О многообразии современных форм хеджирования
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Храмцова Е.В. О многообразии современных форм хеджирования // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – С. 38-43.
Аннотация:
Современное предпринимательство в любой сфере деятельности невозможно себе представить без хорошо организованной системы страхования, защиты от ценовых колебаний рынка. Одним из значимых, сравнительно недорогих и достаточно эффективных элементов подобной системы защиты является на сегодняшний день хеджирование, или биржевое страхование. Хеджирование (от английского слова “hedge” - ограда, защита) представляет собой ограждение, страхование от ценовых рисков с помощью биржевых контрактов. Хеджирование является одной из важнейших функций современной биржи и реализуется, в принципе, с помощью различных биржевых контрактов: форвардных, фьючерсных, опционных. Наиболее известным и широко распространенным в биржевой практике является хеджирование фьючерсами.
Ключевые слова: фьючерсные контракты, фондовый рынок, хеджирование рисков, хеджирование
Современное предпринимательство в любой сфере деятельности невозможно себе представить без хорошо организованной системы страхования, защиты от ценовых колебаний рынка. Одним из значимых, сравнительно недорогих и достаточно эффективных элементов подобной системы защиты является на сегодняшний день хеджирование, или биржевое страхование. Хеджирование (от английского слова “hedge” - ограда, защита) представляет собой ограждение, страхование от ценовых рисков с помощью биржевых контрактов. Хеджирование является одной из важнейших функций современной биржи и реализуется, в принципе, с помощью различных биржевых контрактов: форвардных, фьючерсных, опционных. Наиболее известным и широко распространенным в биржевой практике является хеджирование фьючерсами.
Как известно из истории формирования и развития биржевого движения, фьючерсная биржа и фьючерсный рынок возникли в связи с необходимостью страхования от рисков ценовых колебаний (впервые это случилось в Чикаго на рынке зерна в середине Х1Х века), а фьючерсный контракт ‑ как инструмент такого страхования.
За полтора века эволюции биржевого фьючерсного рынка хеджирование неуклонно трансформировалось вместе с ним и прошло путь от, так называемого, классического до широкого многообразия современных видов и форм. При этом механизм хеджирования сохранился в первоначальном виде. Он заключается в балансировании обязательства на реальном рынке противоположной по направлению сделке на фьючерсном рынке. Таким образом, предприниматель, являясь продавцом, занимает фьючерсную позицию покупателя, а, выступая покупателем, формирует фьючерсную позицию продавца.
Классическое или чистое хеджирование имеет следующие характерные черты:
1) противоположная направленность сделок (на рынке реального товара и на фьючерсной бирже);
2) равный объем сделок;
3) одновременность их проведения;
4) нулевой результат хеджа (убытки по одной сделке равны выигрышам по второй);
5) пассивная позиция хеджера (при нарастании убытков он не предпринимает никаких действий).
Исходной предпосылкой чистого хеджирования является полное совпадение движения реальных и фьючерсных цен.
Однако, хотя рынок реального товара и фьючерсный рынок тесно взаимосвязаны, движения этих рынков всё же не абсолютно идентичны, а цены реальной и фьючерсной сделок в операции хеджирования, как правило, не совпадают.
Например, предположим, что посредническая фирма, работающая на рынке сахара, в октябре планирует свою будущую сделку на декабрь. Выступая в этой сделке в роли продавца, фирма хотела бы застраховаться от возможного снижения цен в ближайшей перспективе. С этой целью при текущей рыночной цене сахара 13 тыс. руб. за тонну брокер по поручению фирмы продает 10 фьючерсов на сахар (на 10 тонн сахара) по максимальной цене 14 тыс. руб. за штуку. Иными словами он открывает 10 коротких позиций на 140 тыс. руб. и фирма-хеджер считает себя застрахованной.
Схема проведения современного хеджа продавца
Время
|
Реальный рынок
|
Фьючерсный рынок
| ||
Октябрь
|
Текущая цена13 тыс. руб./т.
|
Продажа
10ф. x 14 тыс. руб./ф. = 140 тыс.руб. | ||
Декабрь1 в.¯
|
Продажа
10т. x 12,5 тыс. руб./т. = 125 тыс. руб.Условный убыток: - 5 тыс. руб. |
Покупка
10ф. x 13,3тыс. руб./ф. = 133 тыс. руб.Доход: + 7 тыс. руб. | ||
Итоговая цена реализации = 125 тыс. руб. + 7 тыс. руб. = 13,2 тыс. руб./т.10т.
| ||||
Декабрь2 в.
|
Продажа
10т. x 13,9 тыс. руб./т. = 139 тыс. руб.Условный доход: + 9 тыс. руб. |
Покупка
10ф. x 14,6 тыс. руб./ф. = 146 тыс. руб.Убыток: - 6 тыс. руб. | ||
Итоговая цена реализации = 139 тыс.руб. – 6 тыс.руб. = 13,3тыс.руб./т. 10т. | ||||
В дальнейшем при любом движении рынка реального товара, в данном случае сахара, фьючерсный рынок следует за этими изменениями, но не повторяет их в точности. При снижении в декабре текущей рыночной цены на сахар до 12,5 тыс. руб. за тонну, фьючерсная цена может подвинуться до 13,3 тыс. руб. В этом случае выигрыш на бирже составит 7 тыс. руб. превысив потери на реальном рынке (5тыс. руб.) и принеся дополнительную прибыль. В случае роста реального, а следом и фьючерсного рынков, хедж принесет убыток (6 тыс. руб.) и ухудшит общий результат операции, снизив итоговую цену продажи сахара с 13,9 до 13,3 тыс. руб. за тонну.
Характерными чертами современного хеджирования являются:
1. Противоположная направленность сделок (на рынке реального товара и на фьючерсной бирже).
2. Активная позиция хеджера.
3. Не нулевой результат.
Таким образом, современный хеджер старается оптимизировать свой хедж, ориентируя его не только на защиту от убытков, но и на получение дополнительной прибыли. В связи с этим современное хеджирование зачастую называют особым видом коммерческой деятельности.
Полное и частичное (неполное) хеджирование
Хеджирование, ограждая хеджера от потерь, одновременно лишает его и возможных выигрышей, связанных с благоприятным движением конъюнктуры рынка. В связи с этим выделяют полное и частичное хеджирование. Полное хеджирование целиком исключает риск потерь, частичное хеджирование обеспечивает страхование только в определенных пределах.
В данном случае выбор вида хеджирования осуществляет сам хеджер, решая страховать ли реальную сделку полностью, или лишь часть ее. Однако обеспечить полное страхование на практике очень сложно, так как реальная и фьючерсная сделки далеко не всегда совпадают по стоимости, а соотношение цен этих двух сделок постоянно изменяется.
Существует несколько причин такого несовпадения. Большинство из них связаны со стандартным характером биржевого фьючерсного контракта.
1.Качество товара, которым хеджер торгует, может не соответствовать стандартному качеству фьючерсного рынка. На Самарской бирже, например, торговался фьючерсный контракт на пшеницу мягкую 3-го класса. Хотя цены на различные сорта товара, как правило, изменяются одновременно, это не означает, что поставщики пшеницы твердых сортов не могут хеджировать, необходимо лишь учитывать разницу в ценах.
2.Другая причина, вследствие которой защита является не полной, заключается в том, что цены на рынках, расположенных в различных регионах, разные.
Сельскохозяйственное предприятие, пользующееся фьючерсами для хеджирования, но продающее свой товар по месту производства, т.е. у себя в районе, должно учитывать разницу между своей ценой и ценой на те же товары в биржевых центрах. Так, фьючерсные цены московских бирж будут, вероятнее всего, ориентированы на цены регионального наличного рынка, которые в свою очередь не совпадут с ценами других регионов.
3.Стандартные фьючерсные контракты рассчитаны на точное количество товара, которое может не совпадать с объемом реальной сделки. Хеджер или оставит часть товара не хеджированным, или перестрахуется на фьючерсном рынке. При нормальных условиях хеджеры страхуют около 75-80% своей продукции на фьючерсном рынке.
Кроме того, продавец может не захотеть хеджировать весь объем своей продукции, или с другой стороны рынка, покупатель может не захотеть выкупить все выставленные на фьючерсном рынке контракты. По этой причине часть физического товара окажется под угрозой риска и не хеджированной.
4. Ещё одной причиной является то, что разница в сроках составляет разницу в цене. Так как фьючерсные контракты частично стандартизированы по срокам, не всегда удается точно согласовать срок исполнения реальной и фьючерсной сделок. Поэтому фьючерсные контракты заключаются обычно на более поздний срок. А это означает, что наличные и фьючерсные цены могут ещё не достичь своей максимальной точки сближения к моменту, когда фьючерсный контракт закрывается и совершается сделка на физическом рынке.
Кроме причин, связанных со стандартным характером фьючерсных контрактов, необходимо отметить что, наличные цены и фьючерсные цены не обязательно всегда уравниваются по мере приближения месяца поставки. Кроме того, в биржевом зале под воздействием спекулянтов постоянно формируются краткосрочные ценовые тенденции, которые могут неоднократно меняться в течение одного биржевого дня. В некоторых случаях это работает на пользу хеджера, в других случаях это работает против него. Внимательный хеджер, имеющий надежного опытного брокера, который четко следит за движением цен на фьючерсном и реальном рынках, должен успеть своевременно организовать хедж в свою пользу.
Таким образом, мы выяснили, что фьючерсный рынок не соответствует в точности рынку реальному, а полнота хеджирования во многом зависит от соотношения реальной и фьючерсной сделок по стоимости, и от степени корреляции цен этих сделок. Чем точнее совпадение и выше корреляция, тем эффективнее хедж.
Прямое и перекрестное хеджирование
Прямое хеджирование – это страхование на тот же базисный актив реальной сделки с помощью фьючерсных контрактов. Однако круг фьючерсных контрактов ограничен, так как в их основе могут лежать лишь биржевые товары. А на биржевых товарных рынках перечень таких товаров не велик, и на наиболее развитых из них не превышает 70–75 позиций. Следовательно, не велико и число товарных фьючерсов. Это могло бы значительно ограничить возможности хеджирования, если бы не применялось так называемое перекрестное хеджирование.
Перекрестное хеджирование заключается в страховании позиции на рынке реального товара, путем занятия противоположной позиции на фьючерсном рынке другого товара, обязательно тесно связанного ценовой динамикой с хеджируемым товаром. Этот вид хеджирования имеет целью предохранение оборота таких товаров, для которых не существует фьючерсов и фьючерсного рынка, либо этот рынок недостаточно ликвиден и гибок. Перекрестное хеджирование используется также в тех случаях, когда по иным причинам прямое хеджирование является неэффективным. Так, например, достаточно широко распространено хеджирование производимой готовой продукции с помощью фьючерсов на исходное сырье.
О единичном и множественном хеджировании поговорим в следующем номере журнала.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:24:00