Инфраструктура аграрного производства и продовольственная безопасность

Мудрак Р.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (223), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается проблема чрезмерного экспорта зерна из Украины как фактор, отрицательно влияющий на состояние продовольственной безопасности страны. Обосновывается необходимость увеличения государственной помощи сельхозпроизводителям на строительство дополнительных мощностей по хранению зерновой продукции. Предлагается методика определения количества бюджетных средств, распределяемых между зернопроизводящими регионами Украины.

Ключевые слова: Украина, продовольственная безопасность, экспорт зерна, зернохранилища, бюджетная помощь



С точки зрения обеспечения национальной продовольственной безопасности в условиях углубления интеграции национальной макросистемы в глобальное экономическое пространство, одним из наиболее важных моментов является возможность заранее определить максимально допустимые объемы продовольственного экспорта. В теории продовольственных балансов международное признание получило правило, согласно которому объемы экспорта отдельного вида продовольственной продукции не должны превышать 50% его внутреннего производства, в противном случае государство администрация теряет контроль над процессами, происходящими на национальном продовольственном рынке. Примером реализации этого правила является экспортная политика ведущих стран − экспортеров зерна (см. табл. 1).

1

Как видим, единственной в данном перечне страной, которая не придерживается этого правила, является Аргентина. Но ее пример не опровергает или подвергает сомнению, а подтверждает его. В рейтинге Business Insider по показателям 2010 г., среди стран, которым грозит дефолт, Аргентина заняла третье место [2]. Одной из характерных особенностей современной Аргентины является высокая агроинфляция, в первую очередь, из-за неконтролируемого вывоза зерна на экспорт.

Дефицит зернохранилищ

Логистика, прежде всего частных коммерческих структур Украины, занимающихся зерновым экспортом, позволяет за два-три месяца вывезти из страны до 25 млн тонн зерновых. Более того, учитывая почти монопольное положение торговцев, производителю не остается ничего, кроме согласия на любые условия продажи. Не менее сомнительными являются заявления о якобы «справедливых ценах», которые предлагают зернотрейдеры. Скупая почти на корню зерновой вал, торговцы предлагают за него цены, на порядок ниже, чем мировые.

Одной из главных причин сбыта зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями в период низких цен, то есть во время и сразу после уборки урожая, является низкий уровень развития производственной инфраструктуры зерновой отрасли. А именно – дефицит зернохранилищ. Паспортная емкость сертифицированных зерновых складов страны составляет 31 589,1 тыс. тонн [3]. Сравним эту емкость с объемами производства зерновых и зернобобовых культур в разрезе регионов, взяв за пример, фактические показатели 2008 г., когда был получен рекордный валовой сбор – 53 290,1 тыс. тонн.

Для обоснования порядка предоставления государственной помощи, обратимся к правилу о максимально допустимом объеме экспорта – в первоочередной государственной помощи, нуждаются сельскохозяйственные товаропроизводители тех областей, где дефицит паспортной емкости зернохранилищ больше, чем 50% объемов валового сбора зерновых и зернобобовых (см. табл. 2).

Решение проблемы

Средняя стоимость строительства зернового склада (элеватора) по состоянию на 1 января 2012 г. составила 1000 грн. на 1 т сохраняемого зерна. Итак, если размеры зерновых складов, которые необходимо достроить для достижения дефицитности СЗС (сертифицированных зерновых складов) не более 50% валового сбора зерна, в отмеченных областях составляет 762,5 тыс. т, то сумма ориентировочных расходов составит 762,5 млн грн. (≈ 3050 млн руб.).

Мировой опыт свидетельствует, что в развитых странах почти 80% урожая хранится у производителя. Например, в ЕС национальные интервенционные агентства заключат партнерские договора с фермерами, собственниками зерновых хранилищ, о сбережении в их мощностях интервенционных фондов зерна. Это значит, что фермеры не только защищены от резких колебаний рыночных цен, но и получают доход от предоставления услуг по сбережению сельскохозяйственной продукции. Поэтому мы предлагаем такой вариант решения проблемы, как промежуточный этап – строительство небольших зернохранилищ с полным набором оборудования, необходимым для консервации, сушки и очистки зерна, рассчитанных на мощности одного-двух хозяйств; как стратегическая цель – строительство средних и крупных зернохранилищ для локальных и региональных сельскохозяйственных кооперативов.

Решение проблемы обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей современными зернохранилищами мы видим в двух направлениях:

1) микрокредитования для обеспечения зернохранилищами мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2

2) содействие развитию сельскохозяйственной кооперации – помощь в строительстве относительно крупных кооперативных зернохранилищ (элеваторов).

В соответствии с Соглашением о сельском хозяйстве, Приложение 2, § 1, бюджетную помощь на строительство зернохранилищ можно классифицировать как поддержку на создание инфраструктуры [4]. Следовательно, она относится к субсидиям «зеленой корзины», то есть не ограничивается количественно.

Выводы

Поддержание долгосрочной продовольственной безопасности страны возможно в случае сбалансированного государственного управления продовольственными потоками, что подтверждается опытом развитых стран. Для достижения этой цели необходимо ускорить развитие производственной инфраструктуры сельскохозяйственных товаропроизводителей. В первую очередь, за счет строительства сертифицированных зерновых складов. Это позволит более рационально производить торговлю зерном на протяжении маркетингового года и повысить эффективность государственного учета движения зерновой продукции страны.


Источники:

1. Grain: World Markets and Trade [Электронный ресурс]. – Circular Series FG 12-10. Dec. 2010. – 59 р. – Режим доступа: http://www.fas.usda.gov/psdonline.
2. Яснова Ю. Дефолту не буде (?!) // БіснесРевю. – 2011. – № 13. – С. 1.
3. Державне підприємство «Держреєстри України». Перелік ceртифiкованих зернових складів по регіонах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dru.com.ua/ua/page_126.htm.
4. Осика С.Г. Світова організація торгівлі / С.Г. Осика, В.Т. Пятницький. – 2-гевидання, перероблене і доповнене. – К.: К.І.С., 2004. – XXXVI, 516 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:19:38