Механизмы нейтрализации теневых явлений в природно-ресурсном комплексе
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (210), Июнь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируются причины возникновения теневых явлений в природно-ресурсном комплексе, указаны негативнее и позитивные стороны теневой экономики в России, предложена типология теневых явлений в природно-ресурсном комплексе.
Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика, теневые явления, природно-ресурсный комплекс
В целом по отношению к теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе применимы два основных подхода: борьба с незаконными действиями хозяйствующих субъектов силами правоохранительных органов, с одной стороны, с другой – такое изменение политики государства, которое приведет к превращению теневых капиталов в реальные инвестиции в развитие природно-ресурсного комплекса.
Деструктивное противоречие
Отечественными и зарубежными исследователями в изучаемой сфере выделяются различные причины возникновения теневых явлений в природно-ресурсном комплексе, и их исчерпывающий список пополняется до сих пор. Многопричинность теневых явлений в природно-ресурсном комплексе обусловливает выделение достаточно большого количества факторов их существования и развития, наличие различных подходов к изучению и многочисленные определения. В отечественной литературе применяются три основных подхода к изучению теневых явлений в природно-ресурсном комплексе: юридический, экономический и статистический; и два дополнительных: экономико-правовой и комплексный.
Двойственная природа природно-ресурсного комплекса заключается в том, что, являясь экономическим ресурсом, он должен одновременно выступать как фактор производства и как источник дохода. Использование субъектами рынка экономических ресурсов только в качестве источника дохода относится к деструктивному экономическому противоречию, порождающему теневые явления в природно-ресурсном комплексе.
При этом факторный доход в виде денежного капитала отрывается от производственной базы, нарушает воспроизводство и приводит к истощению самих факторов производства, что оказывает тормозящее и разрушающее воздействие на экономику.
Использование капитала только как источника дохода также выступает почвой теневой экономики (теневого рынка лома цветных и черных металлов и т.д.). Отрыв денежного капитала от своей производственной базы в поисках наибольшей рентабельности приводит к остановке процесса воспроизводства основных фондов, так как со временем они морально и физически устаревают. Кроме того, переливаясь в высокодоходный сектор (феномен «горячих денег»), денежный капитал может порождать финансовые кризисы мирового масштаба. Теневая экономика также выступает прибежищем капитала в поисках наибольшей доходности, при этом формирование скрытого производства в целях снижения налоговых и других отчислений способствует еще большему его отрыву.
Таким образом, выявленное базовое экономическое деструктивное противоречие и производное от него выступают основой существования и процветания теневых явлений в природно-ресурсном комплексе, а также приводят к утрате государством природно-ресурсного и социально-экономического потенциалов, необходимых для экономического развития.
Конструктивное влияние теневой экономики на разрешения экономических противоречий
В существующей отечественной и зарубежной литературе также признается, что теневые явления в природно-ресурсном комплексе оказывают и конструктивное воздействие, смягчая кризисные ситуации и деформацию производственных отношений. В связи с этим раскрытие сущности теневой экономики требует дополнения: теневые явления в природно-ресурсном комплексе являются не только формой проявления, но и формой разрешения деструктивных экономических противоречий. Разрешение деструктивных экономических противоречий может осуществляться как посредством наличия и преодоления кризисных ситуаций в экономике, так и проявлением конструктивной (стабилизационной) роли теневых явлений в природно-ресурсном комплексе.
Действительно, в период политического и экономического кризиса 90-х годов ХХ в., теневая экономика в России выступила тем сектором экономики, который оказал амортизационное и конструктивное воздействие, буквально позволил выжить большинству населения страны. По данным официальной статистики, доля теневой экономики в России выросла с 9–10% ВВП в 1992–1994 гг. до 22–25% ВВП в 1997–1999 гг., а по данным МВД РФ, ее доля в 1999–2000 гг. составляла 40–50% ВВП [1].
Применительно к факторам производства можно привести примеры конструктивного влияния теневой экономики как формы разрешения деструктивных экономических противоречий.
Прекращение обработки земли и обнищание населения страны привело к возникновению неформального сектора домохозяйств, в котором путем ведения натурального хозяйства население в условиях высокой инфляции и товарного дефицита обеспечило себя необходимыми продуктами питания. Тем самым функционирование неформальной экономики позволило избежать отрыва факторного дохода от земли как фактора производства, что, в свою очередь, частично разрешило деструктивные противоречия данной сферы.
Вовлечение средств теневой экономики в производственный процесс
Представление теневых явлений в природно-ресурсном комплексе во взаимосвязи с деструктивными экономическими противоречиями, а также способностью менять качество системы позволило составить типологию теневой экономики (см. табл. выше).
Таблица
Типология теневых явлений в природно-ресурсном комплексе
Предложенная типология теневых явлений в природно-ресурсном комплексе позволяет сделать вывод о том, что теневая экономика является неотъемлемой составляющей системы экономических отношений и оказывает как конструктивное воздействие на экономику, частично восстанавливая ее целостность, так и деструктивное, когда она нарушает процессы воспроизводства, деформирует производственные отношения, способствует разрушению экономической системы.
В качестве основной цели функционирования системы противодействия теневым явлениям в природно-ресурсном комплексе выступает формирование политики противодействия теневой экономике, что позволит оказать разрешающее воздействие на базовое деструктивное экономическое противоречие – препятствовать использованию природных ресурсов в теневой хозяйственной деятельности путем их вовлечения в воспроизводственный процесс согласно приоритетам развития. Основными задачами системы являются:
– ограничение теневого сектора экономическими методами, направленными на улучшение условий предпринимательства в официальном секторе;
– совершенствование законодательства с целью противодействия теневой экономике;
– повышение эффективности работы государственных органов по борьбе с теневыми явлениями в природно-ресурсном комплексе.
Предложенная система организационно-хозяйственных отношений может быть реализована на всех хозяйственных уровнях.
Суть предлагаемого механизма заключается в объединении частного и государственного капиталов с целью вывода части финансовых ресурсов из теневого сектора и вложения в инвестиционные проекты, соответствующие приоритетам развития. Реализация механизма окажет разрешающее воздействие на базовое деструктивное противоречие путем создания препятствия для использования природных ресурсов в теневой экономике посредством вовлечения их в легальный воспроизводственный процесс.
Данный механизм носит универсальный характер, и применим на любом уровне хозяйствования. При этом в воспроизводственный процесс будут вовлечены финансовые ресурсы как крупного, среднего и малого бизнеса, так и других экономических субъектов (населения, фондов, банков).
Заключение
Реализация механизма позволит направить финансовые и инвестиционные ресурсы в приоритетные направления экономического развития, что приведет к диверсификации структуры экономики отдельных регионов, ослабит их сырьевую зависимость, приведет к развитию глубокой переработки сырья и увеличению добавленной стоимости производимой продукции. Все это окажет разрешающее воздействие на базовое деструктивное экономическое противоречие, что улучшит социально-экономическую ситуацию и уменьшит масштаб теневых явлений в природно-ресурсном комплексе.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:09:27