К вопросу о психологическом аспекте ненаблюдаемого сектора экономики
Жемерикина Ю.И1
1 ФГБОУ ВПО Московский технологический университет МИРЭА
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 1 (Январь-март 2017)
Цитировать:
Жемерикина Ю.И К вопросу о психологическом аспекте ненаблюдаемого сектора экономики // Теневая экономика. – 2017. – Том 1. – № 1. – С. 47-52. – doi: 10.18334/tek.1.1.37711.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32607396
Цитирований: 1 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
В статье представлено понятие неформальная экономика, описаны ее структура и факторы развития с позиций недобросовестной конкурентной борьбы.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная среда, стратегии конкуренции, троянское обучение, ненаблюдаемая экономика
Почти каждый человек слышал термин «ненаблюдаемая экономика». Данный термин появился сравнительно недавно, но на текущий момент встречается у всех мировых исследователей экономики.
Ненаблюдаемая экономика является неотъемлемым атрибутом экономической жизни общества и выступает реакцией индивидуума как на контроль со стороны государства, так и из стремления максимизировать свою прибыль. С момента становления государства как общественного института возникают экономические процессы, которые противодействуют экономической политике государства – в частности, на стремлении государства зарегулировать рынки тех или иных товаров, пользующихся спросом [8, с. 18].
Ненаблюдаемая экономика – это сектор экономики в государстве, который не учитывается официальной статистикой и не контролируется государством. Тем самым статистические органы не имеют возможности учесть деструктивные виды экономической деятельности или упущенную выгоду экономики в связи с недобросовестной конкуренцией, монополизацией рынка и т.д. В то же время отсутствует количественная и качественная оценка ущерба, возникающая из‑за информационной ассиметрии.
Несмотря на большое количество определений понятия ненаблюдаемой экономической деятельности, многие ученые сходятся во мнении, что ненаблюдаемая экономика включает следующие элементы: нелегальная экономическая, теневая и неформальная экономические виды деятельности.
На сегодняшний день российская государственная статистика включает ряд элементов в понятие «ненаблюдаемая экономикa»: скрытая экономическая деятельность и нелегальная экономическая деятельность [7, с. 82-86] (Timofeev, 2008).
Таким образом, размеры ненаблюдаемого сектора народного хозяйства являются заниженными, т.к. остается неучтенной неформальная экономическая деятельность.
В современной науке учеными исследователями установлено, что развитию неформальной экономики в РФ способствуют следующие факторы, мы их условно разобьем на три группы:
а) экономические (высокие налоги, распад СССР, кризисы финансовой системы);
б) правовые (несовершенство законодательства, несовершенства налоговой системы и правоохранительных органов);
в) социальные (высокий уровень безработицы, инфляция, низкий уровень жизни населения).
Для современной экономики данный феномен имеет как положительное, так и отрицательное воздействие. Положительная сторона заключается в том, что ненаблюдаемый сектор экономики помогает многим гражданам повысить свой доход без крупных социальных и политических потрясений в стране, также позволяет выявить недоработки в законодательной деятельности государства. Отрицательная сторона заключается в том, что государство недополучает доходы, начинает процветать коррупция и т.д.
Ненаблюдаемая экономика - это тот аспект жизни граждан, который надо рассматривать с психологической точки зрения. Ненаблюдаемая экономика вынуждает граждан для обеспечения своего материального благополучия прибегать к недобросовестной конкуренции.
В нашей статье мы хотели бы рассмотреть влияние социально-психологического аспектов ненаблюдаемого сектора экономики. Данный феномен связан с экономической ситуацией в стране, а также с воспитанием и психологическими особенностями гражданина. Не секрет, человек всегда стремится получить лучшее благо. Изначально в правовом плане люди в государстве находятся в равных условиях, но экономическими благами владеют по-разному.
Современные исследователи установили, что в социуме конкуренция бывает двух видов: положительная и отрицательная (продуктивная и разрушительная). От положительной конкуренции кто-то честно выигрывает, а в отрицательной конкуренции благами владеет тот, кто сумел их получить нечестным путем.
Недобросовестная конкуренция является малоизученным феноменом. Основными методами данной конкуренции А.Н. Поддьяков выделяет противодействие обучению и троянское обучение. Противодействие характеризуется помехами обучающимся и помехами обучающей деятельности. «Троянское обучение» – это скрытое, неявное для обучаемых обучение их тому, что организатор обучения считает необходимым для достижения тех или иных целей, часто при декларировании для обучаемого существенно иных задач. В разных случаях его цели могут быть прямо противоположными: не только нанесение ущерба, но и, как ни парадоксально, помощь, содействие развитию другого субъекта [6, с. 118-135] (Morozov, 2008). Другими словами, «троянское обучение» – это дезориентация и неправильное обучение ученика.
На основе теоретико-методологического анализа научной литературы по проблеме исследования существует в психологии труда схема психологических условий развития конкуренции (рис.) [4, с. 14] (Zhemerikina, Zhemerikin, 2015).
Конкуренция
| |
Положительная
|
Отрицательная
|
Соревнование,
олимпиада, помощь в получении профессиональных знаний
|
Искажение
фактов, ложная информация
|
Рисунок. Психологическая структура конкуренции
В схеме видно, что начало любая конкуренция берется из зарождения конкурентной среды. Данная среда возникает только тогда, когда есть за что бороться, т.е. есть то, что интересует нескольких людей. Прежде чем зародится определенный вид конкурентной борьбы, на человека влияет ВПД – это внутренний план действий человека, то, как он планирует достичь желаемого. Далее протекает сама конкуренция, на которую влияют внутренние факторы (воспитание, личное восприятие конкурентной среды, психические особенности личности). Под внешними факторами понимается конкурентная среда, конфликтность, напряженность в коллективе. В зависимости от того, какие факторы влияют на конкуренцию, сама конкуренция может перетекать из одной формы в другую. Начаться конкуренция может с положительных способов ведения борьбы, а закончиться отрицательными, и наоборот [4, с. 15] (Zhemerikina, Zhemerikin, 2015).
Далее по схеме следует критерий «приз», который может быть материальным (ресурсы, деньги), духовным (нормы, правила), социальным (власть, должность, положение в группе и т.д.) и психическим (одобрение обществом, самореализация).
Далее по схеме следует общественное мнение и личное восприятие выигрыша и проигрыша. В психологии эти мнения носят название «постэффекты конкуренции». Именно в результате постэффектов у личности образуются новообразования, которые возникли в результате конкуренции.
Таким образом, если человек очень часто использует методы недобросовестной конкуренции, то это наносит вред не только окружающим людям, но и государству. Чтобы приобрести личную выгоду, люди часто используют недобросовестные методы ведения борьбы, которые ведут их в ненаблюдаемую (теневую) сферу экономики [1, с. 93-96] (Gaydamashko, Zhemerikina, Zhemerikin, 2014).
Таким образом, недобросовестная конкуренция влияет на личностные качества каждого человека, а следствие данного влияния ведет людей в сектор ненаблюдаемой (теневой) экономики. Теневую экономику необходимо изучать, изменения в обществе не позволяют игнорировать данную проблему, которая является междисциплинарной и лежит на стыке конфликтологии, экономики, педагогики, психологии, политологии и т.д.
Изучать социально-психологий аспект ненаблюдаемого сектора народного хозяйства необходимо уже сейчас. Изучение ненаблюдаемого сектора экономики позволит понять сущность данного сектора, а также позволит внести различные изменения в законотворчество, что будет способствовать укреплению экономики, повышению уровня жизни людей.
Источники:
2. Горкина Л.А. Факторы, обусловливающие развитие теневой экономики // Налоги. – 2009. – № 3. – С. 8.
Жемерикина Ю.И. Влияние конкурентной среды на процесс допрофессионального развития будущих специалистов. / автореферат дис.,.. кандидата психологических наук., 2014. – 27 с.
4. Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И. Социально-психологические аспекты неформального сектора экономики Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2015. – № 8. – С. 1211-1218.
5. Жемерикина Ю.И. Кутасина С.Г., Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурентов и «троянское обучение» в социальных взаимодействиях // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 118-135.
6. Морозов Д.В. Актуальность проблемы формирования унифицированного методического подхода в определении экономической оценки ущерба, наносимого национальной экономике "теневыми" субъектами предпринимательства // Вестник Югорского государственного университета. – 2008. – № 1(8). – С. 82-86.
Тимофеев Л.М. Теневые экономические системы современной России: теория – анализ – модели. / Учебник для вузов. - М.: Издат. Центр РГГУ, 2008. – 18(322) с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:10:04