Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России

Холодов П.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (214), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Холодов П.П. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 16. – С. 61-67.

Аннотация:
В статье раскрыты негативные тенденции, влияющие на продовольственную безопасность страны. Анализируются меры, предпринимаемые для развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Внесены предложения, направленные на повышение эффективности мероприятий по снижению угрозы потери продовольственной безопасности страны.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, государственная программа, угрозы, целевые индикаторы



Сформировавшееся на рубеже второго и третьего тысячелетия в результате развития процессов глобализации общество и возникшие в связи с данным обстоятельством новые риски и угрозы выдвинули на первый план проблемы обеспечения как глобальной, так и национальной безопасности.

В этом ряду видное место занимает вопрос обеспеченности населения продуктами питания. Продовольственная безопасность – состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость России, гарантируется физическая и экономическая доступность пищевых продуктов для каждого гражданина страны, соответствующих требованиям федерального законодательства о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Высокая и необоснованная импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия существенно снижает экономическую безопасность и значительно ущемляет ее национальные интересы. Например, за 2000–2008 гг. импорт продовольственных товаров увеличился с 7,4 млрд долл. до 27,6 млрд долл., превысив по объему их экспорт почти в 3 раза. За эти годы в страну было завезено продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства на 119,4 млрд долл., что многократно превышает объем совокупной государственной поддержки аграрного сектора из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней.

Возрастание угрозы потери продовольственной безопасности, острая критика со стороны специалистов и ученых, принудили Правительство РФ уделить внимание как проблемам сельского хозяйства, так и вопросу обеспечения продовольственной безопасности страны.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 265-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» была разработана Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.

Господдержка сельского хозяйства в России

В 2010 году реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий осуществлялась в соответствии с федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года». Фактические лимиты ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий данной программы были уменьшены на 67,8% относительно объемов Госпрограммы.

Утвержденные в программе показатели ввода и приобретения сельским населением жилых домов и квартир сокращены в 3,4 раза, индикатор обеспеченности сельского населения питьевой водой снижен с 54,9 до 52,5%.

В 2010 году коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях составили по тракторам – 2,3%, зерноуборочным комбайнам – 3,5%, и кормоуборочным комбайнам – 4,1%, при плановых значениях соответственно – 8; 10,4 и 12,4%. Было приобретено 16,4 тыс. тракторов (46,8% от уровня, установленного Госпрограммой), 4,9 тыс. зерноуборочных комбайнов (45,0%) и 1,6 тыс. кормоуборочных комбайнов (46,5%).

С учетом указанных выше показателей индекс роста производительности труда в хозяйствах всех категорий составил 91% и был ниже на 14,2% целевого показателя Государственной программы.

Вместе с тем оказываемая государственная поддержка сельского хозяйства явно недостаточна для реализации основных целей аграрной политики страны, заявленных в основополагающих документах.

На наш взгляд, следует в течение двух – трех летнего периода, максимум пяти лет, увеличить финансирование сельского хозяйства из бюджета страны не менее чем на 5−7 порядков от сегодняшнего уровня, доведя со временем его до 10-ти кратного роста.

Кстати, бюджетная поддержка программ развития сельского хозяйства во многих развитых странах превышает российский показатель во много раз.

Следует учитывать также и факт «долгожданного» присоединения нашей страны к ВТО. Согласно требованиям этой организации необходима разработка более гибкой аграрной политики.

Господдержка сельского хозяйства в соответствии с нормативами ВТО

В соответствии с нормативами ВТО меры государственной поддержки сельского хозяйства разделяются на три категории:

– «Янтарная корзина» − это разные продуктовые дотации и субсидии, то есть те меры, которые непосредственно искажают торговую среду. Ее размер регулируется нормами этой организации и является главным предметом международных дискуссий;

– «Голубая корзина» − программы, нацеленные на сокращение производства, могут искусственно завышать конкурентоспособность уменьшенного производства, но более опосредованно;

– «Зеленая корзина» − включает меры, не связанные с финансированием производителей: выделение средств на развитие сельской инфраструктуры, аграрные исследования, экологические программы и т.д. Эта поддержка не поддается регулированию в рамках ВТО и может без оглядки выделяться в любом объеме.

Ключевой способ протекционизма выражается в колоссальных субсидиях. ЕС, США и Япония ежегодно направляют в собственное сельское хозяйство десятки миллиардов долларов, при этом на три эти центра приходится 90% от объема субсидий всех участников ВТО (см. график), а уровень господдержки составляет 35–40% от стоимости продукции, производимой аграрным сектором.

image 1

Кроме того, чтобы защитить отдельные сегменты своего сельского хозяйства, развитые страны нередко выстраивают разного рода заградительные барьеры на пути импорта. Так, пошлины на некоторые продукты растениеводства в Японии достигают сотен процентов (см. табл.).

Таблица

Степень защищенности продовольственного рынка

Image 2

*За исключением какао − 50%.

Субсидирование в упомянутых развитых странах нацелено не на увеличение производства, а на то чтобы отрасль была более экологичной, а фермеры − более благополучными. Ведь значительная часть финансовых средств выделяется в таких странах по линии «зеленой корзины». А эти меры, по мнению экономистов, в долгосрочной перспективе эффективны не меньше, чем прямые субсидии. По данным американских исследователей, рост экономики сельского хозяйства США за последние десятилетия на 50% был обеспечен благодаря госсубсидиям в сельскохозяйственную науку.

Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность страны

В нашей стране за годы реформ уровень субсидирования сельского хозяйства сократился на порядок и сейчас составляет около 3 млрд долл. − один из самых низких в мире. Однако несмотря на просительную риторику самих аграриев, ставка на прямое субсидирование не выглядит эффективным ходом аграрной политики. Программы «янтарной корзины» жестко критикуются в самих развитых странах − там собираются снижать их долю. Ведь самые эффективные агропроизводители вроде Австралии, Канады и Новой Зеландии вполне обходятся мизерными субсидиями.

Как нам представляется, в 2008−2010 годах проделана определенная работа по развитию сельского хозяйства и повышению уровня продовольственной безопасности страны. Однако говорить о каких-либо серьезных успехах преждевременно. Сокращение производства отечественной сельскохозяйственной продукции и вынужденный запрет на экспорт зерна при росте цен на импортные продовольственные товары привело к увеличению импорта как в денежном, так и в физическом объемах. В 2010 году объем импорта достиг наивысшего значения за все годы рыночных преобразований, составив 36,4 млрд долларов США против 30,0 млрд долларов в 2009 году и 35,2 млрд долларов в 2008 году. Отрицательное сальдо экспорта и импорта на агропродовольственном рынке равнялось соответственно 27,7 млрд долларов, 20,0 млрд и 25,9 млрд долларов.

Экспорт же продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства в 2010 году был наименьшим за трехлетний период реализации Государственной программы, вследствие значительного уменьшения экспорта зерна, составившего 13,9 млн тонн (при целевом показателе Госпрограммы в 14,0 млн тонн), что ниже уровня 2009 года на 7,9 млн т.

Индекс производства продукции отечественными предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности за счет использования импортного сельскохозяйственного сырья в 2010 году составил 105,4% против 99,5% в 2009 году

В 2010 году, по сравнению с 2009 годом, значительно возросли физические объемы импорта молока и сливок сгущенных (на 83,1%), масла подсолнечного (в 2,6 раза), сахара-сырца (в 1,7 раза). Снижение производства молока частично компенсировалось импортом молочных продуктов, что не позволило обеспечить долю российского производства в формировании общих ресурсов молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко), предусмотренную Государственной программой. Она оказалась ниже на 3,5%.

Заключение

Полагаем, что на устранение накопленных проблем в сельскохозяйственном производстве, укрепление продовольственной безопасности страны потребуется порядка 10–15 лет. При этом в основе развития сельского хозяйства, сельских территорий, обеспечения продовольственной безопасности должна находиться разработанная концепция (стратегия) устойчивого развития, принятая в статусе федерального закона.


Источники:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120.
3. Руденко С.И. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. Теория, методология, практика. − М.: Дашков и Ко, 2009.
4. Холодов П.П., Зотов В.П. Повышение экономической эффективности использования ресурсного потенциала в сельскохозяйственных организациях (на материалах Кемеровской области). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010.
5. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы». Утв. распоряжением Правительства РФ от 06.05.2011 № 772-р.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:05:35