Эволюция концепций логистики

Казарновский А.С., Новиков Д.Т., Проценко О.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (44), Август 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Казарновский А.С., Новиков Д.Т., Проценко О.Д. Эволюция концепций логистики // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 8. – С. 42-45.

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 7/2003) Начиная с 60-х годов практически во всех экономически развитых странах сбыт как содержательная часть производственной инфраструктуры, а также организация транспортных, информационных и финансовых потоков становится функцией единой службы. Она реализует сквозные функции управления и регулирования (распределение) материальных потоков на фирме$производителе, начиная с момента поступления материалов на склад и вплоть до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяется воедино управление такими ранее независимыми процессами как снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочих видов деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы.

Ключевые слова: логистика, концепция логистики



Начиная с 60-х годов практически во всех экономически развитых странах сбыт как содержательная часть производственной инфраструктуры, а также организация транспортных, информационных и финансовых потоков становится функцией единой службы. Она реализует сквозные функции управления и регулирования (распределение) материальных потоков на фирме-производителе, начиная с момента поступления материалов на склад и вплоть до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяется воедино управление такими ранее независимыми процессами как снабженческо-заготовительные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочих видов деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы.

Так эмпирически складывались организационные службы логистики, которая, согласно второй концепции (см. «рп» № 7/2003), может трактоваться как научная организация управления инфраструктурными потоковыми процессами путем их интеграции и рационализации (оптимизации) с целью более полного и своевременного материально-технического обеспечения производства фирмы и реализации выпускаемой продукции с наименьшими издержками.

Слабым местом этой концепции является исключение из состава материальных и товарных потоков, подлежащих интеграции и оптимизации по общему критерию, самого материального производства, где единый материальный поток подвергается наиболее глубокому преобразованию и где создается потенциальная потребительная стоимость.

Ограниченность рассмотренной концепции в значительной степени связана с еще достаточно распространенной сбытовой концепцией маркетинга, согласно которой материальное производство пока остается наиболее приоритетной и доминирующей стадией воспроизводственного процесса, на которую работают все другие инфраструктурные звенья, а, следовательно, зависят от его требований. Поэтому более последовательной разновидностью указанной концепции, отвечающей полной переориентации на рынок или социально-этичный маркетинг, является сквозная организационно-аналитическая оптимизация всей совокупности материальных и товарных потоков с позиций единого целого, равно как и самих потоковых процессов. При этом непринципиально осуществляется ли движение и преобразование этих потоков в границах одной фирмы-собственника, либо силами нескольких сопряженных экономически и юридически независимых производственно-коммерческих субъектов, но являющихся, по сути, звеньями общего материального (товарного) потока отраслевого или межотраслевого воспроизводственного процесса, вплоть до создания конечного продукта, его распределения и потребления. Это различие приобретает актуальность при проектировании и создании соответственно микро-, мета (мезо-) и макрологистических систем.

Очевидно, что при таком подходе к общей концепции логистики выглядит парадоксальной ее классификация (деление) по функциональному признаку на заготовительную, производственную, транспортную, складскую, распределительную и другие «виды логистики». Этим постадийным («поперечным») дроблением потока перечеркивается основная суть идеи логистики – целостность охвата и оптимизации единых потоковых процессов. Однако такое условное деление оправдано, если оно предполагает сделать предметом логистики не только оптимальную организацию самих потоков, в результате чего устанавливаются границы структурно-функциональных подразделений (например, степень целесообразности покупки, производства, складирования, доставки различными видами транспорта сырья, комплектующих изделий, оборудования и т.д.), но и решение целого ряда специфических локальных логистических задач внутри этих подразделений. В первую очередь это касается подготовки к реализации оптимальных решений распорядительного логистического центра.

Однако следует заметить, что даже такое распределение функций все же угрожает подменить с помощью логистики традиционную и достаточно содержательную деятельность других профессий и соответствующих наук по экономике и организации материально-технического обеспечения производства (и торговли), транспорта, складского хозяйства, сбыта и т.д.

Это потребует либо отказа от указанного деления логистики как особой методологии (на которую никакая другая дисциплина не претендует), либо необходимости проведения четкого разделения задач и функций в рамках указанных подразделений. Последнее позволит обоснованно отличать логистику в производстве, в снабжении, в транспорте и складском деле, в области управления информацией, финансами и др. от традиционной научно-практической деятельности в этих областях экономики и организации соответствующих подразделений. В противном случае логистика попросту претендует на замещение этих прикладных экономических наук, а, следовательно, признает их несостоятельными и ненужными.

На наш взгляд, за логистикой в рамках рассмотренных подразделений следует закрепить такие задачи, как:

1. Формирование информации о ресурсных возможностях этих подразделений и других ограничениях при использовании тактической (оперативной) логистики и информации о расширении этих потенциальных возможностей и устранении ряда ограничений при использовании стратегической логистики.

2. Создание и развитие логистических систем в указанных подразделениях по модульному принципу управления с достаточной самостоятельностью модулей и агрегированных блоков, что обеспечивает сочетание централизованного управления (логистики) с централизованной деятельностью внутри этих блоков, характерной для традиционных потоков и операций.

3. Определение комплекса предпосылок в виде конструктивной программы мероприятий для реализации оптимальных решений логистического центра.

Все ранее рассмотренные концепции, тем не менее, органически связывают теорию, методологию, объект и предмет логистики с определенными видами деятельности, ограниченными материальными, товарными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками.

Появление новой современной (третьей) концепции логистики как научной организации управления любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческой деятельности, имеющими пространственно-временную последовательность, охватывает сегодня области военных операций, медицины и здравоохранения, туризма и спорта, юриспруденции, банковских услуг и др. путем их рационализации (оптимизации) ради улучшения конечных результатов этих видов деятельности.

Эта концепция логистики является, по нашему мнению, более предпочтительной, поскольку обладает рядом сравнительных преимуществ как научного, так и практического характера. Она не отменяет научно-продуктивную вторую концепцию, а рассматривает ее как частный случай экономической логистики. Последняя в свою очередь может иметь свои «специализации», но образованные не по стадиям движения и преобразования единого материального потока, а по сферам ее применения, например, промышленная логистика, строительная логистика, финансовая, банковская, региональная логистика, логистика народнохозяйственных комплексов и др.

Каждая из этих сфер экономической деятельности имеет свои логистические цепи, сети, проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих специфических задач. Наряду с достижениями экономической логистики могут быть использованы новые логистические формы и методы, актуальные и характерные для пространственно-временных потоковых процессов в различных видах деятельности, что, безусловно, взаимно обогатит логистический арсенал. Отпадает необходимость подменять логистикой содержательную деятельность объектов логистизации, сохраняя за логистикой глобальную интеграцию и рационализацию всей совокупности пространственно-временных процессов, существенно не затрагивая их содержательную сторону.

Есть, однако, опасения, что рассмотренная (третья) концепция потребует разграничения своего объекта, предмета, методологии и аппарата исследования с такой научной дисциплиной как экономическая кибернетика. Таким образом, в ходе преобразования ресурсов в товары в условиях хозяйственной деятельности участников рынка не следует выделять различные виды логистики по сферам ее технологического использования, а рассматривать логистизацию этих сфер хозяйственной деятельности в качестве одного из важнейших видов научно-практической поддержки (обеспечения) их функционирования и развития. При этом логистическое обеспечение направлено, главным образом, на повышение эффективности управления любыми потоковыми процессами, имеющими пространственно-временную последовательность. Поэтому, собственно, не случайными являются попытки глобализировать области применения логистики не только в экономике, но и в науке, культуре, искусстве и т.д.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:25:29