Проблемы формирования конкурентного энергорынка России
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (19), Июль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Никишина И.В. Проблемы формирования конкурентного энергорынка России // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 7. – С. 13-18.
Аннотация:
Международный опыт показывает, что материальной основой обеспечения развития любой отрасли служат инвестиции. В течение многих лет наша страна находится в глубочайшем кризисе, так как за годы реформ объем производственных инвестиций снизился по сравнению с 1990 г почти в 6 раз. Сегодня российская экономика подошла к кризисной черте. Изношенность основных производственных фондов составляет от 60 до 80%. Проблема обновления основного капитала на основе роста инвестиций касается всех отраслей. Очень остро стоит она и в электроэнергетике, о чем свидетельствуют ставшие нормой нашей жизни, так называемые “веерные отключения” хозяйствующих субъектов и населения от электричества и тепла.
Ключевые слова: Россия, инвестиции, реструктуризация, рынок, конкуренция, энергетическая отрасль
Международный опыт показывает, что материальной основой обеспечения развития любой отрасли служат инвестиции. В течение многих лет наша страна находится в глубочайшем кризисе, так как за годы реформ объем производственных инвестиций снизился по сравнению с 1990 г почти в 6 раз. Сегодня российская экономика подошла к кризисной черте. Изношенность основных производственных фондов составляет от 60 до 80%. Проблема обновления основного капитала на основе роста инвестиций касается всех отраслей. Очень остро стоит она и в электроэнергетике, о чем свидетельствуют ставшие нормой нашей жизни, так называемые “веерные отключения” хозяйствующих субъектов и населения от электричества и тепла.
Спасти электроэнергетику, а, следовательно, экономику и население от холода и темноты могут только инвестиции. Сложность ситуации состоит в том, что внутренние источники развития этой отрасли крайне снижены, всего 600-700 млн. долларов, а нужны ‑ миллиарды долларов. Надежда же на иностранные инвестиции весьма призрачна, так как иностранный капитал вкладывается только туда, где высокая отдача и устойчивая правовая основа. Защита частной собственности, несмотря на многочисленные программы и постановления, крайне слабая.
В этих условиях, по мнению Правительства и РАО ЕЭС России, единственным средством повышения инвестиционной привлекательности электроэнергетики является дальнейшее развитие и укрепление рыночных принципов организации производства и продажи энергии и тепла. Поиск путей решения этой, прямо скажем, чрезвычайной и сложной проблемы активизировал работу по разработке концепции нового этапа реформирования электроэнергетики.
Широко развернувшаяся дискуссия вокруг концепции РАО ЕЭС России, в ходе которой высказаны прямо противоположные точки зрения, показывает, что простых решений по выводу электроэнергетики из тяжелейшего состояния не существует. Потребуется много усилий, денег и времени.
Главная идея концепции реструктуризации электроэнергетики, по мнению РАО ЕЭС России, состоит в трансформации существующего ныне регулируемого энергорынка (ФОРЭМ) в конкурентный рынок. Сегодня на ФОРЭМ нет свободных рыночных отношений между продавцами и покупателями энергии. Большая часть производителей и крупных потребителей прикреплены к друг другу. Но самое главное, что цена на электроэнергию определяется не спросом и предложением, как в условиях цивилизованного рынка, а ее установлением регулирующими органами по затратному принципу. При этом вместо раздельных тарифов по производству, передаче и распределению устанавливается единый тариф, что способствует перекрестному субсидированию. Словом, рыночные отношения в электроэнергетике глубоко деформированы, что подтверждается бартером, огромными неплатежами, нерациональной структурой топливного баланса и т.д. Понятно, что такой рынок никак не стимулирует производителей, продавцов и потребителей к ресурсосбережению и улучшению рыночной инфраструктуры.
В связи с тем, что электроэнергетика является естественной монополией, речь идет о создании конкурентного рынка лишь для генерирующих компаний и сбыта. Транспорт, передача энергии остается естественной монополией, деятельность которой регулируется государством.
В конкурентной части рынка предполагается организовать три сегмента: прямых поставок, спотового рынка и балансирующего рынка.
Участники сегмента прямых поставок смогут заключать договоры на поставку электроэнергии на условиях, устанавливаемых сторонами договора. При этом обязательным условием является регистрация этих договоров у системного оператора рынка и администратора торговой системы.
Спотовый рынок является централизованной торговой системой (или совокупностью подобных систем), в рамках которой осуществляется формирование цены электроэнергии на основе ценовых заявок производителей и потребителей при соблюдении условий технической реализуемости поставок. На том рынке используется система расчетов по принципу “поставка против платежа”. Постепенно, по мере роста объемов торговли и создания кредитной истории, требование по уровню депозита, необходимого для допуска на рынок, будет снижаться.
Балансирующий рынок обеспечивает окончательную балансировку объемов производства и потребления электроэнергии. Для формирования цены балансирующего рынка проводится конкурс ценовых заявок продавцов на дополнительную единицу объема производства. Все электростанции обязаны участвовать в работе балансирующего рынка. Пределы обязательного участия устанавливаются правилами рынка и решением регулирующего органа федерального уровня. Такой конкурс проводится на регулярной основе в период времени, максимально приближенный к реальному времени поставки электроэнергии (например, за один час до поставки). Цена балансирующего рынка используется для стоимостной оценки и проведения соответствующих расчетов по отклонениям, возникающим в процессе торговли на других сегментах конкурентного рынка.
Поставщиками электроэнергии на рынке должны стать:
1. Генерирующие компании, независимо от форм собственности, не совмещающие производство и транспортировку электроэнергии и обеспечивающие коммерческий учет отпускаемой электроэнергии. Генерирующие компании будут создаваться как в процессе реструктуризации РАО “ЕЭС России”, так и независимыми производителями энергии, в первую очередь, концерном “Росэнергоатом”.
2. Независимые коммерческие компании, выступающие в качестве агентов генерирующих компаний.
3. Коммерческие компании, осуществляющие закупку электроэнергии с целью ее последующей перепродажи.
Покупателями электроэнергии на конкурентном рынке могут являться организации, отвечающие ограничению по минимальной потребляемой мощности, установленному в качестве условия доступа к рынку, и требованиям по обеспечению коммерческого учета электроэнергии, в том числе:
1. Конечные потребители электроэнергии.
2. Независимые коммерческие структуры (сбытовые компании), осуществляющие покупку электроэнергии с целью ее дальнейшей перепродажи.
3. Распределительные компании (в том числе муниципальные), владеющие распределительными сетями и приобретающие электроэнергию для поставки ее потребителям, присоединенным к их сетям, при условии разделения бизнесов по транспортировке и сбыту электроэнергии.
Эффективная реструктуризация сектора производства электроэнергии невозможна:
а) без формирования новых правил оптового рынка и новой системы договорных отношений на рынке электроэнергии;
б) без перевода оптового рынка электроэнергии на рыночные принципы ценообразования; подготовки соответствующего кадрового состава и отработки технологий управления для самостоятельных электростанций;
в) без наличия достаточных ресурсов для социальной поддержки высвобождаемого персонала;
г) без осуществления сложных, многоэтапных процессов перераспределения пакетов акций, позволяющих создать под управлением ТЭЦ- и ГЭС-генерации, способные в дальнейшем привлечь инвестиции.
Не менее радикальные изменения должны произойти и в сфере сбыта электроэнергии.
Так, для обеспечения поставок электроэнергии с оптового рынка крупным потребителям РАО “ЕЭС и… ” необходимо создать стопроцентную дочернюю сбытовую сеть, которая будет работать в условиях равной конкуренции со сбытовыми структурами, создаваемыми другими участниками рынка (например, крупными потребителями, поставщиками топлива). Особое внимание будет уделено созданию равных условий конкуренции и предоставлению недискриминационных условий доступа на оптовый рынок предприятиям коммунальной энергетики.
Серьезная реструктуризация затронет сервисные службы, услуги которых будут предоставляться на конкурентной рыночной основе. Опыт многих стран показывает, что сервисные службы не только успешно выживают в условиях конкуренции, но и снижают цену на свои услуги. Сервисные подразделения будут выделяться из состава РАО “ЕЭС России” и его дочерних и зависимых компаний в самостоятельные акционерные общества. При этом РАО “ЕЭС России” будет стремиться уменьшать свою долю участия в указанных обществах. Сокращение доли участия будет производиться, в основном, путем обмена принадлежащих РАО "ЕЭС России" акций на акции других выделенных компаний (электростанций, сетевых и сбытовых компаний).
Реструктуризация коснется и социальной сферы, сегодня затраты на ее содержание являются значительной статьей расходов РАО "ЕЭС России", в первую очередь, на региональном уровне. Реструктуризация АО-энерго создаст условия для передачи социальной сферы в муниципалитеты. Конкретные формы подобной передачи (безвозмездная передача, продажа, в счет кредиторской задолженности), перечень объектов будут определяться с учетом их значимости для устойчивого функционирования энергокомпаний, изменения стоимости рабочей силы, увеличения платежей энергокомпаний в местные бюджеты, исходя из конкретных условий, сложившихся в регионе, и условий, на которых АО-энерго распоряжается соответствующими объектами социальной сферы.
О проблемах формирования конкурентного рынка, работе с клиентами и рыночном ценообразовании в электроэнергетике мы поговорим в следующем номере журнала.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:17:33