Экономическая эффективность деятельности производителей общественно потребляемых услуг в сфере здравоохранения
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Руссу О.Г. Экономическая эффективность деятельности производителей общественно потребляемых услуг в сфере здравоохранения // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 9. – С. 141-146.
Аннотация:
В статье показано, что преобразованные в новые организационно-правовые формы автономные и бюджетные учреждения с расширенным объемом прав могут самостоятельно распоряжаться некоторыми видами имущества и доходами от основной и сопутствующей деятельности. Экономические методы управления и алгоритмы экономического анализа деятельности становятся актуальными для менеджмента лечебно-профилактических учреждений, работающих в условиях сочетания государственного регулирования и предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: экономическая эффективность в здравоохранении, общественно потребляемые и индивидуально потребляемые услуги, стоимость государственной услуги, экономические методы управления в менеджменте
Большинство товаров, работ и услуг в экономике Российской Федерации распределяются на рынке, а цены на товары (работы, услуги) служат экономическим маркером выгодности их производства. В случаях бесплатного для населения предложения услуг (работ) в социально ориентированных отраслях экономики, рыночные силы прекращают свое действие и вступают в силу государственные механизмы управления производством и потребностями общества.
Нормативы обслуживания
Объемы потребления услуг в сфере здравоохранения определены в программе государственных гарантий (ПГГ) обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в 2011 году в расчете на одного жителя страны: 0,318 вызова скорой помощи, 9,7 посещения к врачу в поликлинике, 0,59 пациенто-дня в дневном стационаре, 2,78 койко-дня в больничных учреждениях. Плановая стоимость единицы потребляемой медицинской услуги, обеспеченная государственными источниками финансирования (бюджетные средства и средства обязательного медицинского страхования): 1710, 1 рублей – вызов скорой медицинской помощи; 478 рубля – пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров; 218,1 рубля – посещение к врачу в поликлинике; 1380,6 рубля – 1 койко-день в больничных учреждениях [3].
Определение экономических отношений общества и государства по отношению к сфере здравоохранения, – как необходимость предотвращения экономических потерь и народнохозяйственного внутреннего дохода от бремени болезней, особенно населения в трудоспособном возрасте, отвечает задачам обеспечения макроэкономической эффективности [5].
Понятие эффективности расходования средств, выделенных бюджетному учреждению здравоохранения для выполнения государственного (муниципального) задания и обязательств перед системой медицинского страхования расширяется с появлением права заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение бюджетных учреждений. При этом собственник имущества перестает нести субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав [2].
Об эффективности медицинских услуг
В условиях сохранения функций государства по сглаживанию «внешних экстерналий» рынка и развития регулируемого предпринимательства, грамотно дозированные рыночные механизмы управления производством и распределением медицинских услуг повышают ответственность перед обществом микроэкономических субъектов – лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), которые должны работать с достижением экономических результатов.
Необходимость введения в отрасль наряду с социальной, медицинской эффективностью понятия экономической эффективности, понимаемой, как соотношение достигнутых медико-социальных результатов деятельности объектов управления в отрасли по обеспечению потребностей населения в медицинских услугах при заданных размерах финансовых средств и сбалансированном использовании ресурсов медицинских учреждений, обусловлена современным этапом реформ в сфере здравоохранения [6].
Данные реформы сопровождаются значительными дополнительными инвестициями: 460 млрд. рублей в 2011–2012 гг. на развитие материально-технической базы, кадрового обеспечения, внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации [1].
Достижение мезоэкономической эффективности, рассматривается нами как сущность промежуточных подсистем (между микро- и макроэкономикой), имеющих самостоятельное значение и инфраструктуру в народном хозяйстве и рыночной экономике [4].
Процесс экономической эффективности деятельности сферы здравоохранения опирается на единые подходы к управлению бюджетными, внебюджетными расходами, поступлениями от предпринимательства, как в государственном, так и в частном секторе отрасли.
Экономические стратегии достижения результативности расходов бюджетных ЛПУ с расширенным объемом прав реализуются в условиях выполнения требований к медицинским технологиям для осуществления лечебного процесса. Предлагается дифференцировать данные стратегии в зависимости от деловой активности ЛПУ, возможностей сочетания различных финансовых источников, факторов организации лечебного процесса и индикативно измерять на разных стадиях реформ государственного сектора по следующим показателям: остаточный доход, безубыточный доход, маржинальный доход, экономически добавленная стоимость [6].
Расчет «здоровых» случаев
Механизмы операционного анализа можно использовать при оценках эффективности предпринимательской деятельности на основе метода «затраты – выгода», а методический подход «затраты – результаты» предлагается адаптировать для расчетов безубыточных объемов реализации медицинских услуг по всем программам их предоставления [7]
Для расчета количества законченных случаев лечения больных по федеральным стандартам в рамках государственного (муниципального) задания, обеспеченного финансированием (Об) может быть использован укрупненный алгоритм методики «затраты – результаты», адаптированный для целей современного этапа реформ в сфере здравоохранения:
(1)
где:
Цед – средняя фактическая цена законченного случая лечения федеральной технологии для одного пациента в медицинской организации;
УпеЗ, УпоЗ – соответственно условно-переменные (независящие от объемов деятельности) и услов-но-постоянные расходы (прямо пропорционально изменяющиеся с изменением объемов деятельности) медицинской организации;
Оплан – плановые объемы услуг, выраженные в количестве пролеченных больных, исходя из нормативных объемных значений ПГГ по потреблению видов медицинской помощи и мощности учреждений по развернутым койкам, посещениям, вызовам, пациенто-дням (с учетом особенностей каждого финансового источника).
При этом, используемые в формуле категории «цена», «расходы» опираются на общеметодологические подходы теории трудовой стоимости в части определения общественно необходимых затрат на оказание медицинских услуг населению и напрямую связаны с существованием государственного регулирования общественно потребляемых благ [4].
Индивидуально потребляемые медицинские услуги связаны с предоставлением населению медициской помощи сверх программ государственного (муниципального) заказа – сверх ПГГ по объему потребления и стоимости.
Экономическая природа «цены» медицинской услуги при развитии в бюджетных и автономных учреждениях альтернативных программ и методики безубыточного планирования при построении современных моделей управления расходами может быть описана с помощью принятых в экономической теории терминов: средних расходов, условно-переменных и условно-постоянных затрат, предельных затрат и т.д. [5].
Приведение затрат в соответствие с требуемыми расходами, в том числе и в тех случаях, когда речь идет о медицине, базируется на теории альтернативных издержек и позволяет принимать управленческие решения по оптимизации деятельности и перераспределению видов создаваемых товаров, работ (услуг) [4].
Вывод
Таким образом, в широком смысле, экономическая эффективность здравоохранения определяется при взаимном рассмотрении результатов деятельности, затрат на их достижение, возможностей и потребностей системы ЛПУ, а также с позиций предотвращенных потерь трудового потенциала общества вследствие болезни (смерти, инвалидизации и т.д.).
Понятие экономической эффективности в узком смысле означает, что фактические расходы на медицинскую помощь полностью покрываются бюджетным и внебюджетными источниками финансирования, а потребление ограниченных ресурсов осуществляется в соответствии с целевым и рациональным характером использования ресурсов.
Источники:
2. Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2010 № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год».
4. Мэнкью Н.Г. Принципы экономики. − 2-е изд., сокращ. – СПб.: Питер, 2002. − 496 с.
5. Щепин О.П., Габуева Л.А. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении. − М.: МЦФЭР, 2006. − 425 с.
6.Методы оценки экономической эффективности в здравоохранении /под общей редакцией Габуева Л.А.: учебное пособие. − М.: Дело : АНХ, 2010. − 68 с.
7.Методические рекомендации по безубыточному планированию в здравоохранении. ННИИ общественного здоровья РАМН / Под общей редакцией академика О.П. Щепина. − М., 2002. − 45 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:55:18