Гуманистическая парадигма рыночной экономики

Асланов Д.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (58), Октябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16985075
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Переход к постиндустриальному обществу требует переоценки роли и значения человека. Автором на основе различных научных теорий показано изменение подходов к человеку как объекту исследования, доказана необходимость перехода экономики на гуманистические основы, определено влияние гуманистической экономики на региональное развитие. Сделан вывод, что гуманизация региональной экономики сопровождается изменениями ее структуры.

Ключевые слова: человеческий фактор, человек, развитие человека, гуманизм, гуманистическая экономика



Человек, его творческие качества, силы и способности, с помощью которых он в процессе своей деятельности преобразует себя и окружающий мир, традиционно занимали центральное место в экономических и социальных науках.

В советской научной литературе с её «приматом общественного производства» преимущественное внимание получила проблематика человека-работника, человека-трудящегося как непосредственной производительной силы [8]. При рассмотрении взаимодействия вещественных и личных факторов производства приоритет отдавался технологиям и организации производства.

Возможности «питают» способности

В течение многих лет производительные способности человека рассматривались и оценивались как один из количественных факторов общественного производства. Задача состояла лишь в том, чтобы удачно соединить в процессах производственной деятельности труд, основной и оборотный капитал.

Во многих работах раскрывается роль и значение человека-предпринимателя, экономического, креативного субъекта, который представляется в качестве ключевой фигуры в рыночном хозяйстве.

В экономической литературе человек нередко рассматривается как производитель (предприниматель) и потребитель, при этом рассматриваются мотивы, детерминанты и способы его экономического поведения (так называемая концепция или модель «homo economicus») [3].

С середины 1980-х годов в научный оборот было введено понятие «человеческий фактор», который включал в себя экономический аспект основных свойств человека и всех видов его деятельности. Однако в своем большинстве ученые-экономисты рассматривали человеческий фактор в демографическом, психологическом, техническом и других аспектах, где человек представал в различных ипостасях, но так или иначе рассматривался как составная часть экономического механизма, как средство достижения экономических целей.

Несмотря на большое количество исследований и разработок, это понятие так и не превратилось в сколько-нибудь аналитически проработанное, корректное научное понятие, с помощью которого можно было глубоко исследовать и представить процессы социально-экономического, человеческого развития, человеческой деятельности.

В последние годы делаются попытки вовлечь в рассмотрение не только производственные потенции человека, но и его первичные и вторичные потребности.

По А. Маслоу, все потребности человека можно разбить на несколько уровней в порядке убывания их важности: физиологические, потребности в образовании, в любви и принадлежности к обществу, в уважении и самореализации [12].

Мы особо выделяем две концептуальные позиции:

1. Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда, материального производства. Труд – это уникальный социальный процесс, возникающий вместе с человеком.

Удовлетворяя другие потребности, труд сам превратился в важнейшую потребность общества.

2. Потребности человека постепенно эволюционируют и заметно различаются в разные исторические эпохи. У конкретного человека они формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой.

В середине XX в. пришло понимание того, что «человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее» [10].

В Декларации о праве на развитие (ООН, 1986 г.) утверждалось, что «человек является основным субъектом процесса развития и должен быть активным участником и бенефициарием права на развитие» [2].

В первом докладе о современных перспективах человека в рамках Программы ООН (ПРООН) в 1990 г. была обозначена главная идея: «смысл и цели экономического и в целом общественного развития состоит в расширении возможностей каждого человека реализовать свои потенции и устремления, вести здоровую, полноценную, творческую жизнь. При таком подходе человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами. Под развитием человека понимается расширение спектра и возможностей интеллектуального социального, экономического и политического выбора, доступных каждому члену общества».

А. Печчеи, один из основателей Римского клуба, писал, что человеческое развитие представляет собой «ту цель, на достижение которой должны быть в ближайшие годы и десятилетия направлены концентрированные, совместные усилия всего человечества. Это развитие поистине революционное, так как оно должно охватить все стороны человеческого существования» [7].

Человек совершенствуется в познании мира

Особенно актуализируется значимость человеческого развития в периоды больших глобальных трансформаций, к числу которых относится, например, современный процесс модернизации. Именно в такие эпохи человек превращается в «точку бифуркации».

Траектория развития в подобные периоды оказывается в существенной зависимости от воли и выбора самого человека.

Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что экономическая наука должна воспринимать человека не как бесчувственный винтик или валик хозяйственного механизма, раскручиваемый «невидимыми» или «видимыми» руками плана или рынка. Главный и единственный путь человека к счастью и благополучию – это следование долгу и нравственному закону, тем двум вечным принципам, которые только и должны править в экономике и обществе и которые не могут быть заменены ни постулатами либерального монетаризма, ни кодексом строителя коммунизма, ни чем-либо подобным [4].

Сегодня необходимо воспринимать человека исходя из идей и концептуальных установок, признающих, прежде всего, ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, всестороннее развитие и полномерное проявление своих способностей, считающих благо человека критерием оценки общественных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми. Данная система воззрений определяется как гуманизм.

В наиболее обобщенном, лаконичном виде – гуманизм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм заложил прочные основы для развития науки.

Сущность человека стала рассматриваться в его отношениях не с Богом, а с природой, Вселенной, с обществом, в способности мыслить, познавать окружающий мир.

Гуманисты создали новый идеал человеческого субъекта – это не смиренный и «тихий человек», а целостная, всесторонне развитая самоутверждающаяся и жизнеутверждающаяся личность.

Блез Паскаль точно угадал главные направления развития учения о человеке в капиталистическую эпоху: его рассматривают как земное, природное существо, главная способность которого – познание, исследование окружающего мира [5].

В процессе развития информационного постиндустриального общества существенно возрастает переплетение и конвергенция экономики и социальной сферы, а также включение в орбиту их влияния гуманистических принципов, признающих ценности, потребности, нужды и многочисленные духовно-нравственные аспекты экономической деятельности отдельного человека как базовые условия прогрессивного развития всего человеческого общества.

Член-корреспондент РАН Андрей Сахаров отмечает, что: «… настоящая модернизация возможна в том обществе, где сам человек является новым. … Модернизация человека – это повышение качества его жизни, духовное развитие, материальная обеспеченность, наконец, понимание собственных горизонтов. … Дело в том, что не может развиваться личность, и соответственно, не может быть речи о модернизации, если человек со всех сторон ограничивается. В то же время важно, чтобы и сами люди хотели этого продвижения» [9].

Именно на этих базовых концептуальных установках и формируется гуманистическая экономика [1, 6, 11].

В противоположность традиционному пониманию экономики, в которой человек выступает одним из факторов производства, представляется в экономической деятельности расчетливым, рациональным и эгоистичным существом, преследующим исключительно личные практические цели, исходя из собственной функции полезности (homo economicus), в гуманистической экономике (humanus economicus) человеческая деятельность основывается на других принципах. Главенствующая роль в процессах экономической деятельности придается ценности человека как личности, а свободное и всестороннее развитие человека, проявление его способностей, ума, здравого смысла, знаний, умений, инициативы, отношение к труду, к закону, к своему здоровью, морально-этические нормы, правила и ценности, личностно-квалификационный потенциал, а также соответствующие психологические установки становятся важнейшими источниками экономического роста и развития.

Рост ради общества

В экономике с гуманистическим преломлением главным критерием деятельности и общественных отношений становится утверждение блага не только в материальном смысле, но в первую очередь в плане личностно-духовного и душевного развития.

Поэтому собственно экономика (экономический рост) – не самоцель. Она служит людям, а не человек экономике. При этом общество имеет возможность улучшать функционирование экономики, поддерживать баланс между материальными, общественными, духовными и душевными потребностями. Гуманистическая экономика подчинена интересам людей, интересам общества в целом и каждого человека в отдельности.

В гуманистической экономике хозяйственные системы рассматриваются в широком социальном контексте, где предметами исследования выступают процессы, отношения, состояния, ситуации, характеризирующие связь экономических, социальных и собственно человеческих, гуманистических (в том числе психоэмоциональных) составляющих (компонентов).

В центре внимания гуманистической экономики оказываются базовые процессы, протекающие в человеческом обществе (уже – в социуме), но способные оказывать (или оказывающие) заметное влияние (воздействие) на экономику, в частности, качество жизни, уровень жизни, изменение человеческого капитала, состояние здоровья человека (населения), динамику продолжительности здоровой жизни и т.п.

Выводы

Итак, гуманистическая экономика – это экономика, отвечающая принципам гуманизма, активно поддерживающая наиболее здоровую, духовно и нравственно зрелую, светлую умом и эффективно работающую часть общества, стимулирующая переход в эту категорию всех тех, кто имеет такое желание и способности и создающая для этого необходимые благоприятные условия.

Исходя из целевых установок настоящей работы, следует особо рассмотреть взаимоотношение и взаимосвязь гуманистической экономики и регионального развития.

Как показывает анализ соответствующей литературы, в нашей стране интерес к этим двум фундаментальным процессам появился практически в один период – в начале 1990-х годов.

Региональное развитие (регионализм) квалифицируется как самостоятельное комплексное явление, направленное на повышение роли территориальных сообществ в области социально-экономических и этнокультурных прав, на сохранение преемственности знаний и умений поколений, самобытных традиций. Региональное развитие ведет к фиксации и развитию территориального разнообразия, закреплению региональных самоидентификаций, этнокультурного своеобразия.

Учитывая, что гуманистическая экономика разворачивается в пространственно-временных координатах, то она приобретает свое своеобразие и уникальность, «региональную окраску» в зависимости от времени и места: геополитического положения территории, особенностей и уровня социально-экономического, культурно-исторического, этно-демографического и иного развития регионов. При этом доминанты и приоритеты регионального развития должны быть сопряжены и сбалансированы с основными принципами гуманистической экономики.

Показательно, что гуманизация региональной экономики сопровождается изменениями ее региональной структуры, перераспределением региональных ролей в экономическом пространстве.

Следовательно, гуманистическая экономика и региональное развитие разворачиваются во взаимодействии друг с другом. Задача заключается в том, чтобы определить характер этого взаимодействия.

Это предполагает исследование взаимодействия экономических, социально-культурных, инновационных и иных составляющих в конкретных условиях времени и территории, в первую очередь в определенных «точках роста», которые способны развивать и расширять соответствующую экономическую деятельность.


Источники:

1. Гуманистические ориентиры России. Вызовы нового века и стратегический ответ России [Текст] / Л.И. Абалкин и др. – М.: ИЭ РАН, 2002.
2. Декларация о праве на развитие. Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года [Электронный ресурс] // http://www.un.org /ru/documents/decl_conv/declarations /right_to_development.shtml.
3. Зотов В.В. О роли концепции «экономического человека» в постановке проблемы мотивации [Текст] // Мотивация экономической деятельности. Сб. тр. ВНИИСИ. Вып.11. – М. 1980.
4. Львов Д.С. Экономика в человеческом измерении [Текст] // Экономическая наука современной России, 2006. – № 1 (32).
5. Паскаль Б. Мысли [Текст]. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.
6. Петросян Д.С. Гуманистическая экономика и управление: новая парадигма хозяйствования и экономическая политика в России [Текст]. – М.: Прометей, 2001.
7. Печчеи А. Человеческие качества [Текст] / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980.
8. Проблемы теории и практики размещения производительных сил СССР [Текст]. – М.: Наука, 1976.
9. Сахаров А. Модернизация XIX века [Текст] // Известия, 2011, 24 февраля.
10. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека [Текст] / Пер. с фр. – М., 2002.
11. Федоренко Н.П. Гуманистическая экономика [Текст]. – М.: Экономика, 2006.
12. Maslow A. Motivation and personality. N.Y. 1954.

Страница обновлена: 18.11.2024 в 13:37:45