Методы управления рисками инновационных систем
Мухаметзянова Д.Д.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 19 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мухаметзянова Д.Д. Методы управления рисками инновационных систем // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 19. – С. 3201-3208. – doi: 10.18334/rp.16.19.1973.
Аннотация:
Деятельность инновационных предприятий характеризуется повышенным уровнем рисковых событий. Снижение данных рисков дает возможность для устойчивого развития организаций. По итогам проведенного исследования систематизированы модели управления рисками инновационных систем. Рассмотренный материал может быть полезен при разработке инновационных проектов, а также при разработке стратегий инновационного развития разнообразных институтов.
Ключевые слова: инновации, риск, методы управления, инвестиционно-строительный комплекс, методы анализа
Введение
Развитие маркетинга на инновационных предприятиях и научно-технических организациях является одной из основополагающих проблем инновационного бизнеса России, характеризуемых недостаточно профессиональным маркетинговым сопровождением новых продуктов и услуг на всех стадиях инноваций. Ввод инновационного продукта на рынок сопровождается высокой степенью риска, примерно треть всех инновационных товаров терпят крах на рынке, принося одни убытки.
Затруднение внедрения на рынок новых товаров связано не только с уникальностью нового товара, но и с особенностями самого рынка. К основным причинам несостоятельности на рынке нового товара или услуги можно отнести недостаточный анализ рынка, действия конкурентов, недостаток эффективных маркетинговых мероприятий, производственные проблемы (Зайнуллина, Сафина, 2014). В связи с этим нами была поставлена цель систематизации методов управления рисками инновационных систем.
Предпосылки развития методик анализа рисков
К факторам, демонстрирующим достижения прибыльности новшества, относятся отличительное превосходство нововведенного товара от уже имеющегося на рынке, маркетинговые нововведения, характеризуемые пониманием поведения покупателя (покупательской способности), определение размера рынка и его быстрое освоение (Сироткин, 2013). Также одним из наиболее активно развивающихся секторов рынка является инвестиционно-строительный комплекс, который требует налаженной системы управления (Сиразетдинов, 2011b). Данная система даст возможность обеспечения конкурентоспособности предприятий не только на российском рынке, но и позволит занять достойное место на мировом. Основой можно считать непосредственное управление затратами на создание и развитие строительной продукции (Сиразетдинов, 2011a).
Повышенная конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке приводит к повышенному вниманию инновационного развития экономических систем (Прокофьев, 2013). Однако на сегодня развитие данной сферы носит весьма ограниченный характер. Отрасль инновационной экономики в отличии от других видов экономических систем носит высокий уровень политических, экономических и социальных рисков (Руткаускас, Сироткин, 2012). В результате эффективность данных предприятий зависит от способов минимизации рисковых событий с целью получения максимального дохода. При этом стоит отметить недостатки проработки научно-методического и законодательного обеспечения в сфере анализа и управления рисками инновационных проектов, что в свою очередь препятствует быстрому развитию данного сегмента рынка (Гареев, 2012).
На данном этапе развития рынка государство уделяет пристальное внимание созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в сфере инновационных продуктов. Инновационная деятельность неразрывно связана с рисками, сопровождающими на всех этапах жизненного цикла продукта (Сироткин, Резвов, 2012). Полностью избежать наступления рисковых событий в инновационной деятельности невозможно, в основном это сопряжено со сложностью определения реального спроса на тот или иной инновационный продукт (Романова, Миронова, Ильина, 2012). Одними из основных этапов процесса управления инновационными продуктами являются анализ, выявление и оценка рисковых событий. В рамках анализа выделяют два основных метода – качественные и количественные методы (Загидуллина, Сиразетдинов, 2011).
Данные методы являются основными инструментами для непосредственного анализа рисков, которые используются только с предварительной разработкой и в целях управления и характерны сложностью применения, связанной с отсутствием четкого описания факторов риска.
Характеристика действующих методик анализа рисков
Преимущества и недостатки методик анализа рисковых событий:
1. Количественные:
1.1. Метод корректировки нормы дисконта характерен своей доступностью и простотой расчетов, однако присутствует возможность отклонения результатов в связи с неполнотой или недостоверностью информации. В наиболее частых случаях коэффициент рисковых событий имеет свое максимальное значение в начальные периоды с последующим его снижением, в рамках данной методики происходит увеличение риска при постоянном коэффициенте.
1.2. Положительными чертами расчета точки безубыточности является простота использования и отражение необходимого уровня продаж (производства), при достижении минимально-критического уровня. Что касается недостатков, то стоит отметить, что установление цены основывается на эластичности спроса, что в свою очередь не отражается на графике безубыточности.
1.3. Анализ чувствительности критериев эффективности и платежеспособности компаний демонстрирует вариативность событий в исходном значении при изменении исходных величин. В то же время в качестве недостатка стоит выделить, что расчет вариативности происходит на основе изменения только одной величины, считая остальные показатели постоянными. Изменение одного фактора рассматривается изолированно.
1.4. Анализ вероятных распределений потоков платежей позволяет получить информацию о возможных поступлениях денежных средств и произвести их распределение. Не стоит забывать, что данный метод основан на предположении, что несет в себе большую долю субъективизма.
2. Качественные:
2.1. Методы экспертных оценок. В качестве достоинств стоит выделить простоту использования данного метода и возможность прогнозирования при недостаточной полноте информации. Недостатком является трудоемкость в процессе опроса экспертов и обработке полученных результатов, а также отсутствие гарантий на достоверность полученных данных.
2.2. Методы рейтинговых оценок. По данному методу не существует ограничений масштабов проекта, критерием рискового события является произведение вероятности каждого фактора на величину потерь. В то же время отсутствует механизм определения наступления неблагоприятного события.
2.3. SWOT-анализ позволяет сформировать набор элементов, зависящих от поставленной цели, дает возможность адаптации для любого проекта инновационной экономики. Недостатком является невозможность выделения отдельно взятых целей инновационного проекта и субъективизм данного метода, зависящий от компетентности исследователя, а также необходимость в сборе большого количества информации, что увеличивает дополнительные затраты.
2.4. Списки источников рисков. В данном методе акцент делается именно на экономию оценки рисковых событий. Данный метод основан на анализе ошибочных действий прошлых лет для возможного исключения их из будущего. Стоит выделить, что использование данного метода возможно лишь в совокупности с описанными ранее в качестве дополнения.
Методики управления рисками
Организация управления рисковыми событиями деятельности предприятия включает информационное и методическое обеспечение, распределение прав и обязанностей для обеспечения эффективного управления [1].
В результате полученного анализа рисковых событий возникает острая необходимость в выборе методики управления данными рисками с целью их минимизации. Непосредственно в хозяйственной практике выделяют четыре метода управления инновационной деятельностью: локализация, диверсификация, страхование и компенсация.
В случае четкой идентификации риска и его источника используется метод локализации. При идентификации участка с высокой вероятностью наступления риска его снижение возможно контролирующими мерами. Применение такого подхода осуществляется в организациях, занимающихся разработкой инновационных проектов, товаров или услуг, коммерческий успех которых не гарантирован.
Метод диверсификации основан на разделении общего риска между всеми участниками данного проекта. Одним из основных элементов данного метода является диверсификация на новые рынки сбыта, характеризуемая освоением нового сегмента. В случае неокупаемости на одном из данных сегментов, есть вероятность прибыльности в другом и, как результат, получение вероятной прибыли. Основным условием данного метода будет являться равномерное распределение между данными сегментами. В случае отказа одного из них не будет вызван срыв производственно-сбытового обеспечения. Что касается обеспечения сырья, в данной методике также рекомендуется заключение нескольких ключевых договоров с поставщиками для обеспечения бесперебойного производства. Что касается формирования инвестиционного портфеля предприятий, то предпочтение отдается программам с участием нескольких проектов. Это обусловлено тем, что не все резервы предприятия вложены в одно дело, которое по окончанию может не принести прибыли (Тухватуллин, Романова, 2014).
В рамках метода страхования формируется специальный (страховой) фонд, направляемый для возмещения ущерба, вызванного неблагоприятными событиями на рынке. С помощью данного метода предприятие может минимизировать практически все риски, за исключением недобросовестности партнеров. Также страхованию не подвергается репутация предприятия. В то же время создание соответствующего фонда не является единственно возможным решением данного метода. Не стоит забывать и о возможности передачи риска страховым компаниям за соответствующую плату. В этом случае наступление рискового события покрывается страховой компанией, что в свою очередь не влияет на размер или вероятность наступления. С увеличением риска страховая ставка возрастает.
Метод компенсации заключается в создании механизмов предупреждения наступления рискового события, к ним относятся стратегическое планирование, прогнозирование, мониторинг. Данная методика помогает предугадать возможность наступления риска в производственном цикле и предупредить его наступление либо найти способ компенсировать полученный ущерб.
Метод уклонения используется предприятиями, не использующими инновационные проекты, обеспечивающими себе тем самым безопасность от их возможной неокупаемости.
Заключение
Все приведенные методики управления рисковыми событиями содержат элементы риска, и их выбор зависит от возможностей самого предприятия и опыта руководителя. Для достижения максимального результата необходимо сочетание нескольких методик на всех стадиях жизненного цикла проекта. Безусловно, на каждом этапе практической реализации возникает необходимость корректировки выбранных методов. Для выбора данных методик необходимо основываться на условиях современного рынка, сложностях инновационного проекта, вероятностях и размерах риска, качествах и возможностях участников и т.п. (Качалов, 2012).
Эффективность управления инновационными проектами дает возможность спрогнозировать наступление возможных рисков, разработать методы их предотвращения и дать им соответствующую оценку. Следовательно, управление рисковыми событиями инновационной деятельности предприятия состоит в анализе и управлении рисками, направленными на минимизацию и предотвращение наступления данных событий с целью максимизации прибыли.
[1] Грачева, М.В., Ляписа, С.Ю. (2012). Управление рисками в инновационной деятельности. М.: Юнити-Дана.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:10:05