Подходы к проблеме разработки методологических аспектов развития современного предприятия на основе инноваций
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 9 (9), Сентябрь 2007
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549027
Аннотация:
Повышение эффективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот в современных условиях невозможно без разработки методологии инновационного развития предприятия. Решение этой задачи возможно в формировании и использовании соответствующих методов экономической теории и хозяйственной практики.
Ключевые слова: инновации, управление предприятием, инновационное развитие, внедрение инноваций
Повышение эффективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот в современных условиях невозможно без разработки методологии инновационного развития предприятия. Решение этой задачи возможно в формировании и использовании соответствующих методов экономической теории и хозяйственной практики.
В настоящее время управление отечественными научно-технологическими инновациями находится в кризисной ситуации. В современной инновационной сфере России есть немало противоречий. С одной стороны, РФ выступает на мировом рынке как государство с высоким научно-техническим потенциалом и одновременно как технологически отсталая страна. Разработку и освоение инноваций сегодня осуществляют только 10,6% промышленных предприятий.
Структура затрат российских предприятий на инновационную деятельность также носит специфический характер и свидетельствует о том, что большинство средств направляется на увеличение основного капитала, а не на инновации, как таковые. Наибольшую долю здесь составляет покупка машин и оборудования – 48,1%. В то же время на приобретение новых технологий расходуется в среднем 2,4% всех затрат на инновации. На получение прав на патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели – 0,5%.
Отсюда можно сделать вывод о том, что предприятия решают, прежде всего, проблемы замены изношенной техники, а не стремятся перейти на качественно иной технологический уровень выпуска продукции и предоставления услуг. Среди главных факторов, сдерживающих инновационную деятельность, руководители предприятий называют, в первую очередь, нехватку собственных средств, неприемлемые условия кредитования, а также недостаток инвестиций.
Наряду с такими традиционными факторами, сдерживающими процессы разработки и внедрения новых технологий, как финансовые и информационные, специалисты в области инновационной деятельности выделяют следующий круг проблем:
‑ недостаточное развитие законодательства;
‑ дефицит специалистов в области разработки и внедрения новых и усовершенствованных видов продукции в рыночных условиях;
‑ отсутствие эффективных методик вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот.
Указанные причины следует считать наиболее значимыми факторами инновационной пассивности отечественных промышленных предприятий.
В складывающейся глобальной экономике задача развития науки и технологий приобрела значение геополитической важности. Усиление влияния новых технологий на экономический рост и развитие предприятий в современных условиях все больше и больше требуют их непрерывного внедрения в производство. Трансформация экономической среды приводит к тому, что существующие методы управления предприятием не позволяют так же эффективно, как раньше, вовлекать технологические новации в хозяйственный оборот. До тех пор, пока не будут выработаны методы управления, адекватные изменившимся экономическим условиям, предприятия не смогут преодолеть свое технологическое отставание.
Актуальным вопросам организации инновационной деятельности и проблеме инновационного менеджмента посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых. Наиболее существенный вклад в формирование науки об инновациях внесли такие ученые, как Н.Д. Кондратьев, Й. Шумпетер, Я. ван Дейн, Г. Менш, А. Кляйнкнехт, Х. Фримен, А.И. Пригожин, Ю.В. Яковец и другие.
Н.Д. Кондратьев разработал ставшую всемирно известной теорию длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. Его идеи и гипотезы о кластерах были развиты Й. Шумпетером и положены в основу концепции неравномерности инновационной активности, которая, в свою очередь, получила дальнейшее развитие в исследованиях Г. Менша и А. Кляйнкнехта. Х. Фримен ввел категории новой технологической системы и технологической революции. В работах Ю.В. Яковца выделены циклы и фазы развития техники, дана периодизация научно-технических революций. Детальную типологию инноваций впервые представил Я. ван Дейн, а их обширную классификацию разработал А.И. Пригожин.
Анализируя вопросы формирования актуальных инновационных концепций, ученые отмечают и другие не менее важные результаты в развитии теории инновационного менеджмента.
Специалисты сходятся во мнении, что работы В.М. Аньшина, Ф.Ф. Бездуднова, М.А. Бендикова, С.В. Валдайцева, Л. Водачка, О. Водачковой, С.Ю. Глазьева, А.А. Дагаева, Д.А. Ендовицкого, П.Н. Завлина, В.Г. Зинова и многих других также внесли заметный вклад в теорию и практику управления инновациями [1].
Следует отметить, что труды этих и других ученых посвящены фундаментальным проблемам научно-технологического управления. Однако многие прикладные вопросы все еще требуют теоретического разрешения, либо дальнейшего совершенствования, особенно в условиях нарастающего влияния новых технологий на конкурентоспособность предприятий, повышения роли нематериальных активов в направлении экономического роста и расширенного инвестирования в интеллектуальный капитал хозяйствующих субъектов.
Так, сегодня становится очевидным, что при рассмотрении вопросов управления инновациями необходимо учитывать многоуровневый подход [2] и позиционировать методики инновационного менеджмента в зависимости от уровня принятия экономических решений.
Процесс инновационного развития следует рассматривать с позиции его формирования на макроуровне (национальная экономика, государственные научно-технические приоритеты), мезоуровне (повышение инновационной активности конкретного региона или отрасли) и микроуровне (разработка и реализация инноваций отдельными предприятиями и организациями).
В свою очередь, в современной литературе, посвященной проблемам инновационного развития хозяйствующих субъектов, внедрение инноваций продолжает отождествляться с функциональным управлением отдельными производствами, а не с корпоративным развитием предприятия в целом. В результате реально на освоение инновационных проектов выделяется недостаточно ресурсов, а потенциал новых технологий используется не полностью.
Продвижение инновационных проектов на рынок сдерживается отсутствием методик анализа и повышения эффективности инновационных проектов. Их разработка на уровне предприятий продолжает осуществляться в основном без учета типа и масштаба внедряемых технологий.
Кроме этого, сегодня для анализа эффективности освоения инноваций применяются в основном «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов». Исследования показывают, что такой прямой перенос инвестиционного подхода на инновационный является не всегда верным. Используемые при оценке инвестиций методы базируются, как правило, на определении коммерческих результатов эффективности и не учитывают изменения внутрихозяйственных результатов функционирования предприятия при внедрении новых или улучшающих технологий.
Отсутствие соответствующей методологии приводит к тому, что предприятия отказываются от реализации инновационных проектов ввиду неопределенности их конечных экономических результатов.
До настоящего времени неразрешенной остается проблема поиска путей установления динамичного соответствия между инновационной и стратегической деятельностью развития предприятия. Это сдерживает решение задач ускорения внедрения новейших технологических достижений и, как следствие, улучшения качества продукции и повышения конкурентоспособности предприятий.
Эти и другие проблемы свидетельствуют о том, что необходимы дальнейшие исследования, в основе которых лежали бы пути, формы и методы, обеспечивающие повышение инновационной активности предприятий с учетом современных требований экономики.
Анализ трансформации экономической среды позволяет сделать вывод о том, что для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот предприятий в современных условиях необходимой представляется интеграция стратегического и инновационного управления предприятием. Известные подходы к вовлечению новых технологий в деятельность предприятий предлагается дополнить методами стратегического управления, то есть интегрировать известные принципы формирования стратегий и осуществления инновационного процесса.
Методика стратегического планирования, включающая анализ, планирование, реализацию и контроль над перспективными планами развития, доказала свою эффективность и жизнеспособность. Развитие методологии инновационного проектирования на основе интеграции с методами стратегического планирования позволит не только вывести деятельность предприятий по технологическому развитию на корпоративный уровень, но и установить динамичное соответствие с другими долгосрочными ориентирами предприятия. Для формирования такой методики целесообразным представляется осуществить следующее.
Основываясь на объективном характере, общности и универсальности процессов инновационного развития в ходе текущей деятельности и долгосрочного роста предприятия, необходимо сформировать методику эффективного внедрения предприятия новых технологий на безе экономической категории инновационного развития.
Данная категория обобщает теоретическое представление о направлении стратегического развития предприятий, а также потенциальной возможности роста эффективности производства и повышении долгосрочной конкурентоспособности за счет освоения новых научно-технических достижений.
Содержание данной экономической категории раскрывается в тесном взаимодействии с такими фундаментальными экономическими понятиями, как:
‑ инновация (использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества) [3];
‑ инновационная деятельность (деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках) [3];
‑ инновационный менеджмент (самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структуры инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов) [3].
Предлагаемая экономическая категория призвана комплексно дополнить существующие, раскрывая в своем определении пути их эффективной реализации. Основное назначение инновационного развития как категории состоит в том, чтобы способствовать экономическому росту предприятия на основе разработки и реализации новых и улучшающих технологий.
Базовый принцип здесь заключается в том, что процесс принятия решений об инновационном развитии предприятие будет осуществлять на корпоративном уровне. В результате инновации будут отождествляться не с функциональным управлением отдельным производством, а с комплексным развитием предприятия в целом. Это будет способствовать тому, что на новую продукцию будут выделяться равноценные ресурсы наравне с другими нетехнологическими корпоративными направлениями. Новые технологии войдут в сферу управления и поддержки высшего руководства предприятия. Разработка и реализация инновационного развития станут осуществляться на принципах и методах формирования стратегического поведения предприятия.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
‑ сформулировать методы экономической теории, раскрывающие концепцию осуществления инновационного развития предприятия на принципах стратегического управления;
‑ разработать методы хозяйственной практики, содержащие подходы к проведению анализа, планирования, реализации и контроля за осуществлением инновационной деятельности на корпоративном уровне.
Для успешного функционирования стратегии инновационного развития предприятия также необходимо установление динамичного соответствия между текущей производственной и перспективной инновационной деятельностью. Под соответствием понимается достижение такого взаимодействия между инновационной и другой стратегической деятельностью предприятия, которое обеспечивает максимально возможную эффективность вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот и не допускает противопоставления одних целей другим.
Таким образом, повышение эффективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот в современных условиях невозможно без разработки методологии инновационного развития предприятия. Формирование методологии инновационного проектирования на основе интеграции с методами стратегического планирования позволит не только вывести деятельность предприятий по технологическому развитию на корпоративный уровень, но и установить динамичное соответствие с другими долгосрочными ориентирами предприятия.
Источники:
2. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.
3. Инновационный менеджмент: справ. пособие / под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ЦИСН, 1998. – 568 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:09:07