Фиктивный капитал в российской экономике: проблемы и регулирование
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье исследована роль фиктивного капитала в обеспечении устойчивого развития российской экономики, проанализированы формы и методы государственного воздействия на рынок фиктивного капитала в целях предупреждения и преодоления кризисных явлений.
Ключевые слова: фиктивный капитал, финансовые рынки, реальный и финансовый сектора экономики
Анализ причин мирового экономического кризиса подтверждает тезис о дальнейшем развитии рынка титулов собственности и возрастании роли фиктивного капитала как совокупности государственных и корпоративных долговых обязательств и ценных бумаг в системе общественного воспроизводства. Развитие фиктивного капитала привело к его обособлению от движения экономических ресурсов, что нашло отражение в превращении долговых свидетельств в самостоятельный объект договорных отношений на рынке ссудного капитала, в механизме формирования цены, находящейся в зависимости от объема ожидаемого дохода и нормы процента и не отражающей состояние реального сектора экономики.
Движение фиктивного капитала в значительной степени определяется циклическими колебаниями национальной и мировой экономики, содержанием мер государственного воздействия на экономические процессы, состоянием финансовой и денежно-кредитной систем, характером институциональной среды, а также масштабами спекулятивных сделок на финансовых рынках, что выражается в высокой степени риска, неопределенности и неустойчивости данного сегмента рынка. В свою очередь, изменения в объеме фиктивного капитала не влияют непосредственно на величину национального богатства, но при этом оказывают воздействие на состояние бюджетной системы и объем дефицита (профицита) консолидированного бюджета, в значительной степени определяют динамику курса национальной валюты, перераспределяют риски экономической деятельности, способствуют увеличению совокупных расходов, что является условием эффективного спроса и восстановления равновесного состояния российской экономики.
Диспропорции между реальным и финансовым секторами экономики
В условиях регулируемого рыночного хозяйства решающую роль в структуре фиктивного капитала играют долговые обязательства государства, которые используются в целях преодоления растущих бюджетных дефицитов. Закономерностью мирового хозяйства выступает превышение темпов роста объемов фиктивного капитала над динамикой реального капитала. По оценкам специалистов, если в 1980 году мировые финансовые активы (акции, негосударственные и государственные долговые обязательства, банковские вклады) были сопоставимы с мировым ВВП (12 и 10 триллионов долларов соответственно), то в 2008 г. объем мировых финансовых активов с учетом вторичных деривативов превысил мировой ВВП, достигший 55 трлн долл., в 12 раз и составил 660 триллионов долларов. Расхождение темпов роста реального и финансового секторов экономики стимулирует инфляционные процессы и ведет к усилению циклических колебаний макроэкономической конъюнктуры в мировой экономике в целом и в рамках экономических систем отдельных государств. В России подобные диспропорции усиливаются вследствие низкой капитализации значительной части ресурсов, отсутствия достаточных объемов торгов на фондовом рынке, недостаточного количества инструментов, преобладания инсайдерской торговли, несовершенства институциональной среды.
Устранение диспропорций между реальным и финансовым секторами экономики, стимулирование процессов трансформации сбережений в инвестиции, реализация роли фиктивного капитала как необходимого элемента эффективного инвестиционного механизма и как следствие стабилизация основных макроэкономических показателей возможны при условии эффективного государственного регулирования рынка фиктивного капитала как фактора поддержания национальной конкурентоспособности.
Субъекты и объекты контрактных отношений
Фиктивный капитал как совокупность контрактных отношений по поводу государственных и корпоративных долговых обязательств и ценных бумаг охватывает денежный рынок и рынок ценных бумаг, что предполагает наличие многоаспектной структуры.
Субъектами контрактных отношений выступают:
– государство в лице Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ, осуществляющее первоначальную модификацию денежной базы через воздействие на величину наличности и резервов;
– федеральные и региональные органы государственной власти и местного самоуправления, эмитирующие государственные и муниципальные ценные бумаги в целях преодоления дефицита бюджетов различных уровней;
– Федеральная служба по финансовым рынкам, осуществляющая контроль за движением ценных бумаг;
– коммерческие банки, влияющие на предложение денег посредством кредитной мультипликации;
– специализированные посредники в лице финансово-кредитных организаций, осуществляющих привлечение (аккумуляцию) денежных средств, превращение их в денежный капитал и последующую временную передачу его заемщикам на принципах платности, возвратности, срочности и обеспеченности; заемщики в лице государства, юридических и физических лиц, испытывающие недостаток собственных средств. Объектами контрактных отношений являются:
– кредитные деньги как долговые обязательства государства в той части, в которой они не обеспечены результатами реального производства и выступают источником сеньоража;
– облигации государственного и муниципального займа, которые используются в системе долгового финансирования бюджетного дефицита;
– корпоративные ценные бумаги с собственными законами движения и приобретаемой рыночной стоимостью, отличной от номинала.
Таким образом, объектами фиктивного капитала выступают титулы собственности на отдельные виды ресурсов и денежный капитал, движение которых подчиняется собственным законам, отличающимся от законов движения реального капитала.
Объем институциональной ренты на рынке фиктивного капитала сопоставим с величиной эмиссионного дохода государства.
Трансакционные издержки рынка фиктивного капитала
Амплитуда колебаний индикаторов фиктивного капитала значительно выше амплитуды колебаний макроэкономических показателей. При совпадении векторов движения промышленного цикла и рынка фиктивного капитала темпы роста (спада) последнего в 2–3 раза превышают темпы роста (спада) реального сектора вследствие действия неценовых факторов спроса и предложения (кредитная и денежная мультипликация, инфляционные ожидания инвесторов и др.). В условиях глобализации рынок фиктивного капитала выступает дополнительным фактором дестабилизации валютно-финансовой сферы с последующим перенесением кризисных явлений на экономическую систему в целом. Для предотвращения развертывания кризиса необходим мониторинг состояния рынка фиктивного капитала по некоторому набору индикаторов, позволяющих на регулярной основе анализировать его стабильность.
Причинами высокого уровня трансакционных издержек на российском рынке фиктивного капитала выступают:
– высокая степень неопределенности при поиске и выборе контрагентов;
– несовершенство контрактных отношений и неэффективность институтов, обеспечивающих выполнение договорных обязательств;
– отсутствие действенной системы защиты прав собственности;
– оппортунистическое поведение органов государственной власти и местного самоуправления, проявляющееся в высоком уровне коррумпированности;
– низкий уровень информационных взаимосвязей в иерархических структурах;
– высокая стоимость создания и внедрения инноваций в рамках организаций.
При этом особенностями трансакционных издержек рынка фиктивного капитала с высокой степенью инфокоммуникационного взаимодействия выступают:
а) рост издержек поиска информации вследствие усложнения социально-экономического взаимодействия между экономическими агентами, ускорения процессов информационного обмена и фактора неопределенности, вызванного низким качеством информации;
б) рост издержек измерения на предконтрактной и постконтрактной стадиях; необходимость построения информационной защиты от оппортунистического поведения экономических агентов;
в) увеличение расходов на обеспечение экономической безопасности.
Регулирование рынка фиктивного капитала
Поскольку фиктивный капитал – это совокупность социально значимых благ, имеющих как положительные, так и отрицательные внешние эффекты, то регулирование их производства и потребления должно быть нацелено на минимизацию возможного ущерба. Сдерживание (предотвращение) возможного ущерба третьим лицам может осуществляться двояко: ex post1, путем наказания виновника фактически причиненного ущерба при отсутствии ограничений на различные виды деятельности; ex ante2, путем введения регуляций, ограничивающих те виды деятельности, которые потенциально способны наносить вред. Выбор между этими подходами определяется двумя факторами: принципиальной возможностью восполнить ущерб и платежеспособностью (богатством) его потенциального виновника. Если ущерб можно восполнить (или компенсировать), то с точки зрения максимизации общественного благосостояния более предпочтителен первый подход, поскольку он не ограничивает поиск наиболее эффективных сочетаний ресурсов. Если же возможный ущерб от той или иной деятельности невосполним, более рационально ввести ограничения в соответствующей сфере. Вместе с тем богатство виновника ущерба ограничено, поэтому санкции за причиненный им ущерб для сдерживания неосторожного поведения действенны лишь частично, то есть в пределах тех сумм, которые он может заплатить.
Любая величина ущерба, превышающая богатство индивида, становится для него виртуальной.
Тем самым за пределами платежеспособности его поведение становится менее осторожным и более (потенциально) вредоносным.
Таким образом, регулирование рынка фиктивного капитала, ориентированное в первую очередь на ограничение негативных внешних эффектов, индуцированных операциями с ним (ухудшение условий кредитования в реальном секторе экономики, снижение темпов роста и рецессия в отдельных секторах или в экономике в целом), должно приобрести характер запрета на использование отдельных типов контрактов. Вместе с тем в ситуациях, когда возможности агента рынка фиктивного капитала по компенсации негативных внешних эффектов достаточно велики, вполне применим и подход ex post, то есть требование прямого возмещения нанесенного ущерба. Таким образом, меры по уменьшению негативных последствий в целом должны обеспечивать их интернализацию субъектами, генерирующими подобные экстерналии, что может рассматриваться как действенный антикризисный инструмент. Подобные ограничения свободы контрактов вполне допустимы, если их положительные последствия (с точки зрения роста общественного благосостояния) перевешивают негативные (в виде снижения эффективности использования ресурсов).
Источники:
2. Мовсесян А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала. – М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Рудяк И. Финансизм: из прошлого в будущее. Экономическая теория на пороге XXI века. Финансовая экономика. – М.: Юристъ, 2007.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:54