Development of organizational and managerial skills of the heads of health facilities
Dzhalilova G.A.1, Tadzhibaeva G.A.2
1 Ташкентский педиатрический медицинский институт
2 Ташкентский профессиональный колледж промышленности и сервиса
Download PDF | Downloads: 18
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 4, Number 1 (January-March 2017)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=29752247
Abstract:
The article reveals core competencies, which a head of a health facility should possess. We give the definition of core competencies, which the heads of health facilities acquire and methods for improving these competencies.
Keywords: competences, organization, health facilities
JEL-classification: M12, M54, L89
Highlights:
- У руководителей развиты такие профессиональные компетенции, как целеустремленность, высокая работоспособность, коммуникабельность и тактичность.
- Среди качеств руководителей мало выражена сдержанность и самокритичность.
- Чтобы стать хорошим руководителем, одних личных качеств мало.
- В поликлиниках преобладает женский персонал, что составляет 83,5 % от всей численности сотрудников.
- В общей структуре персонала у большинства сотрудников поликлиники среднее специальное образование, на втором месте – среднее, на третьем – высшее.
Актуальность темы. Организация деятельности медицинских учреждений приобретает особую значимость на современном этапе развития здравоохранения. Управленческие проблемы находят свое отражение во всех предлагаемых для обсуждения концепциях и программах реформы системы здравоохранения в стране. Поэтому представляется актуальным рассмотреть общие методологические подходы к деятельности организаций, занимающихся оказанием медицинских услуг населению [1].
Все организации, независимо от того, в какой сфере они действуют, сталкиваются с общими проблемами в области управления. На основе общих закономерностей выстраиваются конкретные методы управления в зависимости от тех условий, в рамках которых они применяются. Не является исключением и здравоохранение. Специфика управления ПМСП (Первичной медицинской санитарной помощи) обусловлена, прежде всего, тем, что здравоохранение – особая сфера деятельности, существенно отличающаяся от других видов деятельности. ПМСП имеют особые характеристики, которые требуют модификации общих принципов управления или изменения акцентов. Учитывая важность охраны здоровья населения, ведущую роль в развитии системы здравоохранения в Узбекистане играет государство. Поэтому представляется вполне оправданным начать анализ управленческого процесса в СП [2].
Цель исследования. Провести анализ деятельности руководителей служб СП в области изучения факторов, влияющих на организацию и управление учреждениями СП.
Задачи исследования: Определить теоретические особенности по организации и управлению СП, выявить личные и деловые качества руководителей СП в области изучения факторов, влияющих на организацию, и с учетом полученных данных разработать рекомендации по улучшению профессиональных компетенций руководящего состава в СП.
Методы исследования. Для оценки личных и деловых качеств руководителей СП нами использовался вопросник, характеризующий профессиональные компетенции, оценивалось по пятибалльной шкале.
Результаты исследования. На основании проведенных исследований можно говорить о том, что отличает руководителя-женщину от руководителя-мужчины: высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику. Любую информацию воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях. а поэтому здесь уместно отметить, что руководители-женщины проявляют больший, по сравнению с мужчинами, интерес к межличностным отношениям. По данным наших исследований, руководители-женщины в среднем имеют возраст 50 лет.
Компетентность может характеризоваться довольно большим перечнем профессиональных терминов или даже как конкретные знания, отношение или поведение [4, 7] (Dzhalilova, 2016; Fedchenko, 2016). Каждый подчиненный требует к себе особого подхода, и только в силах опытного руководителя найти такой подход к каждому конкретному человеку [6] (Sablin, 2016). Чтобы работа складывалась успешно, руководитель должен быть четким и отзывчивым человеком. По ходу исследования нами отмечены такие качества, как высокая работоспособность, умение управлять собой, коммуникабельность, самокритичность, деликатность, тактичность в работе с подчиненными, целеустремленность [3] (Avdeev, 2012). Результаты исследования показали, что руководители СП обладают вышеперечисленными личными качествами:
Таблица
Профессиональные компетенции руководителей
Компетенции
|
СП № 5 М.– Улугбекского района
|
СП № 32 Учтепинского района
|
МКГП Шайхонтахурского района
|
Урта-Чирчикская МРО
|
ТашПМИ
|
Высокая работоспособность
|
4
|
4
|
5
|
4
|
5
|
Целеустремленность
|
5
|
4
|
4
|
4
|
5
|
Деликатность
|
4
|
5
|
5
|
4
|
5
|
Самокритичность
|
3
|
3
|
4
|
3
|
4
|
Коммуникабельность
|
4
|
4
|
5
|
5
|
5
|
Сдержанность
|
3
|
3
|
3
|
4
|
4
|
Из таблицы нам видно, что у всех руководителей развиты профессиональные компетенции, такие как целеустремленность, высокая работоспособность, коммуникабельность и тактичность, мало выражена сдержанность и самокритичность.
Для того чтобы стать хорошим руководителем, одних личных качеств мало. Нами также были изучены качества деловые [4] (Dzhalilova, 2016). Руководители СП обладают следующими из них:
– способность правильно организовать свой рабочий день;
– способность разбираться в современных информационных технологиях и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
– умение четко ставить задачи для подчиненных и контролировать их исполнение.
Таким образом, руководитель СП – это руководитель, умеющий правильно понять стоящую перед ним задачу, правильно разделить обязанности перед подчиненными, четко сформулировать задачи перед ними, вовремя представить отчет о выполненной работе.
Существенной предпосылкой роста производительности труда и эффективности производства является состав кадров. Для этого проанализировали структуру персонала. По полученным результатам выявлено, что в поликлиниках преобладает женский персонал, что составляет 83,5 % от всей численности сотрудников.
Говоря о возрасте, можно сказать, что наибольшее количество человек работает в возрасте 45‑49 лет – 20,1 %, 40–44 года – 15,4 %; 30–34 года – 12,6 %, а наименьшее количество – 60 и старше лет – 3,3 %, 55–59 лет – 5,9 %, так как это пенсионный возраст.
На эффективность работы в СП влияет также уровень образования персонала. Нами изучены образование сотрудников СП, и выявлено, что среди медицинских сестер всего 2 % имеют высшее образование, 98 % – средне-специальное. Таким образом, в общей структуре персонала у большинства сотрудников поликлиники среднее специальное образование, на втором месте – среднее, на третьем – высшее.
Движение персонала можно охарактеризовать с помощью ряда показателей, таких как интенсивность оборота, коэффициент постоянства, коэффициент текучести и так далее. Состав персонала разделен на 2 группы: основное и дополнительное/совместительство. Таким образом, основные рабочие составляют 87,6 % от всей численности, в совместительстве работают 12,4 %.
Выводы. Таким образом, полученные данные показывают, что трудовые ресурсы в СП используют недостаточно полно, в деятельности медицинских учреждений у руководителей развиты профессиональные компетенции, такие как целеустремленность, высокая работоспособность, коммуникабельность и тактичность, мало выражена сдержанность и самокритичность.
References:
Beklemishev E.P. (1990). Otsenka delovyh kachestv rukovoditelya i spetsialistov [Assessment of the business traits of the manager and specialists] Moscow: Znanie. (in Russian).
Dzhalilova G.A. (2016). Sovershenstvovanie klyuchevyh kompetentsiy rukovoditeley meditsinskikh uchrezhdeniy [Improvement of key competencies of heads of medical institutions]. International Scientific Review. (7). 96-97. (in Russian).
Fedchenko A.A. (2016). Metodicheskie podkhody k issledovaniyu proizvoditelnosti truda [Methodological approaches to studying the labor productivity]. Ekonomika truda. 3 (1). 41-62. (in Russian). doi: 10.18334/et.3.1.35153.
Sablin I.D. (2016). Sovershenstvovanie sistemy motivatsii meditsinskogo personala v byudzhetnom uchrezhdenii zdravookhraneniya na primere otdeleniya ekstrakorporalnyh metodov gemokorrektsii KGBUZ «Perinatalnyy tsentr» Ministerstva zdravookhraneniya Khabarovskogo kraya [Improving the system of medical staff motivation in the budget health care institution by the example of the Department of extracorporeal hemocorrection methods in Perinatal center under the Ministry of health of Khabarovsk Krai]. Liderstvo i menedzhment. 3 (4). 259-276. (in Russian). doi: 10.18334/lim.3.4.37170.
Страница обновлена: 02.05.2025 в 20:34:14