Автоматизация и информатизация машиностроительных предприятий России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (269), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются предпосылки и факторы информатизации российского промышленного производства. Предложены возможные варианты процессных систем автоматизации операционного управления на машиностроительных предприятиях.
Ключевые слова: машиностроительные предприятия, информационные системы управления, информационные технологии (ИТ), промышленная революция
Развитие машиностроительной отрасли в России является одним из приоритетных направлений модернизации экономики. В данной отрасли есть все предпосылки для успешного развития:
– большой потенциал внутреннего рынка СНГ;
– выгодное географическое положение (близость к Европе с высокой покупательной способностью и близость к АТР с быстрорастущими рынками);
– партнерство со странами, «исключенными» из мировой экономики;
– длительные традиции машиностроения и высокий уровень технического образования.
Промышленные революции и изменения на предприятиях
Обсуждая сегодняшний уровень автоматизации в российском машиностроении, нужно уточнять, о какой подотрасли идет речь. Например, в области автомобилестроения ситуация существенно отличается от той, которая наблюдается на предприятиях российского военно-промышленного комплекса (ВПК). В автомобилестроении независимые ранее предприятия объединились в современные холдинги, их работа сегодня без ИТ-инструментов практически невозможна.
На предприятиях ВПК, несмотря на увеличивающиеся объемы военных госзаказов, ситуация гораздо сложнее. Дело в том, что в ВПК всегда существовали свои, очень жесткие правила разработки и постановки на вооружение новых технологий – цикл внедрения новой технологии может растягиваться на несколько лет. Такая специализация выводила предприятия ВПК в лидеры по организованности, уровню автоматизации и технической оснащенности во времена СССР [4]. На современном же этапе она стала причиной отставания российского ВПК по уровню автоматизации.
Начало XXI века – время Третьей промышленной революции, которая имеет свою специфику, определяющую условия функционирования машиностроения.
Первая промышленная революция (XVIII век, Англия): внедрение машин вместо ручного труда; пар и металл – основные движущие силы технического прогресса.
Вторая промышленная революция (начало XX века, США): эра массового производства, в приоритете такие ресурсы, как нефть и электричество.
Третья промышленная революция (начало XXI века, весь мир): информационный мир и новая энергетика, новые материалы, новые технологии и способы производства; массовая индивидуализация – «от массового производства к массовой индивидуализации».
Анализ ключевых факторов Третьей промышленной революции
Ключевыми факторами Третьей промышленной революции, влияющими на информатизацию машиностроения, являются (см. табл.):
– глобальная информатизация – информация доступна всегда, везде и мгновенно;
– изменение рыночного спроса – структуры, характера, динамики;
– новые технологии производства и новые материалы;
– изменение правил и факторов конкурентности;
– изменение бизнес-моделей участников рынка.
Таблица
Ключевые факторы Третьей промышленной революции и изменения на предприятиях под их воздействием
Ключевые факторы
|
Изменения на предприятиях
|
Изменение рыночного спроса – структуры, характера,
динамики
| |
Спрос неустойчив – это не кризисное
явление, это перманентное состояние
|
Необходимость нескольких
продуктовых линеек.
Необходимость в системах прогнозирования. Минимизация заделов в производстве |
Повышение скорости
удовлетворения спроса – клиент хочет получить продукцию «сегодня / в крайнем
случае – завтра»
|
Необходимость
дополнительных оборотных средств для поддержания обоснованных запасов.
Оптимизация систем управления производством на базе MRP/APS/MES-систем |
Повышение динамики
изменения спроса – клиент постоянно хочет новую продукцию
|
Необходимость систем
управления проектированием и технологической подготовки производства
(PDM/CAD/CAM).
Оптимизация процессов постановки на производство новой продукции |
Повышение вариабельности спроса
– клиент желает индивидуализированную продукцию (кастомизация)
|
Переход от массового
производства к массовой индивидуализации производства – большое количество
модификаций продукции.
Мелкосерийный и единичный тип производства. Проектирование под заказ |
Потребитель является источником
инноваций, формулируя новые требования к продукции (краудсорсинг)
|
Системы формирования и
реализации индивидуальных требований (опросные листы, позаказные составы и
производство под заказ)
|
Смещение географии спроса в
сторону Юго-Восточной Азии и развивающихся стран
|
Спецпродукция с учетом особенностей
Юго-Восточной Азии. Транспортное плечо
|
Новые технологии производства и материалы
| |
«Цифровое» производство с
минимальным задействованием человека
|
Снижение доли затрат на
труд в себестоимости.
«Качественно новые» специалисты – резко возрастают требования к квалификации |
Быстрое изменение
«цифровой» документации и модернизация продукта в «цифровом» производстве
|
Современные обрабатывающие
центры с ЧПУ.
Внедрение PDM, CAD, CAM, CAE-систем. 3D-printing в производстве |
Новые материалы с принципиально
иными свойствами и сроком эксплуатации (напр., композиты)
|
Новые технологии
производства и новая продукция
|
Технологии, снижающие потребление энергии и повышающие
экологичность
|
Снижение затрат на
использование энергии
|
Изменение правил и факторов конкурентоспособности
| |
От гигантского завода к
мобильным распределенным производствам
|
Управление логистикой (закупками,
продажами и поставками) становится критически важной задачей для предприятия
|
Побеждает не крупный, а
быстрый.
Постоянное появление новых производителей |
Размер перестает быть
преимуществом – уменьшение размеров предприятий
|
Скорость реакции на
изменение спроса. Скорость воплощения новой идеи в продукте и вывод его на рынок
|
Распространение процессных
систем управления: BI, BI-CRM; PDM/CAD/CAM; SOP/MPS/MRP/APS
|
Повышение доли сервисных услуг и послепродажного
обслуживания
| |
Сервисные бизнес-процессы:
– ремонт и техническое обслуживание; – поставка запчастей и комплектующих; – модернизация; – региональная сервисная сеть; – обучение клиентов; – полный аутсорсинг сервисного обслуживания; – проектирование под клиента |
Изменения на предприятиях:
– новые производства; – новая логистика продаж; – расширение номенклатуры и инноваций; – концепция PLM; – управление обслуживанием RCM; – управление сервисным обслуживанием PDM/CAD/CAM |
Наиболее существенным фактором Третьей промышленной революции является глобальная информатизация. Информация становится доступной всегда, везде и мгновенно. Как следствие, происходит ускорение всех процессов [3].
На предприятиях наблюдаются следующие изменения:
– всепроникающий интернет и новые условия продвижения продукции;
– WEB-продажи и транспортная логистика;
– быстрое реагирование предприятия на изменения с помощью информационных систем, повсеместная компьютеризация инженерно-технического, финансового и административного персонала;
– постоянная связь всех участников рынка друг с другом (продавцы и покупатели, поставщики и потребители, разработчики и производственники);
– кардинальное повышение скорости обмена информацией как внутри предприятия, так и предприятия с внешним миром.
Целями оптимизации системы операционного управления машиностроительным предприятием посредством информатизации процессов управления являются [5, 6]:
– повышение гибкости производственной системы и скорости реагирования на изменения спроса;
– сокращение времени отклика на запрос клиента;
– повышение пропускной способности предприятия;
– исполнение производственных заказов в срок;
– обеспечение заданного уровня рентабельности заказов;
– достижение заданного уровня отвлеченных активов.
Исходя из этого, можно выбрать следующие возможные варианты решения [1, 2]:
1) многоуровневое скользящее планирование (CRM-SOP-MPS-RCCP-MRP-CRP-APS/MES);
2) календарное планирование сбыта, производства и закупок (MPS/ RCCP);
3) управление запасами в производстве;
4) оперативное календарное оптимизационное управление производством с учетом ограничений (APS/MES);
5) единая схема производственного, материального учета и учета труда.
Методологическая основа информационной системы оперативного управления
Методологическую основу информационной системы оперативного управления машиностроительным производством составляют современные мировые стандарты и концепции (см. рис.):
– MES – стандарт оперативного управления производством;
– MRP – стандарт управления производственными ресурсами;
– APS – концепция синхронного планирования производства с учетом ограничений.
Рис. Уровни планирования современных информационных систем управления
В то же время нельзя не заметить, что спрос на ИТ-системы со стороны машиностроительных предприятий на мировых рынках стагнирует. Сдерживающие факторы те же, что и у предприятий других промышленных отраслей – проблемы с интеграцией ранее установленных систем, которые пока не окупили вложенных в них инвестиций. При этом внедрение современных систем информатизации и автоматизации управления для многих предприятий сегодня представляется довольно затратным мероприятием.
Выводы
В России процесс информатизации машиностроительных предприятий только начинается. Некоторые успехи наблюдаются пока только у компаний – лидеров в авиастроении. По нашим оценкам, сегодня большая часть машиностроительных предприятий России находится на начальном этапе развития информатизации. К последнему этапу – внедрению систем управления жизненным циклом продукции (включая ее обслуживание в гарантийный и постгарантийный периоды и утилизацию) – подошли только некоторые предприятия отрасли. Остальным еще предстоит пройти длинный путь своего информационного развития.
Источники:
2. Ершов К.О., Грибанов Ю.И. Перспективы развития ИТ-аутсорсинга в промышленности // Креативная экономика. – 2013. – № 1. – С. 29–34.
3. Нуртдинова Э.Э., Харасова А.С. Основные факторы информатизации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2014. – № 4. – С. 39–47.
4. Пыткин А.Н. Перспективы развития промышленной политики // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: материалы Рос. науч.-практ. конф. (6 дек. 2012 г.). – Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2012. – Т. 1. – С. 142–146.
5. Пыткин А.Н., Блаженкова Н.М. Комплексная оценка результативности хозяйственной организации на основе информации управленческого учета // Экономические и гуманитарные науки. – 2009. – № 1.
6. Пыткин А.Н., Нечеухина Н.С. Методологические основы совершенствования учета в системе контроллинга промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 3. – С. 11–16.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:51:21