Институционализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней

Чертков А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Чертков А.С. Институционализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 128-133.

Аннотация:
В статье анализируются основные подходы институциональной экономической теории применительно к отраслям драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Автор исследует правомерность подходов институциональной экономики, в которой функционируют современные экономические агенты золотодобывающего и алмазно-бриллиантового комплексов.

Ключевые слова: институциональная экономика, алмазно-бриллиантовый рынок, драгоценные камни, алмазно-бриллиантовый комплекс, формальные и неформальные институты, экономические агенты, драгоценные металлы, институциональные ограничения, неоинституциональная теория, транзакционные отношения, золотодобыча



Институциональная экономическая теория [1] позволяет глубже понять суть институциональных изменений, произошедших с крупными корпорациями, инновационно-инвестиционными производственными комплексами. Их деятельность и организационная структура эволюционирует в условиях глобализации экономики, принимая различные организационно-экономические формы межрегиональной интеграции.

При полном доминировании государства, формирующего законодательные, регламентирующие и контролирующие условия и рамки для всех без исключения субъектов рынка драгоценных металлов и камней, в современной России с середины 1990-х гг. стал нарождаться новый предпринимательский слой. Он работает на удовлетворение не только государственных, абстрактных общественных, но и индивидуальных интересов.

Организационные формы

Несмотря на многоуровневую систему государственного регулирования золотодобывающей, алмазодобывающей, гранильной и ювелирной отраслей, в них стало развиваться индивидуальное, семейное экономическое хозяйствование. Особенно это характерно для:

– системы старательской добычи золота;

– обширной сети алмазогранильных предприятий, организованных по семейному принципу;

– частных ювелирных мастерских;

– индивидуальных оценщиков драгоценного товара;

– дизайнеров ювелирных украшений;

– алмазных дилеров.

В указанных секторах экономики участники рынка инициировали создание формальных правил поведения на рынке. Более того, между ними сложились кодексы поведения, которые намного глубже и фундаментальней обычных институциональных ограничений. Это говорит о развитом характере рыночных взаимоотношений внутри сообществ старателей, алмазных дилеров, производителей бриллиантов и ювелирных украшений.

В результате трансакционных отношений в экономике данных отраслей складывается рынок организационных форм (государственных, корпоративных, частных и др.), в котором агенты разного типа вступают между собой в конкуренцию. Процветание лучших и отмирание худших организационных форм — будь то агенты государственно-частного партнерства или структуры, созданные с привлечением зарубежного капитала, — зависит, в конечном счете, от их способности обеспечивать экономию трансакционных издержек.

При этом для каждого типа организационных форм образуется своя институциональная область, в пределах которой этот тип оказывается эффективней остальных, в первую очередь, благодаря развитию способности к постоянной модернизации производственных и информационных экономических процессов. Положения неоинституциональной теории о трансформации прав собственности в процессе трансакционных отношений были воплощены на постсоветском пространстве на примере экономических агентов отраслей драгоценных металлов и камней.

Экономические агенты

Отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней непосредственным образом подвержены циклическим кризисам. Это зависит от перепроизводства товара, роста цен на алмазы и золото, падения платежеспособности населения, не говоря уже о мировых финансовых кризисах, способствующих сокращению объемов производства и падению цен на драгоценное сырье и конечный продукт.

Особую актуальность для экономических агентов отраслей драгметаллов и драгоценных камней приобретают основные положения теории предвидения Н.Д.Кондратьева [1]. В частности, касающиеся цикличных колебаний цен на алмазы, золото, металлы платиновой группы, роста или падения экономической конъюнктуры.

Экономические агенты золото-платиновой, алмазно-бриллиантовой и ювелирной промышленности создают товары, потребительная стоимость и свойства которых сохраняются в течение долгого времени. Пожалуй, это одни из самых жизнестойких и жизнеспособных видов продукции среди всех, произведенных человечеством.

Со временем драгоценный товар переносит на себя свойство приращения прибавочной стоимости, художественной и культурной значимости. Следовательно, обществу необходимо научное изучение тенденций настоящей и будущей динамики исследуемого объекта.

Рассматриваемые отрасли долгое время функционировали в режиме государственной тайны. Поэтому исследование формальных и неформальных правил и норм поведения экономических агентов имеет большое значение для осмысления их современного состояния, а также для обоснования инновационных «точек роста». Это раскроет большие возможности для активизации предпринимательской активности в данных отраслях экономики страны.

Специфика отрасли

Именно «социально-экономические правила» определяют те условия, в рамках которых агентами осуществляется выбор размещения и использования ресурсов. Данное положение крайне важно для предприятий, так как все они, несмотря на кажущуюся свободу в выборе финансовых ресурсов и инструментов для развития бизнеса, действуют в режиме ограниченности ресурсов. Специфика производства в данных отраслях экономики в силу его капиталоемкости требует значительных инвестиций, постоянных кредитных ресурсов, что неизбежно влечет за собой дополнительные издержки.

Для экономических агентов исследуемых отраслей, оперирующих товарами, подпадающими под понятие «валютные ценности», трансакционные информационные издержки до недавнего времени представляли наибольшую сложность в силу закрытости базовой информации. Это касается запасов и добычи алмазов и золота, механизма складывания цен на сырье, объемов продаж, контрактных взаимоотношений и принципов формирования клиентских отношений и правил регулирования рынка.

Используя мощный интеллектуальный человеческий ресурс, сконцентрировав огромные финансовые источники и технику, командно-административная политическая система смогла обеспечить геологическое изучение огромных российских территорий. В результате открытий месторождений алмазов, золота, платины, серебра промышленного значения была создана минерально-сырьевая база цветной металлургии страны, мощные производственные комплексы.

В связи с необходимостью привлечения значительных финансовых ресурсов при переходе на более дорогой подземный способ добычи алмазов государство постепенно устранялось и от оказания помощи алмазодобытчикам, сохраняя контроль над отраслью.

Новые хозяева, затрудняющие контроль над справедливым распределением

Наивысшего кризисного состояния или точки бифуркации золотодобывающая и алмазодобывающая индустрии достигли, когда федеральный центр, в силу невозможности оказывать действенную поддержку субъектам Российской Федерации, отдал в фактическое ведение региональным властям оперативное руководство стратегическими предприятиями отрасли. Данное решение имело далеко идущие последствия как для самих субъектов федерации, так и для экономических агентов [2].

Региональные власти при ослаблении управленческих централизованных функций получили возможность пользоваться созданными обществом производственными мощностями, устанавливать для предприятий, организованных местными органами исполнительной власти, режим наибольшего благоприятствования в получении доступа к драгоценному сырью, торговать добытым товаром и видоизменять систему контрактных взаимоотношений.

По замыслу теоретиков и практиков изучаемого подхода это должно было привести к созданию диссипативной [2] структуры – повышению уровня экономических агентов, создания новой конфигурации их взаимодействия. Логичным итогом разбалансированной экономики в условиях развала союзного государства стало установление таких экономических правил, которые не обеспечивали цивилизованную преемственность прав собственности.

Создававшиеся на базе союзных производственных комплексов акционерные общества формально провозглашали преемственность передачи основных фондов новым владельцам. На деле же, созданное многими поколениями советских людей промышленное производство получало новых хозяев, затрудняющих контроль над справедливым распределением имущественных долей в акционерном капитале обществ и получаемой прибыли.

[1] Институциональный подход к экономике предполагает при ее изучении основное внимание уделять роли социальных, политических и экономических институтов, понимаемых по-разному. Например, лауреат Нобелевской премии Д.Норт рассматривает институты как набор правил поведения индивидуумов. Это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры, добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения (напр., институт частной собственности, институты гражданского общества и т. д.). Институциональное развитие экономики, по Норту, происходит под влиянием взаимодействия между институтами и организациями, когда первые определяют правила игры, а вторые являются игроками — прим. ред.

[2] Понятие «диссипативный» применяется механике для характеристики систем, полная механическая энергия которых (то есть сумма кинетической и потенциальной энергий) при движении убывает, переходя в другие формы энергии, например в теплоту. Этот процесс называется процессом диссипации (рассеяния). В данном случае автор использует это слово, скорее, в метафорическом, образном смысле — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:09:23