Бренд-компетенции и рыночный успех бренда
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (27), Март 2009
Цитировать:
Феоктистов А.А. Бренд-компетенции и рыночный успех бренда // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 3. – С. 128-131.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838129
Аннотация:
Современная концепция брендинга ориентирована на идентичность, под которой следует понимать набор характеристик, позволяющих потребителю отождествлять себя с брендом в процессе его приобретения и/или потребления. Идентичность бренда – это идеальное содержание, каким бренд наделяет его оферент, и которое складывается из опыта сотрудников и видения высшего руководства, основанного на тщательном изучении потребностей и представлений потребителей, а также динамики рынка.
Ключевые слова: бренд, брендинг, бренд-компетенции
Современная концепция брендинга ориентирована на идентичность, под которой следует понимать набор характеристик, позволяющих потребителю отождествлять себя с брендом в процессе его приобретения и/или потребления [3]. Идентичность бренда – это идеальное содержание, каким бренд наделяет его оферент [1], и которое складывается из опыта сотрудников и видения высшего руководства, основанного на тщательном изучении потребностей и представлений потребителей, а также динамики рынка.
Но потребитель, в силу уникальности своего характера, социального положения, ситуации и т.д., осуществляет процесс идентификации сугубо индивидуально, и в большинстве случаев не так, как предполагает оферент бренда. Направление идентификации бренда потребителем во многом определяет действия оферента бренда: грамотное позиционирование, интегрированные коммуникации, поведение сотрудников и т.д. То есть, предприятию недостаточно сформировать уникальную идентичность бренда, необходимо также донести ее до потребителя, чтобы процессы отождествления, происходящие в мышлении потребителя, осуществлялись в нужном оференту бренда направлении.
Результатом процесса идентификации потребителем бренда будет являться его имидж, представляющий собой набор ассоциаций, сложившийся на определенный момент времени в сознании потребителя в отношении бренда. Следовательно, основной задачей брендинга, ориентированного на идентичность, является сокращение разрыва между идентичностью бренда и его имиджем в глазах потребителя. Чем более четко потребитель идентифицирует бренд со своей системой ценностей, тем более испытывает к нему доверие и тем, в конечном итоге, выше успех бренда на рынке.
Взаимосвязь идентичности бренда и его рыночного успеха представлена на рис.1.
Основой любых взаимоотношений выступает доверие, которое индивидуум (потребитель) ощущает к другому индивидууму или объекту (бренду). Доверие к бренду может возникнуть лишь в том случае, если он правдоподобно и с известной долей надежности удовлетворяет потребности потребителя. Правдоподобность, надежность и, в конечном итоге, состоятельность обещаний бренда обеспечивается высокой степенью содержательности его «поведения» на рынке. Если бренду удается в долгосрочной перспективе доказывать свою содержательность и состоятельность, то у целевых групп сформируется положительный имидж относительно бренда, основанный на доверии
Рис.1. Взаимосвязь бренд-компетенций и рыночного успеха бренда
Содержательность поведения бренда на рынке обеспечивается, в свою очередь, четко определенной идентичностью бренда – стержнем, который определяет направление и рамки развития бренда. Идентичность бренда включает в себя следующие компоненты [3]:
Бренд-компетенции занимают среди компонентов идентичности заметную роль, так как создают основу для развития конкурентоспособности и потенциальных конкурентных преимуществ, что, безусловно, требует постоянных инвестиций в их обновление, поддержание и защиту. Следует учитывать, что бренд-компетенции имеют временный характер, так как они в краткосрочном периоде могут быть сымитированы конкурентами.
В свою очередь долгосрочные стабильные взаимоотношения бренда и целевых групп, как показывают многочисленные исследования и практический опыт [4, 5], положительно влияют на рыночный успех бренда. По сравнению с привлечением новых потребителей, поддержание долгосрочных взаимоотношений экономит до 15-12% издержек [2]. Особенно, это имеет значение для зрелых рынков, на которых потребители на основе своего опыта интенсивно осуществляют поиск индивидуализированных товаров, услуг и сервиса. При этом готовность к смене брендов у них высока. Бренды, обладающие слабыми взаимоотношениями с потребителями, ощущают за счет этого финансовое давление как конкурентов, так и потребителей.
Оценивать силу взаимоотношений с потребителями автор предлагает на основе:
Таким образом, рыночный успех бренда представляет собой уровень реализации потребительской полезности бренда и связанного с этим достижения финансовых и рыночных показателей в сравнении с конкурентами.
В этой связи, оценивая рыночный успех бренда, автор предлагает руководствоваться следующими показателями:
Источники:
2. Бичун Ю.А. Управление брендами : учебное пособие. – СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2006.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. – СПб. : Питер, 2006.
4. Meffert H., Burmann C. Markenmanagement. – Wiesbaden, 2005.
5. Sander I., Scheffler H. Markenwert durch Kundenbindung und Kundenwert: das Conversionmodel. – München : Vahlen Verlag, 2004.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:57:58