Вопросы реализации новых знаний и технологий
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (47), Ноябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кутало А.А., Крюков Д.В. Вопросы реализации новых знаний и технологий // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 103-108.
Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 10/2003)
Оптимальным способом комплексной оценки коммерческой привлекательности новых технологий является экспертно-аналитический способ. Методика такой оценки должна быть основана на ряде принципов, или основных идеях, которые пронизывают всю систему оценки и одновременно служат нормативной базой для дальнейшего развития самой методики.
Ключевые слова: создание знаний, коммерциализация технологий, коммерческая привлекательность технологий
Оптимальным способом комплексной оценки коммерческой привлекательности новых технологий является экспертно-аналитический способ. Методика такой оценки должна быть основана на ряде принципов, или основных идеях, которые пронизывают всю систему оценки и одновременно служат нормативной базой для дальнейшего развития самой методики.
Наиболее важными из принципов, на которых базируется методика комплексной оценки коммерческой привлекательности технологий, являются следующие.
Принцип свободы творчества исполнителей оценки заключается в том, что при выработанном общем порядке и последовательности проведения оценки исполнители под каждую конкретную технологию могут адаптировать выработанные ранее схемы оценок.
Принцип достоверности и объективности оценок. Его нарушение может ввергнуть заказчика в значительные убытки от неадекватности оценки реальному положению технологии на рынке.
Принцип независимости экспертных оценок состоит в гарантированной независимости проведения экспертизы от внешних воздействий.
Принцип моральной и материальной заинтересованности экспертов, участвующих в проведении оценочных мероприятий. Участие в таких работах должно повышать личный рейтинг экспертов и обеспечивать высокий престиж организации, проводящей оценку.
Принцип соблюдения баланса интересов заказчика и исполнителя комплексной оценки технологий.
Принцип ритмичности и непрерывности проведения оценки за оговоренный период времени. Является важным нормативом, поскольку область знаний и техники, соответствующая наукоемким технологиям, весьма динамична и во времени, и по территориям стран, культивирующих высокие технологии.
Первоначальный отбор технологий для целей рынка осуществляется путем проведения так называемого технологического аудита, под которым понимается анализ технологий, анализ опыта, изделий и знаний, которые имеются в научной или научно-технической организации и могут быть потенциально переданы на рынок или коммерциализованы. Далее оценивается инновационный уровень технологий и устанавливается соответствие проектируемой продукции определенным требованиям, отражаемым как нормативными документами, так и достижениями конкурентов.
Процесс оценки инновационного уровня продукции включает в себя следующие этапы:
1. Определение совокупности необходимых нормативных документов.
2. Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки.
3. Формирование группы аналогов достижений конкурентов и установление значений их показателей.
4. Сопоставление оцениваемой наукоемкой продукции с требованиями нормативных документов и аналогами.
Совместимость разработанных и передаваемых на рынок технологий с существующими – важный потребительский фактор при передаче технологий, которую в большинстве случаев можно установить, не прибегая к услугам экспертов-специалистов. Нужно лишь проанализировать основные эксплутационные характеристики, которые предлагаемая технология обеспечивает при производстве продукции. Такая совместимость должна быть четко обозначена менеджерами по передаче технологий. При этом она может быть двух видов: совместимость с технологиями, уже освоенными производителем, что снижает издержки при создании новой технологии и увеличивает ее конкурентоспособность за счет соответствующего снижения себестоимости наукоемкой продукции, и совместимость с технологической платформой потребителя, что также повышает коммерческую привлекательность технологии.
Исследование конкурентной среды, в которую при передаче на рынок попадает передаваемая технология, должно предшествовать процессу передачи и в определенной степени формировать направление передачи технологий.
Адекватное понимание нужд потребителя технологии формируется через исследование следующих ключевых факторов:
1. Определение четких границ предполагаемого рыночного сегмента. Эти действия вытекают из наличия ясной стратегии развития компании, продвигающей технологию и отражающей основные направления деятельности на соответствующих рынках. Вместе с тем, они также содержат понимание областей новых рыночных возможностей технологии.
2. Понимание динамики развития рынка. С определением границ рыночного сегмента тесно связано понимание логики возникновения новых рынков в результате постоянной эволюции уже существующих. Формирование такого понимания изменения места на рынке требует организации различных видов связи и взаимодействия с потребителями, начиная с обычного мониторинга и заканчивая всевозможными формами изучения мнения потребителей и конъюнктурных обзоров. Основной идеей в данном случае выступает необходимость уделять внимание изучению структуры потребительских нужд в данной технологической области, помимо продвижения конкретной технологии.
3. Прогнозирование рынка. Существует известный набор методов определения вероятной динамики новых рынков – от простой (иногда даже линейной) экстраполяции текущих тенденций до сложных методов обработки функций немонотонных изменений, таких как метод Дельфи или разработка сценариев. В процессе этого прогнозирования должна учитываться не только информация о продажах, но и другие факторы, влияющие на потенциальный рынок, - например, демографические, технологические, политические и экологические аспекты.
4. Работа с потребителями. Для успешной деятельности на рынке технологий важным является вовлечение в информационный обмен потребителей с целью получения от них сведений о видах продуктов и услуг, которые им требуется. Этого можно достичь путем составления регулярных обзоров мнений различных групп потребителей, организации всевозможных дискуссий или путем активного привлечения потенциальных покупателей к процессу развития концепции продукта. Различные инструменты моделирования – в особенности, компьютерная разработка дизайна – обеспечивают этому процессу дополнительный размах, позволяя потребителям совместно с разработками опробовать разные варианты дизайна. Парадигма активного потребителя предполагает развитие формализованных методов и механизмов тесного взаимодействия с потребителями при разработке и усовершенствовании технологии и продукции на ее основе.
5. Постоянное взаимодействие. Успех инновационной наукоемкой продукции зависит от поддержания устойчивой перспективы спроса на продукт в период его разработки, что требует постоянного взаимодействия с потребителями, а не единичных мероприятий по сбору необходимой информации. Кроме того, тесная связь с потребителями в течение продолжительного времени помогает разработчику продукции почувствовать себя на их месте и глубже понять предъявляемые к продукту требования.
6. Доведение информации отдела маркетинга и рекламы о перспективах развития технологии и спроса на нее до других подразделений компании, продвигающей технологию на рынок. Выработка способов эффективного доведения информации о перспективах развития спроса на технологию до всех подразделений компании и искоренение отношения к этой информации как к заурядной маркетинговой акции является чрезвычайно важной задачей компании. Для решения этой задачи возможна даже периодическая ротация кадров в различных подразделениях, чтобы все сотрудники некоторое время могли иметь возможность непосредственного общения с потребителями.
Отметим, что данное обстоятельство, связанное с «продвижением» технологий, свидетельствует о том, что подходы к оценке нужд потребителя ориентированы преимущественно на «спрос» и «конкуренцию». Последние не всегда отражают реальные нужды и потребности социума, ибо в стороне остаются морально-этические составляющие социальной значимости внедряемой технологии.
При определении стоимости (стоимостной оценке) интеллектуальной собственности (ИС), на основе которой разработана наукоемкая технология, обычно руководствуются следующими принципами, выработанными в мировой практике оценки:
‑ стоимость имеют объекты ИС, способные удовлетворять конкретные потребности при их исполнении в течение определенного периода времени (принцип полезности);
‑ стоимость объекта оценки зависит от спроса и предложения на рынке, а также от характера конкуренции продавцов и потребителей (принцип спроса и предложения);
‑ cтоимость объекта оценки не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения);
‑ cтоимость объекта оценки зависит от ожидаемой величины продолжительности и вероятности получения доходов (выгод) за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании (принцип ожидания);
‑ cтоимость объекта оценки изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения);
‑ cтоимость объекта оценки зависит от внешних факторов, определяющих условия их использования, например, обусловленных действием рыночной инфраструктуры, международного и национального законодательства, политикой государства в области интеллектуальной собственности, возможностью и степенью правовой защиты (принцип внешнего влияния);
‑ cтоимость интеллектуальной собственности определяется исходя из ее наиболее вероятного использования, являющегося реализуемым, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым, в результате которого расчетная величина стоимости интеллектуальной собственности будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования).
Окончание следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:51:26