К вопросу об оценке влияния угроз экономической безопасности на решение задач в области обороны

Бауэр В.П.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-сентябрь 2019)

Цитировать:
Бауэр В.П. К вопросу об оценке влияния угроз экономической безопасности на решение задач в области обороны // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 211-224. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100640.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42918058
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе оценивается влияние угроз экономической безопасности на решение задач в области обороны. Сделан вывод, что создание определённой методики является масштабной и труднореализуемой задачей, поскольку предполагает формализацию сложнейших процессов планирования и осуществления системы мер военного, невоенного и оборонного характера управляющими, силовыми и обеспечивающими компонентами организации обороны. Механизмы этих процессов еще недостаточно исследованы.

Ключевые слова: оценка влияния угроз, экономическая безопасность, решение задач в области обороны, военная стратегия, оборонно-промышленный комплекс

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Конституция Российской Федерации определяет, что «В ведении Российской Федерации находятся вопросы обеспечения обороны и безопасности страны» (ст.71, п. «м») [1]. Федеральным законом «О безопасности» [3]. и указами Президента Российской Федерации о «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [4]. и о «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [5]. установлено, что основой безопасности страны является национальная безопасность, а ее важнейшей компонентой является экономическая безопасность, выступающая в качестве ее финансово-экономической защиты.

«В Военной доктрине Российской Федерации понятие «военная безопасность Российской Федерации» определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять» (ст.8, п. «а»)» [6].

Федеральным законом «Об обороне» установлено (ст.1, п.1), что «… под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории»» [2]. В работе [11, с. 424]. под военной безопасностью предлагается понимать внешний аспект обороны (ведение военных операций), а ее внутренний аспект (сферы деятельности государства и общества по подготовке к отражению возможных военных угроз) предлагается отождествлять непосредственно с решением задач в области обороны, что соответствует нашей точке зрения.

Из сопоставления определений «оборона» и «военная безопасность» следует вывод о том, что задачи, решаемые в интересах обороны, во-первых, обеспечивают национальную безопасность и, во-вторых, являются гарантом ее военной безопасности. В связи с этим становится актуальной разработка методики оценки влияния угроз экономической безопасности России на решение задач в области обеспечения обороны.

Очевидно, что задачи обороны определяются современной военно-политической обстановкой в мире и возможностями вооруженных сил и экономики страны создавать необходимые условия для противоборства с потенциальными противниками. После окончания холодной войны в результате формирования многополярного мира основным противником России стали США. В последнее десятилетие противоборство США с Россией оформилось в гибридную войну, в которой санкции стали одним из основным компонентом разрушения российской государственности и российской экономики.

Администрация Д. Трампа сохранила преемственность в военной стратегии, направленной на установление гегемонии США в мире и контроля морских путей по линии Персидский залив – Индийский океан – Южно-Китайское море – Восточно-Китайское море. Отличия этой стратегии от политики администрации Б. Обамы состоят в изменении инструментов достижения стратегических целей путем развязывания войны «иными, чем традиционные, средствами». Д. Трампу не удалось преодолеть антироссийский тренд во внешней политике США, что вызвано политической конъюнктурой внутри страны. США считают основными источниками угроз своей военной безопасности Россию и Китай, а также страны – «изгои» – Иран и Северную Корею.

Д. Трамп отказался от сокращения военного бюджета, начавшегося при Б. Обаме. Бюджет США на 2019 финансовый год ориентирован на ускоренную модернизацию вооруженных сил и достижение глобального военного превосходства. Модернизация вооруженных сил осуществляется в рамках так называемой «Третьей стратегии компенсации» (Third Offset), разработанной с целью не допустить конфронтации США с Россией и Китаем (стратегия представлена в ноябре 2014 г. общественности Р Уорком – зам. министра обороны США). Основой стратегии Third Offset является разработка таких приемов ведения войны, которые позволят США сдерживать Россию и Китай таким образом, чтобы те никогда не могли вступить в вооруженный конфликт с США.

В рамках стратегии Third Offset, рассчитанной на ближайшие 30 лет, программы модернизации «ядерной триады» ведут к утрате стратегической стабильности и паритета в отношениях между США и Россией. Объясняется это тем, что США для получения приоритета создали систему оружия «Быстрый глобальный удар» (БГУ) и многофункциональную противоракетную оборону, которые предназначены для уничтожения российского ракетно-ядерного потенциала и лишение России государственного суверенитета.

«Быстрый глобальный удар» подготовлен в двух вариантах: ядерном и неядерном. Главным компонентом БГУ становятся 32 тыс. высокоточных крылатых ракет. Это ракеты стратегической дальности (не менее 6 тыс. км, высокой точности и скорости до 5 Мах). Против такой ударной силы надежной защиты сегодня в мире нет. Средства, которые находятся в настоящее время на вооружении российской армии, также не смогут защитить страну от БГУ. Кроме БГУ США подготовили последующие второй и третий удары по производственной и военной инфраструктуре России, к чему страна совершенно не готова. Если за БГУ последуют эти удары, то для России утратят свое предназначения мобилизационные планы и мобилизационные ресурсы. Именно поэтому для России самое главное – предотвратить первый удар БГУ, нацеленный на российские стратегические ядерные силы (СЯС). Вместе с тем известно, что у России имеется «оружие возмездия», которое в состоянии уничтожить США. Учитывая перспективу, военные политики США активно модернизируют традиционные виды вооружения, предназначенные для ведения крупномасштабной войны без применения ядерных средств поражения.

С учетом современны и прогнозируемых внешних и внутренних вызовов и угроз военной безопасности, закономерностей военного противоборства в мирное время, а также с учетом вышеуказанных федеральных конституционных и федеральных законов рассмотрим следующие цели и задачи в области обороны, которые смогли бы противостоять агрессии США.

Анализ доступных в открытой печати источников показывает, что, во-первых, основные цели обороны состоят в следующем:

- предотвращение угроз военной безопасности по всему их спектру;

- обеспечение территориальной целостности государства;

- обеспечение гражданского мира, свобод и прав населения;

- недопущение военной агрессии против России и ее союзников;

- поддержание интересов России во внешнеполитической сфере;

- интеграция с системами обороны иностранных государств.

Во-вторых, задачи обороны в общем виде могут быть представлены совокупностью двух пересекающихся подсистем: первая подсистема включает в себя задачи в области подготовленности Вооруженных Сил Российской Федерации, составляющих основу обеспечения военной безопасности, других войск, воинских формирований и органов управления ими, а также часть задач, решаемых в области функционирования промышленного и научного комплексов, предназначенных для решения задач обороны. Вторая подсистема включает в себя задачи в области правовых, финансово-экономических и духовных отношений между субъектами компонентов первой подсистемы.

С учетом темы статьи, касающейся только первой подсистемы, и в соответствии со структурой федерального закона «Об обороне» можно предложить следующие группы задач в области обороны (без их детализации, т.к. в совокупности группы содержат свыше 60 задач):

1) группа задач по организации обороны;

2) группа задач по реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области обороны;

3) группа задач Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в области обороны;

4) группа задач по организации военной экономики в области обороны;

5) группа задач по подготовке сил обороны к состоянию войны.

6) группа задач по подготовке сил обороны к состоянию военного положения;

7) группа задач по мобилизационной подготовке и мобилизации;

8) группа задач сил гражданской обороны;

9) группа задач по подготовке сил обороны к территориальной обороне.

«В России задачи военно-технического противоборства с военными угрозами потенциальных противников решаются на базе теории планирования и управления развитием средств вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), разработанной в 46 ЦНИИ МО РФ» [10, с. 519].

В нашей методике предлагается задачи разработки средств ВВСТ данной теории заменить на задачи обороны, а вместо угроз военной безопасности рассматривать угрозы экономической безопасности, причем осуществлять это с учетом результатов работ, в которых исследуются взаимосвязи положений конституционного права и обороны, обороны и национальной безопасности, национальной и экономической безопасности, экономической и военной безопасности. Состав угроз экономической безопасности, достаточный для использования в исследовании, представлен в указе «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

«Современное состояние экономической безопасности России анализируется в достаточно большом количестве работ, в частности, в работах» [12, с. 11; 13, с. 930; 8, с. 234].

Анализ информации в данной научной области показывает, что основными угрозами экономической безопасности для задач обороны являются:

- непрогнозируемые темпы развития экономики России;

- недостаточное финансирование мероприятий, необходимых для решения задач обороны;

- экономическая зависимость от зарубежного импорта комплектующих изделий для организаций, отвечающих за оборону;

- активное старение и «вымывание» профессиональных кадров в отраслях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и смежных с ними отраслях;

- рост ограничительных мер (санкций) зарубежных стран в отношении российской экономики в целом и для оборонных отраслей в особенности;

- задержки с внедрением современных инновационных технологий и инновационной продукции в отраслях ОПК;

- недостаточная защита от коррупционных компонентов деятельности в экономике ОПК и связанных с ОПК отраслями.

«Оценка влияния угроз экономической безопасности решения задач в области обороны проводится с помощью индикаторов – системы специальных показателей, отражающая «болевые точки» в экономике, оборонных отраслях, предприятиях ОПК и др., мониторинг которых» [14], осуществляется системой, специально разработанной для этих целей» [7, с. 145]. Для этих целей большое значение имеют расчетные величины пороговых показателей индикаторов, которые представляют собой их максимальные пределы, несоблюдение которых может привести к искажению результатов решения задач обороны.

Исследования показывают, что между задачами обороны и угрозами экономической безопасности существуют связи (рис.1), оказывающая влияние на эффективность и результативность решения задач обороны.

Рисунок 1. Взаимосвязь мероприятий по организации обороны с факторами обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

«Для оценки влияния угроз экономической безопасности на решение задач в области обороны применим методику оценивания состояния национальной и военной безопасности России, разработанную на основе теории вооружения в 46 ЦНИИ МО РФ в ее несколько модифицированном виде» [9, с. 38].

Сущность нашего подхода заключается в том, что наша методика сможет устанавливать порядок совместного использования в ходе исследований совокупности методов, моделей и расчетных задач и позволять оценивать результаты, полученные с помощью частных методик, рассчитывать обобщенные оценки функционирования и развития организации обороны. Использование этого аппарата даст возможность осуществить параметрическое объединение частных методик и в дальнейшем применять их в интересах всего оборонного планирования путем детализации соответствующих предметных областей. Наличие такого инструментария придает всей совокупности методик и моделей, используемых для оборонного планирования, новое качество, позволяющее решать, как «прямую», так и «обратную» расчетные задачи (рис. 2).

Рисунок 2. Укрупненный алгоритм применения научно-методического аппарата оценивания влияния угроз экономической безопасности на решение задач в области обеспечения обороны при решении «прямой» и «обратной» задач

«Прямая» расчетная задача заключается:

- в прогнозировании военно-политических, стратегических, экономических, научно-технических, технологических, демографических и других условий, в которых в долгосрочной перспективе должны решаться задачи обороны в условиях экономической безопасности;

- в обосновании параметров облика организации обороны в прогнозных условиях.

При решении «прямой» расчетной задачи научно-методический аппарат методики позволяет оценивать уровень обеспечения экономической безопасности решения задач обороны, который может быть получен в прогнозных условиях при конкретных параметрах организации обороны. Это дает возможность сравнивать различные варианты последней и выбирать из них рациональные.

«Обратная» задача заключается в задании требуемого уровня обеспечения экономической безопасности решения задач обороны с последующим обоснованием облика организации обороны, который в прогнозных условиях при имеющихся или ожидаемых ресурсных возможностях смог бы позволить решить задачи обороны.

Решение указанных задач в свою очередь предъявляет дополнительные требования к совокупности методик, моделей и расчетных задач оборонного планирования и составляющим частным методикам, которые в данном материале нами не рассматриваются.

Таким образом, в статье предлагается подход к оценке влияния угроз экономической безопасности на решения задач в области обороны на основе разработанного на базе 46 ЦНИИ МО РФ научно-методический аппарат оценивания военной безопасности, который позволяет решать как «прямую» расчетную задачу (оценивание облика системы организации обороны, который может быть обеспечен при заданных угрозах экономической безопасности), так и «обратной» (задание требуемых критериев и пороговых показателей экономической безопасности в целях обоснования облика организации обороны, которая при имеющихся или прогнозируемых ресурсных возможностях могла бы обеспечить решение соответствующих задач обороны).

Создание методики является масштабной и труднореализуемой задачей, поскольку предполагает формализацию сложнейших процессов планирования и осуществления системы мер военного, невоенного и оборонного характера управляющими, силовыми и обеспечивающими компонентами организации обороны. Механизмы этих процессов еще недостаточно исследованы.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.garant.ru/doc/constitution/.
2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/135907/.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12181538.
4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2012 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». URL: https://admhmao.ru/gubernator/komissii-i-sovety-vozglavlyaemye-gubernatorom/detail.php?ID=368074.
5. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/.
6. Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014г. № Пр-2976.
7. Бауэр В.П. Адаптивный подход к мониторингу угроз и рисков состояния экономической безопасности на основе технологии распределенного реестра // Вестник РАЕН, 2018, № 1. С. 145.
8. Бауэр В.П., Беляев И.И., Булавин А.В. и др. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника. Коллективная монография / под научн. ред. С.Н. Сильвестрова. М.: РУСАЙНС. 2018. С. 234.
9. Белоконь С.П. Оценивание состояния национальной и военной безопасности России: установленный порядок и возможные пути совершенствования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2018. № 1. С. 38.
10. Буренок В.М., Брезгин В.С. Методология программно-целевого планирования развития системы вооружения на современном этапе / общ. ред.: В.М. Буренок. М.: Граница. 2013. С. 519.
11. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 424.
12. Городецкий А. Экономическая безопасность России: новая стратегия в новых реалиях // Проблемы теории и практики управления. – 2018. № 1. С. 11.
13. Писаренко А.О. Экономическая безопасность в России: современное состояние, угрозы и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Т. 14, № 5. – С. 930. https://doi.org/10.24891/ni.14.5.927.
14. Совета Безопасности Российской Федерации. Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации подготовил проект Положения «Об оценке и государственном мониторинге состояния национальной безопасности Российской Федерации» // Совет Безопасности РФ.

Страница обновлена: 07.12.2023 в 17:13:54