Развитие методологии экономического анализа и аудита эффективности бизнес-проектов зеленой экономики

Макаров И.Н.1,2, Самойлова Т.Д.3, Титова М.В.4, Дробот Е.В.5,6
1 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Липецкий филиал
3 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, Липецк
4 Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
5 Первое экономическое издательство
6 Центр дополнительного профессионального образования

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 5 (Май 2023)

Цитировать:
Макаров И.Н., Самойлова Т.Д., Титова М.В., Дробот Е.В. Развитие методологии экономического анализа и аудита эффективности бизнес-проектов зеленой экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 5. – С. 1493-1502. – doi: 10.18334/epp.13.5.117959.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965297

Аннотация:
Работа посвящена исследованию теоретических основ совершенствования методики и методологии экономического анализа и аудита эффективности бизнес-проектов зеленой экономики в условиях новой реальности. Авторами предложены ряд формул, позволяющих оценить эффективность проектов зеленой экономики. В качестве элементов, содержащих признаки научной новизны авторами, авторы позиционирую предложенное обоснование корректировки методики экономического анализа для возможности его использования в условиях формирования зеленой экономики

Ключевые слова: аудит, бизнес-проект, зеленая экономика, экономический анализ, эффективность

JEL-классификация: M11, M21, Q01

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В условиях формирования новой реальности, связанной с проведением с проведением Специальной военной операции (СВО), проблематика зеленой экономики в нашей стране оказывается «на периферии» «информационной повестки». Вместе с тем, никто не отменяет необходимости экологически ориентированного разворота отечественной (как, собственно, и мировой) экономики – сей факт обусловлен множеством причин, наиглавнейшая из которых – предупреждение существенной положительной динамики климатических трансформаций. При этом, одной из наиболее значимых проблем, характерных для большинства отраслей народного хозяйства, выступает проблема минимизации карбонового (углеродного) следа от хозяйственной деятельности человечка.

Вместе с тем современная экономика, особенно в условиях СВО неизбежно чувствует дефицит ресурсов, и поэтому существует необходимость выбора наиболее эффективных проектов для финансирования и реализации. А это, в свою очередь, требует методики анализа эффективности коммерческих проектов, связанных с зеленой экономикой. Разработки теоретико-методологически основ данной методики и посвящается наша статья.

Вопросы развития зеленой экономики в современной научной периодике освещаются такими авторами как Е. Дробот [1, 13], А. Сенин [2], Н. Лясников [3], Н. Городнова [4] и рядом иных [5 – 10]. Отдельно необходимо выделить публикации Горбуновой О.И. [11] и Ковальчук А.П. [12], посвященные непосредственно разработке методике анализа проектов зеленой экономики в отдельных отраслях народного хозяйства.

Целью данной работы является разработка теоретического обоснования построения методики экономического анализа и аудита эффективности проектов развития зеленой экономики.

Научная новизна состоит в обосновании доработок методики стандартного экономического анализа, обусловленных спецификой проектов зеленой экономики.

Основная часть

Исходя из принципов дедукции и системного анализа, а также положений ресурсного и институционального подходов, мы полагаем необходимым разработать общую методику экономического анализа и оценки эффективности проектов зеленых технологий (ПЗТ), дополнив ее впоследствии рядом специфических показателей, характеризующих особенности функционирования ПЗТ в различных секторах экономики.

Основные положения институционального подхода в методологии анализа отображаются в категории экономического интереса и связанной с этим структуры экономических интересов стейкхолдеров, связанных с проектом развития зеленых технологий. В качестве основных стейкхолдеров выступают подобных проектов выступают:

- государство, нуждающееся в разработке новых ресурсосберегающих технологий, позволяющих выйти на траектории стабильного развития в долговременном периоде;

- частные компании, нуждающиеся в эффективных ресурсосберегающих технологиях, позволяющих осуществлять производственно-хозяйственную деятельность с меньшими издержками и меньшим вредом окружающей среде, чем при использовании устаревших технологий;

- общество, которому требуется обеспечить стабильные экологические и природно-климатические характеристики среды обитания, возможность долговременного использования продукции.

Необходимо сделать оговорку, что для стимулирования развития зеленого бизнеса и декарбонизации производственных подсистем экономики необходимы усилия со стороны государства по интернализации внешних эффектов.

Исходя из предполагаемой структуры стейкхолдеров и приписываемых им интересов составим методику экономического анализа зелены проектов, реализуемых на основе ответственного финансирования, базируясь на традиционной методике экономического анализа.

Для разработки институциональных основ методики экономического анализа зеленых проектов введем следующие предположения:

1. При эксплуатации технологии должно происходить ликвидация карбонового следа и прирост выпуска продукции. Соответственно, с позиции общества, должно соблюдаться следующее соотношение

– уровень углеродного следа, эмитируемый в процессе внедрения технологии, не должен превышать имеющийся от использования предыдущей технологии;

- затраты на производство продукции при использовании новой технологии, складывающиеся из общих затрат на производство, не связанных с декарбонизацией, и затрат, возникающих вследствие интернализации экологических эффектов, не должен превышать уровень / объем/ затрат, характерных для предыдущей технологии;

- величина углеродного налога, вводимого государством, постепенно должна сравняться и превысить общие удельные народнохозяйственные затраты на ликвидацию единицы карбонового загрязнения – это необходимо для обеспечения экономически целесообразных условий разработки и внедрения безуглеродных технологий.

Здесь необходимо отметить, что уже с 1 сентября прошлого (2022) года действует в нашей стране реестр углеродных единиц. Это может и должно свидетельствовать о дальнейшей решимости нашей страны в деле развития зеленых технологий (или как их можно назвать более политкорректно – эколого-ориентированных).

При этом необходимо учитывать, что в последние годы процессы развития экологически-ориентированного бизнеса (зеленого бизнеса и/или зеленых проектов) идут, главным образом, в следующем направлении:

- Низкоуглеродное строительство - традиционные здания и сооружения составляют порядка 38% выбросов парниковых газов по всему миру. Новые технологии, позволяющие возводить здания с низким уровнем выбросов углерода, спроектированные таким образом, чтобы практически не выделять углерод на протяжении всего срока службы востребованы в большинстве развитых стран. Они требуют минимального нагрева и охлаждения, производят очень мало отходов и загрязнения, как правило, производят свою собственную энергию, главным образом, через солнечные панели на крыше. В данном случае требуется проведение энергоаудита для подтверждения статуса энергоэффективности здания и возможности получения льгот и субсидий. Поскольку спрос на строительство выше, чем когда-либо, низкоуглеродные здания имеют решающее значение для зеленого будущего.

- Технологии, направленные на улавливание из атмосферы, физическое удаление и последующее хранение углерода. Это объясняется тем фактом, что природные механизмы сами по себе не могут удержать повышение глобальной температуры до уровня менее 1,5 °C. Поэтому компенсация выбросов углерода являются необходимым шагом на пути к обращению вспять глобального потепления, для чего нам нужно будет физически удалить существующий углерод из атмосферы. Уже разработанные технологии извлечения и хранения углерода позволяет получать углерод из атмосферы и использует его для производства синтетического топлива. Сейчас это дорого и относительно мелкосерийно, но в ближайшем будущем за счет совершенствования технологии и увеличения масштабов производств затраты на производственный процесс ожидаемо должны снизиться, что делает его гораздо более масштабируемым.

- Технологии, позволяющие реализовать долговременное (в течение дней и недель) хранение энергии, получаемой из возобновляемых и/или неисчерпаемых источников. При переходе к возобновляемым источникам энергии одна из ключевых проблем заключается в том, как сделать чистую энергию доступной для пользователя, даже когда солнце было скрыто облаками в течение нескольких дней подряд или ветер не вращал турбины в течение нескольких недель последовательно. Для этого нам нужно уметь сохранять большое количество энергии в течение длительных периодов времени с небольшими затратами в денежном выражении, а также небольшими потерями энергии и минимальными или совсем отсутствующим вредом экологии.

- Технологии водородного двигателя внутреннего сгорания. Эти технологии необходимы для развития городского общественного и частного транспорта.

Данные транспортные средства работают не на батареях, а на газообразном водороде. Это делает их гораздо более экологически эффективными, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания, и они также не производят никаких вредных выбросов. Водородное топливо по-прежнему дорогое, но водородные транспортные средства уже покупаются во многих частях мира и могут стать решающими для сокращения транспортных выбросов от ископаемого топлива.

- Технологии рециклинга бытовых и производственных отходов. В иностранных источниках еще можно встретить термин «Апсайклинг» или «циркулярное управление отходами. Фактически речь идет о семействе технологий, которые обеспечивают превращение отходов в новые, пригодные для использования материалы или продукты. Инновационные компании и организации по всему миру находят способы перерабатывать существующие отходы во все, от топлива и удобрений до одежды и велосипедов.

При проведении анализа бюджетной эффективности следует отталкиваться от системы следующих показателей:

А. Дисконтированный бюджетный денежный поток, который генерируется инвестиционным проектом на основе ПЗТ в период t: [1]

(7)

где: BCFt – бюджетный денежный поток, генерируемый ПЗТ-проектом в периоде (году) t;

– прямой налоговый денежный поток периода t - обусловленные реализацией ПЗТ-проекта налоговые поступления в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты зоны (территории) осуществления ПЗТ-проекта в течение периода t напрямую от финансово-хозяйственной деятельности ПЗТ; [2] – косвенный налоговый денежный поток периода t – налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные реализацией ПЗТ в течение периода t от экономических агентов, не являющихся инвесторами или участниками партнёрства;

– экономия расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в период t, обусловленная реализацией ПЗТ-проекта;

– доходы от использования государственного или муниципального имущества,

создаваемого в ходе реализации ПЗТ;

– требуемая доходность на вложение капитала из государственных средств.

В данном случае, необходимо учитывать, что показатель EBEt – экономия расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в период t, обусловленная реализацией ПЗТ-проекта – фактически будет равен величине уничтоженного загрязнения в ходе реализации проекта на основе зеленых технологий (за соответствующий год его функционирования или за все время функционирования проекта);

Следующий показатель также рекомендован к применению при оценке бюджетных инвестиций.

В. Индекс бюджетной эффективности : [3]

(8)

где: – объем поддержки ПЗТ-проекта из средств государства, включая предоставление

государственных гарантий.

2. При разработке и реализации технологий эколого-ориентированного низкоуглеродного производства продукции необходимо учитывать интересы производителей, «подстегнутые» соответствующей стимулирующей и дестимулирующей политикой со стороны государства, а также санкционного регулирования (в пределе – карательного регулирования).

Итак, с точки зрения частного производителя, эффективным производством при использовании новой технологии будет производство, отвечающее соотношению, представленному в таблице 1

Таблица 1

Критерии эффективности производства при использовании новой технологии

Новая технология
Соотношение
Предыдущая технология
Затраты на разработку технологии + затраты на внедрение технологии + текущие затраты + нормальная прибыль
Не меньше
Текущие затраты + нормальная прибыль + налог на карбоновый след
С учетом дисконтирования, предполагающим реальный строк окупаемости проекта 3 – 7 лет

С учетом дисконтирования в течение периода, предполагающего реальный срок окупаемости проекта 3 – 7 лет
составлено авторами

Таким образом, экономический анализ бизнес-проектов зеленой экономики должен определить эффективность данных проектов, с позиции финансовой эффективности и с позиции экологической эффективности.

Теперь рассмотрим составляющую аудита эффективности зеленых проектов.

Прежде всего, необходимо отметить, что наиболее важными составляющими аудита эффективности

- Аудит соответствия;

- Аудит выполнения;

- Эксплуатационный аудит.

В отношении проектов зеленой экономики все три вида аудита эффективности являются необходимыми – для определения соответствия проекта критериям зеленой экономики и ответственного финансирования, для оценки действительности реализации проекта (чтобы была возможность оценить реальное выполнение проекта, а не довольствоваться документацией), эксплуатационный аудит – для возможности оценки характеристик проекта (продукта, технологии) в процессе его эксплуатации.

Заключение

Вступление нашей страны в новую реальность предполагает развитие новых технологий, которое должно осуществляться с применением различных форм государственного стимулирования, в том числе косвенного стимулирования, роль которого, наиболее вероятно, будет исполнять разрабатываемый углеродный налог. Соответственно, технологии, предполагающие прямое извлечение углерода из атмосферы, или способствующие ликвидации карбонового следа будут нуждаться в контроле, анализе и аудите со стороны государства с целью предотвращения нарушений технологического, эксплуатационного и финансового характера. Наша статья посвящена выявлению теоретико-методологических основ методики анализа эффективности проектов зеленой экономики. Разработке самой методики в конкретных отраслях должны быть посвящены наши дальнейшие исследования и публикации.

[1] Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов. Утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 31 июля 2008 г. № 117.

[2] Оценка данного показателя, по аналогии с методикой оценки показателей региональных инвестиционных проектов, должна производиться на основе данных производственной программы проекта зеленой технологии, прогнозной структуры активов проекта, действующего инвестиционного и налогового законодательства, а также действующих на момент расчета нормативов отчислений налоговых доходов в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

[3] Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов. Утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 31 июля 2008 г. № 117.


Источники:

1. Макаров И.Н., Дробот Е.В. Зеленая экономика, цифровые технологии и наноинструментарий: основные базисы трансформации производственных систем в Евразийском экономическом союзе // Экономические отношения. – 2000. – № 3. – c. 719-742.
2. Сенин А.С., Клепова Т.А. Зеленая экономика как инструмент решения экологических проблем // Экономика и социум: современные модели развития. – 2016. – № 4. – c. 95-102.
3. Лясников Н.В., Беспалова Н.А. Зеленая экономика как стратегический фактор выхода государства из сырьевой зависимости // Экономика и социум: современные модели развития. – 2016. – № 4.
4. Городнова Н.В., Соколов С.А. Анализ опыта минимизации экологических рисков в процессе построения «зеленой» экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6.
5. Волкова И.А., Леушкина В.В. Возможности трансформация кадрового потенциала агропромышленного комплекса в условиях зеленой экономики // Экономика труда. – 2022. – № 8. – c. 1339-1353.
6. Макаров И.Н., Михайлов А.М. Новые стратегии государственного менеджмента в условиях «зеленой» повестки дня и постковидной перестройки экономики: вопросы обеспечения устойчивого развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1673-1680.
7. Сметанина А.И. Вклад зеленого предпринимательства в декарбонизацию экономики Центральной Азии и России // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 2. – c. 111-126.
8. Максимцев И.А., Костин К.Б. Развитие энергетического сектора Российской Федерации на основе инновационных принципов зеленой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2.
9. Емец М.И. Вклад зеленых облигаций в декарбонизацию экономики // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 143-154.
10. Белокур О.С., Цветкова Г.С. Перспективы и потенциал зеленой экономики провинциального региона // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1861-1878.
11. Горбунова О.И., Каницкая Л.В. Развитие методов оценки эко-эффективности как основное требование реализации принципов зеленой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 419-434.
12. Ковальчук А.П., Милорадов К.А. Анализ проектов внедрения «зеленых» технологий в сфере гостеприимства и туризма // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 1041-1048.
13. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Колесников В.В., Гудович Г.К., Рязанцева Е.А. Зеленые технологии в составе детерминант инновационного развития производственной системы экономики // Креативная экономика. – 2021. – № 7. – c. 2777-2790. – doi: 10.18334/ce.15.7.112463.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 09:40:49