Информационно-когнитивное моделирование и его роль в экономике знаний
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (32), Август 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846938
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье предлагается определение информационно-когнитивного моделирования. Дается характеристика входящих в него трех групп взаимосвязанных подсистем (электронные библиографии, библиотеки, средства работы с ними и метасистемы на их основе; системы информационно-математического моделирования и системы специальных когнитивных средств).
Ключевые слова: информационно-когнитивное моделирование, экономико-математические модели, когнитивные средства, электронные библиографии
При дальнейшем формировании цивилизации знаний все большую роль будет играть «креативное познание, т.е. познание, соединяющее сознание с осознанием… Фактически информационно-когнитивное моделирование из вспомогательного средства познания превратится в результат» [1, с. 21]. Поиск в Интернете при помощи www.google.ru 1.06.2009 в варианте «с точной фразой» показал, что «информационное моделирование» в разных падежах было обнаружено 23889 раз. «Когнитивное моделирование» — 4165 раз. По сравнению с результатами аналогичного поиска, проведенного 7.02.2009 [2] для первого словосочетания прирост числа словоупотреблений в сети составил 3,2%, а для второго — 40%(!). «Информационно-когнитивное моделирование» (далее ИКМ) по итогам и того, и другого поиска встретилось всего один раз со ссылкой на монографию [1]. Поэтому представляется целесообразным уточнение этого понятия с позиции включаемых инструментов и областей применения.
Если исходить из иерархии «данные — информация — знания», и понимать под знаниями «концентрированную и общественно (либо личностно или коллективно) апробированную информацию, формирующую своеобразную микромодель окружающего мира» [1, с. 27—28], то под ИКМ можно понимать постоянно обновляемую систему возможных в настоящее время средств сбора, обработки, накопления, представления, восприятия и усвоения данных, информации и знаний для принятия решений в некоторой предметной области.
Применительно к экономической науке в качестве основы при выделении предметных областей исследования целесообразно использовать предметную классификацию, которая разработана, постоянно обновляется и публикуется Американской экономической ассоциацией (АЕА) (см. www.econlit.org). В этой классификации, которая используется всеми ведущими научными экономическими журналами мира, выделено 20 макрообластей, 130 мезообластей и 770 микрообластей. Также можно использовать предметные области, выделенные в Паспорте специальностей ВАК, в отечественных библиотечно-библиографических классификациях и т.п.
Применительно к экономике и управлению в системе ИКМ представляется возможным выделить следующие три взаимосвязанные группы подсистем, которые, в свою очередь, являются достаточно сложными системами. Кратко рассмотрим состав этих групп, некоторые примеры и возможности применения в научных исследованиях, практике управления и обучении.
1 группа. Электронные библиографии, библиотеки, средства работы с ними и метасистемы на их основе. Легко можно удостовериться, что до настоящего времени основные публикации по экономическим наукам в мировой литературе представлены на английском языке. Основным источников сведений о таких публикациях служит электронная библиография EconLit, созданная АЕА и сопряженная с реферативным журналом The Journal of Economic Literature (JEL).
До середины 2006 г. члены АЕА могли раз в год получать эту библиографию на компакт-дисках и работать с ними при помощи специальных программ типа WinSpirs 5.0. С 2006 г. члены АЕА могут пользоваться EconLit в онлайновом режиме. Вместе с тем все варианты доступа к записям этой библиографии, предлагаемые АЕА, не позволяют получить системное представление о научных публикациях по экономике, в частности, значимости отдельных предметных областей.
В 1997 г. при участии автора статьи были разработаны и опубликованы [3] первые «карты», которые давали возможность определить значимость областей экономических исследований (согласно классификации АЕА) для журнальных статей и докторских диссертаций для начала 1990 годов.
В монографии [4], которая вышла на русском и английском языках, был дан анализ публикаций, отраженных в JEL, за период 1994—2002 гг. Важным этапом стало создание метасистемы EconLit [5], которая дала возможность для 1992—2005 гг. в разрезе всех макро-, мезо- и микрообластей классификации АЕА оценить динамику и структуру публикаций, определить значимость взаимосвязей между предметными областями и найти «белые пятна» на карте исследований.
По существу в этой метасистеме реализованы такие методы инновационного менеджмента, как анализ публикационной активности и структурно-морфологический анализ. Предусмотрена связь метасистемы EconLit с рядом авторитетных электронных библиотек (например, Social Science Research Network — www.ssrn.com), в том числе размещенных на сайтах международных организаций (www.imf.org, www.bis.org и др.).
Как показал опыт последующих лет, созданные средства оказались полезными для решения следующих задач.
‑ средства описания информационной структуры объектов (сущностей, атрибутов, ключей) с идентификацией отношений между ними (например, построение модели по методологии IDEF1, решения Autodesk для информационного моделирования зданий, система 1C и т.п.);
‑ различные экономико-математические методы и модели (в частности, перечисленные в классификации АЕА для макрообласти C «Математические и количественные методы»;
‑ программы для контент-анализа текстов и разработки частотных словарей экономических понятий;
‑ более агрегированные когнитивные модели (семантические сети, ментальные модели, концептуальные схемы и другие).
3 группа. Системы специальных когнитивных средств. Эти средства представляют собой адаптацию методов когнитивной психологии к экономике и управлению. Они нужны для того, чтобы эффективно строить и использовать визуально-семантические сети и осуществлять ментальную навигацию по этим сетям для соединения разнородных форм представления данных, понятий, информационно-программных и модельных средств и других элементов познавательной инфраструктуры для обоснования решений во взаимосвязи научных, образовательных и собственно управленческих аспектов.
Сюда можно отнести «интеллект-карты» Т. Бьюзена, метод «многомерного развертывания» [15], «сегментации ментального пространства» [16] и др.
Системы, входящие в каждый из «блоков» ИКМ, можно использовать как отдельно, так и в их взаимном дополнении.
Например, в процессе преподавания финансово-кредитных дисциплин в ряде случаев целесообразно начинать изложение не с реальных примеров, а используя информацию специально сконструированных простейших «дидактических» предприятий с минимальным числом элементов и параметрами равными единице. Например:
а) длительность производственного цикла — 1 день;
б) предприятие выпускает один вид продукции, для производства которой требуется одни вид материала;
в) выпуск продукции в день — 1 тонна;
г) расход материала на 1 т продукции — 1 тонна (потерь нет), цена за 1 т материала — 1 тыс. руб. и т.п.
Затем происходит последовательное усложнение ситуации вплоть до данных реальных объектов. При формулировании задачи применяются во взаимосвязи разные формы представления информации (словесное описание, схема, формула, число). Созданные модели и данные могут использоваться для имитации и сравнительного анализа разных механизмов управления. Сведения о последних получаются из метасистем, базирующихся на электронных библиографиях, библиотеках и статистических базах.
Источники:
2. Лычагин А.М. Информационно-когнитивное моделирование и его роль в антикризисное управлении предприятием // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Десятый всерос. симпозиум, Москва, 14-15 апр. 2009 г.: материалы симпозиума. Секция 2: Модели и методы разработки стратегии предприятия / [под. ред. Г.Б. Клейнера]. – М. : РАН, Центр. экон.-матем. ин-т, 2009. – С. 119-120.
3. Лычагин М.В., Лычагин А.М. Экономика и финансы на страницах «Журнала экономической литературы» (пример составления
«карты знаний») // Финансовые инновации: зарубежный опыт / под ред. М.В. Лычагина, В.И. Суслова. – Новосибирск : Наука, 1997. – Гл. 1.1. – С. 17-44.
4. Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С., Бекарева С.В. Анализ структуры научных публикаций по экономике / отв. ред. В.И. Суслов; ИЭОПП СО РАН. – Новосибирск, 2004.
5. Лычагин М. В., Лычагин А. М., Шевцов А. С. Атлас публикаций по экономике на основе EconLit. 1992–2005 гг. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2007.
6. Мкртчян Г.М., Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С. Модернизация преподавания на экономическом факультете Новосибирского государственного университета: традиции и инновации // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2007. – Т. 7, вып. 2. – С. 114-126.
7. Бекарева С.В., Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С. Экономика электроэнергетики в системе мирового экономического знания в 1992-2003 годах // Энергетика России в XXI веке: развитие, функционирование, управление : доклады Всерос. конф., 12-15 сент. 2005 г., г. Иркутск / под общ. ред. Н.И. Воропая. – Иркутск : ИСЭМ СО РАН, 2005. – С. 583-592.
8. Лычагин М.В., Суслов В.И., Лычагин А.М. Новые направления региональных исследований в англоязычной научной литературе
// Регион: экономика и социология. – 2008. – № 3. – С. 241-254.
9. Лычагин М.В., Лычагин А.М. Экономика сельского хозяйства: новое в англоязычной научной литературе // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. – 2009. – № 1. – С. 96-103.
10. Лычагин М.В., Лычагин А.М. Новые направления исследований в области предпринимательства за рубежом // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2008. – Т. 8, вып. 2. – С. 161-169.
11. Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С. Структура предметной области «Бухгалтерский учет»: библиометрический анализ // Активи зация изучения учетных проблем: Сб. науч. тр. – Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, СибУПК, 2005. – Разд. 1. – С. 25-36.
12. Мкртчян Г.М., Лычагин М.В., Лычагин А.М. Роль математических и количественных методов в исследовании проблем экономики природопользования // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2008. – Т. 8, вып. 2. – С. 55-62.
13. Лычагин М.В., Лычагин А.М. Математические и количественные методы в управлении предприятиями (оценка по данным EconLit за 1992-2008 гг.) // Использование экономико-математических методов в науке, управлении и образовании: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 10-11 апреля 2009 г. / [под ред. О.П. Зайцева, Б.А. Аманжоловой, О.Н. Чащина]. – Новосибирск : Сиб. ун-т потреб. кооп., 2009. – С. 219-224.
14. Лычагин М.В., Лычагин А.М., Шевцов А.С., Бекарева С.В. Опыт создания частотного словаря современной английской экономической лексики // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2006. – Т. 4, вып. 1. – С. 103-106.
15. Лычагин А.М., Лычагин М.В., Меламед Л.Б. Методы многомерного развертывания // Финансовые инновации: Методы изучения
/ отв. ред. М.В. Лычагин, Л.Б. Меламед, В.И. Суслов. – Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1998. – Т. I, § 1.4. – С. 86-115.
16. Лычагин А. М. Детализация системно-интеграционной теории предприятия при помощи метода замощения ментального пространства // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Девятого всеросс. симпозиума. Москва, 15–16 апреля 2008 г. Секция 1. / Под ред. проф. Г.Б. Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН, 2008. С. 102–103.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 21:52:40