2015).
А.В. Саяпин характеризует инновационную стратегию как одну из функциональных стратегий компании, которая детализирует общую стратегию компании, указывает конкретные инструменты, необходимые для разработки и развития продуктов, для формирования соответствующей среды, в которой разработка и развитие продукта осуществляются оптимальным образом и с вовлечением персонала в процесс генерации инноваций [14] (Sayapin, 2015).
По мнению автора, инновационная стратегия представляет собой стратегию внедрения каких-либо новшеств, интеллектуальных ресурсов, способствующих усилению конкурентоспособности предприятия на рынке. Инновационная стратегия может включать в себя цифровую трансформацию предприятия, так как нововведения могут быть основаны на внедрении цифровых технологий и платформ.
4. Процесс влияния структурно-динамической трансформации на устойчивое развитие промышленных предприятий
Сравнивая понятия «структурно-динамическая трансформация», «цифровая трансформация» и «инновационная стратегия», следует отметить, что данные понятия основываются на положительном эффекте от внедрения каких-либо новшеств, которые, в свою очередь, являются результатом интеллектуального труда и технологий. Цифровая трансформация является одним из элементов цифровой стратегии, а цифровая стратегия, в свою очередь, является компонентом структурно-динамической трансформации.
Схема влияния структурно-динамической трансформации на устойчивое развитие промышленных предприятий представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Процесс влияния структурно-динамической трансформации на устойчивое развитие предприятий
Источник: составлено автором.
Под воздействием структурно-динамической трансформации экономики происходит трансформация потребностей общества. Соответственно, предприятия видоизменяют конечные продукты и услуги, предоставляемые своим потребителям. Изменение продуктов и услуг становится возможным благодаря новым подходам к организации производственного процесса. Такой подход предполагает не только новые технологии, но и значительные инвестиции, особенно на начальном этапе.
В рамках предприятия важным этапом является формирование инновационной стратегии, которая в первую очередь должна быть ориентирована на создание качественного продукта, удовлетворяющего требованиям потребителя. Многие авторы считают, что увеличение объемов производимой продукции, так же как и качество, – необходимый компонент инновационной стратегии. Н по мнению автора, говорить об объемах целесообразно в контексте конкретной отрасли и спецификации деятельности. Не во всех сферах целесообразно увеличивать количество производимой продукции, так как под воздействием структурно-динамической трансформации производство переходит на качественно новый уровень, где одна единица производимой продукции по функционалу аналогична нескольким товарам.
Инновационная стратегия, отражающая приоритеты и основные направления деятельности предприятия, полностью раскрывающая важность и необходимость внедрения инноваций в организации, а также содержащая измеримые компоненты (показатели, которые можно измерить в динамике), является выстроенной траекторией направлений развития предприятия. Инновационная стратегия может изменяться или быть дополнена в связи с политическими и экономическими изменениями страны и мира. Важно отметить, что результатом внедрения и практического применения инновационной стратегии может быть не только новый продукт, но и модернизация продукции, ранее выпускаемой предприятием.
Важным компонентом инновационной стратегии является цифровая трансформация, которая отвечает требованиям внешней среды по оптимизации, интеграции и автоматизации процессов и элементов. Цифровая трансформация раскрывает технологический и информационный компонент деятельности предприятия и способствует внедрению программного обеспечения. Цифровая трансформация оказывает влияние на трудовые ресурсы предприятия. Становится возможным усовершенствовать и облегчить взаимодействие между персоналом различного уровня, сократить временные интервалы получения обратной связи, оптимизировать функции, выполняемые специалистами, а также сократить цикл ознакомления и рецензирования документации.
Цифровая трансформация должна базироваться на следующих факторах:
· Оптимизация рабочих процессов: продвижение информационных платформ с целью демократизации данных внутри организации, усовершенствование процессов анализа и обработки данных.
· Реструктуризация структуры персонала, акцентирование внимания на специалистах в области инноваций и цифровых технологий. Формирование корпоративной культуры, направленной на прогрессивное отношение к инновациям.
· Поэтапное внедрение технологий в процессы функционирования предприятий. Отлаженная схема взаимодействия между используемыми и внедряемыми технологиями.
· Анализ практики внедрения стратегий и технологий других предприятий промышленности, применения их опыта, интеграция опыта других компаний и его трансформация под критерий конкретных предприятий.
· Актуализация инновационной стратегии, адаптация стратегии развития компании. Инновации – это не только средство снижения расходов, это формирование новой траектории развития предприятия с высоким уровнем цифровой зрелости.
В результате происходит интеграция производства и научно-технического подхода, что, в свою очередь, воздействует на внутреннею среду организации. Инновационная стратегия и цифровая трансформация являются самостоятельными компонентами внутренней среды и также оказывают влияние на другие факторы.
Трансформация внутренней среды, ее компонентов и факторов, происходящая под воздействием инновационной стратегии и цифровой трансформации, происходит в результате разработки и внедрения новых подходов и технологий. Возможность механизации и дополнения компонентов внутренней среды позволяет рационализировать производство, но следует понимать, что внедрение технологий – это не цель производственной деятельности, а средство улучшения и оптимизации процессов.
Заключение
Потенциальные преимущества воздействия структурно-динамической трансформации на устойчивое развитие промышленных предприятий выражены в следующих утверждениях:
· Повышение производительности деятельности. Увеличение объемов, повышение качества выпускаемой продукции. Модернизация продукции с целью покрытия нескольких потребностей потребителей.
· Создание условий для безопасной трудовой и производственной деятельности. Сокращение случаев травматизма посредством внедрения технологий.
· Сокращение отрицательного влияния на окружающую среду посредством внедрения технологий рационального и эффективного использования ресурсов.
· Устойчивость предприятий к негативному влиянию мировой экономики.
· Идентификация областей развития предприятия. Определение данных траекторий способствует долгосрочному развитию преимуществ и сильных сторон организации.
· Внедрение на предприятии концепции антикризисного управления, способствующего рационализации и повышению эффективности функционирования даже в условиях кризиса, а также в периоды, предшествующие и последующие кризису.
· Создание стабильных отношений с контрагентами, способствующими качественному долгосрочному сотрудничеству и развитию не только предприятия, но и заинтересованных сторон.
· Формирование позиционирования предприятия с точки зрения новаторской, современной организации, основной целью деятельности которой является не только увеличение прибыли, но и забота об окружающей среде, социуме и развитии отрасли, обеспечивающей население качественным и инновационным продуктом.
Сложности внедрения инновационных элементов, в частности цифровых технологий, определены в следующих элементах:
· Высокая стоимость технологий, особенно на этапе внедрения.
· Постоянная модернизация внедряемых технологий, вследствие чего сложно рассчитать инвестиционную обоснованность вложенных средств, а также срок окупаемости.
· Создание условий для обучения персонала и эффективного практического применения внедряемых технологий.
· Обоснование логичности и необходимости внедрения инноваций, определение их эффективности для всех факторов внутренней среды предприятия.
Источники:
2. Банке Барт Аналитический отчет BCG. Vlast.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://vlast.kz/corporation/24539-cifrovizacia-biznesa.html (дата обращения: 30.08.2021).
3. Вьюгина Д.М. Цифровые стратегии медиабизнеса в условиях изменяющегося медиапотреблени // Медиаскоп. – 2016. – № 4. – c. 20.
4. Гарифуллин Б. М., Зябриков В В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. – 2018. – № 9. – c. 1345-1358.
5. Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», 2019. – 320 c.
6. Гутнова М. Ф. Сущность и роль инфраструктуры предприятий промышленности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2008. – № 60. – c. 93-96.
7. Инновационная стратегия должна обеспечить стране устойчивое развитие и конкурентоспособность в будущем. Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/innovacionnaa-strategia-dolzna-obespecit-strane-ustojcivoe-razvitie-i-konkurentosposobnost-v-budusem-4824 (дата обращения: 30.08.2021).
8. Карпова С. В. Инновационная стратегия и ее роль в формировании маркетинговой политики ТНК // Вестник Финансового университета. – 2009. – № 5. – c. 23–27.
9. Мельник Д.А., Ханина А.В. Анализ типов инновационных стратегий в современных условиях развития экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – № 7. – c. 71-77.
10. Месропян В. Цифровые платформы – новая рыночная власть. [Электронный ресурс]. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=attachment (дата обращения: 30.08.2021).
11. Отчет Глобального центра по цифровой трансформации бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: Digital Vortex. How Digital Disruption Is Redefining Industries.
12. Перечень национальных показателей ЦУР Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/national (дата обращения: 26.08.2021).
13. Перский Ю.К. Конкурентный вектор структурной трансформации экономических систем: синтез эволюционного, институционального и иерархического подходов // Журнал экономической теории. – 2008. – № 4. – c. 29–40.
14. Саяпин А.В. Разработка и реализация инновационной стратегии коммерческой организации // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2015. – № 6. – c. 90-97.
15. Семенова Н. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия // Вестник Нижегородского университета им. Н. Лобачевского. – 2008. – № 1. – c. 160–162.
16. Сухарев О.С. Структурная политика в экономике России: условия формирования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 3. – c. 2–8.
17. Трачук А. В. Формирование инновационной стратегии компании // Управленческие науки. – 2013. – № 3(8). – c. 16-25.
18. Уразова Н. Г., Колчина З. В. Инновационная стратегия как основа развития компании // Вестник ИрГТУ. – 2011. – № 1 (48).
19. Шелегеда Б.Г., Корнев М.Н., Погоржельская Н.В. Концептуальное обоснование исследования структурного развития экономических систем // Вестник Уральског Федерального Университета. Серия экономика и управление. – 2018. – № 3. – c. 386–405. – doi: 10.15826/vestnik.2018.17.3.017.
Страница обновлена: 24.07.2024 в 08:24:20