Передовой международный опыт в области стимулирования внедрения энергосберегающих технологий

Гуменюк Н.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (195), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируется передовой международный опыт по стимулированию внедрения энергосберегающих технологий. Подробно рассматриваются директивные и экономические методы политики в области энергоэффективности, а также стратегии и инструменты для использования инновационных технологий в промышленности и градостроительной отрасли.

Ключевые слова: инновационные технологии, энергетика, альтернативные источники энергии, энергосбережение, энергоэффективность, топливно-энергетические ресурсы



Методы стимулирования энергосбережения из мировой практики могут представлять интерес для России во время ее перехода на инновационный путь развития. Рассмотрим их на примерах организации энергетического менеджмента в странах, использующих преимущественно методы экономического воздействия на потребителей топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) (Западная Европа и США), и в Японии, отдающей предпочтение государственному регулированию энергосбережения.

«Жесткие» и «мягкие» средства регулирования энергоэффективности

В числе средств, широко используемых в мире и оказывающих существенное влияние на повышение эффективности использования ТЭР, входят как жесткие средства (регулирование цен и тарифов), так и широко распространенные в мире достаточно мягкие, гибкие – экономические. При этом наблюдается общее стремление придать им легитимный характер, представить в виде законов или законодательных актов. Причем эти тенденции свойственны как странам, предпочитающим государственное регулирование энергопотребления, так и применяющим рыночные механизмы.

В некоторых странах введено обязательное назначение менеджера по энергетике. В его обязанности входит разрабатывать годовые планы по повышению энергоэффективности и следить за их выполнением. Прежде всего, это касается крупных предприятий. При выполнении этого требования компании открывается доступ к правительственным субсидиям на энергосбережение (например, в Италии).

В США получают распространение компании, специализирующиеся на консультировании в области энергоэффективности. Они производят мониторинг потребления электроэнергии и предоставляют своим клиентам данные о ее расходовании, дают рекомендации по ее более эффективному использованию.

В ряде стран Европы наиболее часто применяемыми для решения задачи энергосбережения инструментами являются налоги (или освобождение от их выплаты), субсидии. В Финляндии применяются различные ставки налогов на потребление энергии в зависимости от того, каким способом она была произведена. В Нидерландах потребление электричества, произведенного в результате использования возобновляемых источников энергии, освобождено от налогов. В некоторых странах предоставляются субсидии компаниям, которые используют экологически чистые виды энергии или осуществляющим посадки деревьев [1].

В некоторых странах (Бельгия, Франция, Дания) был создан Возобновляемый фонд. Как правило, установленная фондом процентная ставка ниже, чем при получении займов в других кредитных организациях, что равносильно льготному кредиту.

В ряде стран (Германии, Люксембурге, Нидерландах) применяется норма ускоренной амортизации, которая представляет собой право, предоставляемое предприятиям списывать инвестиции в проекты по энергоэффективности быстрее, чем другие капиталовложения.

Мероприятия, стимулирующие энергоэффективность в промышленности

Если непосредственно рассмотреть отрасль промышленности, то можно наблюдать, что лишь несколько стран Западной Европы занимаются законодательным установлением показателей энергоэффективности. И все же в некоторых странах используются мероприятия, стимулирующие повышение энергоэффективности в промышленности. К их числу относятся:

– обязательные энергетические аудиты, которые являются необходимым условием для выделения правительственных субсидий или другой помощи в осуществлении мероприятий по энергосбережению;

– составление планов организационно-технических мероприятий по снижению потребления ТЭР и отчетов по их реализации;

– введение стандартов на отдельные виды технологического оборудования. В Германии, Греции и Франции применяются стандарты для камер сгорания топлива. В некоторых странах вводятся энергетические стандарты на двигатели, насосы, вентиляторы и компрессоры;

– введение благоприятного ценового режима, денежных дотаций. Например, совместное финансирование внедрения энергосберегающих технологий и оборудования. В строительстве самыми распространенными из всех используемых нормативов являются нормативы по теплопередаче зданий и сооружений. Они должны гарантировать тепловые потери ниже максимально допустимого уровня при проектировании новых зданий. В некоторых случаях национальные энергетические кодексы применяются также к работам по реабилитации существующих зданий.

Нормативное регулирование эффективности применяется как к отопительному оборудованию, так и к водонагревательным системам. Существуют нормативы энергопотребления холодильниками, моечными машинами и другими видами домашнего оборудования. Законодательными актами часто запрещается продажа приборов и оборудования, у которых энергетические характеристики ниже определенного уровня.

Одним из основных направлений современного градостроительства является проектирование и строительство так называемых «умных городов» (smart cities), которые могут быть определены по соответствию основным параметрам, эффективно соединенными вместе: экономика, природные ресурсы, человеческий и социальный капитал, качество жизни, а также участие граждан в управлении городами [3]. Основной проблемой, связанной с энергоэффективностью в «умных городах», с которой сталкиваются при их проектировании, является аккумулирование энергии. «Поиск способов хранения энергии по приемлемым ценам – непростая задача. В отличие от воды, хранения энергии в массовых масштабах влияет на то, как спроектированы города» [4].

Электроэнергия от возобновляемых источников

Довольно сильную поддержку во многих странах имеет покупка электроэнергии от возобновляемых источников. Например, в Дании коммунальные предприятия обязаны покупать энергию от возобновляемых источников. В Великобритании существуют гарантированные цены на электроэнергию от возобновляемых источников энергии.

В странах ЕС используются и другие методы стимулирования развития энергогенерирующих технологий на возобновляемых энергоресурсах.

Например, в Австрии, Италии и Нидерландах обеспечивается поддержка капитальных вложений в проекты по возобновляемым источникам энергии, Германия оказывает поддержку в виде льготных займов, а Португалия снизила НДС на оборудование для возобновляемых источников энергии.

Во многих странах для того, чтобы избежать строительства новых и сверхэксплуатации старых электростанций правительства стимулируют частный сектор на энергосбережение. В частности, в южной Европе правительствами поощряется строительс тво частных малых ГЭС, ветряных электростанций или использование солнечных батарей.

В противоположность Европе, применяющей экономические методы стимулирования энергоэффективности, отличительной особенностью Японии является твердая позиция государственного регулирования.

Японский закон об энергосбережении предписывает правительству применять финансовые и налоговые меры для стимулирования рационального использования энергии. Закон утверждает приоритетность инвестиций в энергосбережение по сравнению с капиталовложениями в другое оборудование.

Если предприниматель в Японии собирается внедрять энергосберегающее оборудование, у него появляется возможность получить кредит на выгодных условиях в одном из банков, капитал которого полностью принадлежит правительству. Среди них, например, Японский банк развития финансирует сравнительно крупные предприятия, Финансовая корпорация малого бизнеса обслуживает средние и малые предприятия, Народная финансовая корпорация – очень малые предприятия. При строительстве дома для граждан страны, если дом обеспечивается элементами энергосбережения (например, дополнительной теплоизоляцией), верхний предел ссуды может быть поднят.

Не менее весомы и налоговые льготы. Если корпорация или индивидуальный предприниматель приобретает энергосберегающее оборудование, можно претендовать:

– на меру, при которой общий налог или налог на прибыль уменьшается на 7% от стоимости приобретенного оборудования (скидка может составить вплоть до 20%);

– меру, при которой специальная скидка, равная 30% от стоимости оборудования, применяется в дополнение к обычной скидке в первый год использования этого оборудования.

Перспективы

Некоторые предприятия, разрабатывая программы энергоэффективности, преследуют цель сокращения выбросов углеводородов в атмосферу и продвижения их корпоративной социальной ответственности. Это больше распространено среди компаний в Европе, чем в Соединенных Штатах или Японии. Поскольку развивающиеся рынки будут использовать значительно больше энергии, в будущем эффективное использование энергии должно внедряться именно там. Сегодня примерно половина потребления энергии в мире приходится на развитые страны, а вторая половина – на развивающиеся. По прогнозам, почти 89% роста потребления энергии будет поступать из развивающихся стран.

В общей картине наименее выигрышно на данный момент смотрятся страны Восточной Европы и бывшего СССР. Здесь правительства пока либо не видят, либо не знают, как за счет развития программ энергоэффективности можно привлекать капитал.

Для стран, активно занимающихся научными разработками и внедрением технологий в области энергосбережения, успехи в этой области обеспечивают рост конкурентоспособности их продукции и более высокий уровень жизни населения. Кроме того, они снижают отрицательное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. А это уже международный, планетарный срез проблемы энергоэффективности.


Источники:

1. Пискулова Н.А. Экология и глобализация: монография. – М.: МГИМО-Университет, 2010.
2. Шраер А.В. Сервисные и высокотехнологичные услуги в топливно-энергетическом комплексе // Проблемы современной экономики. – 2011. − №2 (38).
3. Baron, S; Field, J. and Schuller, T. Social capital: Critical perspective. − Oxford University Press, 2000.
4. Delorme P., Dixon G., Huff C. A., Schierenbeck A. Investing in cities of the 21st Century: urbanization, infrastructure, and resources. – Harvard Business School research, 2011.
5. Giffinger R.; Fertner C., Kramar H., Kalasek R., Pichler-Milanovic N., Meijers E. Smart cities – Ranking of European medium-sized cities. – Vienna: Centre of Regional Science, 2009.
6. Torres, L; Pina, V. and Sonia, R. E-government and the transformation of public administrations in EU countries: Beyond NPM or just a second wave of reforms?. Online Information Review 29 (5), 2005.

Страница обновлена: 20.09.2024 в 08:58:49