The modern condition, problems and recommendations for the property assessment activity in China
Xuejun Zhan1,2, Jianchin Wang3, Yuheng Yang1
1 Институт Дальнего Востока Российской академии наук, г. Москва
2 Институт финансов Центрального университета финансов и экономики, Китайская Народная Республика, г. Пекин
3 Институт иностранных языков Пекинского лесного университета, Китайская Народная Республика
Download PDF | Downloads: 16
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 16, Number 17 (September, 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article is devoted to the study of the property evaluation industry in China. The author analyzes the current condition and problems of the property assessment activity in China and suggests several recommendations for advancing the Chinese property assessment industry in the future.
Keywords: Chinese property assessment, Chinese law, assessment activity in China
Введение
Область деятельности по оценке имущества в Китае за последние 20 лет быстро развивается, сфера предоставления услуг расширилась до всех социально-экономических разрезов. Оценка имущества играет важную и активную роль не только в аспектах защиты права государственного имущества и обеспечения его безопасности, но и в аспектах реформы и открытости, стимулирования развития капитального рынка, защиты порядка социалистической рыночной экономики и предотвращения финансовых рисков, и т.д., стала одной из важных областей посреднического сервиса в социалистической рыночной экономике (Артеменков, Артеменков, 2013; Навроцкая, Сопилко, 2013; Цоллер, 2013; Huang, Yang, 1996; Li, Li, Skitmore, et al., 2009; Pan, Huang, Chiang, 2015; Renaud, 2003; Wu, Gyourko, Deng, 2015; Zhang, Du, Geng, et al., 2015; Zhu, 2012).
Нынешнее состояние развития области деятельности по оценке имущества
Система законодательства в области деятельности по оценке имущества была в основном сформулирована. «Меры регулирования деятельности по оценке государственного имущества» (утверждены постановлением Госсовета № 91) были опубликованы Государственным советом КНР в 1991 году, они являются первыми нормативными административно-правовыми актами управления области деятельности по оценке имущества, в которых четко определены сфера деятельности по оценке имущества, порядок и методы проведения оценки имущества, юридическая ответственность при осуществлении деятельности по оценке имущества, и т.д.
«Замечания о реформе формы административного управления деятельности по оценке государственного имущества и усилении работы контроля и управления деятельности по оценке имущества» (№ Г. Б. Ф. [2001] 102) были разработаны Министерством финансов КНР и переотправлены Канцелярией Госсовета КНР в 2001 году, формы регулирования деятельности по оценке государственного имущества были важно изменены, был отменен порядок рассмотрения и подтверждения деятельности по оценке имущества, и была осуществлена система санкционирования или система учета.
«Замечания об усилении и нормализации управления области деятельности по оценке» (№ Г. Б. Ф. [2003] 101) были разработаны Министерством финансов КНР и переотправлены Канцелярией Госсовета КНР в 2003 году, в них были предъявлены новые требования к усилению и нормализации управления области деятельности по оценке имущества.
«Меры регулирования рассмотрения и утверждения организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества» (утверждены приказом Министерства финансов КНР № 22), опубликованные Министерством финансов КНР в 2005 году, нормализуют создание, изменение и прекращение действия организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества, и их филиалов.
«Мерами рассмотрения, утверждения, контроля и управления организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества», измененными и опубликованными Министерством финансов КНР в 2011 году (утверждены приказом Министерства финансов № 64), усилилось последующее регулирование организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества и дополнились положения о юридической ответственности, усовершенствовались динамический контроль и управление организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества, и их механизм выхода.
Система стандартов проведения деятельности по оценке имущества непрерывно совершенствуется. «Стандарт осуществления деятельности по оценке имущества – основополагающие положения» и «Кодекс профессиональной этики при осуществлении деятельности по оценке имущества – основополагающие положения» были опубликованы Министерством финансов КНР в феврале 2004 года, деятельность по оценке оценщиков в основном нормализуется со стороны технической эксплуатации и профессиональной этики оценщиков имущества.
В ноябре 2007 года были созданы Комиссия по стандартам осуществления деятельности по оценке имущества при Министерстве финансов КНР, Техническая комиссия по стандартам осуществления деятельности по оценке имущества и Консультативная комиссия по стандартам осуществления деятельности по оценке имущества при Китайской ассоциации области деятельности по оценке имущества, это увеличило научность и авторитетность «Стандарта осуществления деятельности по оценке имущества».
До конца 2014 года Министерством финансов КНР и Китайской ассоциацией области деятельности по оценке имущества были разработаны 26 основополагающих стандартов, конкретных стандартов, руководств и руководящих замечаний [1], охватывающих главные отрасли деятельности по оценке имущества, например, стоимость предприятия, недвижимость, нематериальные ценности, и т. д.; предварительно создалась система стандартов проведения деятельности по оценке имущества, структура обоснованного осуществления оценки и проверки согласно соответствующим установлениям в основном была сформулирована.
Система управления административного контроля и саморегулируемых организаций оценщиков эффективно функционируют. Согласно соответствующим нормативным правовым актам, Министерство финансов КНР является компетентным органом области деятельности по оценке имущества, Департамент управления предприятиями исполняет конкретные функции управления.
В 2004 году Китайская ассоциация области деятельности по оценке имущества дальше самостоятельно существует, отвечает за саморегулирование области. Административный контроль тесно сотрудничает с саморегулированием отрасли, каждый исполняет свою функцию, взаимно координируют действия, взаимно дополняются преимуществами. В отрасли оценки имущества еще была создана полная система проверки, например, проверка упорядочивания области, годовая проверка качества осуществления деятельности организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества, специальное обследование и т. д., профессиональный климат заметно улучшился, порядок осуществления оценочной деятельности заметно изменился к лучшему.
Механизм подготовки людских ресурсов в области деятельности по оценке имущества был заложен, отряд организаций и работников растет и развивается изо дня в день. Фундаментом развития области является строительство профессиональных людских ресурсов в области деятельности по оценке имущества. За 20 лет в области деятельности по оценке имущества были созданы механизмы подготовки людских ресурсов на разных уровнях:
А) были создали 10 баз строительства дисциплины оценки имущества, это стимулирует создание специальности оценки имущества на уровне полного высшего образования в 21 вузе во всем Китае;
Б) была создана Комиссия научного руководства специальным образованием оценки имущества, было активно продвинуто осуществление системы степени магистра по специальности оценки имущества, была стимулирована тесная смычка подготовки людских ресурсов в вузах с отраслевым спросом;
В) усилилось сотрудничество с Американским обществом оценщиков (ASA), Международной ассоциацией консультантов, оценщиков и аналитиков (IACVA) по подготовке высокоуровневых людских ресурсов по маркетизации и интернационализации.
На данный момент дипломированных оценщиков имущества насчитывается более 30 тысяч человек, работников – более 80 тысяч человек, общее число организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества – более 3000 [2].
Внешний обмен усиливается, международный статус области деятельности по оценке имущества Китая был поднят. В 1999 году Китайская ассоциация области деятельности по оценке имущества была избрана в постоянные члены совета Международного комитета по стандартам оценки, в 2008 году стала членом организации управленческой комиссии преобразованного Международного совета по стандартам оценки; в 2005 году Китайская ассоциация области деятельности по оценке имущества вступила во Всемирную ассоциацию организаций по оценке и стала ее постоянным членом совета, в 2012 году стала вице-председателем – организацией.
Китайская ассоциация области деятельности по оценке имущества принимает активное участие в делах международных организаций по оценке и в разработке международных стандартов оценки, совместно со Всемирной ассоциацией организаций по оценке, Российским обществом оценщиков (РОО), привлекли международную квалификацию оценщиков и обучение дисциплинам, и право голоса Китая непрерывно увеличивается, стимулировалось поднятие международного статуса области деятельности по оценке имущества Китая.
Существующие проблемы оценки имущества в Китае
Наряду с достижением успехов, ряд причин, например, короткий начальный этап, привел область деятельности по оценке имущества в Китае к тому, что между целым уровнем области и требованиями социально-экономического развития к области еще существует значительное расстояние.
В традиционных операциях проявляется относительная контакция, развитие области ограничивается. В первичном периоде в области деятельности по оценке имущества главным образом осуществляются услуги по оценке рыночной стоимости имущества в процессе перестройки государственных предприятий и изменения права собственности, такая традиционная операция не обладает постоянностью, по окончании экономического поведения, например, после перестройки государственных предприятий, оценочная деятельность прекращается.
Несмотря на то, что в последние годы область деятельности по оценке имущества расширяется до присоединения и преобразования предприятий, гарантии при залоге, конверсии интеллектуальной собственности, маркетизации лесных ресурсов, аукциона, иска, а также оценки, гарантии при залоге, предназначенных для финансового отчета и многих других областей, в целом в этих областях не осуществляются нормализация и стабилизация оценочной деятельности.
Количество супергигантских и гигантских организаций, осуществляющих деятельность по оценке имущества, относительно небольшое, а количество средних и малых организаций - очень большое, это положение не удовлетворяет потребности рынка социально-экономического развития и интернационализации осуществления деятельности в области оценки имущества.
Рыночная среда еще не зрелая, и профессиональная этика оценщиков будет повышаться. Для своего существования некоторые организации, осуществляющие деятельность по оценке имущества, привлекают клиентов и завоевывают рынок путем нерыночных средств, даже выдают фальшивые отчеты об оценке объекта с нарушением стандартов, также часть принципалов назначают организацию, осуществляющую деятельность по оценке имущества, с нарушением правил или понижают плату за оценку, эти поступки существенно влияют на здоровое развитие области деятельности по оценке имущества.
Различные квалификации работников деятельности по оценке имущества сосуществуют. Они включают: оценщиков имущества, оценщиков недвижимости, оценщиков земельных участков, оценщиков права на недра, оценщиков стоимости подержанного автомобиля, оценщиков имущества при страховании. Квалификации оценщиков в настоящее время управляются различными органами управления области, это положение привело к тому, что в процессе управления макроскопической экономики появились серьезная анархия и низкая эффективность административного руководства, это ослабило управленческую авторитетность центрального правительства.
Строительство правопорядка в области оценки очень отсталое, до сих пор нет ни одного специального закона. Это повлияло не только на статус и развитие области деятельности по оценке имущества Китая, но и на государственное управление в области деятельности по оценке имущества. Чтобы область деятельности по оценке имущества хорошо служила развитию рыночной экономики, необходимо разрешить существующие проблемы в области деятельности по оценке имущества в Китае путем законодательства, нормализовать регулирование отрасли, стимулировать развитие отрасли.
Рекомендации по оценке имущества в Китае
Ускорение развития области деятельности по оценке имущества – это институциональная планировка для усовершенствования системы социалистической рыночной экономики. Область деятельности по оценке имущества относится к современным сервисным индустриям. Чтобы усовершенствовать систему социалистической рыночной экономики и трансформировать правительственные функции, необходимо развивать современную сервисную индустрию. Для усовершенствования системы социалистической рыночной экономики требуется трансформировать правительственные функции до роли «судьи», а организации, осуществляющие деятельность по оценке имущества, как особые рыночные субъекты, должны более эффективно играть роль «спортсмена».
В новой институциональной планировке правительственные органы, включая финансовые органы, главным образом отвечают за дизайн высокого уровня, разработку мер регулирования и правил рыночной операции, наряду с этим укрепляют текущий контроль и регулирование инвестиционных и оценочных организаций.
Ускорение развития области деятельности по оценке имущества – объективное требование стимулирования регулирования структуры экономики и трансформации модели развития. XVIII съезд КПК предложил подчеркнуть две отрасли, которые имеют наибольшую значимость для социально-экономического развития: урегулирование отраслевой структуры государства и стратегическое регулирование государственного сектора экономики.
Первое регулирование относится к присоединению, преобразованию предприятий и осуществлению трансформации и повышения классности путем рыночных средств, второе регулирование относится к углублению реформы госпредприятий, усовершенствованию механизмов входа, выхода и разумного движения государственного капитала, стимулированию концентрации государственного капитала в те наиболее важные отрасли и ключевые сферы, которые касаются национальной безопасности и командных высот народного хозяйства. Все эти урегулирования и реформы требуют оказания высококачественных услуг профессионального характера по оценке имущества.
Ускорение развития области деятельности по оценке имущества – важная мера по поддержке участия предприятий в международном сотрудничестве. К началу 2015 года процент китайских предприятий в рейтинге 500 крупнейших мировых компаний составляет более 10% [3]. В процессе осуществления стратегии «Выхода предприятий за рубеж» важные области, например, строительство зоны сотрудничества за границей, прямая инвестиция, присоединение и поглощение за границей, заграничные проекты, непрерывно развиваются, перед ними тоже стоят проблемы по структурному регулированию, трансформации и повышению классности, и требуются взаимная увязка и взаимное координирование между стратегиями развития, осуществляемыми в Китае и за рубежом.
Посредством многообразных форм, включая укрепление сотрудничества c зарубежными организациями, осуществляющими деятельность по оценке имущества, предоставляется сервис для выхода китайских предприятий за рубеж и входа межнациональных корпораций в Китай, оказываются комплексные высококлассные услуги в области стратегических присоединения и поглощения, обоснования проектов, оценки стоимости и управления заграничного имущества.
Необходимо ускорить законотворческий процесс в области оценочной деятельности и продвинуть единое управление области оценочной деятельности. Требования к исследованию системы юридической ответственности деятельности по оценке имущества стали более актуальными и важными с углубленным развитием рыночной экономики в Китае. Теперь решение в Китае всех вопросов, связанных с разрешением споров, возникающих в процессе осуществления оценочной деятельности, и признанием юридической ответственности организаций, осуществляющими деятельность по оценке имущества, и работников, из-за того, что стандарты, разработанные ассоциациями области деятельности по оценке имущества, часто исходят из интересов их компетентных органов, не учитывают потребность во всей области. При этом компетенции стандартов не определены в национальном законодательстве, стандарты просто учитываются при технической экспертизе, не могут определить правовое положение области деятельности по оценке имущества и предоставить работникам деятельности по оценке имущества основное юридическое обеспечение.
Заключение
Область деятельности по оценке имущества построена на основе искренности и доверия, а институциональное строительство ляжет в основу решения проблем по искренности и доверию. «Закон об оценочной деятельности» обычно играет ключевую роль в регулировании области деятельности по оценке имущества, например в России. Стратегия управления государством на основе законов была уточнена 4-м пленумом ЦК КПК 18-го созыва [4]. В институциональном строительстве области деятельности по оценке имущества еще присутствуют недостатки, одна из острых проблем – до сих пор отсутствует закон, регулирующий отраслевое развитие.
В феврале 2012 года Закон КНР «Об оценке имущества (проект)» был рассмотрен в первом чтении ВСНП, в этом проекте уже были созданы сравнительно зрелые правовые рамки в аспектах системы управления, экзаменов профессиональной квалификации и юридической ответственности. Опубликование Закона КНР «Об оценке имущества» в будущем предоставит основную правовую защиту для приведения системы управления области деятельности по оценке имущества в порядок, усовершенствования системы допуска в отрасль, нормализования регулирования отрасли и поступков оценщиков и т. д. В сентябре 2013 года Закон КНР «Об оценке имущества» (проект) был рассмотрен во втором чтении ВСНП [5].
[1] О стандартах оценки КНР // Сайт Китайской ассоциации оценки имущества.
[2] Хэ Банцзинь. (2012, 23 декабря). Доклад о перспективе отрасли оценки имущества КНР // Сайт Китайской ассоциации оценки имущества.
[3] 500 мировых крупнейших предприятий // Сайт Цайфу Китая.
[4] Си Цзиньпин. (2014, 23 октября). Доклад в 4-м пленуме 18-го созыва ЦК КПК // Синьхуа сайт.
[5] Закон об оценке имущества (проект) // Сайт ВСНП КНР.
Страница обновлена: 08.05.2025 в 11:12:39