Автоматизация и информатизация машиностроительных предприятий России

Мезенцев Д.С., Сажин В.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (269), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются предпосылки и факторы информатизации российского промышленного производства. Предложены возможные варианты процессных систем автоматизации операционного управления на машиностроительных предприятиях.

Ключевые слова: машиностроительные предприятия, информационные системы управления, информационные технологии (ИТ), промышленная революция



Развитие машиностроительной отрасли в России является одним из приоритетных направлений модернизации экономики. В данной отрасли есть все предпосылки для успешного развития:

– большой потенциал внутреннего рынка СНГ;

– выгодное географическое положение (близость к Европе с высокой покупательной способностью и близость к АТР с быстрорастущими рынками);

– партнерство со странами, «исключенными» из мировой экономики;

– длительные традиции машиностроения и высокий уровень технического образования.

Промышленные революции и изменения на предприятиях

Обсуждая сегодняшний уровень автоматизации в российском машиностроении, нужно уточнять, о какой подотрасли идет речь. Например, в области автомобилестроения ситуация существенно отличается от той, которая наблюдается на предприятиях российского военно-промышленного комплекса (ВПК). В автомобилестроении независимые ранее предприятия объединились в современные холдинги, их работа сегодня без ИТ-инструментов практически невозможна.

На предприятиях ВПК, несмотря на увеличивающиеся объемы военных госзаказов, ситуация гораздо сложнее. Дело в том, что в ВПК всегда существовали свои, очень жесткие правила разработки и постановки на вооружение новых технологий – цикл внедрения новой технологии может растягиваться на несколько лет. Такая специализация выводила предприятия ВПК в лидеры по организованности, уровню автоматизации и технической оснащенности во времена СССР [4]. На современном же этапе она стала причиной отставания российского ВПК по уровню автоматизации.

Начало XXI века – время Третьей промышленной революции, которая имеет свою специфику, определяющую условия функционирования машиностроения.

Первая промышленная революция (XVIII век, Англия): внедрение машин вместо ручного труда; пар и металл – основные движущие силы технического прогресса.

Вторая промышленная революция (начало XX века, США): эра массового производства, в приоритете такие ресурсы, как нефть и электричество.

Третья промышленная революция (начало XXI века, весь мир): информационный мир и новая энергетика, новые материалы, новые технологии и способы производства; массовая индивидуализация – «от массового производства к массовой индивидуализации».

Анализ ключевых факторов Третьей промышленной революции

Ключевыми факторами Третьей промышленной революции, влияющими на информатизацию машиностроения, являются (см. табл.):

– глобальная информатизация – информация доступна всегда, везде и мгновенно;

– изменение рыночного спроса – структуры, характера, динамики;

– новые технологии производства и новые материалы;

– изменение правил и факторов конкурентности;

– изменение бизнес-моделей участников рынка.

Таблица

Ключевые факторы Третьей промышленной революции и изменения на предприятиях под их воздействием

Ключевые факторы
Изменения на предприятиях
Изменение рыночного спроса – структуры, характера, динамики
Спрос неустойчив – это не кризисное явление, это перманентное состояние
Необходимость нескольких продуктовых линеек.
Необходимость в системах прогнозирования.
Минимизация заделов в производстве
Повышение скорости удовлетворения спроса – клиент хочет получить продукцию «сегодня / в крайнем случае – завтра»
Необходимость дополнительных оборотных средств для поддержания обоснованных запасов.
Оптимизация систем управления производством на базе MRP/APS/MES-систем
Повышение динамики изменения спроса – клиент постоянно хочет новую продукцию
Необходимость систем управления проектированием и технологической подготовки производства (PDM/CAD/CAM).
Оптимизация процессов постановки на производство новой продукции
Повышение вариабельности спроса – клиент желает индивидуализированную продукцию (кастомизация)
Переход от массового производства к массовой индивидуализации производства – большое количество модификаций продукции.
Мелкосерийный и единичный тип производства.
Проектирование под заказ
Потребитель является источником инноваций, формулируя новые требования к продукции (краудсорсинг)
Системы формирования и реализации индивидуальных требований (опросные листы, позаказные составы и производство под заказ)
Смещение географии спроса в сторону Юго-Восточной Азии и развивающихся стран
Спецпродукция с учетом особенностей Юго-Восточной Азии. Транспортное плечо
Новые технологии производства и материалы
«Цифровое» производство с минимальным задействованием человека
Снижение доли затрат на труд в себестоимости.
«Качественно новые» специалисты – резко возрастают требования к квалификации
Быстрое изменение «цифровой» документации и модернизация продукта в «цифровом» производстве
Современные обрабатывающие центры с ЧПУ.
Внедрение PDM, CAD, CAM, CAE-систем.
3D-printing в производстве
Новые материалы с принципиально иными свойствами и сроком эксплуатации (напр., композиты)
Новые технологии производства и новая продукция
Технологии, снижающие потребление энергии и повышающие экологичность
Снижение затрат на использование энергии
Изменение правил и факторов конкурентоспособности
От гигантского завода к мобильным распределенным производствам
Управление логистикой (закупками, продажами и поставками) становится критически важной задачей для предприятия
Побеждает не крупный, а быстрый.
Постоянное появление новых производителей
Размер перестает быть преимуществом – уменьшение размеров предприятий
Скорость реакции на изменение спроса. Скорость воплощения новой идеи в продукте и вывод его на рынок
Распространение процессных систем управления: BI, BI-CRM; PDM/CAD/CAM; SOP/MPS/MRP/APS
Повышение доли сервисных услуг и послепродажного обслуживания
Сервисные бизнес-процессы:
– ремонт и техническое обслуживание;
– поставка запчастей и комплектующих;
– модернизация;
– региональная сервисная сеть;
– обучение клиентов;
– полный аутсорсинг сервисного обслуживания;
– проектирование под клиента
Изменения на предприятиях:
– новые производства;
– новая логистика продаж;
– расширение номенклатуры и инноваций;
– концепция PLM;
– управление обслуживанием RCM;
– управление сервисным обслуживанием PDM/CAD/CAM

Наиболее существенным фактором Третьей промышленной революции является глобальная информатизация. Информация становится доступной всегда, везде и мгновенно. Как следствие, происходит ускорение всех процессов [3].

На предприятиях наблюдаются следующие изменения:

– всепроникающий интернет и новые условия продвижения продукции;

– WEB-продажи и транспортная логистика;

– быстрое реагирование предприятия на изменения с помощью информационных систем, повсеместная компьютеризация инженерно-технического, финансового и административного персонала;

– постоянная связь всех участников рынка друг с другом (продавцы и покупатели, поставщики и потребители, разработчики и производственники);

– кардинальное повышение скорости обмена информацией как внутри предприятия, так и предприятия с внешним миром.

Целями оптимизации системы операционного управления машиностроительным предприятием посредством информатизации процессов управления являются [5, 6]:

– повышение гибкости производственной системы и скорости реагирования на изменения спроса;

– сокращение времени отклика на запрос клиента;

– повышение пропускной способности предприятия;

– исполнение производственных заказов в срок;

– обеспечение заданного уровня рентабельности заказов;

– достижение заданного уровня отвлеченных активов.

Исходя из этого, можно выбрать следующие возможные варианты решения [1, 2]:

1) многоуровневое скользящее планирование (CRM-SOP-MPS-RCCP-MRP-CRP-APS/MES);

2) календарное планирование сбыта, производства и закупок (MPS/ RCCP);

3) управление запасами в производстве;

4) оперативное календарное оптимизационное управление производством с учетом ограничений (APS/MES);

5) единая схема производственного, материального учета и учета труда.

Методологическая основа информационной системы оперативного управления

Методологическую основу информационной системы оперативного управления машиностроительным производством составляют современные мировые стандарты и концепции (см. рис.):

– MES – стандарт оперативного управления производством;

– MRP – стандарт управления производственными ресурсами;

– APS – концепция синхронного планирования производства с учетом ограничений.

Рис. Уровни планирования современных информационных систем управления

В то же время нельзя не заметить, что спрос на ИТ-системы со стороны машиностроительных предприятий на мировых рынках стагнирует. Сдерживающие факторы те же, что и у предприятий других промышленных отраслей – проблемы с интеграцией ранее установленных систем, которые пока не окупили вложенных в них инвестиций. При этом внедрение современных систем информатизации и автоматизации управления для многих предприятий сегодня представляется довольно затратным мероприятием.

Выводы

В России процесс информатизации машиностроительных предприятий только начинается. Некоторые успехи наблюдаются пока только у компаний – лидеров в авиастроении. По нашим оценкам, сегодня большая часть машиностроительных предприятий России находится на начальном этапе развития информатизации. К последнему этапу – внедрению систем управления жизненным циклом продукции (включая ее обслуживание в гарантийный и постгарантийный периоды и утилизацию) – подошли только некоторые предприятия отрасли. Остальным еще предстоит пройти длинный путь своего информационного развития.


Источники:

1. Грибанов Ю.И., Ершов К.О. Информационное обеспечение системы контроллинга на промышленном предприятии // Российское предпринимательство. – 2013. – № 2. – С. 66–72.
2. Ершов К.О., Грибанов Ю.И. Перспективы развития ИТ-аутсорсинга в промышленности // Креативная экономика. – 2013. – № 1. – С. 29–34.
3. Нуртдинова Э.Э., Харасова А.С. Основные факторы информатизации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2014. – № 4. – С. 39–47.
4. Пыткин А.Н. Перспективы развития промышленной политики // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Рос. науч.-практ. конф. (6 дек. 2012 г.). – Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2012. – Т. 1. – С. 142–146.
5. Пыткин А.Н., Блаженкова Н.М. Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета // Экономические и гуманитарные науки. – 2009. – № 1.
6. Пыткин А.Н., Нечеухина Н.С. Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 3. – С. 11–16.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:51:21