Роль иннновационной деятельности в развитии современного предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (64), Апрель 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17562739
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Автор характеризует роль инновационной деятельности в развитии современной цивилизации. Особое внимание уделяется общемировым статистическим данным, тем самым акцентируя внимание на факторы, ограничивающие инновационную деятельность в России. По мнению автора, именно нематериальные активы и интеллектуальный капитал способны обеспечить максимальную капитализацию рыночной стоимости предприятий, а также привлечь дополнительные источники средств для финансирования инноваций.
Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационная активность, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, информация, нематериальные активы, знания
Развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг – ключевое направление достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире.
Факел знаний зовет вперед
В настоящее время в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления [1]. Это позволяет социологам делать вывод о становлении общества, основанного на знаниях. Знание, воплощенное в инновационной продукции, становится основным капиталом в обществе на постиндустриальной стадии развития. Поэтому говорят о формирующейся новой цивилизации как о цивилизации инноваций.
В настоящее время инвесторы уделяют инновациям гораздо больше внимания, нежели слияниям и приобретениям, изменениям стиля менеджмента, поиску новых возможностей и сокращению затрат. Современное предприятие не может и не должно существовать без инноваций.
Ныне инновационная деятельность выступает индикатором движения предприятия к формированию конкурентных преимуществ, поскольку именно осуществление инноваций в условиях быстроменяющегося внешнего мира и ограниченности ресурсов определяет дальнейшее развитие компании. Инновационная деятельность – это важная характеристика менеджмента при анализе деятельности предприятия.
Существует целый ряд индикаторов, свидетельствующих о переходе мировой экономики на инновационную базу. В отличие от более ранних этапов – ремесленного производства и капитализма, основанного на машинном производстве и финансах, – новая экономическая система все больше опирается на собственный интеллектуальный капитал. Проведенные в США исследования показали, что если в 1950-м году производственные затраты американской обрабатывающей промышленности состояли на 80% из материальных затрат и на 20% из затрат на интеллектуальный капитал, то сейчас это соотношение составляет 30% и 70%. Не меньший интерес представляют данные об отношении стоимости материальных активов компании к ее рыночной капитализации. За последние два десятилетия проявился существенный разрыв между стоимостью предприятий, зафиксированной в их балансовых отчетах, и оценкой со стороны инвесторов [4]. Ранние исследования показывают, что это соотношение колеблется между 1:3 и 1:4; более поздние обзоры называют цифру 1:5 и даже 1:7.
Вновь создаваемые нематериальные активы постепенно заменяют материальные в качестве основного источника богатства в индустриальных странах. Так, по оценкам консалтинговой компании Interbrand, соотношение материальных и нематериальных активов сегодня составляет, например: в компании BritishPetroleum – 30:70; в компании IBM – 17:83; в компании Coca-Cola – 4:96 [4]. При этом по признанию специалистов в области оценки и управления нематериальной собственностью, еще около 30-40% имущества корпораций нематериального характера не идентифицировано и, соответственно, в балансах не отражено.
Таким образом, все более важным инструментом повышения конкурентоспособности различных хозяйствующих субъектов, эффективным источником формирования их успешной деятельности, повышения прибыльности и инвестиционной привлекательности, роста рыночной капитализации становится активная инновационная деятельность.
Анализ современного состояния научно-технической сферы в стране свидетельствует о том, что Россия заметно отстает от развитых стран по уровню новой продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки.
Среди факторов, ограничивающих инновационную деятельность и отрицательно влияющих на инновационную активность, выделяют одиннадцать элементов [2]. Три из них относятся к группе факторов стоимости и ранжированы в порядке важности:
– нехватка средств для инновационной деятельности внутри данного предприятия или группы предприятий;
– нехватка финансовых ресурсов для инноваций вне данного предприятия;
– нововведения имеют высокую цену.
Именно эти факторы (факторы стоимости) обычно считаются наиболее важными факторами, которые препятствуют или наоборот способствуют инновациям.
Согласно статистическим данным исследований 2000-2007 гг. в 14 из 27 стран ЕС, более 20% инновационных предприятий указывали, что затраты на инновации слишком высоки, и это является главным препятствием нововведениям. [3] Решение данной проблемы является актуальным также и для отечественных предприятий. Поиск источников финансирования инноваций становится сегодня все более важной задачей для множества российских производителей товаров и услуг.
Активатор денежных потоков
В глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности. Инновационный климат, создаваемый обществом и государством, дает возможность наращивать инновационный потенциал страны и ее предприятий (на рис. круг с площадью S2). В результате усилий по реализации инновационного потенциала, то есть в процессе инновационной деятельности, новшества превращаются в инновации (на рис. 1 круг с площадью S1). Соответственно, чем интенсивнее инновационные действия, тем больше осуществление инноваций, и тем меньше расстояние АВ на рисунке 1. Иными словами, отдача от реализации инновационного потенциала (S1/S2) – это инновационная активность предприятия, свидетельствующая о том, в какой степени используется научно-технический потенциал. В идеальной модели развития S1/S2 ® 1.
Рис. Взаимосвязь между инновационной активностью и другими характеристиками инновационных процессов на предприятии
Необходимо реальное использование нематериальных активов и интеллектуального капитала. Чаще всего эти ресурсы не вовлечены в хозяйственный оборот и не участвуют напрямую в инновационном развитии предприятия. А ведь как показывает обширный зарубежный опыт, именно нематериальные активы и интеллектуальный капитал способны обеспечить максимальную капитализацию рыночной стоимости предприятий, а также привлечь дополнительные источники средств, в том числе с финансового рынка, что, в свою очередь, позволит компаниям профинансировать необходимые проекты в рамках инновационной деятельности.
Внедрение в практику корпоративного управления отечественных компаний методики управления стоимостью нематериальных активов и их использования в инновационной деятельности фирмы позволит более эффективно включать в хозяйственный оборот разнообразные и многочисленные нематериальные активы, имеющиеся у отечественных предприятий и являющиеся источниками множества технологических, технических и продуктовых нововведений в современных условиях.
Задача привлечения внешнего финансирования для осуществления инновационной деятельности, поставленная в ряде европейских стран, требует обязательной оценки и постановки на баланс всех имеющихся у экономического субъекта нематериальных активов. Именно благодаря нематериальным активам возможно формирование необходимого капитала за счет долгового финансирования, поскольку при принятии решений о предоставлении кредита многие финансовые учреждения готовы рассмотреть конкретную стоимость нематериальных активов, генерирующих денежный поток.
Таким образом, важным фактором, влияющим на успешность инновационной деятельности, как отдельных фирм, так и экономики страны в целом, все в большей степени становятся знания, информация и человеческий капитал. В результате экономическое развитие все больше зависит от нематериальных активов и интеллектуального капитала, генерирующих основные конкурентные преимущества.
Источники:
2. Мингалева Ж.А. Управление инновационной конкурентоспособностью [Текст]. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2008.
3. Влияние инновационной политики на международную конкурентоспособность государства [Электронный ресурс] //www.stra.teg.ru/lenta/innovation.
4. www.Interbrand.com [Электронный ресурс].
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:15:56