Razvitie potrebitelskogo rynka v usloviyakh globalizatsii ekonomiki i svobodnoy torgovli
Download PDF | Downloads: 12
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11 / November, 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Преимуществом процессов глобализации является возможность экономии на масштабах производства, что приводит к сокращению издержек и снижению цен. В итоге за счет рационализации производства и распространения передовых технологий обеспечивается повышение производительности труда и, как следствие, устойчивый экономический рост предприятий. Одновременно с этим в результате объективно возникающего конкурентного давления процесс глобализации порождает непрерывное внедрение инноваций в мировом масштабе, а появляющиеся преимущества позволяют всем участникам (партнерам) увеличивать производство, повышать уровень заработной платы и степень благосостояния людей.
Влиянию процесса глобализации мировых хозяйственных процессов на развитие потребительского рынка посвящены многие работы наших отечественных ученых: Шнипера Р.И., Новоселова А.С., Евстигнеевой Л.Е., Евстигнеева Р., Некипелова А., Новикова С., Фирсановой О.В. [4, 8, 9, 10, 11] и др., а также научные труды зарубежных ученых [1, 2, 3].
В эпоху глобализации и свободной торговли традиционные компоненты механизма функционирования потребительского рынка – спрос, предложение, цена и конкуренция – должны рассматриваться в рамках не только внутреннего, но и внешнего экономического пространства, так как потребительский рынок представляет собой более широкое пространственное поле реализации товарно-денежных отношений [6].
Развитие глобализации и свободной торговли предполагает формирование единых правил ведения бизнеса, корректировку существующих концепций развития потребительских рынков, освоение новых технологий достижения предпринимательского успеха, новых профессиональных знаний. С другой стороны, не следует забывать и о том, что Россия относится к группе стран «второго эшелона», к которым предъявляются завышенные требования и в отношении которых используются различные тарифные и нетарифные ограничения, подрывающие принцип равноправного конкурирования на мировых рынках. Например, в американском антидемпинговом законодательстве Россия рассматривается как «страна нерыночной экономики», что влечет за собой:
‑ отсутствие режима наибольшего благоприятствования;
‑ введение без соответствующего согласования компенсационных пошлин и применение процедуры антидемпингового расследования;
‑ возможное введение количественных ограничений.
В данных условиях на российском потребительском рынке происходят значительные трансформационные изменения. Одними из них, которые можно отнести к наиболее ярким в сфере российского потребительского рынка, в последнее десятилетие явились:
‑ развитие сетевой торговли;
‑ развитие электронной коммерции;
‑ формирование новых моделей управления бизнесом;
‑ появление систем автоматической идентификации.
Рассмотрим их особенности и перспективы.
Из мирового опыта известно, что сетевая торговля может занять до 90% розничного рынка в стране. Это объясняется тем, что сетевая форма организации торговли сама по себе является конкурентным преимуществом перед автономным магазином (лучшие условия у поставщиков, снижение издержек, популярная торговая марка и т.д.).
В настоящее время в Москве реально действуют такие крупнейшие западные торговые сети, как ИКЕА и «Рамстор». Сегодня потенциал потребительского рынка в России стал привлекать внимание западных кампаний не только «первого», но и «второго эшелона». Вслед за крупнейшими компаниями Metro (владеет почти 2000 магазинами) и Auchan (контролирует 750 гипер- и супермаркетов) о намерении открыть продовольственный магазин в Москве заявила немецкая компания AVA (Allgemeine Handelsgesellschaft der Verbraucher AG) [3].
Развитие торговых компаний в регионах России можно рассматривать с учетом имеющего место напряженного ожидания прихода в регионы интернациональных и российских ритэйлеров общенационального масштаба [7]. Поэтому региональные операторы розничного рынка явно заинтересованы в создании конкурентных преимуществ по сравнению с другими ритейлерами (снижения издержек, использования современных технологических решений, методов управления и информационных ноу-хау), в освоении новых форматов магазинов (гипермаркетов, торговых центров), в ускоренном завоевании значительной части регионального рынка.
Очевидным является тот факт, что эффективное управление сетевой торговлей является важнейшим и неповторимым в своем роде конкурентным преимуществом компании. К сожалению, большинство отечественных компаний именно в этом аспекте существенно проигрывают зарубежным ритейлерам. Рассмотрим краткую и весьма условную классификацию моделей управления [7], принятых в современной сетевой торговле (табл. 1).
Таблица 1
Классификация моделей управления, принятых в современной сетевой торговле
Модель управления
|
Сущность модели управления
|
Пользователи данной модели управления
|
Особенности
|
«Инвестиционная»
|
Инвестирующий и синтетически консолидирующий финансовый центр с практически самостоятельными объектами хозяйствования
|
Часть торговых компаний, которые фактически не являются в полном смысле слова сетевыми ритейлерами (объединены общими инвесторами либо торговой маркой).
|
Такая модель не дает возможности использовать преимущества сетевого оператора (существенная зависимость от качества менеджмента на каждом конкретном объекте, от каждого конкретного исполнителя, отсутствует консолидация закупок).
|
«Холдинговая»
|
Центр, стратегически определяющий закупочную политику (поставщиков, номенклатуру и закупочные цены), и самостоятельные в оперативном управлении объекты торговли
|
Розничные операторы, не имеющие распределительных центров (функции оперативного взаимодействия с поставщиками делегируются менеджерам магазинов), а также сети супермаркетов, где высокая степень оперативности информации о состоянии торговых объектов для центра не является критичной (возможна частота обновления информации раз в сутки)
|
Преимущества модели: гибкость в управлении конкретным магазином менеджерами на местах; может быть использована при построении розничных торговых систем национального масштаба. Однако чрезмерный рост аппарата управления (высокие издержки) негативно отражаются на цене товаров
|
«Централизованная»
|
Единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в логистических операциях по товародвижению (заказ, инвентаризация, переоценка)
|
Большинство вновь открываемых российских сетевых торговых компаний, особенно те, которые имеют распределительные центры или пришли в розничную торговлю из оптовой
|
Дает колоссальный эффект тогда, когда все бизнес-процессы компании регламентированы и унифицированы.
|
«Лоточная»
|
Модель с тотальной концентрацией управления в центре и с полным отсутствием функций управления в магазине, кроме отпуска товаров покупателям
|
Применяется в последнее время для работы магазинов с нестандартными форматами деятельности, в основном для сетей «жестких» дискаунтеров.
|
Менеджеры центра, получая данные с POS-терминала и оформляя весь документооборот в системе, полностью управляют всеми бизнес-процессами в торговой компании, кроме отпуска товара покупателю.
|
«Гибридная»
|
Общая сеть объединяет и объекты, управляемые централизованно, и те магазины, что работают по «холдинговому» принципу
|
Розничные операторы, нацеленные на создание общенациональных сетей. Причем региональные «кусты» по отношению к центру могут выступать как подразделения, работающие по «холдинговой» модели управления, внутри которых, в свою очередь, будет применяться либо «централизованная», либо «гибридная» модель управления.
|
Гибкость в управлении.
|
Ожидая прихода в регионы России столичных ритэйлеров, а также интернациональных сетей, местные торговые компании вынуждены задуматься о приобретении конкурентных преимуществ и нахождении свого места на рынке.
Не вызывает сомнения тот факт, что конкуренция на российском потребительском рынке становится день ото дня жестче:
‑ количество новых игроков увеличивается;
‑ старые торговые сети пополняются новыми магазинами;
‑ маркетинговая активность на потребительском рынке становится все заметнее.
Действительно, рынок растет, и вполне возможно, что на растущем рынке места хватит всем. С другой стороны, увеличение конкуренции также связано с ростом усилий операторов в направлении:
‑ лучшей организационной деятельности;
‑ использования современных технологий торговли и более сложных маркетинговых инструментов (например, управления базами данных клиентов, дисконтных систем).
Одной из основных маркетинговых стратегий, используемых торговыми сетями в России, стало увеличение числа магазинов, а именно: расширение сетей с «захватом» новых территорий и более плотное «покрытие» торговых территорий до уровня насыщения географического рынка. Сама логика роста развивающейся экономики предполагает постоянное открытие новых розничных предприятий, что образно можно сравнить с «побочным эффектом» роста потребления в экономике. Все это требует профессиональной высококачественной подготовки специалистов новых коммерческих предприятий.
Окончание следует
Страница обновлена: 25.04.2025 в 13:25:27