Рецензия на монографию «Исследование проблемы становления сетевой идентичности молодежи в условиях виртуальной образовательной среды» (Москва, 2021 – Пахтусова Н.А., Уварина Н.В., Савченков А.В.)

Колмогорова А.В.1
1 Институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49852350



Рассмотрение социальной и психологической идентичности как целостного процесса необходимо в аспекте личностного развития в разные возрастные периоды. Подростковый и юношеский возраст считаются наиболее активными в формировании Я-концепции и идентичности. Но есть в каждом из них свои особенности, детерминирующие мотивы участия в виртуальных пространствах. Именно в этом возрасте особенности виртуальной образовательной среды будут способствовать развитию активности, стимулировать выбор альтернатив, способствовать развитию самоуважения и самоутверждения.

В условиях современности виртуальная среда, будучи порождением культуры, выступает новой средой деятельности человека. Особенно под воздействием бурного развития информационной среды оказалась молодежь, для которой Интернет уже стал основным пространством для различного рода социальных взаимодействий. Именно в этот возрастной период формируется система ценностно-смысловых ориентаций личности, совершается поиск индивидуальных путей профессиональной и личностной самореализации, устанавливаются интимно-личностные доверительные контакты с людьми.

Отметим, что динамично развивающаяся и активно функционирующая глобальная информационная среда изменяет сознание человека информационной цивилизации. Информатизация деятельности современного человека предопределяет неизбежный переход от использования знаков к знаковым системам, к принципиально иным интеллектуальным способам решения профессиональных задач, новым формам представления знаний и многовариантным коммуникациям в расширенных пространственных и временных координатах, с использованием человеко-машинных взаимодействий, автоматизацией рутинных операций.

Особое внимание в работе обращено на то, что особенности построения сетевого образа личности, связаны с процессами самоопределения и самопрезентации в интернет-сообществе, которые заключаются в ориентации личности на позиционировании себя, построенном на ожиданиях других людей и ограниченной возможности выбора социальных ролей и самопредъявления вне контекста этих ролей, что нарушает, в свою очередь, процесс самоидентификации и становление собственной идентичности.

Особое внимание в монографии уделено эмпирическому исследованию сетевой идентичности молодежи. Авторы выяснили, что можно выделить три типа сетевой идентичности, различающихся по выраженности компонентов сетевой идентичности. Первый тип (кластер 1) характеризуется высокими значениями сетевой идентичности по всем компонентам сетевой идентичности, следовательно, его можно назвать типом устойчивой сетевой идентичности. Второй тип (кластер 2) характеризуется низкими значениями сетевой идентичности по всем компонентам сетевой идентичности, следовательно, его можно назвать типом ситуативной сетевой идентичности. Третий тип (кластер 3) характеризуется низкими значениями сетевой идентичности по поведенческому и потребностно-мотивационному компонентам сетевой идентичности, но крайне высокими значениями по ценностно-смысловому компоненту и средними – по эмоциональному компоненту. Этот тип можно назвать типом экзистенциальной сетевой идентичности, так как для людей такого типа в Интернет-пространстве более всего важны смыслы, цели, убеждения, ценности, отношение к себе, самопринятие и самоуважение. Также оказалось, что выделенные типы сетевой идентичности существенно различаются по ценностным ориентациям и используемым Интернет-ресурсам.

Монография отличается конструктивностью и практической направленностью.

Практическая значимость изложенных в монографии исследований состоит в следующем:

1. Выделены различные типы сетевой идентичности.

2. Проведено сравнение количественных, бинарных и номинальных показателей по группе «Тип сетевой идентичности».

3. Проведено сравнение структур ценностный ориентаций для разных типов сетевой идентичности.

4. Выполнено однофакторное прогнозирование показателя «Кризисный тип сетевой идентичности».

5. Проведена оценка полноты и однородности показателей, с расчетом их описательных статистик для всей выборки. Проверка на нормальность распределений и анализ выбросов в данных.

6. Обосновано формирование рисковых классов развития показателя «Кризисный тип сетевой идентичности».

7. Проведен статистический анализ сравнения количественных, бинарных и номинальных показателей по группе «Пол».

8. Проведен статистический анализ сравнения количественных, бинарных и номинальных показателей по группе «Возраст».

9. Проведен статистический анализ сравнения количественных, бинарных и номинальных показателей по группе «Пол» (для каждой надгруппы «Возраст»).

В целом монография имеет научный характер, написана грамотным и логичным языком и имеет практическую значимость.


Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:01