Innovative activity in the digital economy
Razinkina I.V.1, Lazarev N.V.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 32 | Citations: 30
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 11 (November 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44494256
Cited: 30 by 07.12.2023
Abstract:
The author discusses the conditions in which companies will have to carry out innovative activities during the period of digital transformation and the formation of Industry 4.0. The generalized scheme of the innovation process reflects the role of innovators and imitators in the implementation of innovations, as well as the innovative eco-environment. The author of the article presents a matrix of the relationship between the types of managers and companies in terms of their readiness for innovation and types of innovations in terms of their novelty. The features of the companies activities that are aimed at leadership in the innovation sphere in the conditions of Industry 4.0 in comparison with the previous stage of scientific and technological development (Industry 3.0) are analyzed in the article.
Keywords: innovative activity, digital economy
JEL-classification: O31, O32, O33
Введение
Адаптация компаний к новым условиям цифровой трансформации, или Индустрии 4.0, является ключевой задачей, которая стоит не только перед отраслевыми лидерами, но и перед всеми экономическими субъектами, которые хотят устойчиво развиваться в настоящем и будущем. Если Индустрия 3.0 предполагает выборочную автоматизацию отдельных этапов производственного и управленческого процессов, то Индустрия 4.0 требует «сквозную цифровизацию и интеграцию данных цепочки создания стоимости: предложение цифровых продуктов и услуг, эксплуатацию связанных физических и виртуальных активов, трансформацию и интеграцию всех процессов и операционной деятельности, партнерства, а также оптимизацию обслуживания клиентов» [3]. Руководству компаний необходимо понимать глубину и сложность технологических, организационных, операционных, кадровых, маркетинговых трансформаций, которые предстоит реализовать. То новое, с чем предстоит столкнуться компаниям, является для них инновациями. От степени открытости и готовности менеджмента и компаний к этим преобразованиям будет зависеть их успех.
Термин «инновация» впервые начал употребляться в социальном контексте во Франции в XIII веке, а позднее, в XVI веке – и в английском языке. Тогда этот термин описывал новое в языке и праве. В XIX веке термин «инновация» начал обозначать нечто заимствованное одной культурой из другой, и только в XX веке, как считают многие исследователи, термин получил научное объяснение благодаря австрийскому экономисту Й.А. Шумпетеру [17].
Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О науке и государственной научно-технической политике» описывает инновации как «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях». Описанное определение фиксирует возможность нововведений как в продукте, так и в процессе, а также организации продвижения и сбыта, управлении организацией и внешних связях. Такой комплексный подход отражает широту и сложность этого понятия.
Важным инструментом изучения инноваций является их классификация, которая способствует наилучшему определению вида используемых инноваций с целью оценки их влияния, значения и последствий внедрения в деятельность предприятия.
Несомненный интерес представляет классификация инноваций, приведенная в так называемом «Руководстве Осло» [16].
Согласно данному документу, различают четыре типа инноваций:
- технологические нововведения (продуктовые и процессные);
- организационно-управленческие нововведения;
- маркетинговые нововведения.
Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта (табл. 1) или услуги, внедренных на рынке, либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности [8]. Нововведение может быть реализованным только тогда, когда оно вышло на рынок или стало задействовано в производстве.
Таблица 1
Виды продуктовых инноваций
Виды продуктовых инноваций
|
Сущность инноваций
|
Технологически
новый продукт (работа, услуга)
|
Продукт,
который значительно превосходит другие схожие продукты по своим свойствам,
функциям, применяемым материалам и комплектующим
|
Технологически
улучшенный товар (работа, услуга)
|
Продукт,
который был доработан, улучшен с технологической точки зрения за счет более
качественных материалов, комплектующих или усовершенствованного процесса
производства
|
.
Продуктовые инновации охватывают технологически новые идеи или усовершенствованные продукты. Технологически новый продукт – это продукт, функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты которого кардинально отличают его от ранее представленных на рынке товаров. Подобные нововведения могут опираться на абсолютно новые технологии либо на сочетание технологий в их новом применении. Технологическое усовершенствование продукта касается уже производимого продукта, качественные или количественные характеристики которого были значительно улучшены за счет применения новых компонентов, сырья и др. [6] (Katerin, 2016).
Процессные инновации (табл. 2) – это разработки и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов.
Таблица 2
Процессные инновации
Сфера проявления
|
Объекты изменений
|
Новые
или заметно улучшенные методы производства товаров и услуг
|
Изменения
в процессе производства
Использование нового оборудования или программных продуктов Внедрение новых технологий производства |
Новые
или заметно улучшенные методы материально-технического снабжения, логистики
|
Усовершенствованные
методы организации логистической работы
Внедрение нового оборудования по распределению ресурсов и готовой продукции внутри производства Изменения в подходах к организации процессов продвижения и сбыта продукции |
Новые
или заметно улучшенные методы обслуживающей системы (техническое обслуживание
и ремонт)
|
Использование
новых или качественно усовершенствованных технологий, производственного
оборудования или программного обеспечения в обслуживающей системе
|
Такие нововведения могут подразумевать изменения в процессе производства, в использовании новых технологий производства и нового, ранее не используемого оборудования. Могут применяться как для имеющихся у компании товаров, так и для новых, внедрение которых невозможно на основе обычных методов производства.
Продуктовые инновации охватывают как разработку и введение технологически новых, так и заметно улучшенных товаров, работ или услуг.
Организационные или организационно-управленческие инновации являются особенными и отличными от продуктовых и процессных видами инноваций. К организационным новшествам относят 3 основные направления: новшества, связанные со способами ведения бизнеса, новшества в организации рабочих мест и новшества во внешних связях.
Маркетинговые инновации – это нововведения, которые направлены, с одной стороны, на качественное улучшение характеристик упаковки, внешнего вида, дизайна продукта, с другой, на освоение новых рынков сбыта, удовлетворение новых потребностей (в том числе вновь созданных) и (или) групп потребителей, освоение новых методов, каналов продвижения. Главная отличительная особенность маркетинговых инноваций от технологических заключается в том, что функциональные и пользовательские характеристики продукта или услуги остаются неизменными.
Инновации необязательно являются абсолютно новыми идеями. В зависимости от того, для каких экономических субъектов изменение является новым, т.е. является инновацией, выделяют следующие уровни новизны:
- глобальная новизна,
- новизна на национальном рынке,
- отраслевая новизна,
- рыночная новизна,
- новизна на уровне предприятия.
Оценить результаты инновационной деятельности, уровень воздействия технологических нововведений на конкурентоспособность организации полагаем возможным путем определения динамики продаж за счет осуществления инноваций, для чего используется показатель инновационной продукции.
Цель исследования состоит в изучении особенностей осуществления инноваций в условиях перехода к цифровой экономике. Авторами выдвинута гипотеза, что существует взаимосвязь между типом менеджера и компаний по готовности к инновациям и видам инноваций по их новизне.
Научная новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа компаний-новаторов Индустрии 3.0 и цифровых чемпионов Индустрии 4.0 по авторским критериям, разработке матрицы взаимосвязи типов менеджеров и компаний по готовности к инновациям и видам инноваций по их новизне.
Инновационная продукция – это технологически новые или улучшенные товары, услуги, работы, подвергавшиеся разного рода технологическим изменениям в течение последних 3 лет. К инновационной продукции относится:
– вновь внедренная (получившая заметные технологические изменения) продукция, основанная на новых (в том числе абсолютно новых) технологиях либо на их сочетании с уже существующими. Для данной продукции область применения (использования), эксплуатационные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов должны быть новыми или в значительной степени отличающимися от ранее выпускавшейся продукции;
– продукция, подвергавшаяся улучшениям, – основанная на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производства или их совокупности.
Среди исследователей активно распространяется мультидисциплинарный подход к изучению инноваций. Инновационная деятельность представляется как открытый процесс, который выходит за пределы организации и инициируется в том числе потребителями [5] (Zaytseva, Shuvalova, 2011). Тип инноваций, который создается пользователями для улучшения характеристик продукта, его дизайна, способов использования, называется пользовательским. Пользователи генерируют инновационные решения, когда потенциал рынка еще не изучен и не сформирован, когда нет ожиданий на окупаемость вложенных инвестиций.
На государственном уровне определение инновационной деятельности дано в Федеральном законе от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О науке и государственной научно-технической политике» и звучит следующим образом: инновационная деятельность – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. [1] (Artamonova, 2019).
Следующей задачей является раскрытие содержания понятия «инновационная активность» и установление взаимосвязей с рассмотренным выше понятием инновационной деятельности.
Инновационная активность предприятия является одним из главных факторов его конкурентоспособности. Ряд ученых рассматривают инновационную активность как комплексную характеристику инновационной деятельности, другие рассматривают ее как интенсивность осуществления инновационной деятельности [2] (Bogdanova, 2016).
Инновационная активность организации, по Щекотуровой С.Д., – это научные, технологические, организационные, финансовые мероприятия, включая процесс коммерциализации, реализуемые при наличии соответствующего потенциала предприятия, возможностей, способности и его готовности, которые отражают своевременность и интенсивность реализуемой деятельности по разработке и внедрению инноваций [13] (Shchekoturova, 2015).
Трифилова А.А. под инновационной активностью понимает интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот [9] (Trifilova, 2005).
По Фатхутдинову А.А., инновационная активность – это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций [10] (Fatkhutdinov, 2015).
Что касается видов инновационной активности компании, то она может состоять из следующих составляющих:
- исследования и разработки;
- приобретение машин и оборудования;
- приобретение новых технологий;
- приобретение прав на патенты и патентных лицензий;
- приобретение программных средств;
- обучение и подготовка персонала;
- маркетинговые исследования.
Важным для понимания инновационной активности и разработки мероприятий по ее повышению является определение различных групп сотрудников компании, задействованных в инновационных процессах [2, 7–9] (Bogdanova, 2016; Petrenko, Denisov, Koshebaeva, Koroleva, 2019; Trifilova, 2005). К их числу могут быть отнесены следующие группы:
– разработчики, авторы инноваций – это люди, которые занимаются оценкой новой идеи, ее возможности практического применения, они определяют основу и содержание инновации, а после занимаются защитой прав на появившуюся новую идею;
– производственники – это группа людей, которая занимается непосредственно практической реализацией инновации;
– инвесторы – участники инновационного процесса, целью которых является либо поиск денежных средств, необходимых для реализации новшества, либо самостоятельное инвестирование в инновационный проект;
– инноваторы – это связующие звенья между всеми участниками, осуществляющими инновации. К ним относят технологических брокеров, антрепренеров, инновационных предпринимателей;
– фасилитаторы – это все те учреждения и институты, которые составляют благоприятную инфраструктуру для реализации инноваций, создают инновационную экосистему. Инновационная экосистема представляет систему взаимодействий бизнеса, науки и государства по созданию, передаче и внедрению исследовательских разработок. Они не участвуют непосредственно в процессе инновационной деятельности, но создают условия, необходимые для ее успешного осуществления. К ним могут относиться органы власти, институты развития, образовательные учреждения, консалтинговые компании и т.д. Схематично взаимодействие данных групп представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Обобщенная схема инновационного процесса
Источник: составлено авторами на основе [2, 7–9] (Bogdanova, 2016; Petrenko, Denisov, Koshebaeva, Koroleva, 2019; Trifilova, 2005).
Разработчики создают идеи, производственники реализуют их на своих предприятиях и производствах, инвесторы обеспечивают их необходимыми ресурсами. Тем не менее ключевую роль в инновационной деятельности играет инновационный предприниматель [11] (Churashkina, 2018). Именно он объединяет всех других участников, инициирует начало деятельности и поддерживает ее на всех этапах процесса. Фасилитаторы формируют условия для деятельности. Все эти группы людей задействованы в процессе инновационной деятельности компании, они стремятся повысить конкурентоспособность компании, которая, в свою очередь, состоит из разных сфер деятельности.
В своем всемирно известном труде «Диффузия инноваций» (Diffusion of Innovations) Эверетт Роджерс [14] (Rogers, 2003) обосновал, что члены общества принимают инновации по-разному. В зависимости от степени инновационности он выделил типы:
- новаторы (около 2,5%) готовы попробовать нововведение первыми, идут на риск и имеют финансовые ресурсы на приобретение и внедрение нового (технологии, оборудование, методы управления персоналом и продвижения продукта и др.);
- последователи (часто их называют ранние последователи, их около 13,5%) являются для большинства законодателями в сфере инноваций, именно к их мнению прислушиваются, их опыт и принимаемые решения относительно внедрения нового побуждают остальных задуматься о переменах и начать действовать;
- раннему большинству (34%) требуется больше времени, чтобы осознать необходимость внедрения нового. Они включаются в этот процесс, только когда видят успешный опыт предшественников (новаторов и последователей);
- скептики (позднее большинство, 34%) хуже готовы к изменениям, идут на них только тогда, когда приходит осознание, что это вопрос выживания компании на рынке;
- отстающие (часто их называют опоздавшие, их около 16%) консервативны и неповоротливы по своей сути. Они (часто ошибочно) полагают, что традиционный подход, продукт, технология – это их ключевое преимущество, поэтому, как правило, отказываются от принятия нового.
Й. Шумпетер, разрабатывая теорию инноваций, определил, что экономические субъекты разделяются на два типа по своей роли в инновационном процессе [17]. Новаторы инициируют изменения, лидируют в разработках новых продуктов и процессов. Имитаторы «отвечают» за диффузию инноваций, их количество увеличивается по мере распространения нововведения. Имитаторы неоднородны по своему составу, более инновационно активными являются ранние реципиенты, далее – раннее большинство. Замыкают этот ряд отстающие, компании, которые не готовы к изменениям. Как правило, речь идет не просто о скептическом отношении к новшествам со стороны собственников и высшего менеджмента, а об отсутствии ресурсов (финансовых, кадровых, научно-технических, управленческих, производственных и др.) для реализации масштабных инновационных программ.
На рисунке 2 нами представлена матрица взаимосвязи типов менеджеров, а также компаний по готовности к инновациям и видам инноваций по их новизне. Компании-новаторы являются таковыми благодаря инновационно активному менеджменту. Им под силу справиться с инновациями разных уровней, начиная от глобальных, заканчивая продуктами и процессами, которые являются новыми только для конкретной организации.
Рисунок 2. Матрица взаимосвязи типов менеджеров и компаний по готовности к инновациям и видам инноваций по их новизне
Источник: составлено авторами.
В то время как «отстающие», возглавляемые «скептиками» и «отстающими» (в типологии Эверетта Роджерса), могут справиться только с нововведениями на уровне компаний, т.е. речь идет о технологиях и продуктах, которые в глобальном и национальном масштабе стали традиционными, отработанными.
Неизбежно вступающая в свои права Индустрия 4.0 выдвигает своих цифровых «героев» [3] (рис. 3).
Индустрия
3.0
|
Новаторы
|
Ранние
реципиенты
|
Ранее
большинство
|
Отстающие
|
|
|
|
|
|
Индустрия
4.0
|
Цифровые
чемпионы
|
Цифровые
новаторы
|
Цифровые
последователи
|
Цифровые
новички
|
Источник: составлено авторами на основе [3].
Цифровые чемпионы – это компании – лидеры мировой цифровой трансформации, которым удалось развить экосистему по четырем основным уровням: решения для клиентов, кадры, операции, технологии. Эти компании предлагают востребованные цифровые продукты и услуги. Ведущими отраслями являются автомобильная и электронная промышленность. 20% предприятий первой и 14% второй реализуют инновации в своей деятельности [3]. Однако процесс перехода к Индустрии 4.0 происходит достаточно медленно. Многие компании реализуют отдельные проекты цифровизации, автоматизации, но не создают единый контур экосистемы организации, что не позволяет использовать главный экономический потенциал Индустрии 4.0, который заключается в ее способности ускорить корпоративные процессы принятия решений и адаптации. Это касается как процессов повышения эффективности в проектировании, производстве, обслуживании, продажах и маркетинге, так и основной деятельности отдельных структурных подразделений и изменения бизнес-модели [11] (Churashkina, 2018). Организация деятельности компаний, которые осуществляют сегодня четвертую промышленную революцию, существенным образом отличается от работы в условиях Индустрии 3.0 (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ компаний-новаторов «Индустрии 3.0» и цифровых чемпионов «Индустрии 4.0»
Параметры
|
Новаторы
(Индустрия 3.0)
|
Цифровые
чемпионы (Индустрия 4.0)
|
Доминирующая
форма организации взаимодействия
|
Глобальные
мультинациональные корпорации
|
Технологическая
платформа, на которой выстраивается в том числе экосистема
решений для клиентов
|
Цепочка
создания стоимости
|
Глобально
оптимизированная система создания добавленной стоимости
|
Сеть
создания ценности [4] (Dementev, Ustyuzhanina, Evsyukov, 2018)
|
Уровни
иерархии
|
Вертикальная
как доминирующая с четким распределением должностных обязанностей
|
Горизонтальная
с гибким фиксированием функций
|
Тип
организационной структуры
|
Дивизиональная,
матричная организационная структура
|
Гибкие
организации способны к быстрой адаптации не в ущерб постоянным процессам
|
Подразделения
компании
|
Подразделения
/ департаменты:
- отдел НИОКР, - инженерно-производственный департамент, - отдел управления цепочками поставок, - отдел снабжения, - отдел продаж, - маркетинговый отдел |
Группы
внутренних и внешних участников, которые объединяются и быстро адаптируются
под решение конкретных задач
|
Организация
операционной деятельности
|
С
временным лагом на принятие решений и организацию взаимодействия
|
В
режиме реального времени на основе операционной экосистемы
|
Методы
организации производства
|
Методы
бережливого производства
|
Методы
бережливого и адаптивного производства
|
Организация
снабженческой деятельности
|
Изолированные
решения и оптимизация отдельных процессов
|
Сквозная
интеграция и планирование в режиме, близком к реальному времени, во внешней
сети
|
IT-инфраструктура
|
-
комплексное планирование цепочки поставок;
- прогнозное техническое обслуживание; - ERP |
-
цифровизации стандартных бизнес-процессов (бизнес-планирование);
- промышленный «Интернет вещей»; - цифровые двойники; - технологии AR и/или VR и др. |
Взаимодействие
с клиентами
|
-
отдел продаж и маркетинга
|
-
отдел продаж и маркетинга;
- партнеры по платформе; -дистрибьюторы или поставщики данных |
Каналы
торговли
|
-
глобально оптимизированная дистрибьютерская сеть
|
-
омниканальная торговля (интеграция всех онлайновых и оффлайновых каналов) ;
- комплексные решения для клиентов |
Подход
в работе с клиентами
|
Стандартизированный
с локальной адаптацией под клиентские нужды
|
Индивидуализированный
|
Работа
с партнерами
|
На
условиях глобально оптимизированной системы разделения труда
|
На
условиях интеграции взаимодействия
|
Составляющие
конкурентного преимущества
|
Глобальное
лидерство, оптимизация издержек
|
Скорость,
адаптивность, приведение в соответствии с потребностями клиентов и
эффективность
|
Принципы
работы с информацией
|
Система
управления знаниями, человеческим капиталом
|
Самообучающаяся
система с применением искусственного интеллекта
и технологий обработки больших данных
|
Корпоративная
культура
|
Традиционная
|
Цифровая
|
Значимые
качества персонала
|
Стабильность,
опыт, мотивация
|
Потенциал,
видение, любознательность, мотивация, гибкость и адаптивность
|
Повышение
квалификации
|
Стандартные
программы обучения персонала
|
Индивидуализированные
обучающие программы, постоянное (пожизненное) обучение
|
Заключение
Серьезной представляется необходимость изменения организационной структуры и корпоративной культуры компаний, которые ставят своей целью занять позиции лидеров Индустрии 4.0 [15]. Сетевое взаимодействие групп (команд), в распоряжении которых достаточные объемы ресурсов, чтобы оперативно принимать решения, смело инициировать и пробовать новое в условиях сотрудничества и гибких связей, является основой организации, перед которой стоит задача устойчивого конкурентоспособного развития. Успех инновационной деятельности в новую цифровую эпоху во многом зависит от комплексного подхода к трансформации всех ключевых аспектов деятельности компании, создания технологической платформы, на которой будут выстроены все ключевые экосистемы компании. Проблемы, которые стоят перед компаниями на этом пути, и возможности их решения будут предметом дальнейшего научного исследования авторов.
References:
Artamonova M.V. (2019). Upravlencheskiy trud i rol menedzherov v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki v Rossii [Managerial work and the role of managers in Russia’s digital economy]. Scientific research of the Faculty of Economics. Electronic journal. (1). 49-61. (in Russian).
Bogdanova E.L. (2016). Innovatsii i faktory kak istochniki rosta effektivnosti promyshlennogo proizvodstva [Innovation and factors such as sources of growth of efficiency of industrial production]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4-2 (69-2)). 86-90. (in Russian).
Churashkina A. V. (2018). Metodika otsenki predprinimatelskoy i upravlencheskoy aktivnosti kak resursa ustoychivogo razvitiya [Methodology for assessing entrepreneurial and managerial activity as a resource for sustainable development]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obschestvo). (3). 71-90. (in Russian).
Dementev V. E., Ustyuzhanina E. V., Evsyukov S. G. (2018). Tsifrovaya transformatsiya tsepochek sozdaniya tsennosti: «ulybka» mozhet okazatsya «khmuroy» [Digital transformation of value chains: \]. Journal of Institutional Studies. (4). 58-77. (in Russian). doi: 10.17835/2076-6297.2018.10.4.058-077.
Fatkhutdinov R.A. (2015). Innovatsionnoy menedzhment [Innovation management] (in Russian).
Global Human Capital Trends 2016. The new organization: Different by design. / Deloitte University Press – 2016. Retrieved September 12, 2020, from https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/HumanCapital/gx-dup-global-human-capital-trends-2016.pdf
Katerin S. P. (2016). Uchetno-analiticheskaya sistema upravleniya innovatsionnoy deyatelnostyu organizatsii [Accounting and analytical system for managing an organization's innovation activities] (in Russian).
Petrenko E.S., Denisov I.V., Koshebaeva G.K., Koroleva A.A. (2019). Perspektivy biznes-modeley: «golubye okeany», menedzhment predprinimatelskoy deyatelnosti, innovatsii na storone sprosa i ustoychivoe razvitie [Prospects for business models: the "blue oceans", management of entrepreneurship, innovations on the demand side and sustainable development]. Creative economy. (12). 2327-2336. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.12.41358.
Rogers E. M. (2003). Diffusion of innovations
Schekoturova S.D. (2015). Analiz innovatsionnoy aktivnosti metallurgicheskikh predpriyatiy s ispolzovaniem matematicheskogo modelirovaniya metodom MonteKarlo [Analysis of innovative activity of metallurgical companies using Monte-Carlo mathematical modeling method]. Scientific Journal of KubSAU. (108). 904-919. (in Russian).
Shu G., Anderl R., Gauzemayer Yu., ten Khompel M., Valster V. (2017). Indeks zrelosti Industrii 4.0 – Upravlenie tsifrovym preobrazovaniem kompaniy (acatech ISSLEDOVANIE) [Industry 4.0 maturity index - Managing companies' digital transformation (acatech RESEARCH)] (in Russian).
Trifilova A.A. (2005). Otsenka effektivnosti innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya [Assessment of the effectiveness of innovative development of the enterprise] (in Russian).
Zaytseva A.S., Shuvalova O.R. (2011). Novye aktsenty v razvitii innovatsionnoy deyatelnosti: innovatsii, initsiiruemye polzovatelyami [New accents in the development of innovative activity: user-initiated innovations]. Foresight. (2). 16-32. (in Russian).
Страница обновлена: 31.03.2025 в 06:52:34