Chinese economic interests in the USA by the example of Montana of 1860-1900's and 2000-2010-ies.

Zakharev Ya.O.1
1 МГИМО МИД РФ, Russia

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 1 (January-March 2017)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=29774227
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The article describes the specifics and nature of the economic interests of the Chinese business community in the state of Montana (USA) during the second half of the 19th century, at the beginning of the 20th century and at the beginning of the 21st century. We give a detailed picture of the geography of interests of the Chinese during different periods of time taking into account changes in the state legislation, the needs for various resource lines in the 19th century and at the beginning of the 21st century. Using the sources we identified groups of dialects of the Chinese business community, which led economic activity with US companies in Montana during the indicated time. We describe typological and dialect differences of Chinese business circles. We show their features during the 19th and at the beginning of 21st centuries. We found out how the conjuncture of international economic relations in the context of a global economic crisis made the Chinese revive the direction, which has been blocked for a long time after a series of standard acts limiting the Chinese in doing personal business and business in the form of societies in the United States and within the jurisdiction of the state of Montana.

Keywords: the Chinese in the USA, the US and China, Montana and the Chinese in 19th century, Chinese investment in Montana at the beginning of the 21st century, chinese investment in the US in 1860-1890, chinese investment in Montana (USA) in 2000-2010, chinese shadow business in Montana in 19th century, Montana laws that limit the chinese activities, positive discrimination of the Chinese in the USA by the example of Montana in the 19the century, chinese criminal projects in the 19th century in Montana, shadow economy of the Chinese and Montana in 1860-1900, Montana initiatives to attract chinese capital in 2000-2010, Chinese failed project in Montana at the beginning of the 21 century, long-term projects of chinese companies in Montana in 2010-2020, interests of the chinese capitals in Montana at the beginning of the 21st century



Введение

Китайцы начинали активно пребывать в районы западного побережья Соединенных Штатов Америки после обнаружения в Калифорнии месторождений золота в 1849 году [1], предприимчивые американские компании активно импортировали дешевую китайскую рабочую силу из южных провинций Империи Цин. По мере истощения разведанных золотоносных районов компании начали перевозить рабочих в континентальные районы страны в 1854–1856 в Айдахо, Орегон и Неваду, а к 1860 году [1], получив данные о новых копях в Монтану. За короткий период времени с появления первых китайских рабочих-старателей в 1862 году, их численность возросла с двух тысяч человек до трех тысяч в 1869 году [1]. Более 80 % этого числа были мужчины-старатели, но за ними потянулись и китайские предприниматели, которые разбогатели на предыдущих этапах лихорадок в Калифорнии, Айдахо, Невады и других штатов. Эти 20 % открывали салоны, прачечные, рестораны, забегаловки китайской кухни, рекрутировали наемных работников тоже китайцев в качестве обслуживающего персонала своих заведений. До 1880 года особой статьей доходов дельцов была также теневая и открытая торговля опиумом в среде китайских кварталов Монтаны. Также в пласте теневой экономики китаянки занимались проституцией, заказными убийствами, теневым посредничеством в приобретении редкостей или импортируемых китайских товаров старателями (прежде всего лекарства и опиум). Рост численности китайских рабочих наиболее динамично прослеживался на примере столицы штата – города Хелена, расположенного недалеко от золотоносных месторождений. К 1870 году численность китайцев составляла 20 % за 8 лет с нулевого уровня от всего населения. К 1878 году китайская торговля в штате приобрела устойчивый характер и занимала четкие ниши, в которых наблюдалась более внутри китайская конкуренция нежели между компаниями разных этнических групп.

С открытием новых месторождений золота в центральных южных областях Монтаны и в Юго-Западном регионе штата число старателей резко возросло, старателями трудились, как приехавшие из волн миграции 1860-х и 1870-х гг. именно в Монтану, так и временные рабочие-китайцы, которые уезжали после одного-двух сезонов работы в другие штаты. За период 1870–1871 гг. китайские компании заработали в США 106 тысяч 600 долларов США (в пересчете на курс 2010х гг. – 1,8 млн долларов) [1]. Привлекая все новые волны старателей, китайцы оставили большое количество следов своего пребывания, ведения хозяйственной деятельности, которые были обнаружены археологическими экспедициями 1995 и 2008 года [1], исследовавших районы заброшенных поселений старателей Монтаны ХIХ века: черепки китайского фарфора, инструменты китайских старателей, китайские монеты периода правления последних китайских императоров династии Цин 1860–1900 гг., фрагменты тканей и прочую утварь [1]. Важно отметить, что в течение 1870–1880-х гг. китайский бизнес в Монтане, как теневой, так и открытый процветал и способствовал, относительно, удобному пребыванию постоянных и временных работников китайцев. Китаянки, которых было значительно меньше, чем работников мужчин (в 10 раз в период наибольших пиков китайского населения) [1], находили себе занятия, как в теневом, так и в открытом бизнесе. Они держали магазинчики, готовили еду на вынос по подрядам с компаниями, нанимавших старателей, держали прачечные, занимались криминальными операциями в пластах теневой экономике Монтаны в китайских кварталах [1]. Однако уже к середине 1880-х гг. начинают усиливаться антикитайские настроения среди белого населения, у которых китайские старатели серьезно начали отбирать легальные ниши экономической деятельности. Наиболее сильную конкуренцию китайцы составили в сфере наемных старателей, в бизнесе прачечных, в ресторанном деле, в курьерских операциях в т.ч. теневых через агентов китайских общин. Это вылилось в серии протестов населения-резидентов, целью которых стали призывы к властям штата начать выселять китайских поселенцев [1], мешающих гражданам находить достойную работу. Китайские кварталы подвергались погромам, в равной степени параллельно китайцы убивали старателей-европейцев и американцев, часто под воздействием наркотического опьянения опиумом и другими производными дурманящих средств. Ввиду возрастания подобных случаев и риска вспышки масштабных чисток правительство Монтаны издало Закон об опиуме штата Монтана, ограничивший товарооборот опиума и успешно пресекший теневые поставки через китайские кварталы Монтаны и других штатов через агентов китайской общины США. Это привело к тому, что по главной статье китайских теневых доходов был нанесен сильнейший удар. Уже приученные к опиуму старатели [1], не получая одно из немногих своих «развлечений» [1], добыв некоторое количество из начавших иссякать к 1880-м гг. месторождений, стали покидать обжитые территории Монтаны. Постепенно за употребление опиума в штате ужесточалось наказание с 1880–1885 гг. от ареста до 3-х дней или домашнего ареста и символического штрафа до 3х месяцев тюрьмы общего режима без изменения и обжалования приговора [1].

Другим выгодным проектом для китайских бизнесменов в Монтане стала Северная Тихоокеанская железная дорога (North Pacific Railway Road-NPRR), этапы ее строительства по территории штата длились с 1882 по 1903 годы совпав с постепенным истощением месторождений золота и оттоком старателей и теневого капитала из Монтаны ввиду ужесточения законодательства в отношении объектов деятельности, куда допускались китайцы. Первое время китайские рабочие были очень выгодны, поскольку обходились дешевле, чем рабочие из европейских стран, получали они по 1?5 доллара в день, в отличие от европейцев, которым платили 2 доллара в день. Благодаря этой разнице в оплате труда, в определенное время пика строительства объекта было задействовано более десяти тысяч китайцев. Через некоторое время китайцам удалось добиться уравнения в заработной плате с европейскими рабочими, ближе к 1885–1900 гг. [1]. Несмотря на это уже в 1885 году по сообщениям New North West антикитайские настроения в населенных пунктах и пригородах стали возрастать с новой силой. Под давлением населения правительство штатов, где наблюдался большой пласт дешевой китайской рабочей силы, приняло пласт законов, облагающих китайский бизнес прачечных, салонов и ресторанов дополнительными налогами, ограничило ниши найма китайцев. В результате численность китайского населения [1] в США сократилась с уровня 107475 человек (1890 г.) до менее 30000 работников к 1900 году [1, 2]. Это привело к тому, что в ряде городков старателей Монтаны, как и по всем штатам и поселениям, где проживали китайцы, началось запустение, как в поселении Анаконда [1]. Устойчивая тенденция к сокращению китайского населения бизнесменов и старателей стала наблюдаться в штате с 1881 года. За 1890–1900 гг. массив законодательства штата Монтана и подзаконные акты существенно ограничили возможности роста и развития китайского бизнеса [1] в угоду поощрения деловой активности национального капитала США, по сути, была проведена позитивная дискриминация-комплекс мер на поддержку титульного большинства государства в экономической сфере, для сокращения влияния меньшинств. К 1900 году начинается интенсивный отток китайского населения из Монтаны, которое сократилось с уровня 2532 человек в 1890 году до 1721 человека 1900 – уровень года [1, 2]. Из этого числа жителей только 7,3 % получили возможность найма в качестве старателей, по сравнению с уровнем в 59 % 1880 года. С сокращением числа старателей уже белый открытый китайский бизнес под действием новых налогов и ограничений стал терпеть существенные убытки [1, 2]. Постепенно с истощением месторождений, разведанных в 1860-х гг. и эти старатели покинули штат. Экспедиции археологов 1995 и 2008 гг. обнаружили в заброшенных городках старателей западной и центральной части южной Монтаны артефакты китайских старателей и торговцев, брошенные или сильно поврежденные в последующие этапы после запустения поселков. К 1933 году китайцы практически полностью прекратили деятельность на территории штата Монтана, хотя формально по источникам их незначительное присутствие продолжалось до 1943 года. Основные специфические черты китайского фактора в штате Х1Х века являлись следующие:

1) китайцы преимущественно были из южных провинций и говорили на южных диалектах китайского языка;

2) китайские бизнесмены основывали свой бизнес для обслуживания китайских старателей и шли вслед за ними далее в континентальных районы США из Калифорнии;

3) китайцы получили максимум бенефиций за период 1862–1880 гг., однако их вызывающее поведения и криминальная составляющая ряда предприятий привели к конфликтам с титульным большинством, под давлением которого были приняты серии нормативных актов, в результате чего китайцы были вытеснены за 20 лет из всех приоритетных ниш, а в последующие 1920–1940-е гг. полностью из деловой жизни штата.

Действия ряда законов Монтаны, направленные на ограничения и запреты экономической деятельности для китайцев, имели срок с 60 по 99 лет. В начале ХХI века власти штата обратили внимание на изменившуюся конъюнктуру импорта КНР. Учитывая, что срок законов, ограничивающих деятельность китайцев, либо подошел к концу, либо был отменен, также за время двадцатого века Китай из Империи становился дважды республиками. В ХХI веке КНР не являлась приемником имперского Китая, заключавшего договоры в начале ХХ века, что дало лазейку начать переговоры с китайскими компаниями КНР по развитию новых перспективных направлений [5]. В КНР все также изменилось. Китай в 2000–2010-х гг. заинтересован в импорте угля и линейке редких природных ресурсов, которыми богата Монтана в отличие от узкоспециализированных агентов бизнеса ХIХ века и старателей-золотодобытчиков и строителей китайцев. Компании КНР провели серии переговоров с властями штата [2–4] по перспективам импорта угля, древесины, сапфиров, и ряда проектов совместной разведки перспективных месторождений других ресурсов. Однако к 2015 году ряд переговоров был свернут ввиду более дешевых поставок в КНР почти всей вышеизложенной линейки, предлагаемой Монтаной [6, 7] (Totorova A.V., 2017; Kostyuchenko I.G., 2017). Это привело к тому, что наиболее перспективным объектом переговоров стали редкие ресурсы, в том числе сапфиры определенного оттенка, эндемичные для регионов штата. Объекты сделки-ювелирные редкие вставки определенных размеров и цветовых характеристик. С учетом того, что в 2017 году наблюдается сильная тенденция пересмотра партнерских отношений как по линии США-КНР по ряду вопросов, так и по линии конкретных штатов с Пекином, в обозримом будущем по 2020 год переговоры Монтаны и китайских деловых кругов не будут легкими. Тот пласт, который был заложен властями и бизнес-элитой [3, 4] штата при президентстве Обамы не гарантирует успешную платформу для отношений с Китаем в настоящее время не только ввиду жесткой риторики Трампа, но и ввиду постоянного поиска КНР альтернативных более дешевых партнеров [6, 7] (Totorova A.V., 2017; Kostyuchenko I.G., 2017).

У китайских деловых кругов, заинтересованных в бизнесе с фирмами Монтаны наблюдается серия других черт:

1) китайцы-представители диалекта путунхуа и шанхайского;

2) китайцы часто пересматривают и почти постоянно меняют условия, пользуясь стратагемами, что часто заводить переговоры с партнерами из европейских стран и США в тупик;

3) китайцы готовы платить оперативно за линейки импортируемых ресурсов не только через банки КНР, но и через китайские банки хуацяо ЮВА, что удобнее и повышает безопасность транзакций;

4) китайцы готовы ждать более благоприятной конъюнктуры, как в послаблениях местного законодательства штата, так и всего законодательного массива США и курса правящей администрации, поскольку Монтана один из вариантов рынков будущего взаимодействия и более властям штата и деловой элите актуален китайский партнер нежели наоборот, даже если это идет в разрез с курсом ужесточения мер против КНР в целом;

5) общий объем сделок между компаниями КНР и национальной деловой Монтаны в случае удачного исхода составляет от 56 до 120 млн долларов США, что является существенным объемом для налогооблагаемой базы. Это прекрасно понимают власти штата [4, 5].

Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что китайские экономические интересы, имея широкую географию, могут быть заморожены на продолжительное время, ожидая благоприятной конъюнктуры [5]. Штат был закрыт для экспансии китайского бизнеса на 100 лет. Тем не менее, при учете дефицита бюджета в условиях волн всемирного экономического кризиса [9, 10], власти штата, нуждаясь в инвестициях, пошли на смягчение правового режима ведения экономической хозяйственной деятельности для тех, против кого были направлены данные нормативные акты периодов 1880–1920-х гг. На эти шаги китайский капитал отреагировал крайне позитивно, в свою очередь, китайцы не торопятся вкладывать деньги в добычу, ожидая, пока власти штата не предложат максимально выгодный им режим сотрудничества, поскольку китайский капитал в условиях экономического кризиса имеет множество направлений [6] (Totorova A.V., 2017). Одним из приоритетных конкурентов линейки ресурсов Монтаны выступает регион Большой Меконг [7, 9] (Kostyuchenko I.G., 2017). Одним из новых направлений может стать вектор Монтаны в условиях обострения борьбы за ресурсы [8, 10] (Aleksandrin O.I., 2017) в сложившейся конфигурации сил.


References:

Aleksandrin O.I. (2017). Yugo-Vostochnaya Aziya, Yuzhno-Tikhookeanskiy region i Rossiya v 2000-2010-kh gg [Southeast Asia, South Pacific region and Russia in 2000-2010s]. Science Review. (2). 131-133. (in Russian).
Kostyuchenko I.G. (2017). Mekong-region interesov velikikh derzhav [Mekong - the great powers᾽ region of interest]. Science Review. (2). 127-128. (in Russian).
Totorova A.V. (2017). Kuda poyti kitayskomu kapitalu v Yugo-Vostochnoy Azii v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa [Where the Chinese capital should flow to in Southeast Asia during the economic downturn]. Science Review. (1). 120-122. (in Russian).
Zhongwenwang._MontanaFtchinese.com. Retrieved from http://www.ftchinese.com/story/001052651?page=1
返回商务部主站. (in Russian). Retrieved from http://us.mofcom.gov.cn/article/ddgk/states/201407/20140700681464.shtml

Страница обновлена: 15.04.2025 в 20:45:50