Transformation of social initiatives in business projects as a tool of municipal economy development
Dyagileva E.B.1
1 Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Российской академии наук
Download PDF | Downloads: 13 | Citations: 2
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 5 (May 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43000067
Cited: 2 by 31.03.2023
Abstract:
The article contains the results of a study on the possibility of influencing public initiatives on the municipal economy development. The conditions of transformation of public initiatives in business projects are considered. The practical recommendations of experts are shown. The description of the conditions under which the influence of active residents of the territory on the development of the municipality economy is possible is given.
Keywords: public initiatives, business projects, municipalities, economic development
JEL-classification: M13, M21, R19
Введение. Актуальность заявленной тематики
В настоящее время в России существует большое количество возможностей для реализации общественных инициатив, в связи с чем значительно повысилась активность различных команд, например органов территориального общественного самоуправления (далее – ТОС). В то же время появление на федеральном уровне такого мощного оператора грантов, как Фонд президентских грантов [1], способствовало многократному увеличению некоммерческих организаций, инициирующих проекты. Так, например, только в 2019 году финансовую поддержку получили 3372 проекта во всех 84 регионах.
Огромное количество общественно значимых проектов, реализуемых ежегодно за счет средств бюджетов разных уровней и привлеченных средств из различных фондов, свидетельствует о наличии в стране успешно действующих проектных команд, способных осуществить полный цикл социального проекта, а именно:
1. Инициировать значимую в данное время в данном месте (в случае, если идея ТОС), для данной категории населения (в случае, если идея НКО) идею проекта.
2. Организовать команду проекта.
3. Написать проект.
4. Найти финансирование на реализацию проекта.
5. Успешно реализовать проект.
При этом необходимо отметить ряд особенностей грантовых поступлений: грантовые средства выдаются на определенный срок, на конкретные расходы; средства не требуется возвращать, они предоставляются грантодателем безвозмездно. И то, и другое не обеспечивает стабильности функционирования организации, кроме того, по мнению автора, является сдерживающими факторами для дальнейшего развития: ограничение рамками конкретной сметы лишает команду возможности принимать самостоятельные решения; средства, которые выдаются безвозмездно, со временем воспитывают у грантополучателей потребительское отношение. Существование организации нельзя охарактеризовать как устойчивое, так как грантополучатель находится в прямой зависимости от грантодателя.
В связи с этим предлагается обратить внимание на команды активных общественников, реализующих в настоящее время в основном социальные проекты, как на потенциальных предпринимателей, способных при определенных условиях трансформировать общественные инициативы в бизнес-проекты. Тема развития малого бизнеса в России особенно актуальна, так как в 2019 году официально стартовал национальный проект «Малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», на реализацию которого за шесть лет планируется потратить 481,5 млрд рублей [2]. Национальный проект включает в себя пять федеральных проектов, один из которых – «Популяризация предпринимательства» – направлен на повышение привлекательности предпринимательства и стимулирования интереса различных групп граждан к бизнесу. Ключевые задачи проекта при этом следующие: создание положительного образа предпринимателя; выявление людей, склонных к ведению бизнеса; активное вовлечение в предпринимательскую деятельность [2].
Несмотря на то, что природа общественной инициативы значительно отличается от природы предпринимательства, считаем возможным и необходимым использовать потенциал команд общественников при решении задач федерального проекта «Популяризация предпринимательства». По мнению автора, трансформация общественных инициатив в бизнес-проекты возможна и может быть использована в качестве инструмента развития экономики на территории муниципального образования.
Многолетний опыт работы с ТОС позволяет сделать вывод о необходимости рассматривать реализованные проекты ТОС как площадку для развития различного рода инициатив [3], в том числе и в форме индивидуального и коллективного предпринимательства. Различные примеры и практики ТОС на территории Российской Федерации подтверждают эту мысль. Так, например, ТОС могут быть вовлечены в сельскохозяйственную кооперацию: производство, переработку и реализацию сельхозпродукции, в Бурятии на базе ТОС проектным офисом реализуется проект «Сто сел Бурятии» [4]. ТОС могут создать комплекс интерната для престарелых вместе со всеми подсобными постройками «под ключ», как это произошло в Мезенском районе Архангельской области в ТОС «Заозерье», там в 2004 году было создано муниципальное учреждение, а вместе с тем и несколько рабочих мест, что, в свою очередь, позволило сохранить деревню [5].
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ в уставе ТОС должен быть предусмотрен порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами. На практике ТОС чаще всего регистрируется как некоммерческая организация, в процессе своей деятельности часто использует механизмы самофинансирования, при этом сталкивается с определенными проблемами: на федеральном уровне практически не урегулированы механизмы краудфандинга, инициативного бюджетирования, финансирования волонтерства и добровольчества; слабо урегулирован вопрос взносов и пожертвований [6, с. 158] (Shugrina, Ivanova, 2018). В связи с этим вопрос развития предпринимательской инициативы на базе деятельности ТОС в целях сохранения устойчивости процесса является, по мнению автора, актуальным и своевременным. Кроме этого, стоит отметить уникальность научного исследования, поскольку вопрос трансформации общественных инициатив в бизнес-проекты ранее не поднимался в научной литературе, и не исследовался вопрос влияния ТОС на эффективность развития экономики территории. Деятельность ТОС изучают Е.С. Шугрина [6] (Shugrina, Ivanova, 2018), М.В. Балашова [7] (Balashova, 2011), И.Н. Горячев [8], О.В. Керсанов [9] (Kersanov, 2013), С.В. Лагунова [10] (Lagunova, 2013), но подчеркнем, что нам не известны авторы, рассматривающие деятельность ТОС с точки зрения трансформации общественных инициатив в бизнес-проекты.
В то же время, как показывает практика, участие в формировании гражданских инициатив и умение работать с локальными бизнес-проектами являются важнейшей компетенцией для обеспечения качества региональной и муниципальной власти. Регионы получают важнейшую институциональную поддержку в виде нормативно обеспеченной системы общественного участия в решении вопросов местного значения [11] (Sokolov, 2011). Проходя через ТОС, инициатор общественно значимых проектов получает ценный опыт взаимодействия с общественной организацией и органами публичной власти, способен выстраивать прозрачную и социально приемлемую схему в достижении комплексных целей, обретает навыки работы в команде и формирует чувство социальной ответственности [12] (Roy, 2019).
Разнообразие форм участия граждан в местном самоуправлении является базовым, конституционным правом гражданина Российской Федерации. Сейчас в распоряжении граждан есть относительно новые формы самоуправления – разнообразные практики инициативного бюджетирования, опирающиеся на более сложный механизм взаимодействия местного сообщества, бизнеса и органов власти для решения вопросов местного значения [13] (Vagin, Shapovalova, 2018).
Кроме того, на законодательном уровне предлагается закрепить обязанность местных органов проводить периодический социальный мониторинг по изучению общественного мнения местных жителей с целью выявления гражданской активности на уровне территориального общественного самоуправления. На основе этого мониторинга в дальнейшем совершенствовать работу местных органов власти, а также закрепить на законодательном уровне основы финансового стимулирования работы сотрудников ТОС за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета [14] (Reuf, Paulov, Smirnov, 2019).
Перспективным для дальнейшего изучения представляется оценить вклад ТОС в социально-экономическое развитие муниципальных образований [15, 16] (Kobylnikov, 2019; Markhgeym, Skopenko, 2020).
Многообразие форм самоорганизации граждан не является достаточным условием влияния на социально-экономическое развитие муниципальных образований, необходимым условием эффективного решения многих вопросов местного значения, следовательно, научное исследование актуально для изучения иных условий, при которых заметен эффект влияния на экономику территории.
Целью научного исследования является изучение условий, при которых самоорганизация граждан в форме ТОС способна влиять на эффективность социально-экономического развития территории.
Научной гипотезой выступает утверждение, что самоорганизация граждан в различных формах может влиять на эффективность решения вопросов местного значения, а именно – способствовать решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.
В настоящей статье изложены результаты научного исследования, проведенного с помощью таких методов, как логико-структурный, причинно-следственный анализ и синтез, контент-анализ.
Основная часть. Итоги авторского исследования и комментарии
В 2019 году проведено авторское исследование с целью оценить мнение экспертов в области ТОС о возможности влияния общественной активности граждан на уровень развития экономики территории. Экспертами выступили главы муниципальных образований – поселений, специалисты, работающие с представителями ТОС в администрациях муниципальных образований, активные председатели ТОС Мезенского, Приморского, Холмогорского, Коношского и Красноборского районов Архангельской области, г. Архангельска – всего 26 человек. Исследование проводилось методом экспертных оценок, а именно: информация о деятельности ТОС была получена с помощью экспертов в области общественного самоуправления и основана на их профессиональном практическом опыте. В процессе исследования участникам были заданы следующие вопросы: что такое эффективный ТОС, способны ли органы ТОС решать задачи местного значения; способны ли ТОС оказывать услуги и создавать рабочие места на территории; могут ли общественные проекты влиять на развитие экономики. Половина респондентов указали на то, что эффективный ТОС постоянно участвует в жизни муниципалитета, остальные считают, что ТОС – это структура, работающая в рамках проектной деятельности.
70% опрошенных ответили, что активы ТОС способны решать задачи местного значения, такие как благоустройство территории, развитие спорта, туризма, сохранение исторического и культурного наследия, организация досуга, организация энергосбережения и другие. При этом 30% опрошенных считают, что для ТОС необходимо создать определенные условия.
30% участвующих в исследовании экспертов считают, что ТОС способны оказывать услуги и создавать рабочие места, 40% респондентов указали, что администрацией поселения для ТОС должны быть выделены помещения, обеспечено подключение электричества, отопления, 30% экспертов считают, что проекты ТОС должна полностью сопровождать администрация, а рабочие места создает малый бизнес.
На вопрос: «Могут ли общественные проекты влиять на развитие экономики?», 90% экспертов, в том числе специалисты администраций и главы поселений, ответили положительно [17] (Dyagileva, 2020).
Основной научный результат исследования заключается в том, что при соблюдении ряда условий общественные проекты могут оказывать влияние на развитие экономики. При этом на территории необходимо обеспечить: качественное информирование всех участников процесса о возможностях, предоставляемых для развития общественных и бизнес-проектов; обучение бизнес-планированию и бизнес-проектированию; профессиональное сопровождение лидерских команд ТОС в процессе регистрации юридического лица; грантовая поддержка бизнес-проектов на этапе становления; налоговые льготы до пяти лет; включение в структуру экономических связей на территории муниципалитета; поддержка «первого лица» и другое.
Ряд предложений, поступивших от экспертов в рамках авторского исследования, представляют практический интерес и требуют пояснений:
1. «Создать площадку, единую для всех проектных идей и поддержки инициатив». Следует пояснить, что активисты ТОС обычно транслируют свои идеи и позволяют коллегам использовать наработки. Нередко возникают коммуникации между ТОС, есть примеры успешных совместных проектов нескольких территорий, ряд проектов ТОС туристической направленности стали основой для разработки нового имиджа территории, новых продуктов и услуг, позволили привлечь дополнительные финансовые средства на территорию. С целью создания условий для эффективного взаимодействия ТОС во многих регионах созданы электронные площадки для размещения информации о деятельности ТОС. Огромное количество инициатив реализовано активами ТОС на территории Архангельской области за время действия государственной программы поддержки ТОС [5], при этом есть успешные примеры, их можно использовать как модульные на других территориях.
2. «В структуру местного управления власти ввести специалистов высокого уровня, способных оказать широкую (разноплановую, профессиональную, методическую, консультационную и пр.) поддержку лидерам территорий». Опыт Архангельской области показывает, что работу по сопровождению ТОС на уровне муниципалитета осуществляют специалисты различных отделов (отдел экономики, организационный отдел, отдел по работе с муниципальными образованиями (поселениями), отдел городского хозяйства и др.), при этом качество взаимодействия с активами ТОС высокое, но определенные организационные сложности периодически возникают. В данном контексте важно говорить о различных образовательных продуктах для специалистов, работающих с представителями ТОС, в качестве примера может быть специальная программа дополнительного профессионального образования «Менеджер местного сообщества», разработанная под руководством Е.С. Шоминой [18]. Актуальной является программа «Социальная медиаплатформа ТОС», созданная преподавателями Челябинского филиала РАНХиГС [19]. В Пермском крае реализуется просветительская программа «Муниципальный факультет» [20]. Проект инициирован и разработан Советом муниципальных образований Пермского края в связи с необходимостью активной адаптации сотрудников муниципальных образований к актуальным социально-экономическим изменениям в России.
3. «Необходимо упрощение бремени административных барьеров, ослабление прессинга контрольно-надзорных органов, наличие упрощенных процедур ведения бизнеса и отчетности». Учитывая, что в Архангельской области ежегодно реализуется несколько десятков проектов ТОС – потенциальных бизнес-проектов, возможно рассмотреть вопрос о налоговых каникулах на период становления бизнеса.
4. «Необходимы ресурсы (лесные, энергетика, вода, земля и пр.) территории». В настоящее время на местном уровне широко практикуется предоставление органам ТОС помещений на льготных условиях, выделение земли для размещения объектов благоустройства и прочее, но по мнению участников исследования, этого недостаточно. Муниципалитеты, а также органы власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное регулирование по любым вопросам организации ТОС. Так, Мочалов А.Н. выделяет четыре основные модели нормативно-правового регулирования деятельности ТОС: модель минимального регулирования; модель поддержки ТОС органами местного самоуправления; модель взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления; модель долгосрочного партнерства органов ТОС и органов местного самоуправления, или модель программного управления [21, с. 41–76].
В Архангельской области с 2011 года успешно используется программно-целевой метод, проектная деятельность ТОС финансируется на конкурсной основе из бюджетов (областной и местный), кроме того, используются механизмы внебюджетного финансирования и привлечения собственных средств жителей территории действия ТОС.
5. «Предлагаем создать центры местной активности». В качестве примера возможно использовать опыт г. Кирова, где постановлением администрации города созданы центры местной активности, которые успешно работают [22]. Интересным, по мнению автора, является проект Пермского края «ТОС – Пермский край: новая высота». В рамках проекта реализуется несколько блоков, отметим наиболее важные: создание мобильных офисов ТОС (проведение вебинаров, консультаций и выездных семинаров на территории Пермского края) и создание карты общественного участия (постоянно обновляемый информационный ресурс о состоянии общественной среды региона) [23].
6. «Нужна оплата работы руководителей ТОС». На практике используются различные формы поощрения деятельности активов ТОС. Так, например, механизм оплаты работы председателей и активистов ТОС разработан и апробирован на территории муниципального образования г. Коряжма Архангельской области. Председатели ТОС осуществляли деятельность по договору и получали оплату на основании акта выполненных работ. Старшим по подъездам ежемесячно начислялась скидка по квартплате. Решение об оплате принимал совет ТОС.
7. «Необходимо увеличить бюджетное финансирование». Ежегодно в Архангельской области на проекты ТОС из бюджетов разных уровней выделяется более 30 миллионов рублей для софинансирования проектов ТОС, при этом более ста проектов, представленных на конкурс инициативными жителями территорий, не получают финансовой поддержки [5].
8. «Необходим прямой диалог о проблемах, совместное участие во всех делах, консультации». Известны различные виды коммуникации власти с представителями ТОС. По мнению автора, наиболее эффективным способом наладить постоянную и объективную обратную связь является регулярное проведение социологических опросов, организация в муниципалитете мониторинга общественного мнения.
9. «Необходимо создать условия для привлечения молодежи в деятельность ТОС». В Архангельской области есть несколько примеров успешной работы молодежных ТОС, при этом главную роль в становлении молодых команд ТОС играют опытные коллеги.
10. «Необходимы грамотные руководители, умеющие мыслить масштабно». Огромный опыт обучающих программ для активистов ТОС наработан за последние годы в различных регионах Российской Федерации, не только на сельских территориях, но и в городах. Вот несколько примеров. Институт муниципального развития в Красноярском крае реализует несколько программ, связанных с ТОС, в основе которых лежат дистанционные и тренинговые технологии. Курсы финансовой и экономической грамотности организованы для активистов ТОС администрацией Белгорода – это «Университет третьего возраста» и «Школа общественной активности» [24]. Программа «Управдом» по обучению профессиональному управлению многоквартирным домом разработана в Липецке [25]. Программа «Десять шагов к успешному проекту» разработана и апробирована на территории Архангельской области.
Виды образовательных блоков, предлагаемых для активистов ТОС, имеют достаточно широкий спектр: ЖКХ-ликбез; правовые основы местного самоуправления; конфликтология и психология; личная финансовая грамотность; благоустройство территории; организация творческой деятельности; организация культурно-массовой и спортивной деятельности на территориях; развитие инициатив жителей; основы информационной и коммуникационной деятельности; организация безбарьерной среды; экологическая грамотность; противопожарная защита и другие.
11. «Деятельность ТОС не всегда вплетается в общие цели развития территории, сформулированные в стратегиях». Стратегии развития территорий часто написаны сложным языком нормативно-правового документа, часто не адаптированы для жителей территории, отсюда – отсутствие понимания смысла, принятия к действию, соучастия, разрозненность проектной деятельности ТОС, отсутствие общего видения предполагаемых итогов, а следовательно, и взаимодействия для реализации стратегии. Примером разработки долгосрочных проектов в ТОС является опыт Новосибирского Академгородка, где ТОС инициировали разработку комплексных планов повышения качества жизни на территории ТОС [6, с. 9] (Shugrina, Ivanova, 2018, p. 9), по инициативе Ассоциации ТОС Вологды каждый ТОС формирует комплексные планы развития своих территорий, пожелания ТОС учитываются при формировании бюджета [6, с. 10] (Shugrina, Ivanova, 2018, p. 10).
Заключение
В результате проведенного исследования выявлены возможности для трансформации общественной инициативы в бизнес-проекты:
1. Государственная политика в области государственной поддержки общественных инициатив способствует формированию команд общественников, заинтересованных в развитии территории.
2. Знание особенностей «территории действия» является главным фактором успешности проектной деятельности общественно активной доли населения.
3. Жители муниципальных образований готовы участвовать в реализации проектов, способных влиять на стратегическое развитие и имидж территории.
По мнению автора, территория действия ТОС значительно более привлекательна для жизни и инвестиций, актив ТОС (подтверждается в рамках проведенного исследования) является командой, способной реализовывать сложные дорогостоящие проекты.
По мнению автора, трансформация общественных инициатив в бизнес-проекты возможна, при этом основные условия успешности данной трансформации состоят в следующем: стратегии (основные цели) развития территории адаптированы и понятны большинству жителей территории; опытные общественники привлекают к работе над проектами молодых людей, проживающих на территории; в муниципалитете организован на постоянной основе мониторинг общественного мнения; все проектные идеи общественников тестируются на возможность трансформации в бизнес-проект; помещения и оборудование предоставляются центрам местной активности на льготной основе; горизонтальные взаимодействия между структурными подразделениями в администрации муниципалитета позволяют быстро решать вопрос оказания поддержки деятельности общественным и бизнес-проектам.
Трансформация общественных инициатив в бизнес-проекты может быть успешно использована в качестве инструмента развития экономики на территории муниципального образования.
References:
(in Russian).
Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie kak element grazhdanskogo obshchestva v Rossii i za rubezhom [Territorial public self-government as an element of civil society in Russia and abroad] (2013). (in Russian).
Balashova M.V. (2011). Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie v kontekste reformirovaniya mestnogo samoupravleniya sovremennoy Rossii: politicheskie aspekty [Territorial public self-government in the context of local self-government reforming in modern Russia: political aspects] (in Russian).
Dyagileva E. B. (2020). Samoorganizatsiya grazhdan na urovne munitsipalnogo obrazovaniya: obshchestvennyy proekt ili biznes-initsiativa? [Self-organization of citizens at the level of municipal education: public project or business initiative?]. Samoupravlenie. (1). 38–42. (in Russian).
Kersanov O.V. (2013). Razvitie territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya v usloviyakh stanovleniya grazhdanskogo obshchestva v Rossii kak instituta grazhdanskogo obshchestva: regionalnyy aspekt [The development of territorial public self-government in the conditions of civil society formation in Russia as an institution of civil society: regional aspect] (in Russian).
Kobylnikov V. P. (2019). Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie: resurs razvitiya [Territorial public self-governance: development resource]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i pravo». (4). (in Russian).
Lagunova S.V. (2013). Institutsionalizatsiya territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya v lokalnoy srede: na primere Arkhangelskoy oblasti [The institutionalization of territorial public self-government in local environment: on the example of the Arkhangelsk region] (in Russian).
Markhgeym M. V., Skopenko O. R. (2020). Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie: defekty formalizatsii i funktsionirovaniya [Territorial public self-government: defects of formalization and functioning]. Science and education: economy and entrepreneurship; law and management. (3). 82-85. (in Russian).
Reuf V. M., Paulov P. A., Smirnov D. S. (2019). Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya instituta territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya v Rossii kak osoboy formy sotsialnoy organizatsii mestnogo naseleniya [Actual problems and prospects of territorial public self-government development in Russia as a special form of social organization of the local population]. Yuridicheskaya nauka. (4). 27-30. (in Russian).
Roy O. M. (2019). Transformatsiya territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya v usloviyakh transformatsii vlasti [Territorial self-governments transformation under conditions of power concentration]. Bulletin of Surgut State University. (1). 133-138. (in Russian).
Shugrina E.S., Ivanova K.A. (2018). O sostoyanii territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii (k 30-letiyu pervyh rossiyskikh TOS. Spetsdoklad [On the status of territorial public self-government in the Russian Federation (the 30th anniversary of the first Russian TSG. Special report)] (in Russian).
Sokolov A. F. (2011). Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie kak instrument povysheniya kachestva upravleniya regionom [Territorial public self-government as a tool to improve quality of regional management]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Ekonomika. Ekologiya. (1). 61–66. (in Russian).
Vagin V. V., Shapovalova N. A. (2018). Rol initsiativnogo byudzhetirovaniya v razvitii territorialnogo obshchestvennogo samoupravleniya [The role of proactive budgeting in the development of territorial public self-government]. Mestnoe pravo. 3-16. (in Russian).
Страница обновлена: 27.04.2025 в 17:49:41