Коммунальная инфраструктура города Волгограда: динамика состояния, объемы финансирования и перспективы
Дмитриев А.С.1
1 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат), Россия, Волгоград
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 1 (Январь-март 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45970879
Цитирований: 2 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
В рамках работы исследуется динамика степени износа основных элементов коммунальной инфраструктуры города-героя Волгограда, включающих тепловые, паровые, водопроводные и канализационные сети. Актуальность исследования обусловливается необходимостью реформирования системы финансирования организаций жилищно-коммунального хозяйства с целью повышения уровня комфорта жизнедеятельности граждан. Цель работы состоит в анализе данных о состоянии сетей в семилетней динамике и выработке рекомендаций по оптимизации системы финансирования коммунальной сферы. Методология исследования включает в себя структурный и статистический анализ, а также синтез имеющихся данных. По результатам исследования определяется, что степень изношенности тепловых и паровых сетей стремительно возрастает, тогда как работы по ремонту и замене канализационных и водопроводных сетей проводятся в ограниченных масштабах, недостаточных для полноценной оптимизации состояния коммунальной инфраструктуры. По итогам работы делается вывод о необходимости реформирования системы финансирования организаций ЖКХ, с привлечением, в том числе, муниципальных контрольных органов.
Ключевые слова: коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура, финансирование, изношенность, городская среда, жилье, качество жизни
JEL-классификация: L11, H76, L97
ТЕЗИСЫ:
Город-герой Волгоград на протяжении последних лет переживает коммунальный
кризис: сети водоснабжения и канализации, паро- и теплоснабжения находятся в
крайне изношенном состоянии.
Возникает необходимость в реализации государственных программ развития,
направленных на повышение эффективности деятельности управляющих компаний
жилищно-коммунального хозяйства и устранение имеющихся неполадок.
Помимо государственных контрольно-счетных органов представляется необходимым
привлечение к мониторингу эффективности реализации программных мероприятий
представителей общественных организаций и товариществ собственников жилья.
|
HIGHLIGHTS:
Volgograd has has been experiencing a communal crisis in recent years: the
water supply and sewerage networks, steam and heat supply are in an extremely
worn-out state.
There is a need for the implementation of state development programs aimed at
improving the efficiency of the management companies of housing and communal
services and eliminating existing problems.
In addition to the state control and accounting bodies, it is necessary to
involve representatives of public organizations and homeowners' associations
in monitoring the effectiveness of the implementation of program measures.
|
Введение
Коммунальная инфраструктура во многом определяет качество жизни горожан, удобство ведения быта, доступность основных ресурсов. К сожалению, дальше в больших динамично развивающихся городах проблема низкой эффективности деятельности управляющих компаний по-прежнему остается актуальной. Происходят аварии на сетях, лишая граждан доступа к горячей воде, изношенные тепловые сети приводят не только к перебоям в подаче тепла, но и к возрастанию уровня расходов самих концессионеров, вынужденных компенсировать потери. Образуется некий замкнутый круг, в рамках которого эффективность работы соответствующих компаний сохраняется на недостаточном уровне, однако перестроение всей системы в целом требует колоссальных затрат, включающих как государственные финансы, так и частный капитал. Таким образом, мы сталкиваемся с институциональной ловушкой, образуемой малой эффективностью функционирования имеющейся системы [7] (Ganopolskij, 2020) и значительными трансформационными издержками.
Междисциплинарные исследования в области совершенствования коммунальной инфраструктуры в региональном и местном разрезах сегодня составляют обширный пласт научной литературы в области урбанистики. Так, в статье О.В. Сосунова и В.Н. Чернова [16] (Sosunov, Chernov, 2011) в подробностях рассматриваются технические вопросы создания систем противодействия возникновению внештатных ситуаций на городских коммунальных и энергетических сетях. Коллектив авторов во главе с А.И. Финогеновым [18] (Finogenov, Balakina, Goroshko, 2018) рассмотрел особенности функционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства на примере малых городов Республики Крым, сформулировав ряд направлений совершенствования деятельности последних. С.А. Власов, в свою очередь, провел исследование, в рамках которого изучил особенности развития коммунального хозяйства на Дальнем Востоке [6] (Vlasov, 2019). В.Л. Беляев и Е.Н. Воробьева [3] (Belyaev, Vorobeva, 2018) определили векторы развития системы стандартизации городских канализационных коллекторов, направленные на предупреждение аварийных ситуаций, – при этом их работа носила скорее абстрактный характер. Д.М. Шор и И.М. Шор [19] (Shor, Shor, 2016) в рамках своей работы рассматривали возможности построения эффективной системы муниципально-частного партнерства, чье функционирование неизбежно повлекло бы за собой возрастание показателей результативности функционирования организаций ЖКХ. К сожалению, подобная система на сегодняшний день существует только в виде теоретических выкладок. В работе авторского коллектива во главе с А.В. Борисовым [5] (Borisov, Borisova, Starikova, 2018) рассматривалась возможность совершенствования институтов общественного контроля деятельности управляющих компаний ЖКХ. Схожее исследование проводилось также Л.Ю. Семеновой [15] (Semenova, 2010), однако оно затрагивало общие случаи, не принимая во внимание географические, социально-экономические и иные особенности отдельных территориальных образований внутри страны. В качестве основных постулатов исследований подобного рода выступают доказательства эффективности общественного контроля в деле формирования коммунальной сферы. Это действительно так – социальные группы, усилия которых консолидируются институтами гражданского общества, превращаются в политическую силу, с мнением которой нельзя не считаться. Однако на местах гражданам далеко не всегда удается оказать воздействие на политику управляющих компаний – так, несмотря на недовольство жителей Волгограда деятельностью организаций ЖКХ, выявленное посредством проведения социологического опроса в работе [9] (Dmitriev, Knippel, 2020), работа по совершенствованию качества и повышению доступности услуг ЖКХ ведется точечно. Как правило, она оказывается продиктованной объективной необходимостью, спровоцированной возникшими проблемами. Рассмотрением существующих проблем коммунального хозяйства в Волгоградской области занимался также Е.А. Москвичев [13] (Moskvichev, 2011), однако ряд положений, представленных в его работе, нуждаются в актуализации. Среди прочих следует отметить и исследование М.С. Глущенко [8] (Glyshenko, 2015), которое, хоть и носило преимущественно маркетинговый характер, позволило рассмотреть состояние жилищно-коммунального хозяйства города с позиции его привлекательности для туриста и потенциального жителя, выбирающего территорию для переезда.
Цель настоящей работы состоит в анализе данных о состоянии коммунальных сетей Волгограда в семилетней динамике, а также выработке рекомендаций по оптимизации системы финансирования и управления в коммунальной сфере.
Методология исследования
Методологическая основа исследования, проведенного в работе, включает структурный и статистический анализ. С позиции структурного анализа в работе рассматриваются:
1. Доля коммунальных сетей, нуждающихся в замене или ремонте, в общей протяженности функционирующих коммунальных сетей.
2. Доля замененных и отремонтированных коммунальных сетей, в общей протяженности сетей.
Методы статистического анализа, используемые в работе, включают сводку и группировку результатов статистического наблюдения, а также динамические ряды. В статье рассматриваются абсолютные и относительные показатели изменения показателей протяженности коммунальных сетей в Волгограде в период 2013–2019 гг. Помимо этого, в работе рассчитывается коэффициент корреляции Пирсона между показателями протяженности замененных и отремонтированных коммунальных сетей и объемами расходов организаций жилищно-коммунального хозяйства. Для этого используется следующая формула:
|
|
(1)
|
Также в работе применяется синтез результатов исследования, направленный на создание объективной характеристики текущего состояния коммунальной сферы Волгограда.
Результаты исследования
В связи с наличием ряда объективных проблем, зачастую приводящих к возникновению чрезвычайных ситуаций (информационные агентства Волгограда и области все чаще обращаются к теме проблем коммунального хозяйства), представляется необходимым подробный анализ состояния коммунальных сетей города-героя в динамике. Ниже представлена таблица, в которой отражены сведения о протяженности коммунальных сетей, доле изношенных труб и объеме проведенных ремонтных работ в период 2013–2019 гг. (на конец года).
Таблица 1
Статистика показателей состояния коммунальных сетей в Волгограде в период 2013–2019 гг., на конец года, тысяч метров
Показатели
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
Протяжение
тепл. и пар. сетей в двухтрубном исчислении
|
941,2
|
1011,2
|
1031,0
|
1034,2
|
1051,6
|
1029,5
|
1029,6
|
Протяженность
тепл. и пар. сетей, нуждающихся в замене
|
403,8
|
434,7
|
411,6
|
432,8
|
382,9
|
402,5
|
495,2
|
Протяженность
замененных и отремонтированных тепл. и пар. сетей
|
23,5
|
20,8
|
21,4
|
15,3
|
56,7
|
15,4
|
13,2
|
Протяжение
уличной водопроводной сети
|
630,6
|
637,0
|
655,5
|
656,7
|
635,2
|
635,2
|
635,2
|
Протяжение
уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене
|
456,3
|
456,3
|
457,1
|
419,2
|
413,2
|
412,1
|
410,1
|
Протяжение
замененной и отремонтированной водопроводной сети
|
11,3
|
10,1
|
20,1
|
37,1
|
7,0
|
12,8
|
2,0
|
Протяжение
уличной канализ. сети
|
380,3
|
384,7
|
385,4
|
386,2
|
387,4
|
387,4
|
387,4
|
Протяжение
уличной канализ. сети, нуждающейся в замене
|
158,9
|
158,9
|
164,0
|
151,5
|
138,4
|
136,8
|
136,8
|
Протяжение
уличной канализ. сети, которая заменена и отремонтирована
|
1,1
|
0,7
|
0,1
|
6,3
|
16,3
|
1,6
|
0,3
|
Опираясь на данные, представленные в таблице 1, отметим, что на протяжении исследуемого периода протяженность нуждающихся в замене сетей по всем исследуемым направлениям изменялась довольно слабо. Отдельные позитивные изменения, например, в части протяженности нуждающихся в замене тепловых и паровых сетей, наблюдались в 2017 году, когда данный показатель оказался ниже прошлогоднего на 49,9 тысяч метров. К тому моменту значительная часть усилий управляющих компаний по совершенствованию коммунальной инфраструктуры была направлена на создание комфортных условий для проведения в Волгограде Чемпионата мира по футболу, состоявшегося в 2018 году. Ремонтные работы также активно проводились на городских канализационных сетях, о чем свидетельствует довольно резкое снижение показателя протяженности изношенных канализационных сетей в том же 2017 году: на 13,1 тысяч метров по сравнению с 2016 годом. Рассматривая динамику протяженности изношенных водопроводных труб, отметим, что наиболее заметное снижение данного показателя пришлось на 2016 год (с начала года было отремонтировано и заменено 37,9 тысяч метров сетей). Отметим, что темпы снижения уровня износа водопроводных сетей существенно снизились в период после 2017 года: так, показатель на конец 2019 оказался меньше такового на конец 2017 на 3,1 тысячи метров. В случае с канализационными сетями снижение за аналогичный период составило 1,6 тысяч метров. А протяженность изношенных тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении на конец 2019 года и вовсе достигла максимального значения в исследуемом периоде, составив 495,2 тысячи метров, что больше показателя 2018 года на 92,7 тысячи метров, а 2017 – на 112,3 тысячи метров.
Для более детального анализа обратимся к относительным показателям, ведь, несмотря на сохраняющиеся высокие показатели протяженности изношенных сетей, прокладываются новые трубы, и доля сетей, нуждающихся в ремонте или замене, соответственно, изменяется. Относительные показатели представлены на рисунке 1, приведенном ниже.
Рисунок 1. Доля сетей, нуждающихся в замене или ремонте, в период 2013–2019 гг., в %
Источник: составлено автором по материалам базы данных показателей муниципальных образований.
Анализ состояния коммунальной инфраструктуры Волгограда показывает, что значительная часть сетей, обеспечивающих жителей города отоплением и водой, находится в крайне изношенном состоянии. То же самое, хоть и в меньшей степени, следует сказать и о канализационных сетях. Наиболее слабым местом в коммунальной инфраструктуре города является водопроводная сеть – доля ее, нуждающаяся в замене или ремонте, в общей протяженности на конец 2019 года составила 64,6%. Отметим, что данный показатель, хоть и стал минимальным с конца 2017 года, но по-прежнему находится на крайне высоком уровне. Ремонтные работы, конечно, велись – это следует из данных, представленных в таблице 1. Однако в ограниченных масштабах. Результатом семилетней борьбы с изношенными водопроводными трубами в 2019 году стало снижение доли таковых в общей протяженности на 7,8% относительно уровня конца 2013.
Однако если в случае с водопроводом мы можем наблюдать хотя и чрезвычайно медленные, но позитивные изменения, то уровень изношенности тепловых и паровых сетей в последние годы только возрастает. Минимальное значение показателя доли изношенных тепловых сетей в исследуемом периоде фиксировалось в конце 2017 года – тогда оно достигало отметки в 36,4%. К концу 2018 года показатель возрос на 2,7%, составив 39,1%. Период 2018–2019 гг. характеризовался особенно резким ростом уровня изношенности тепловых и паровых сетей – к концу 2019 года таковой достиг отметки в 48,1%. Доля изношенности канализационных сетей на конец 2019 года составила 35,3%, став результатом длительного процесса снижения (максимальный уровень изношенности фиксировался в конце 2015 года – 42,6%). Годом ранее, в 2018-м, данный показатель характеризовался аналогичным значением. В таблице 1 можно обратить внимание на отсутствие изменений абсолютных показателей (за исключением протяженности отремонтированных и замененных канализационных сетей, которая в 2019 году достигла минимума с 2016-го).
Обратимся к данным официальной статистики, отражающим объемы расходов управляющих компаний ЖКХ в период 2013–2019 гг. Ниже представлена таблица 2, где показатели расходов сопоставлены с протяженностью отремонтированных в периоде коммунальных сетей.
Таблица 2
Статистика показателей расходов организаций ЖКХ в Волгограде в период 2013–2019 гг., на конец года, тысяч метров
Год
|
Заменено канализационных сетей
|
Заменено водопроводных сетей
|
Заменено тепловых и паровых сетей
|
Расходы, тыс. рублей
|
2019
|
0,3
|
2,0
|
13,2
|
9965104,7
|
2018
|
1,6
|
12,8
|
15,4
|
22696567,8
|
2017
|
16,3
|
7,0
|
56,7
|
20537485,5
|
2016
|
6,3
|
37,1
|
15,3
|
20042424,4
|
2015
|
0,1
|
20,1
|
21,4
|
18675582,8
|
2014
|
0,7
|
10,1
|
20,8
|
17283882,1
|
2013
|
1,1
|
11,3
|
23,5
|
16186125,2
|
На основании имеющихся данных был определен коэффициент корреляции Пирсона, способный отразить взаимосвязь объемов средств, расходуемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, и протяженности замененных коммунальных сетей. Коэффициенты корреляции для показателей протяженности различных замененных и отремонтированных коммунальных сетей и объемов расходов организаций ЖКХ приняли следующие значения (табл. 3).
Таблица 3
Взаимосвязь протяженности замененных и отремонтированных сетей и объема расходов организаций ЖКХ в Волгограде
Показатель
|
Коэффициент корреляции
|
Тепловые
и паровые сети
|
0,305
|
Водопроводные
сети
|
0,468
|
Канализационные
сети
|
0,406
|
Общий
показатель
|
0,579
|
Полученные данные свидетельствуют о слабой связи между объемом средств, расходуемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, и протяженностью замененных и отремонтированных сетей – как по отдельности, так и в общем. Таким образом, можно говорить о недостаточной эффективности работы, проводимой волгоградскими управляющими компаниями ЖКХ.
Сложившаяся ситуация требует не только формирования гражданских инициатив в области развития жилищно-коммунального комплекса, но и действенных решений со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время в Волгоградской области реализуется государственная программа «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Волгоградской области», утвержденная Постановлением Администрации от 30 декабря 2020 года № 879-п. Ответственным исполнителем программы является Комитет жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области. Программа включает следующие подпрограммы:
- «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области»;
- «Чистая вода»;
- «Водоотведение».
В качестве генеральной цели реализации программы выступает «повышение качества и надежности предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг». Рассмотрим объемы финансирования данной программы – они представлены в нижеприведенной таблице 4.
Таблица 4
Объемы финансирования мероприятий в рамках государственной программы «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Волгоградской области», млн рублей
Источник финансирования
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
Федеральный
бюджет
|
962,1
|
977,7
|
1691,5
|
1397,9
|
1589,1
|
1591,6
|
Областной
бюджет
|
122,8
|
42,9
|
224,7
|
239,3
|
246,4
|
145,5
|
Местные
бюджеты
|
50,3
|
16,9
|
16,9
|
12,7
|
18,2
|
6,5
|
Внебюджетные
средства
|
1315,3
|
869,0
|
1007,3
|
525,6
|
871,8
|
411,7
|
Совокупный
объем
|
2450,5
|
1906,6
|
2940,5
|
2175,5
|
2725,5
|
2155,4
|
Совокупный объем финансирования мероприятий в рамках государственной программы за период 2019–2024 гг. составляет 14353,9 млн рублей. Планируемые расходы распределены по годам неравномерно: так, объем финансового обеспечения программы на 2021 год, являющий наибольшим в периоде, превышает таковой на 2020 год на 1033,9 млн рублей. Большая часть средств представлена финансами федерального бюджета: 57,2% от совокупного объема. Еще 34,8% приходится на внебюджетные средства. Доля финансовых ресурсов областного бюджета в общем объеме составляет 7,1%. Наименьшей оказалась доля средств местных бюджетов, составившая 0,8%.
Отметим, что реализация одного из первых этапов программы в 2019 году при предусмотренном финансировании в объеме 2450, 5 млн рублей не оказала значительного влияния на изменение степени изношенности коммунальных сетей в Волгограде – это следует из данных таблицы 1 и рисунка 1. В данной ситуации довольно сложно спрогнозировать дальнейший ход осуществления соответствующих мероприятий, однако среди прочих рисков неполного достижения индикативных показателей нужно выделить пандемию, которая неизбежно наложила свой отпечаток на проведение работ в 2020 году и неоднократно даст о себе знать и в 2021.
Обсуждение результатов исследования
Исследование, проведенное в рамках данной работы, показало, что текущее состояние коммунальной инфраструктуры города Волгограда можно охарактеризовать как крайне негативное – с учетом наличия нескольких позитивных тенденций. Учащающиеся случаи аварий на сетях водо- и теплоснабжения лишь служат тому подтверждением. Налицо необходимость реформирования системы государственного и муниципального контроля за деятельностью организаций [14] (Samarin, Polyakov, 2014), осуществляющих деятельность в области обслуживания и ремонта коммунальных сетей. Отметим, что подобное, а порой и худшее состояние коммунальной инфраструктуры можно наблюдать не только в Волгограде, но и в других поселениях Волгоградской области [11] (Kosynova, 2017). Достижение ряда критических показателей во многом послужило причиной разработки государственной программы «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Волгоградской области», целью реализации которой является формирование удобной и безопасной жилищной среды за счет предупреждения и предотвращения возникновения аварийных ситуаций и даже рядовых неполадок на сетях.
Централизованное управление осуществлением мероприятий по повышению эффективности функционирования отдельных элементов сферы коммунального хозяйства при текущем состоянии инфраструктуры является наиболее эффективным подходом. При этом особую значимость приобретает вопрос обеспечения должного контроля и мониторинга выполнения планов и достижения целевых индикативных показателей [12] (Makarenko, Loginovskaya, 2019). Со стороны государства и муниципалитета к данной деятельности будут привлечены контрольно-счетные органы, однако не менее важным становится вопрос обеспечения общественного контроля [10] (Zubec, Belokonev, 2020). Именно граждане в конечном итоге являются основными пользователями услуг ЖКХ, а потому их мнение должно стать решающим в рамках оценки эффективности проводимых работ. В данной ситуации наиболее уместным представляется привлечение некоммерческих организаций, способных консолидировать волю отдельно взятых людей и социальных групп [1] (Arslanbekova, Mursalov, 2020). Речь, в частности, идет о товариществах собственников жилья и общественных объединениях.
Заключение
Таким образом, только объединение усилий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных инициатив способно привести к формированию комфортной коммунальной среды. Поскольку именно общество всегда выступает источником «социального заказа» на коммунальные услуги, оно должно принимать непосредственное участие в формировании и реализации созидательных инициатив.
Коммунальная инфраструктура города является крайне изношенной, и данный факт все чаще напоминает о себе авариями на сетях, несчастными случаями и многими другими нежелательными и опасными явлениями. Реализация государственной программы должна оказать положительное влияние на совершенствование системы управления коммунальным хозяйством, однако сроки ее реализации, по всей видимости, будут продлены, а плановые показатели – скорректированы в связи с продолжающимся воздействием пандемии коронавирусной инфекции.
Источники:
2. Арьков С.В. Управление жилым фондом: задачи и методы, модель управления // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. – 2018. – № 1. – c. 5-10.
3. Беляев В.Л., Воробьева Е.Н. Совершенствование системы стандартизации городских коммуникационных подземных коллекторов в России // Экономика строительства и природопользования. – 2018. – № 4. – c. 52-61.
4. Богомолова И.В. Муниципально-частное партнерство в системе управления городом: проблемы становления и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 38. – c. 25-29.
5. Борисов А.В., Борисова Н.И., Старикова Д.А. Развитие института общественного контроля ЖКХ в новых экономических условиях // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. – 2018. – № 4. – c. 8-16.
6. Власов С.А. Реформа жилищно-коммунального хозяйства в малых и средних городах Дальневосточного федерального округа (1992-2017 гг.) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2019. – № 3. – c. 69-76.
7. Ганопольский М.Г. Антропология города: организация, коммуникация, информация // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2020. – № 4. – c. 244-248.
8. Глущенко М.С. Продвижение территории: мероприятия по совершенствованию инфраструктуры г. Волгограда // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2015. – № 3. – c. 201-205.
9. Дмитриев А.С., Книппель А.С. Оценка эффективности деятельности организаций ЖКХ в Волгоградской области // Региональная экономика. Юг России. – 2020. – № 2. – c. 207-213.
10. Зубец А.Н., Белоконев С.Ю. Качество жизни населения в городах России с учетом состояния жилищно-коммунального хозяйства и оценка эффективности работы городских властей // Власть. – 2020. – № 6. – c. 9-17.
11. Косинова Н.Н. Партнерство власти и бизнеса в развитии сферы инфраструктуры региона: проблемы и решения // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. – 2017. – № 3 (40). – c. 87-98.
12. Макаренко К.В., Логиновская В.О. «Умный город»: стандарты, проблемы, перспективы развития // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. – 2019. – № 3. – c. 165-171.
13. Москвичев Е.А. Совершенствование организации функционирования коммунальной электроэнергетики Волгоградской области путем консолидации активов региональных энергокомпаний // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. – 2011. – № 1. – c. 44-49.
14. Самарин Н.В., Поляков Д.С. Муниципальный финансовый контроль в сфере ЖКХ: формирование новых подходов к его организации // Вестник АКСОР. – 2014. – № 1. – c. 116-119.
15. Семенова Л.Ю. Коммунальная сфера в России: взаимодействие власти, бизнеса и гражданского общества // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». – 2010. – № 3 (46). – c. 270-277.
16. Сосунов О.В., Чернов В.Н. Повышение эффективности предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на коммунально-энергетических сетях городских поселений // Технологии гражданской безопасности. – 2011. – № 1. – c. 88-93.
17. Степанцова Н.А. Технико-экономический анализ отказа трубопроводов системы водоснабжения // Экономика строительства и природопользования. – 2017. – № 1. – c. 32-37.
18. Финогенов А.И., Балакина А.Е., Горошко И.И. Предприятия коммунальной инфраструктуры для малых городов Республики Крым // Инновации и инвестиции. – 2018. – № 4. – c. 249-253.
19. Шор Д.М., Шор И.М. Взаимодействие государства и частного бизнеса при реализации концессионных соглашений // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2016. – № 46. – c. 18-31.
20. Cheshire P., Hilber K. Housing in Europe: a different continent – a continent of differences // Journal of Housing Economics. – 2018. – № 42. – p. 1-96.
Страница обновлена: 25.10.2024 в 05:07:21