Trends in the development of high-tech small business in the system of social and economic security in the regions of Russia
Goncharova E.A.1
1 Московская государственная академия физической культуры (Малаховка), Russia
Download PDF | Downloads: 5 | Citations: 14
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 3, Number 2 (April-June 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43085627
Cited: 14 by 07.12.2023
Abstract:
The article shows that the problem of developing high-tech small businesses, the solution of which is designed to ensure social and economic security, is relevant for all regions of Russia. The purpose of the study is to assess the indicators of innovation activity of small enterprises. The analysis was based on a comparison of Rosstat statistics with the target indicators of the national project "Small and medium-sized businesses". The analysis showed that trends in the development of high-tech small businesses in the Federal districts of the Russian Federation vary significantly. The development conditions in the center, West and South of the country differ from those in the Ural, Siberian and Far Eastern Federal districts of the Russian Federation. The results of the research allowed the author to determine the vectors of effective state regulation by local administrations in the direction of activating small high-tech industrial production, which will increase the indicators of innovation activity in the regions of Russia.
Keywords: high-tech small business, economic security
Введение
В свете поддержки малого и среднего бизнеса и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Министерством экономического развития России (Минэкономразвития России) был разработан Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (нацпроект МСП), который был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16) [6]. Указанный нацпроект включает пять федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства». Обозначен срок реализации нацпроекта МСП: октябрь 2018 года по 2024 год (включительно).
Но это не значит, что до октября 2018 года в стране не осуществлялось малое и среднее предпринимательство, скорее всего, данный нацпроект подчеркивает необходимость поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы и отражает меры поддержки предпринимателей на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса, в том числе получения доступного финансирования в виде субсидий и инвестиций.
Однако следует отметить, что в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года одной из основных задач является задача поддержки технологичного малого и среднего бизнеса [1]. Кроме того, вспомним, что эффективные инвестиции без инноваций немыслимы, но также и серьезные инновации невозможны без крупных инвестиций [2] (Vidyapina, Stepanov, 2002).
В связи с этим далее рассмотрим имеющиеся статистические данные о деятельности малых предприятий, осуществлявших инновационную деятельность в регионах Российской Федерации и в целом по стране. Сборник «Малое и среднее предпринимательство в России – 2019» Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [7], в котором последние данные представлены за 2018 год, а данные по инновационной деятельности малых и средних предприятий – только за 2017 год, поскольку такие данные публикуются один раз в два года. Кроме того, одновременно сравним имеющиеся данные с целевыми показателями нацпроекта МСП.
Основная часть
В соответствии с Паспортом нацпроекта МСП базовое значение (на 01 июля 2018 года) всей численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), составляет 19,2 млн человек. На 2019 год запланировано 19,6 млн человек, и далее с ежегодным приростом в количестве 1 млн человек, и составит 25 млн человек к 2024 году. По данным Росстата за 2018 год, число субъектов МСП составляло 2 673,625 тыс. ед. со средней численностью работников 18 903,3 тыс. человек. Статданные расходятся, тем более в этом убеждаешься, когда обращаешься к данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [5], где на 10 июля 2018 года зарегистрировано 6 269,150 тыс. субъектов МСП с общей численностью работников в количестве 15 901,271 тыс. чел., на 10 января 2020 года – 5 916,906 тыс. субъектов МСП и 15 321,788 тыс. работников. За приведенный период наблюдается тенденция снижения указанных показателей на 6% и 4% соответственно. От запланированных показателей на 2019 год по количеству работников отставание составляет 4 278,212 тыс. чел., или на 21,8%. Следует отметить, что исполнителям нацпроекта МСП с каждым годом придется активнее популяризировать предпринимательскую деятельность с целью наращивания темпов роста численности предпринимателей. К сожалению, данные по числу малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, и численности их работников за 2018 и 2019 годы отсутствуют, но в 2017 году их количество составляло 1 437 единиц и 74,413 тыс. человек.
Изначально рассмотрим распределение числа малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в 2017 году, по видам инновационной деятельности (в целых процентах к числу малых предприятий, осуществлявших технологические инновации) по федеральным округам Российской Федерации, что наглядно представлено на рисунке 1.
В целом по стране по показателям (в процентах) представлены следующие данные: 1) 32; 2) 12; 3) 54; 4) 11; 5) 22; 6) 13; 7) 11; 8) 9.
Наибольшие данные по стране и по федеральным округам (Дальневосточный федеральный округ – 69%) относятся к показателю 3 (приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями). Наименьшие данные по стране и по федеральным округам распределились по-разному. В Уральском федеральном округе по 4% относятся к показателям 2 (дизайн – деятельность по изменению формы, внешнего вида или удобства использования продуктов или услуг) и 8 (маркетинговые исследования).
В Дальневосточном федеральном округе 4% по показателю 6 – инжиниринг, включая подготовку технико-экономических обоснований, производственное проектирование, пробное производство и испытания, монтаж и пуско-наладочные работы, другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов.
Рисунок 1. Малые предприятия, осуществлявшие технологические инновации по видам инновационной деятельности в 2017 году по федеральным округам Российской Федерации (в процентах к числу малых предприятий,
осуществлявших технологические инновации)
Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат, 2019.
Следует отметить, что по первому показателю (исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов) довольно неплохие данные практически по всем федеральным округам – от 20 до 37% малых предприятий, за исключением Дальневосточного федерального округа, где данный показатель отражают указанную деятельность только 12 % малых предприятий.
Относительно показателя 4 (приобретение новых технологий) можно отметить, что наибольшее число в количестве 28% малых предприятий зафиксировано в Северо-Кавказском федеральном округе.
Далее рассмотрим объем затрат на технологические инновации малых предприятий в федеральных округах Российской Федерации в 2017 году (в млн рублей), которые представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Общие (капитальные и текущие) затраты на технологические инновации малых предприятий в 2017 году по федеральным округам
Российской Федерации, млн рублей
Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат, 2019.
В целом по стране общие затраты на технологические инновации в 2017 году составили 19 220 млн рублей. В большей степени затраты на технологические инновации в размере 7 838 млн рублей осуществлялись в Центральном федеральном округе. В меньшей степени – в Дальневосточном федеральном округе – 98 млн рублей.
Вероятно, следует определить, насколько оправданы данные затраты, рассмотрев более подробно, на какие технологические инновации (по видам инновационной деятельности) малые предприятия их осуществили в 2017 году по федеральным округам Российской Федерации (в млн рублей), что представлено в таблице 1.
Таблица 1
Затраты на технологические инновации (по видам инновационной деятельности) малых предприятий в 2017 году по федеральным округам
Российской Федерации, млн рублей
Федеральные
округа Российской Федерации
|
1) исследование
и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства
(передачи), новых производственных процессов
|
2) дизайн
(деятельность по изменению формы, внешнего вида или удобства
использования продуктов или услуг)
|
3) приобретение
машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями
|
4) приобретение
новых технологий
|
5) приобретение
программных средств
|
6) инжиниринг
и другие разработки новых продуктов, услуг и методов их
производства (передачи), новых производственных процессов
|
7) обучение и подготовка
персонала, связанные с инновациями
|
8) маркетинговые
исследования
|
Центральный
|
2 402
|
37
|
2 364
|
149
|
249
|
469
|
22
|
25
|
Северо-Западный
|
548
|
24
|
280
|
12
|
9
|
83
|
2
|
4
|
Южный
|
160
|
3
|
499
|
5
|
4
|
6
|
1
|
2
|
Северо-Кавказский
|
45
|
5
|
246
|
6
|
-
|
-
|
-
|
13
|
Приволжский
|
1 133
|
33
|
2 673
|
71
|
29
|
242
|
13
|
17
|
Уральский
|
253
|
2
|
611
|
9
|
6
|
46
|
2
|
2
|
Сибирский
|
1 064
|
14
|
1 312
|
20
|
7
|
30
|
3
|
15
|
Дальне-восточный
|
11
|
5
|
61
|
13
|
1
|
-
|
-
|
6
|
Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат, 2019.
Анализируя приведенные данные, отметим, что наибольшие затраты на технологические инновации совершены в Центральном федеральном округе по всем показателям, за исключением Приволжского федерального округа, где на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (показатель 3), было затрачено 2 673 млн рублей, что является самой большой суммой из всех представленных в таблице 1.
Структура источников финансирования затрат на технологические инновации, осуществляемые в малом и среднем бизнесе, отмечается преобладанием собственных средств; из привлеченных средств наибольшую долю составляют кредиты и займы, нежели средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Источники финансирования затрат на технологические инновации малых предприятий в 2017 году по федеральным округам Российской Федерации (в процентах) представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Источники финансирования затрат на технологические инновации малых предприятий в 2017 году по федеральным округам Российской Федерации, %
Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат, 2019.
Так, в 2017 году более 50% собственных средств малых предприятий были использованы для затрат на технологические инновации практически во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского федерального округа (41%).
В большей степени средства федерального бюджета были направлены в Приволжский и Северо-Западный федеральные округа (12,6 и 11,8% соответственно). В Южный, Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа средства федерального бюджета вообще не направлялись.
Вложения средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов варьируются от 0,2% (Приволжский ФО) до 10,7% (Сибирский ФО), кроме Северо-Кавказского федерального округа, где указанные средства не применялись.
Кредиты и займы наиболее активно использовались в Дальневосточном федеральном округе (41,4%), в отличие от Уральского федерального округа (1,6%).
При наличии такой возможности, как использование кредитов и займов на льготных условиях, Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа абсолютно неактивны в этом направлении. Наибольший показатель – у Центрального федерального округа (5,7%), по 1,6% – у Приволжского и Уральского федеральных округов и по 0,3% используют Северо-Западный, Южный и Сибирский федеральные округа.
Также активно не используются средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Совершенно не используются в Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах. В наибольшей степени в размере 5,6% они применялись в Северо-Западном ФО, в других федеральных округах – разброс от 0,5% (Сибирский ФО) до 1,6% (Приволжский ФО).
Прочие средства привлекались федеральными округами в разбросе от 0,1% до 41,5% в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах соответственно.
Иностранные инвестиции привлекались только в двух федеральных округах (Северо-Западном и Южном) в объеме 0,1% и 1,3% соответственно.
Средства венчурных фондов не привлекались ни в одном из федеральных округов, вероятно, потому, что они вообще отсутствовали в 2017 году. Возможно, это объясняется тем, что эти средства являются высокорискованными, несмотря на то, что они ориентированы именно на работу с инновационными предприятиями.
Следует отметить, что в Паспорте нацпроекта МСП приоритизированы направления поддержки производственного и инновационного бизнеса – за счет реализации механизмов обеспечения доступа таких компаний к производственным площадям и мощностям на льготных условиях.
При этом в Паспорте нацпроекта МСП по целевому показателю «Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП (в процентах)» указано базовое значение 22,3% (на 31 декабря 2017 года).
По данным Росстата, в целом доля МСП в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации в 2017 году (в текущих ценах, в процентах) составила 21,9% [4], что на 0,4% меньше базового значения. Притом что в Паспорте нацпроекта МСП запланирован ежегодный рост до 2020 г. на 0,6%, в 2021 году – на 1,5%, с 2022 года по 2024 год – на 2,5%.
С этой целью в разделе 5 «Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрено ежегодное оказание поддержки до 20 декабря 2024 года не менее 100 инновационным, высокотехнологичным субъектам МСП, в том числе стартап-предприятиям и «газелям» (п. 5.5). Кроме того, в п. 5.8 изложено о предоставлении субсидий из федерального бюджета Федеральному государственному бюджетному учреждению (ФГБУ) «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» в целях предоставления грантов к 2024 году не менее 1 212 субъектам МСП на разработку и создание производства инновационной продукции под задачи крупного российского бизнеса, на создание и (или) расширение производства инновационной продукции, а также на осуществление НИОКР, в том числе в сфере спорта, городской среды, экологии, социального предпринимательства в размере 28,754 млрд рублей, что по двум показателям и годам наглядно представлено на рисунке 4.
Рисунок 4. Число инновационных субъектов МСП в Российской Федерации и субсидии, предоставленные им в 2019–2024 годах
Источник: Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Заключение
Подводя итог, отметим, что при сходности основных тенденций, выражающихся в снижении государственного финансирования технологических инноваций, использования для инвестирования в технологические инновации собственных средств малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, а также использования привлеченных средств (в большей степени кредитов и займов), темпы развития инновационной деятельности малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации значительно варьируются. Наибольшие затраты на технологические инновации осуществлялись в Центральном ФО (собственные средства – 53,7%, кредиты и займы – 27,833%, средства всех бюджетов – 11,084%); наименьшие – в Дальневосточном ФО (собственные средства – 50,686%, кредиты и займы – 41,445%, средства местных бюджетов – 7,814%). В целом условия развития инновационной деятельности в центре, на западе и юге страны отличаются от условий, существующих в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах Российской Федерации.
Так, для малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в 2017 году в субъектах Российской Федерации по видам инновационной деятельности, характерны следующие показатели:
1) исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов:
- наибольшее число малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, располагаются в Северо-Западном ФО (37%); наименьшее – в Дальневосточном ФО (12%);
- наибольшие затраты на технологические инновации осуществлялись в Центральном ФО (2 402 млн руб.); наименьшие – в Дальневосточном ФО (11 млн руб.);
2) дизайн (деятельность по изменению формы, внешнего вида или удобства использования продуктов или услуг):
- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Кавказском ФО (22%); наименьшее – в Уральском ФО (4%);
- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (37 млн руб.); наименьшие – в Уральском ФО (2 млн руб.);
3) приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями:
- наибольшее число малых предприятий располагаются в Дальневосточном ФО (69%); наименьшее – в Северо-Западном ФО (46%);
- наибольшие затраты осуществлялись в Приволжском ФО (2 673 млн руб.); наименьшие – в Дальневосточном ФО (61 млн руб.);
4) приобретение новых технологий:
- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Кавказском ФО (28%); наименьшее – в Северо-Западном ФО (7%);
- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (149 млн руб.); наименьшие – в Южном ФО (5 млн руб.);
5) приобретение программных средств:
- наибольшее число малых предприятий располагаются в Южном ФО (27%); наименьшее – в Дальневосточном ФО (15%);
- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (249 млн руб.); наименьшие – в Северо-Кавказском ФО (232 тыс. руб.);
6) инжиниринг, включая подготовку технико-экономических обоснований, производственное проектирование, пробное производство и испытания, монтаж и пусконаладочные работы, другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов:
- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Западном ФО и Приволжском ФО (по 15%); наименьшее – в Дальневосточном ФО (4%);
- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (469 млн руб.); наименьшие – в Дальневосточном ФО (267,6 тыс. руб.);
7) обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями:
- наибольшее число малых предприятий располагаются в Приволжском ФО и Сибирском ФО (по 14%); наименьшее – в Южном ФО и Северо-Кавказском ФО (по 6%);
- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (22 млн руб.); наименьшие – в Северо-Кавказском ФО (15 тыс. руб.);
8) маркетинговые исследования:
- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Кавказском ФО (17%); наименьшее – в Северо-Западном ФО (7%);
- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (25 млн руб.); наименьшие – в Южном ФО и Уральском ФО (по 2 млн руб.);
9) прочие виды инновационной деятельности:
- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Кавказском ФО (33%); наименьшее – в Дальневосточном ФО (11,5%);
- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (2 121 млн руб.); наименьшие – в Дальневосточном ФО (638,5 тыс. руб.).
Для местных администраций субъектов Российской Федерации в направлении эффективного государственного регулирования вопрос социально-экономической безопасности заключается в том числе в активизации малого промышленного производства, осуществляющего технологические инновации. Прежде всего, это является предпочтительным, поскольку позволяет решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных предприятий [3] (Goncharova, 2020). Кроме того, малые предприятия легко контролируются, что упрощает сбор налогов и других платежей.
Реализация в назначенный срок задач, мероприятий и в целом комплекса мер в соответствии с федеральными проектами в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (от 24 декабря 2018 года) позволит решить многие проблемы социально-экономической безопасности в субъектах Российской Федерации.
References:
Goncharova E.A. (2020). Rol malyh promyshlennyh predpriyatiy v ekonomicheskoy bezopasnosti regionov Rossiyskoy Federatsii [The role of small industrial enterprises in economic security of the regions of the Russian Federation] Senchagov's reading. 43. (in Russian).
Vidyapina V.I., Stepanov M.V. (2002). Regionalnaya ekonomika [Regional economy] M.: INFRA-M. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:02:38