Особенности налогообложения операций финансового лизинга в России и за рубежом
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (206), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности налогообложения операций, связанных с финансовым лизингом за рубежом, ставится под вопрос целесообразность применения налоговых льгот при лизинге в России.
Ключевые слова: налогообложение, налоговые льготы, зарубежный опыт, финансовый лизинг, операции лизинга, рост налоговых обязательств
По мере развития рыночных отношений и повышения эффективности функционирования финансовых институтов операции, связанные с финансовым лизингом, получают все большее распространение в России. И этому есть ряд объективных причин, одной из которых является предоставление налоговых льгот по данному виду операций. Предоставление налоговых льгот по операциям финансового лизинга является особенностью и спецификой российского налогового законодательства. Данные льготы предоставляются на основании пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ и применяются при амортизации основных средств, являющихся предметом договора финансового лизинга.
В мировой практике достаточно редко можно встретить применение льгот, связанных с финансовым лизингом. Особенности налогообложения операций финансового лизинга существуют в разных странах, но там, где они есть, обычно предполагается ограничение на использование в целях налогообложения при финансовом лизинге тех правил, которые установлены для оперативного лизинга. В большинстве стран налоговое законодательство не использует выражения «финансовый лизинг», а просто выделяет признаки тех сделок, которые заключены как договор аренды, но для целей налогообложения признаются продажей в кредит, или, наоборот, перечисляет обязательные условия договора, который признается для целей налогообложения арендой, а не продажей в кредит (в рассрочку).
В этой связи представляет интерес опыт ряда промышленных стран.
Опыт зарубежный стран
В США перечисляются условия, при которых операция признается арендой (лизингом). В этом случае арендатор имеет право вычитать из налоговой базы арендную плату и те платежи, которые он при аренде уплачивает вместо владельца имущества (например, налоги на имущество или проценты). В случае признания сделки продажей в рассрочку, актив амортизируется арендатором, а арендные платежи рассматриваются как выплата процента и погашение основной суммы, соотношение между которыми определяется по правилам, принятым в финансовом учете. Проценты в этом случае уменьшают налоговую базу лизингополучателя (в соответствии с правилами, установленными для вычета процента) и увеличивают налоговую базу лизингодателя, а погашение основной суммы долга не учитывается при определении налоговой базы.
В Бельгии, особенностями финансового лизинга, который имеет название «аренда-финансирование» (location-financement) являются правила, введенные в 1967 г. – лишь для некоторых групп активов. В 1991 г. эти правила были существенно ужесточены, группы активов расширились и появились существенные ограничения налоговых выгод в случае операций возвратного лизинга. Ряд последующих постановлений вводил дополнительные требования к операциям лизинга, касающиеся налогового режима и отчетности.
Особенностью французского законодательства является то, что финансовый лизинг рассматривается как кредит-аренда (crédit-bail). Сделки, относящиеся к этому виду, заключаются как аренда. Компании, приобретающие основные средства, являются их собственниками, а лизингополучателю предоставляется опцион на покупку этого имущества по заранее установленной цене, учитывающей лизинговые платежи. Лизинговая компания, осуществляющая операции лизинга с опционом на покупку, должна быть зарегистрирована в соответствии с законом о банковской деятельности с одобрения комитета кредитных учреждений.
Налоговый кодекс Франции обязывает амортизировать лизинговое имущество лизингодателя до момента покупки имущества в соответствии с опционом, а лизингополучатель вычитает из налоговой базы лизинговые платежи. Таким образом, квалификация таких сделок для целей налогообложения в соответствии с их экономическим содержанием не производится, но и специальных льгот французское налоговое законодательство не предусматривает.
В Италии законодательство выделяет финансовый лизинг (финансовую аренду), но при этом, не предусматривает для целей налогообложения особых правил для таких сделок. Какие-либо льготы тоже не предусмотрены
В Германии, Швейцарии, Великобритании льготы по финансовому лизингу отсутствуют.
в Чехии для финансового лизинга предусмотрены некоторые особые правила, которые являются скорее ограничениями, а не льготами.
В Венгрии финансовый лизинг для целей бухгалтерского учета рассматривается как продажа в кредит, а налоговый порядок соответствует в этом случае бухгалтерскому учету. Специальные льготы не предусмотрены, но общие льготы можно использовать также в случае лизинговых сделок.
В Польше для целей налогообложения сделки финансового лизинга рассматриваются как продажа в рассрочку, то есть в лизинговых платежах выделяются процентная составляющая и погашение основной суммы задолженности, и в целях налогообложения учитывается процентная составляющая. Амортизацию осуществляет лизингополучатель.
Заключение
Проведенный анализ показывает, что операции финансового лизинга в зарубежных странах льготируются не всегда либо не явно [1]. Где-то такие сделки для целей налогообложения рассматриваются в соответствии с договором контрагентов как аренда, в других случаях квалифицируются как продажа в кредит (в рассрочку) с соответствующим характеру такой сделки разделением лизинговых платежей на процентную составляющую и погашением основной суммы, что при определенных обстоятельствах приводит к росту чистой приведенной стоимости совокупных налоговых обязательств сторон сделки [2].
[1] В России был опубликован ряд работ, в которых утверждалось, что операциям финансового лизинга в разных странах принято предоставлять льготы. Однако ни в одной из этих работ не приведено ни примеров таких стран, ни ссылок на публикации, где такие примеры могли бы приводиться.
[2] Примечание редакции. Заметим, что на сегодняшний день в России лизинг – одна из «работающих» форм кредитования при приобретении и модернизации основных фондов практически во всех сферах реального сектора экономики. Льготирование этой области в форме ускоренной амортизации приобретаемых основных средств связано с особенностями российского бизнеса (большие трансакционные издержки из-за коррупции при осуществлении разного рода разрешительных процедур, высокие процентные ставки по кредиту, нестабильные условия внешней среды и т.д.), что ставит лизинговые сделки в ряд рискованных для обеих сторон. В этой связи отмена существующих льгот при лизинге будет существенно тормозить модернизацию российской производственной базы, хотя, возможно, и принесет небольшое увеличение налоговых поступлений – задачи по своей значимости не сопоставимые.
Источники:
2. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформы. − М.: ИЭПП, 2000.
3. Синельников С. и др. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития. − М.: Евразия, 1998.
4. Хасси У., Любик Д. Основы мирового налогового кодекса с комментариями. Проект, финансируемый Международной налоговой программой Гарвардского университета / Пер. М. Алексеева. − 1996.
5. Шкребела Е. Реформирование налогообложения прибыли // Экономический рост: после коммунизма (Материалы международной конференции). Научные труды. – 2002. − № 40.
6. Worldwide Corporate Tax Guide. Ernst &Young, 2005.
7. Milton H., Raviv A. The Theory of Capital Structure // Journal of Finance. 1991. Vol. 46. №. 1.
8. Mintz J. The Corporation Tax: A Survey, Fiscal Studies. Vol. 16. 1995. № 4.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:08:06