Small and medium-sized businesses in Russia: how to live during and after the crisis?
Drobot E.V.1,2, Makarov I.N.2,3, Manasyan S.M.4, Nazarenko V.S.3, Bakhmutskaya V.S.3
1 Центр дополнительного профессионального образования, Russia
2 Первое экономическое издательство, Russia
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
4 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia
Download PDF | Downloads: 28 | Citations: 42
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 10 (October 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44385936
Cited: 42 by 30.01.2024
Abstract:
In this article, the authors continue their research on assessing the impact of the COVID-19 pandemic on the real economy. The authors of the article analyze data from the Analytical Center under the Government of the Russian Federation, the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, the NAFI Analytical Center, the Center for Strategic Research (CSR), RBC, Interfax of Russia and other sources to assess the impact of the COVID-19 pandemic on the small and medium-sized enterprises (SMEs) in the Russian Federation. The impact of the coronavirus pandemic on the prospects for the development of industrial and commercial entrepreneurship, the economic systems development at the micro, meso and macrolevels is established. The authors systematize the problems of the small and medium-sized businesses during the crisis triggered by the COVID-19 pandemic. This article will be of interest to experts in the macroeconomics, as well as to all those who are interested in the situation in modern Russia and in the world.
Keywords: coronavirus, small and medium-sized businesses, pandemic, consumer demand, real economy, COVID-19
JEL-classification: L26, M21, O11, O49
Highlights:
- 1. Пандемия коронавируса, режим всеобщей самоизоляции поставили весь бизнес в трудное положение, но больше всех пострадали предприниматели, чьи проекты полностью ориентированы на офлайн-среду.
- 2. Отмена, снижение и приостановление выплаты налоговых платежей, а также компенсация платы за аренду могут оказать реальную помощь субъектам МСП в условиях пандемии.
- 3. Критерии, установленные для предприятий, которые могут претендовать на государственную поддержку, определены не совсем корректно.
- 4. Коронавирусная инфекция способствовала смене формата деятельности и максимальному переходу бизнеса в онлайн-среду.
- 5. Общее снижение доходов населения снизило потребительскую активность, что, наиболее вероятно, приведет к уходу с рынка части субъектов малого и среднего предпринимательства.
- 6. В данной ситуации значительно выигрывают компании, сумевшие получить государственную поддержку, а также более креативные и ориентированные на интернет-аудиторию субъекты малого предпринимательства
ТЕЗИСЫ:
1. Пандемия коронавируса, режим всеобщей самоизоляции поставили весь бизнес в
трудное положение, но больше всех пострадали предприниматели, чьи проекты
полностью ориентированы на офлайн-среду.
2. Отмена, снижение и приостановление выплаты налоговых платежей, а также
компенсация платы за аренду могут оказать реальную помощь субъектам МСП в
условиях пандемии.
3. Критерии, установленные для предприятий, которые могут претендовать на
государственную поддержку, определены не совсем корректно.
4. Коронавирусная инфекция способствовала смене формата деятельности и
максимальному переходу бизнеса в онлайн-среду.
5. Общее снижение доходов населения снизило потребительскую активность, что,
наиболее вероятно, приведет к уходу с рынка части субъектов малого и среднего
предпринимательства.
6. В данной ситуации значительно выигрывают компании, сумевшие получить
государственную поддержку, а также более креативные и ориентированные на
интернет-аудиторию субъекты малого предпринимательства
|
HIGHLIGHTS:
1. The coronavirus pandemic and the general self-isolation regime have put
the entire business in a difficult position, but entrepreneurs whose projects
are completely focused on the offline environment have suffered the most.
2. Cancellation, reduction and suspension of tax payments, as well as rent
compensation, can provide real assistance to SMEs in the context of a
pandemic.
3. The criteria for businesses that qualify for public support are not
entirely correct.
4. The coronavirus infection contributed to a change in the activity format
and the maximum transition of business to the online environment.
5. The general decline in household incomes has reduced consumer demand; and
this will probably lead to the some small and medium-sized businesses exit
from the market.
6. In current situation, companies that have managed to receive state
support, as well as small businesses that are more creative and focused on
the Internet audience, benefit significantly.
|
Введение
В современных условиях стабильному развитию бизнеса угрожают внешние и внутренние факторы, существенно влияющие на результаты экономической деятельности и как следствие на экономическую безопасность как самого предприятия, как и страны. В настоящее время очень остро стоит вопрос экономической безопасности в условиях биологических угроз. Обеспечение безопасного и устойчивого развития субъектов рыночных отношений наравне с безопасностью здоровья потребителей и состоянием окружающей среды – первоочередные задачи разрабатываемых в настоящее время бизнес-стратегий. Причем в условиях распространения коронавируса и введения мер ограничительного характера вопрос выживания остро стоит перед всеми субъектами предпринимательской деятельности. Но наиболее остро спровоцированный пандемией кризис сказался на малом и среднем предпринимательстве (МСП), поскольку у них «подушка» финансовой безопасности либо не велика, либо отсутствует вовсе.
Традиционно проблемы функционирования МСП в России широко рассматриваются в научных публикациях. Можно отметить исследования таких экспертов, как Е. В. Буланова, Н. С. Соменкова, Н. А. Ягунова [1] (Bulanova, Somenkova, Yagunova, 2019), Е. М. Бухвальд [2] (Bukhvald, 2020), И. В. Денисов, Е. С. Петренко, Е. Б. Белик [3] (Denisov, Petrenko, Belik, 2019), Р. В. Клиндух [4] (Klindukh, 2019), Н. В. Рубцова [5] (Rubtsova, 2019), С. М. Хаирова [6] (Khairova, 2019).
Кроме того, за прошедший год появилось много работ, посвященных оценке влияния пандемии COVID-19 на состояние отдельных секторов экономики, выявлению угроз национальной экономической безопасности, определению проблем адаптации бизнес-моделей к меняющейся среде [7–17] (Drobot, 2020; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020; Erokhina, Dzhergeniya, 2020; Ilyina, Dorzhieva, 2020; Kuznetsova, Pukach, Pukach, 2019; Lev, Leshchenko, 2020; Makarov, Shirokova, Arutyunyan, Putintseva, 2019; Pechatkin, 2020; Stolyarov, 2020; Torkanovskiy, 2020; Tsvetkov, Dudin, 2020).
Цель нашего исследования – оценить, с какими проблемами сталкивается малый и средний бизнес в условиях нового экономического кризиса, спровоцированного пандемией.
Научная новизна исследования заключается в том, что авторами систематизированы проблемы, возникшие у малого и среднего бизнеса в период кризиса, спровоцированного влиянием пандемии COVID-19.
В качестве эмпирической базы исследования послужили данные Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, аналитического центра «НАФИ», Центра стратегических разработок (ЦСР), РБК, агентства «Интерфакс» и др. Исследование основано на анализе данных макроэкономической статистики, представленных в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за 2020 г., а также на официальном сайте уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
В последние десятилетия в центре внимания как государства и общества, так и бизнеса находятся вопросы экологического характера, такие как:
- экологическая ситуация на территории страны, региона;
- экологичность производимой продукции;
- экологичность процесса производства.
Обозначенные выше вопросы в той или иной степени учитываются бизнесом при планировании и прогнозировании как предпринимательской деятельности, так и предпринимательских рисков.
Пандемия COVID-19 стала одним из серьезнейших вызовов в новейшей истории, стремительно распространяющимся и непредсказуемым. Компании по всему миру вынуждены были в кратчайшие сроки приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям: условиям работы, потребительскому поведению, регуляторным требованиям.
Население, бизнес, правительства – все столкнулись с радикальными изменениями, оказавшими колоссальное влияние на всю мировую экономику. Несмотря на наметившее улучшение ситуации и восстановление экономической активности, существует реальная угроза второй волны пандемии, которая грозит еще большими разрушительными последствиями для бизнеса, а значит, и для уровня жизни населения.
В наибольшей степени меры ограничительного характера, вызванные COVID-19, ударили по малому и среднему бизнесу, особенно в сфере услуг, предоставляемых в рамках традиционных форматов офлайн.
Согласно данным доклада «COVID-19. Последствия для бизнеса и экономики», пандемия затронула до 67 % компаний и ИП, а на пике ограничительных мер не работало 56,1 % компаний [1].
Степень уязвимости малого и среднего бизнеса к внешним шокам значительно выше, чем крупного бизнеса, а при этом значительное снижение прибыли (более чем на 30 %) приходится на субъекты МСП в 65 классах ОКВЭД-2 из 88 существующих [2].
На сегодняшний день в России 3 млн предпринимателей оказались на грани разорения из-за пандемии COVID-19 [3]. Угроза закрытия нависла над каждым третьим предприятием малого бизнеса. В условиях затяжного распространения вируса и формирования второй волны без работы могут остаться более 8 млн человек.
Однако для многих российских предпринимателей кризис для бизнеса в России – это нечто перманентное.
И действительно, на протяжении последних лет, начиная с 2013 г., реальные располагаемые доходы россиян снижались. Лишь к 2019 г. этот показатель вернулся к положительным значениям (0,1 % в 2018 г. с учетом единовременных выплат и 0,8 % в 2019 г.) [4]. Естественно, данный рост не компенсирует снижение предыдущих лет, что в свою очередь также будет оказывать влияние на восстановление потребительской активности. Согласно предварительным данным Росстата, снижение реальных денежных доходов населения (по новой методологии) за 2 квартал 2020 г. составило 7,7 % [5]. Таким образом, к нынешнему коронакризису отечественная экономика подошла не в самой лучшей форме, едва оправившись от стагнации, что отличает текущую ситуацию, например, от кризиса 2008–2009 гг.
Влияние карантинных мер на потребительское поведение россиян можно оценить по данным исследования Лаборатории Сбербанка. Лаборатория по работе с большими данными рассмотрела изменения в расходах и проанализировала спрос. Данные об изменении спроса за период с 06. 04. 2020 г. по 12. 04. 2020 г. к аналогичному периоду 2019 года представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Изменение потребительского спроса, %
Источник: составлено авторами по данным Лаборатории Сбербанка // Официальный сайт Сбербанка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.ru/ru/press_center/all/article?newsID=488ad48f-705b-4bd9-b3e5-b3ed502914fc&blockID=1303®ionID=77&lang=ru&type=NEWS (дата обращения: 17. 09. 2020).
Так, по оценкам ЦСР, по состоянию на начало июня 33 % компаний подвержены риску банкротсва. Наибольшая доля приходится на сферу услуг и торговлю – риску подвержены 40 % компаний [6].
На рисунке 2 представлен рейтинг проблем, с которыми компании столкнутся после снятья всех ограничений, введенных в 2020 г. в связи с угрозой пандемии.
Рисунок 2. Рейтинг проблем бизнеса, % опрошенных
Источник: Материалы ЦСР. Аналитический бюллетень «Пульс экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/ru/ (дата обращения: 18. 09. 2020).
85 % предпринимателей в конце марта 2020 г. отмечали, что распространение коронавируса негативно повлияло на финансовые показатели их организации [8] (Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020).
Согласно данным аналитического центра НАФИ, 76 % [предпринимателей] сообщили о снижении выручки, 66 % – о сокращении спроса на товары или услуги, 36 % – о сокращении числа поставщиков, 24 % – об уменьшении числа филиалов/точек продаж [7].
Такая ситуация не только в России. Компания LendingTree, проведя опрос 1200 малых американских предприятий, выявила, что 71 % предпринимателей боится не оправиться от спада, вызванного COVID-19, 70 % планируют увольнения, сокращения зарплат и времени работы, 69 % утверждают, что у них не хватит денег на поддержание нормальной работы в течение ближайших 90 дней. 73 % граждан США по опросам зафиксировали снижение своих доходов [8] (рис. 3).
Рисунок 3. Влияние пандемии COVID-19 на малый бизнес в США
Источник: составлено авторами по данным: Что будет с малым бизнесом после карантина? // Интерфакс, 14 апреля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/chto-budet-s-malym-biznesom-posle-karantina.html (дата обращения: 18. 09. 2020).
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в отраслях, которые были определены, как наиболее пострадавшие от кризиса, работает 329 тыс. компаний. В основном это транспортные фирмы (77 тыс.), предприятия сферы общественного питания (69 тыс.), спорт, отдых и развлечения (43 тыс.), туризм (32 тыс.) [9] (рис. 4). При этом компании туристической отрасли более уязвимые: более 14 % из них, как показывает Индекс финансового риска СПАРКа, еще до кризиса были в опасной зоне [10].
Рисунок 4. Численность компаний, работающих в наиболее пострадавших отраслях в России в 2020 г.
Источник: составлено авторами по данным: Что будет с малым бизнесом после карантина? // Интерфакс, 14 апреля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/chto-budet-s-malym-biznesom-posle-karantina.html (дата обращения: 18. 09. 2020); Система СПАРК. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spark-interfax.ru/ru/statistics (дата обращения: 26.09.2020).
Стоит отметить, что согласно данным Единого реестра субъектов МСП, [11] число субъектов МСП в период ограничительных мер не только не снизилось, но и, напротив, выросло (табл.). Так, по состоянию на 10 июля 2020 г. число субъектов МСП было на 2,3 % больше, чем в январе 2020 г.
Таблица
Динамика численности и среднесписочной численности МСП в 2020 г. по данным Единого реестра субъектов МСП
Период
|
Субъекты МСП, ед.
|
Темп роста, % к 10 января 2020 г.
|
Среднесписочная численность
работников, чел.
|
Темп роста, % к 10 января 2020 г.
|
10.01.2020
|
5 916 906
|
100,0
|
15 321 788
|
100,0
|
10.02.2020
|
5 924 823
|
100,1
|
15 297 557
|
99,8
|
10.03.2020
|
5 960 356
|
100,7
|
15 276 648
|
99,7
|
10.04.2020
|
5 979 899
|
101,1
|
15 248 464
|
99,5
|
10.05.2020
|
6 035 035
|
102,0
|
15 304 366
|
99,9
|
10.06.2020
|
6 033 501
|
102,0
|
15 295 920
|
99,8
|
10.07.2020
|
6 051 910
|
102,3
|
15 269 774
|
99,7
|
10.08.2020
|
5 590 081
|
94,5
|
15 520 026
|
101,3
|
10.09.2020
|
5 602 738
|
94,7
|
15 515 137
|
101,3
|
На наш взгляд, данный рост числа субъектов МСП может объясняться необходимостью нахождения в реестре для получения соответствующих мер поддержки во время пандемии.
Практически сразу с введением ограничений федеральными и региональными властями были введены разнообразные меры поддержки, которые, как отмечают представители бизнеса, доступны далеко не всем и кажутся недостаточными.
Так, по данным мониторинга «Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса» [12], проводимого институтом уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, мерами поддержки, принятыми на федеральном уровне, довольны 27,8 %, региональными мерами поддержки – 23,4 % опрошенных субъектов МСП (рис. 5).
Рисунок 5. Оценка субъектами МСП мер поддержки бизнеса в условиях COVID-19, % опрошенных
Источник: составлено авторами по данным Официального сайта уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html (дата обращения: 17. 09. 2020).
Среди мер поддержки можно отметить: отсрочку уплаты налогов, кредитные каникулы, мораторий на банкротства, отсрочку арендных платежей, беспроцентные кредиты для выплаты зарплаты, снижение страховых взносов с 30 до 15 %. Введены антикризисные меры и в сфере закупок: авансирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в 30 % размере, отмена штрафных санкций. Но стоит отметить, что только 10 % компаний из сегмента малого и среднего бизнеса участвуют в государственном заказе.
По результатам совместного исследования НАФИ и Forbes [13], проведенного в июне 2020 года, 33 % опрошенных представителей бизнеса обращались за государственной поддержкой в период ограничительных мер, 16 % – получили такую поддержку, а 17 % отметили наличие проблем при ее получении. Также в исследовании отмечается, что 61 % предпринимателей не обращались за господдержкой, в том числе и потому, что не попадают под определенные критерии [14].
Представляется, что отмена, снижение и приостановление выплаты налоговых платежей, а также компенсация платы за аренду могут оказать реальную помощь субъектам МСП в условиях пандемии. Однако критерии, установленные для предприятий, которые могут претендовать на подобную поддержку, все-таки определены не совсем корректно: поддержка оказывается только тем предприятиям, которые сохраняют количество работников. В то же время для малого и среднего бизнеса весьма остро стоит вопрос о том, как удержать людей в режиме простоя, на минимальных выплатах или вообще без них, что, по сути, намного хуже увольнения, поскольку в этом случае работник имеет возможность поиска нового места трудоустройства и получения пособия по безработице (что некоторые работники и предпочитают).
Согласно данным исследования НАФИ, [15] в апреле 2020 г. 34 % компаний отправили своих сотрудников в отпуск за свой счет, а к увольнениям и сокращениям сотрудников прибегло 18 % опрошенных (рис. 6).
Рисунок 6. Изменения в отношении сотрудников компаний в апреле 2020 г., %
Источник: составлено авторами по данным: НАФИ «Новая нормальность». [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/novaya_normalnost/ (дата обращения: 17. 09. 2020).
Эксперты сходятся во мнении, что как бы ни развивалась ситуация с COVID-19, быстрого восстановления экономики и потребительского спроса не будет; предпринимателям придется решать, принимать смелые решения и пробовать новое, чтобы сохранить собственный бизнес.
Повторимся, что пандемия коронавируса, режим всеобщей самоизоляции поставили весь бизнес в трудное положение, но больше всех пострадали предприниматели, чьи проекты полностью ориентированы на офлайн-среду. Самоизоляция позитивно отразилась на компаниях, оказывающих ИТ-услуги, в связи с резким переходом работодателей на удаленный режим работы. Также возрастает потребность в предприятиях, оказывающих услуги по дезинфекции помещений и производящих медицинские комплектующие.
По окончании пандемии не произойдет резкого возврата к обычной жизни. Это будет происходить медленно и постепенно. Велика вероятность, что многие продолжат совершать покупки онлайн или предпочтут фитнес-центрам домашние тренировки, многие будут продолжать избегать людных мест еще очень длительный период.
Длительный период неопределенности может сказаться на популярности традиционных офлайн-каналов продаж и оказания услуг. Нужна смена форматов администрирования и продаж через Интернет, что позволит сократить расходы и поддержать выручку хотя бы на минимальном уровне. Для того чтобы перейти на онлайн-продажи, некоторым предпринимателям приходится переквалифицировать часть персонала.
Дистанционная торговля может помочь как предпринимателям, так и их клиентам, которые могут приобретать необходимые товары безопасно и по более низким ценам.
Порядка 60 % предпринимателей-арендаторов в разгар пандемии отмечали, что имеют просрочки по арендным платежам, многие ожидают появления проблем в ближайшем времени, ведь аренда – весомая статья в расходах субъектов МСП [16]. Арендный вопрос может явиться в свою очередь фактором банкротств субъектов МСП в дальнейшем. В конечном счете текущая ситуация может сказаться и на объемах свободных площадей, и на арендных ставках. Дополнительным фактором может стать и переход продаж в онлайн-среду, и перевод сотрудников на удаленную работу. В связи с этим, возможно, стоит ожидать изменения структуры арендаторов площадей в торговых центрах, в бизнес- и офисных центрах.
При этом многие представители бизнеса, реализовавшего переход на дистанционный формат работы сотрудников, отмечают снижение эффективности и работы сотрудников и бизнес-процессов в целом. К тому же многие компании осуществляли перевод на удаленный режим в срочном порядке или вовсе стихийно, что в свою очередь также сказалось на результатах предпринимательской деятельности.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать несколько выводов.
Отечественный бизнес испытал существенные трудности в период коронавирусной инфекции. В основном эти трудности заключаются в следующем: падение спроса и отток клиентов; нехватка оборотного капитала; рост закупочных цен; сокращения и увольнения сотрудников; проблемы с погашением кредиторской задолженности и выплатой арендной платы.
Вышеозначенные проблемы и трудности способствовали смене формата деятельности и максимальному переходу бизнеса в онлайн-среду, в тех сферах, где подобная трансформация оказалась возможной. Смена формата коснулась как организации рабочего процесса части сотрудников (уход на удаленную работу), так и смены способов организации деятельности и доставки – во многих компаниях (особенно в регионах страны) получили распространение ранее отсутствовавшие услуги заказа через Интернет и безопасной доставки продукции потребителю.
Вместе с тем, уже сегодня можно говорить, что общее снижение доходов населения снизило потребительскую активность, ожесточив конкурентную борьбу за потребителя, что, наиболее вероятно, приведет к уходу с рынка части субъектов малого и среднего предпринимательства.
Поэтому в данной ситуации значительно выигрывают компании, сумевшие поучить государственную поддержку. Меры поддержки бизнеса со стороны государства в условиях пандемии в основном включают снижение и приостановление выплаты налоговых платежей, а также компенсацию арендной платы. Однако критерии, установленные для предприятий, которые могут претендовать на подобную поддержку, определены не совсем корректно. Именно поэтому более креативные и ориентированные на интернет-аудиторию субъекты малого и среднего предпринимательства имеют все шансы сохранить свои позиции на рынке.
В целом же необходимо сделать вывод о том, что подобные пандемии существенно способствуют распространению цифровых технологий в секторе малого и среднего предпринимательства, помогая становлению и развитию информационной экономики в регионах страны.
[1]COVID-19. Последствия для бизнеса и экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf (дата обращения: 17. 09. 2020).
[2]COVID-19. Последствия для бизнеса и экономики. [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf (дата обращения: 17. 09. 2020).
[3]РБК. Новости Черноземья. [Электронный ресурс]. URL https://www.rbc.ru/economics/21/03/2020/5e7490569a7947467949c77d (дата обращения: 01. 09. 2020)/
[4]Данные Аналитического центра при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/ (дата обращения: 17. 09. 2020).
[5]Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397?print=1 (дата обращения: 17. 09. 2020).
[6]Материалы ЦСР. Аналитический бюллетень «Пульс экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/ru/ (дата обращения: 18.09.2020).
[7]Бизнес после пандемии: восстановление от шока. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/biznes-posle-pandemii-vosstanovlenie-ot-shoka/ (дата обращения: 18. 09. 2020).
[8]Что будет с малым бизнесом после карантина? // Интерфакс, 14 апреля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/chto-budet-s-malym-biznesom-posle-karantina.html (дата обращения: 18. 09. 2020).
[9]Что будет с малым бизнесом после карантина? // Интерфакс, 14 апреля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/chto-budet-s-malym-biznesom-posle-karantina.html (дата обращения: 18. 09. 2020).
[10]Система СПАРК. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spark-interfax.ru/ru/statistics (дата обращения: 26. 09. 2020).
[11]Единый реестр субъектов МСП [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 18. 09. 2020).
[12]Официальный сайт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей [Электронный ресурс]. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html (дата обращения: 17. 09. 2020).
[13]Бизнес после пандемии: восстановление от шока. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/biznes-posle-pandemii-vosstanovlenie-ot-shoka/ (дата обращения: 17. 09. 2020).
[14]Бизнес после пандемии: восстановление от шока. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/biznes-posle-pandemii-vosstanovlenie-ot-shoka/ (дата обращения: 17. 09. 2020).
[15]Материалы НАФИ «Новая нормальность». [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/novaya_normalnost/ (дата обращения: 17. 09. 2020).
[16]Материалы НАФИ «Взаимоотношения арендаторов и арендодателей: поиск компромисса» [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/projects/predprinimatelstvo/vzaimootnosheniya-arendatorov-i-arendodateley-poisk-kompromissa/ (дата обращения: 17. 09. 2020).
References:
. []. (in Russian).
Bukhvald E.M. (2020). Perezhivet li malyy biznes Rossii shok 2020 goda? [Will Russia's small business survive the shock of 2020?]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (5). 1319-1336. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.5.110134.
Bulanova E. V., Somenkova N.S., Yagunova N.A. (2019). Formirovanie strategii razvitiya malogo innovatsionnogo predpriyatiya promyshlennogo kompleksa [Formation of development strategy of small innovative enterprise of industrial complex]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 449-466. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.2.40783.
Denisov I.V., Petrenko E.S., Belik E.B. (2019). Biznes-model kak opisanie deyatelnosti realnoy kommercheskoy organizatsii [Business model as a description of the activity of a real commercial organization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 531-540. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41355.
Drobot E.V. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na rynok truda SShA [The impact of the pandemic COVID-19 on the US labour market]. Russian Journal of Labor Economics. (7). 577-588. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.7.110715.
Drobot E.V., Makarov I.N., Nazarenko V.S., Manasyan S.M. (2020). Vliyanie pandemii COVID-19 na realnyy sektor ekonomiki [Impact of the COVID-19 pandemic on the real economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (8). 2135-2150. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
Erokhina E.V., Dzhergeniya Yu.B. (2020). Ugrozy realizatsii natsionalnyh interesov Rossiyskoy Federatsii v period posle pandemii [Threats to the implementation of the national interests of the Russian Federation in the post-pandemic period]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681.
Ilyina S.A., Dorzhieva V.V. (2020). Problemy kachestva otsenki pokazateley subektov malogo i srednego predprinimatelstva i izmereniya ikh vklada v dostizhenie tseley formirovaniya novoy modeli razvitiya Rossii [Problems of quality assessment of indicators of small and medium-sized businesses and measuring their contribution to achieving the goals of forming a new model of development in Russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (9). 2. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.9.110814.
Khairova S.M. Retsenziya na monografiyu Kosmina A.D., Kosminoy E.A., Maryshevoy V.A. (2019). Maloe i srednee predprinimatelstvo v Rossiyskoy Federatsii: komparativnyy analiz trendov i rezultativnosti [Review of the monograph by Kosmin A.D., Kosmina E.A., Marysheva V.A. "Small and medium-sized enterprises in the Russian Federation: comparative analysis of trends and performance"]. Leadership and management. (2). 149-150. (in Russian). doi: 10.18334/lim.6.2.40787.
Klindukh R.V. (2019). Sotsialnoe predprinimatelstvo: ponyatiyno-terminologicheskaya sistematizatsiya [Social entrepreneurship: conceptual and terminological systematization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 167-178. (in Russian).
Kuznetsova N.A., Pukach G.V., Pukach A.M. (2019). Problemy adaptatsii biznes-modeley k menyayushcheysya srede [Problems of adaptation of business models to the changing environment]. Journal of International Economic Affairs. (2). 1363-1370. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40800.
Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost v sisteme zdravookhraneniya v period pandemii COVID-19: otvetnaya reaktsiya gosudarstv i finansovyh organov [Economic security in the health system during the COVID-19 pandemic: response of states and financial authorities]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (6). 1857-1884. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.6.110511.
Makarov I.N., Shirokova O.V., Arutyunyan V.A., Putintseva E.E. (2019). Tsifrovaya transformatsiya raznomasshtabnyh predpriyatiy, vovlechennyh v realnyy sektor rossiyskoy ekonomiki [Digital transformation of multi-scale enterprises involved in the real sector of the Russian economy]. Journal of International Economic Affairs. (1). 313-326. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.1.39966.
Pechatkin V.V. (2020). Formirovanie i razvitie tsifrovoy ekonomiki v Rossii kak strategicheskiy prioritet razvitiya territoriy v usloviyakh pandemiy [Formation and development of the digital economy in Russia as a strategic priority for the development of territories in the context of pandemics]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 837-848. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.2.110187.
Rubtsova N.V. (2019). Tendentsii razvitiya malogo predprinimatelstva v sfere gostepriimstva [Trends in the development of small business in the hospitality sector]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 717-726. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41538.
Stolyarov N.O. (2020). Razvitie mekhanizmov upravleniya organizatsionnoy kulturoy v usloviyakh preodoleniya posledstviy globalnogo krizisa, vyzvannogo pandemiey COVID-19 [Development of organizational culture management mechanisms in the context of overcoming the consequences of the global crisis caused by the COVID-19 pandemic]. Leadership and management. (3). (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.3.110861.
Torkanovskiy E.P. (2020). Avtarkiya 2.0: globalnaya ekologicheskaya povestka, pandemiya COVID-19 i novaya normalnost [Autarky 2.0: the global environmental agenda, pandemic COVID-19 and the new normal]. Journal of International Economic Affairs. (3). (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110600.
Tsvetkov V.A., Dudin M.N. (2020). Mediynaya aktivnost otechestvennyh politikov i gosudarstvennyh deyateley v period pandemii COVID-19 kak instrument ukrepleniya doveriya elektorata [Media activity of domestic politicians and statesmen during the COVID-19 pandemic as a tool to strengthen the confidence of the electorate]. Leadership and management. (2). 89-122. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.2.110214.
Страница обновлена: 10.04.2025 в 12:03:50