Globalization and Integration Processes in the Management of Tourism Enterprises
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 4-2 / April, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The author examines the globalization and integration processes in management of tourism enterprises. He identifies the main causes of the integration processes in the tourism business, features and principles of tourism strategic alliance management, as well as management factors to ensure success.
Keywords: integration processes, globalization processes, tourist business, strategic alliance
В условиях жесткой конкурентной борьбы между предприятиями туристской отрасли возникают новые модели организации и управления деятельностью предприятий с учетом процессов глобализации и интеграции бизнеса.
Причины интеграционных процессов в туристском бизнесе
Сформулируем основные причины происходящих в туристском бизнесе интеграционных процессов:
– необходимость обеспечения достаточного количества клиентов (туристов, пассажиров, клиентов гостиниц и др.). В качестве примера можно привести собственные системы бронирования номеров в гостиницах, билетов в авиакомпаниях, автомобильного транспорта и др., ориентированные на первоочередную загрузку туристских предприятий. Сама система бронирования также подвержена интеграционным процессам (существуют электронные системы гостиничного бронирования, принадлежащие крупным авиакомпаниям, а также системы бронирования номерного фонда гостиниц, принадлежащие независимым консорциумам и др., включение в которые является дорогостоящей услугой и не под силу независимому туристскому предприятию);
– требование к качеству туристских услуг, зависящего от целого ряда факторов: качества доставки любым видом транспорта, качества проживания в гостинице, качества предоставляемых на отдыхе услуг, квалификации обслуживающего персонала, обеспечения безопасности клиентов и др.
Обозначенная причина обуславливает наличие у ведущих туристских предприятий собственных нормативов, технологий и стандартов обслуживания клиентов, для обеспечения которых, например, создаются собственные снабженческие организации, что позволить могут себе только объединения туристских предприятий;
– стремление к увеличению количества клиентов. Поиск новой клиентуры и удержание старой обуславливают необходимость проведения туристскими предприятиями глубокого анализа рынка, клиентуры, конкурентов, поставщиков и т.д., активной рекламной и сбытовой политики, что, в свою очередь, требует использования больших финансовых, информационных и человеческих ресурсов;
– совершенствование профессионализма сотрудников туристского предприятия, что существенно влияет на качество предоставляемых услуг. В данном случае экономически выгодным является создание туристскими предприятиями собственной системы подготовки и повышения квалификации кадров, что требует значительных затрат.
Управление туристским стратегическим альянсом
Управление туристским предприятием представляет собой взаимосвязь трех основных элементов управления:
1) общего управления, в компетенцию которого входит разработка стандартов и нормативных требований, управленческой политики и других политик предприятия, стратегическое планирование, организация деятельности предприятия, осуществление координации и контроля и др.;
2) управления структурой туристского предприятия, охватывающего формирование структуры предприятия, определение предмета деятельности, правовых норм, установление взаимосвязи с другими предприятиями, решение территориальных вопросов, а также задач организации, реконструкции и ликвидации и др.;
3) конкретных сфер управления, в числе которых маркетинг, коммерция, финансы, инновации, производство, кадры, управление основными фондами и др.
Несомненно, что одной из необходимых составляющих успешного туристского предприятия является руководство новыми видами бизнеса. Все более важным считается умение договариваться о формировании новых альянсов и управлять сложными альянсовыми сетями. Компетентность в управлении альянсом является решающей для успеха в многонациональном бизнесе. Это предоставляет существенные конкурентные преимущества для практической деятельности многонациональных стратегических альянсов [2 ].
Управление предприятиями-участниками стратегического альянса представлено на рис.1 (см. выше).
Рис. 1. Управление предприятиями-участниками стратегического альянса
Принципы рационального управления
Уровень управления альянсом обеспечивает стратегические решения альянса.
Обращаясь к теории управления [3], сформулируем принципы рационального управления туристским предприятием – участником стратегического альянса, которые определяют требования к системе, структуре и организации этого процесса.
Общими принципами управления туристским предприятием-участником стратегического альянса будем считать:
1) принцип применимости, предполагающий возможность разработки общего руководства к действию для всех сотрудников туристских предприятий-участников стратегического альянса;
2) принцип системности, означающий охват менеджментом всей системы с учетом ее внутренних и внешних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры каждого туристского предприятия-участника стратегического альянса;
3) принцип многофункциональности, означающий охват менеджментов различных аспектов деятельности туристских предприятий–участников стратегического альянса: материальных (ресурсы, услуги), функциональных (организация труда) и смысловых (достижение конечной цели);
4) принцип интеграции, предполагающий интеграцию существующих внутри системы различных способов отношений и взглядов сотрудников туристских предприятий – участников альянса, которые вне альянса могут разделяться на собственные сферы;
5) принцип ориентации на ценности, означающий включение менеджмента туристских предприятий стратегического альянса в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.
Частные принципы управления
Частными принципами управления предприятием-участником стратегического альянса будем считать:
1) принцип сочетания централизации и децентрализации, предполагающий необходимость умелого сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении;
2) принцип научной обоснованности управления, означающий наличие у руководителей туристских предприятий научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования предприятия;
3) принцип плановости, состоящий в установлении основных направлений и пропорций развития туристского предприятия в перспективе;
4) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, предполагающий, что каждый подчиненный каждого туристского предприятия-участника альянса должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение;
5) принцип частной автономии и свободы, предполагающий инициативность от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по собственному желанию в рамках действующего законодательства;
6) принцип иерархичности и обратной связи, заключающийся в создании многоступенчатой структуры управления;
7) принцип мотивации, заключающийся в создании эффективной системы поощрений и наказаний, интегрируемой по элементам каждого туристского предприятия;
8) принцип демократизации управления, предполагающий участие в управлении туристским предприятием всех его сотрудников;
9) принцип государственной законности системы менеджмента, означающий соответствие организационно-правовой формы туристских предприятий-участников альянса требованиям государственного (федерального, национального) законодательства;
10) принцип органической целостности объекта и субъекта управления, означающий рассмотрение управления как единой комплексной системы, имеющей выход, обратную связь и связь с внешней средой;
11) принцип устойчивости и мобильности системы управления, обеспечивающийся, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента туристских предприятий, прежде всего, к изменениям во внешней среде.
От чего зависит эффективность управления стратегическим альянсом?
В качестве основных факторов управления, гарантирующих успех стратегическому альянсу в туристском бизнесе, можно назвать:
– наличие хорошо организованной структуры, имеющей стратегически ориентированное построение;
– адекватные механизмы интеграции специализированных структурных единиц, обеспечивающие их эффективное взаимодействие;
– корпоративная культура участников стратегического альянса, позволяющая соблюсти баланс сотрудничества и соревновательности.
Последний фактор обусловлен тем обстоятельством, что при объединении независимых туристских предприятий будет неотъемлемо присутствовать проблема взаимодействия различных корпоративных культур, в результате чего актуализируется задача приспособления к созданию эффективного стиля управления стратегическим альянсом, когда предприятиям-участникам стратегического альянса будет необходимо подстроить свою корпоративную культуру под новый стиль; знать и понимать как национальные культурные отличия, так разницу между туристскими предприятиями, работающими в одном и том же регионе; а также следовать общей ориентации на успех на всех уровнях предприятия [4].
Основные моменты, которые следует учитывать при управлении туристскими предприятиями-участниками стратегического альянса, отображены на рис. 2 (см. на с. 151).
Рис. 2. Основные аспекты деятельности стратегического альянса
Для эффективного управления стратегическим альянсом рекомендуется:
– дифференциация стиля управления с адаптацией к каждому туристском предприятию – участнику стратегического альянса;
– постоянное согласование интересов участников;
– четкое распределение полномочий и ответственности персонала туристских предприятий; организация и контроль достоверности информационных потоков внутри альянса;
– контроль за результатами работы альянса, в том числе финансовыми.
Страница обновлена: 29.04.2025 в 06:23:22