Теоретические основы формирования продовольственных рынков

Мазеина Е.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (2), Февраль 2011

Цитировать:
Мазеина Е.А. Теоретические основы формирования продовольственных рынков // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – Том 1. – № 2. – С. 55-64.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16535659
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Проблемы формирования продовольственных рынков в РФ на сегодняшний день приобрели особую значимость в отношении обеспечения продовольственной безопасности. В этой связи представляется важным изучение основ и механизмов их формирования. При наличии широкой научной базы, касающейся развития рынков в целом, продовольственные рынки изучены недостаточно широко. В связи с этим в данном исследовании сделана попытка систематизации и обобщения существующих подходов к формированию рынков продовольствия.

Ключевые слова: рынок молока, конкуренция, продовольственный рынок, рыночный спрос, институты рынка, цены, инфраструктура рынка, мясной рынок, рыночное предложение, формирование рынка



Проблема обеспечения населения продовольствием — это главная и стратегическая задача для любого государства. В РФ эта проблема на сегодняшний день носит острый характер, так как вследствие снижения продовольственного потенциала агропромышленного комплекса наблюдается резкий спад производства продукции сельского хозяйства. Причем недостаточное производство сельскохозяйственной продукции привело к тому, что импортная сельскохозяйственная продукция постепенно вытеснила отечественную продукцию с рынка, что привело к росту цен и дефициту качественной продукции. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания необходимо формирование продовольственного рынка, основанного на законах рыночной экономики. Эта задача требует решения ряда проблем теоретического и практического характера.

Механизм формирования и функционирования продовольственного рынка представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров. Функционирование данного рынка определяется соотношением потребностей населения, внутренних производственных возможностей и развитостью межтерриториальных связей. Учет всех этих факторов — сложная, но необходимая задача исследования данной проблемы.

Проблемы формирования продовольственного рынка исследовались такими учеными, как Лингарт К., Янда К., Вялых О. В., Гуров В. В., Суслов А. И., Сергеев В. В., Клюкач В. А., Зинчук Г. М., Черданцев П. В., Власова М. К., Овчинникова И. А. и другими. Но общая концепция, определяющая закономерности формирования продовольственного рынка, до конца не сформирована. Всё это определяет актуальность исследования данной проблемы.

Поскольку продовольственный рынок является основной частью аграрного, то общий механизм их построения будет по многим направлениям совпадать. Однако есть и свои отличия.

Лингарт К., Янда К. к таким отличиям относят постоянство функционирования, обусловленное потребностью людей в пище, сезонностью производства и потребления, способностью заменить другие рыночные системы [2].

Для формирования рыночных отношений в аграрном секторе необходимо учесть не только внутреннюю специфику продовольственного рынка, но и внешние факторы, непосредственно влияющие на формирование аграрного рынка.

К первой группе этих факторов можно отнести источники экономического роста: количество и качество природных и трудовых ресурсов; наличие финансовых ресурсов, обеспечивающих вовлечение в производство ресурсов, как природных, так и трудовых; наличие высоких технологий, технологичности производства. Эти факторы, по определению К. Макконнелла и С. Брю, есть не что иное как факторы предложения, делающие возможным рост производства товарной продукции [3].

Для измерения предложения на продовольственном рынке необходима оценка производственного потенциала рынка, который дает характеристику возможности производителей предоставить на рынок определенный объем продукции. Вялых О.В., Гуров В.В. предлагают использовать следующую формулу для расчета рыночного предложения: [1]

Q = ∑(Ni*Wi*Di*Ri*Ep)-B-C,

где Q — производственный потенциал рынка, то есть объем товара, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода;

N — предприятие или группа предприятий, производящих данный товар (продукт);

W — производственная мощность предприятия или средняя мощность предприятий по группе;

D — степень загрузки производственных мощностей;

R— степень обеспечения предприятий ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;

Ер — эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;

В — внутреннее производственное потребление готовой продукции (по нормативам);

С — часть продукции, которую будут производить конкуренты;

m — число i-тых производственных предприятий.

Однако предложение — лишь одна из составляющих рыночных отношений на продовольственном рынке. Ко второй группе относятся факторы, влияющие на формирование спроса.

Под спросом понимается предъявленная на рынке потребность, обеспеченная деньгами. При этом спрос необходимо отличать от объема спроса, представляющего собой количество потребляемого товара. Объем спроса зависит от таких факторов, как цена, количество потребителей, структура потребностей, уровень дохода потребителей.

Таким образом, производственному потенциалу товарного предложения противостоит потребительский потенциал, который проявляется в возможности рынка приобрести (употребить) определенное количество продуктов и услуг. Потребительский потенциал характеризуется показателями емкости рынка. Вялых О.В., Гуров В.В. предложили следующую формулу для расчета потребительского потенциала:

V=∑ [(Si*k*Эк)+Рс-(Н-Иф-Ин)]-A-C,

где V — емкость рынка (количество или стоимость сырья или готовой продукции, которые могут быть куплены в определенном периоде);

Si — численность i-той группы потребителей;

k — уровень потребления в базисном периоде или норматив потребления i-ой группы потребителей;

Эk — коэффициент эластичности спроса от цен и доходов;

Рс — объем нормальных страховых резервов товара;

Н — насыщенность рынка, то есть объем товаров, имеющихся в организациях-потребителях и домашних хозяйствах населе­ния;

Иф — физический износ товаров;

Им — моральный износ товаров;

А — альтернативные региональному рынку формы удовлетворения потребления (в частности, натуральные источники потребления, черный рынок и пр.), а также потребление товаров-заменителей;

С — доля конкурентов на рынке.

Раскрывая содержание факторов, влияющих на спрос и предложение, необходимо отметить, что при формировании рынка необходимо использовать экономические методы хозяйствования. В рамках этого необходимо обеспечить возможность широкого использования товарно-денежных отношений между производителями и потребителями, предоставить субъектам рынка большую самостоятельность в решении вопросов хозяйствования, в распоряжении собственными доходами, в вопросах ценообразования. Важно также правовое обеспечение самостоятельности субъектов хозяйствования при установлении производственно-экономических взаимосвязей и заключения сделок. Для развития рынка необходимо обеспечение соответствующей инфраструктуры, начиная от сбалансированного денежного обращения и заканчивая системой информации о состоянии рынка.

Третьей группой факторов, оказывающих влияние на формирование продовольственного рынка, являются факторы, обусловленные взаимодействием предложения и спроса. Для того чтобы осуществлять управление спросом, необходимы процедуры, обеспечивающие производство товара с заданными свойствами, формирование цены реализации, включая розничной и оптовой, текущей и скользящей; методы распространения информации о товаре и самого товара; методы стимулирования как товаропроизводителей, так и потребителей товара.

Четвертой группой факторов можно считать методы прямого воздействия органов государственного (федерального и территориального) управления, т.е. действия правительства, технологию, независимые средства маркетинговой информации. Сюда же можно отнести уровень конкуренции как среди производителей, так и среди потребителей. Уровень конкуренции определяется не только количеством, но и рыночной долей, т. е. уровнем концентрации производителей и потребителей.

К пятой группе можно отнести факторы распределения ресурсов, обеспечивающие их вовлечение в экономический оборот.

Шестой группой можно назвать факторы косвенного воздействия, а именно: социальная, политическая и культурная атмосфера в стране и регионах. Далеко не на последнем месте по значимости находится социально-психологическая подготовка населения, изменение уровня общественного сознания, соответствующего рыночным условиями хозяйствования.

Самым распространенным подходом к формированию продовольственных рынков является институциональный подход [4]. А.В. Сидорович подразумевает под институциональной структурой продовольственного рынка совокупность институтов (институциональных форм) продовольственного рынка, деятельность которых направлена на его эффективное функционирование, снижение транзакционных издержек, повышение конкурентоспособности региона.

Классификация институтов регионального продовольственного рынка по уровню иерархии и их взаимодействие с субъектами продовольственного рынка (производители, посредники, потребители) представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Взаимодействие институтов регионального продовольственного рынка

Таким образом, на схеме представлено взаимодействие субъектов продовольственного рынка и институтов различных типов: тех, которые представляют собой институциональные соглашения, и тех, которые являются составляющими институциональной среды. На продовольственном рынке заключаются формальные и неформальные контракты — добровольно установленные экономическими агентами правила обмена. В рамках, определяемых институциональной средой, предпочтения и интересы индивидов играют решающую роль в создании контрактов. Институциональные соглашения влияют друг на друга: поведение организаций на продовольственном рынке влияет на его характер (и наоборот).

Можно предложить алгоритм построения продовольственного рынка, состоящий из трех этапов: подготовительный (достижение стабилизации), промежуточный (преодоление монополизма) и завершающий (вхождение в модель чистой конкуренции) (рис. 2). Только в модели чистой конкуренции на завершающем этапе формирования рынка возможно превышение предложения над спросом.

Рисунок 2. Алгоритм формирования продовольственного рынка

На первом этапе формирования продовольственного рынка целесообразно сформировать систему связей между производителями и потребителями.

Безусловно, формирование и развитие продовольственного рынка обусловлено, прежде всего, наличием развитого сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг, обеспечивающими участие территории в формировании внутритерриториальных и межтерриториальных связей по продовольственным товарам. При этом в нашей стране на фоне постоянного сокращения числа предприятий АПК достаточно высоким остается удельный вес убыточных хозяйствующих субъектов, который составляет на сегодня порядка 49% от общего числа предприятий отрасли.

Предприятия пищевой промышленности также характеризуются большим числом убыточных предприятий и высокой степенью износа основных фондов (порядка 30%), что снижает ее технические возможности по высокоэффективной переработке сельскохозяйственной продукции.

Наличие необходимой массы товаров и платежеспособного спроса еще недостаточно для обеспечения взаимодействия производителя и потребителя. Необходимо также наличие совокупности отраслей, обслуживающих процессы обмена между ними - инфраструктуры рынка, частью которой являются торговые предприятия.

Именно эти проблемы оказались самыми сложными для многих предприятий агрокомплекса в начальном периоде вхождения в рыночные отношения.

Второй этап предполагает формирование рынков основных видов сельскохозяйственной продукции для устранения препятствий реализации сельскохозяйственной продукции. К причинам, препятствующим сельским производителям реализовать свою продукцию, Суслов А. И., Сергеев В. В., Клюкач В. А. относят: усиление локального монополизма перерабатывающей промышленности и торговли, вытеснение отечественных фермеров с рынка, перекосы в приватизации, диспаритет цен, неплатежи, ограничение кредитования, сокращение госфинансирования, введение фискальных налогов и платежей [5]. Именно поэтому, на втором этапе формирования продовольственного рынка необходимо так разработать механизм госрегулирования, чтобы он способствовал формированию конкурентной среды, создать гибкую систему кредитования, а также способствовать формированию единой продовольственной системы.

На завершающей стадии формирования продовольственного рынка уже полноценно функционируют организационные структуры рыночного оборота.

Еще одним подходом к анализу формирования продовольственного рынка является изучение этого рынка как совокупности взаимосвязанных, взаимообусловленных товарных рынков. В составе продовольственного рынка можно выделить рынок зерна, рынок молока, рынок мяса и продуктов их переработки и т.д. Этот перечень не является закрытым, так как по мере внедрения новых технологий и более совершенных систем ведения хозяйства появляются новые виды товаров. Черданцев П. В., Власова М. К., Овчинникова И. А. предлагают выстраивание товарных рынков в виде иерархии (табл. 1).

Таблица 1

Иерархичность товарных рынков в системе агропродовольственного рынка [6]

Рынок зерна
Рынок картофеля








Рынок товаров первого технологического передела
Пищевой спирт
Солод
Крахмал
Энергоотходы








Рынок товаров второго технологического передела
Скот
Птица
Водка
Ликеро-водочные изделия
Пиво
Патока








Рынок товаров третьего технологического передела
Молоко
Мясо птицы
Яйца
Рынок товаров четвертого технологического передела
Мясные изделия
Молочная продукция

Главенствующими в этой иерархии являются рынки зерна и картофеля, которые обеспечивают сырьем другие сельскохозяйственные и перерабатывающие отрасли - так называемые отрасли технологических переделов. Зерновой рынок представляет собой хозяйственно-экономическую систему, основанную на реализации финансовых, организационно-правовых, экономических, социальных интересов производителей зерна и других субъектов хозяйственного взаимодействия, целью которой являются удовлетворение потребностей продовольственного рынка страны в продовольственных ресурсах и реализация хозяйственных интересов субъектов в него входящих. Однако формирование подобных систем представляется сложной задачей и требует методического, организационного, управленческого обеспечения.

К главенствующим рынкам относят и рынок картофеля. Картофель — ценная продовольственная культура, которая может обеспечить существенное поступление денежных средств, в том числе и валютных. Посевы ее должны быть строго регламентированы по целевому назначению: на семена, продовольствие и на технические цели. Производство картофеля различного товарного назначения в рыночных условиях хозяйствования выступает как предмет конкурентной борьбы. Поэтому на кормовые цели могут использоваться только нестандартные клубни и в очень ограниченном количестве. В связи с этим предстоит изменить психологию отношения к культуре и соответственно преобразовать материально-техническую базу производства, хранения продукции и ее переработки, тем самым значительно повысить товарность картофеля.

Составными частями продовольственного рынка являются рынки третьего передела — рынки молока, мяса и яйца. Особое место этих рынков обусловлено тем, что они охватывают производство, переработку, реализацию наиболее ценных продуктов питания.

Рынки молочных и мясопродуктов являются рынками четвертого передела. Мясо и мясопродукты являются относительно дорогой продукцией, поэтому их потребление зависит в первую очередь не от физических норм, а от платежеспособного спроса населения.

Объективный характер формирования мясного рынка связан с локализацией размещения потребителей мясных продуктов, их специфическими потребностями, а также размещением производства мясопродуктов. Региональный мясной рынок связан с другими региональными рынками мясных товаров как по вывозу, так и по ввозу, но основная масса товаров реализуется на региональном (местном) рынке, что обусловлено значительными транспортными расходами, требованиями рынка к реализации парного (свежего) мяса и мясопродуктов и рядом других факторов.

Молочное скотоводство — одна из наиболее важных отраслей животноводства. Оно служит источником таких ценных продуктов питания, как молоко, мясо, а также источником сырья для промышленности. Особенностями, которые характеризуют молочное скотоводство, являются: повсеместность производства молока и молочных продуктов для бесперебойного снабжения ими населения; необходимость органического сочетания молочного скотоводства с другими отраслями сельского хозяйства; значительная трудоемкость и большая доля продукции в большинстве регионов страны.

Итак, под агропродовольственным рынком понимается система действий экономических расчетов для сбалансированности спроса и предложения на товары и услуги на микро- и макроуровнях. При этом увязка спроса и предложения на данном рынке осуществляется посредством системы цен и конкуренции.

Следовательно, спрос, предложение, цена, конкуренция — основные инструменты экономического механизма формирования и функционирования агропродовольственного рынка. После того, как аграрный рынок сформировался, необходимо его дальнейшее развитие. Одним из вариантов дальнейшего развития продовольственного рынка является интеграция самих аграрных рынков и их элементов.


Источники:

1. Вялых О.В., Гуров В.В. Оценка производственного и потребительского потенциалов продовольственного рынка // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2008. №3. С. 25-30.
2. Лингарт К., Янда К. Рыночные отношения и обеспечение продовольствием // АПК: Экономика, управление. 2007. № 2. С. 70-73.
3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. – М.: Турант, 2000. 520 с.
4. Сидорович А.В. Экономическая теория и национальная экономика // Национальная экономика: вопросы теории и проблемы преподавания. Материалы научно-практической конференции. - М.: МАКС Пресс, 2008. С. 5-8.
5. Суслов А. И., Сергеев В. В., Клюкач В. А. Организация продовольственных оптовых рынков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 10. С. 2-8.
6. Черданцев П.В., Власова М.К., Овчинникова И.А. Межотраслевые и межрегиональные взаимодействия единого продовольственного рынка Пермского края // Аграрный вестник Урала. 2009. № 3. С. 26-32.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:09:57