Инкорпоратизм, корпоратизм и инженерные коммуникации в муниципалитетах
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В развитых странах, в частности, западноевропейских, вопрос реформы ЖКХ в разные времена решался по-разному. В нашей стране до сих пор не найден конкретный способ эффективного преобразования данной отрасли.
Ключевые слова: ЖКХ, реформа ЖКХ, корпоратизм
В развитых странах, в частности, западноевропейских, вопрос реформы ЖКХ в разные времена решался по-разному. В нашей стране до сих пор не найден конкретный способ эффективного преобразования данной отрасли.
В Европе активно используется принцип концессии. Это форма аренды государственного имущества, при которой частный инвестор вкладывает деньги в определенные объекты и получает прибыль от их использования. Концессия также представляет собой форму государственных субсидий муниципалитетов и регионов и создания благоприятной налогооблагаемой базы для различных сторон в этом процессе.
В нашей же стране отсутствуют действенные экономические рычаги для стимулирования процесса создания и развития коммуникационного хозяйства. То есть основная форма обновления инженерных коммуникаций осуществляется за счет прямого бюджетного финансирования местных и федеральных органов власти. В этом процессе часть нагрузок приходится на выполнение специально уполномоченных структур, в частности ГУПы [3], ФГУПы [4], МУПы [5]. А другое бремя ответственности ложится на другие структуры власти.
Таким образом, налицо отсутствие эффективной модели работы обновления части ЖКХ. Виной тому – несбалансированная система интересов общества и государства. Это подразумевает постоянное отсутствие денежных средств у государства, быстро амортизированные мощности инженерных сетей и высокие потребности населения в области предоставления качественных услуг, а также уровень ценовой политики.
Инновационные механизмы развития ЖКХ
В современной российской практике иностранный опыт, указанный выше, неприменим на данных этапах развития законодательства и экономики Российской Федерации. То есть концессия у нас существует, но не в таких формах как в некоторых развитых странах. Однако в последнее время в муниципалитетах и регионах наметились первые движения в поисках возможных инновационных механизмов, которые, по меньшей мере, по роду своей деятельности не противоречат отечественному законодательству.По нашему мнению, одним из таких механизмов может быть связан с социально-финансовыми группами (СФГ), которые способны стать финансовым консолидатором реализации программ реформирования ЖКХ. Пример: инженерные коммуникации, работающие в связке с другими механизмами типа муниципальных финансово-производственных организаций (МФПО).
МФПО вместе с социально-финансовыми группами способны достигать цели, касающиеся формирования институциональных условий устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, затрагивая вопросы, относящиеся к макроэкономике. Они также могут применяться для специализированных направлений, в частности, в целях реформирования ЖКХ (теплосети, дороги, жилищные фонды и др.).
В данном случае предполагается, что муниципальная финансово-производственная группа (МФПГ) является административно-организационном механизмом. Он должен создаваться при местных органах власти, вместе с СФГ. Последняя структура будет выполнять роль финансового механизма обеспечения (при МФПГ). Конечной целью должно стать создание условий для реформирования ЖКХ, в частности, инженерных коммуникаций.
Государство — это гарант, население — это сила, в том числе финансовая
При этом инновационном подходе государству предлагается не выделять деньги определенным органам власти для реформирования секторов экономики. Необходимо всячески поддерживать инициативы органов самоуправления по созданию МФПО и СФГ с наделением их функциями управления всеми теми ресурсами (финансы, технические материалы), которые они смогут и должны собрать вместе с населением для выполнения соответствующих задач муниципалитетов.В данном контексте подразумевается, что государство – это гарант, стабильность и возможности; население – это задачи, ресурсы, в том числе и финансы. МФПГ и СФГ – это механизм для реализации широкомасштабных программ ЖКХ в области инженерных сооружений, где сходятся интересы государства, общества на основе взаимопотребностей, взаимовыгодности и гарантии долгосрочного развития. Представьте себе, что нехватка финансовых ресурсов наблюдается не только в секторе инженерных коммуникаций, но и во все других отраслях экономики, к примеру, жилищных секторов.
Потребности в ежегодных объемах строительства в Российской Федерации составляют не менее 20-30 млн кв. м. жилья. Если бы механизм МФПГ и СФГ начал применяться 20 лет назад, то на сегодня российская экономика смогла бы удовлетворить свои потребности в финансовых средствах не менее чем на 80%. Здесь основной принцип – это работа населения МФПГ и государства по сбору ресурсов на взаимовыгодных условиях для государственно-ориентированных целей: строительство больниц и школ, прокладка инженерных коммуникаций, создание парков и пр.
Властные органы должны удовлетворять потребности населения не за счет субсидий с федеральных структур, а от взаимовыгодной кооперации муниципалитетов, населения и МФПО.
Развитие инженерной инфраструктуры за счет негосударственных источников
По реформе структурного устройства МФПО и СФГ могут предполагать смешанные формы управления в организации различных процессов, преимущественно делегирования равного состава представителей от муниципалитетов и населения в их исполнительные органы власти. Это позволит создать сбалансированность принятия решения с учетом интересов всех сторон. Данные механизмы смогут в этом виде организации полноценно дать потенциальную гарантию для привлечения средств из внешних источников (от предприятий, различных слоев населения) для реализации поставленных целей, в том числе по созданию и развитию инженерных коммуникаций.Данный процесс предполагает оперативную работу всех участников процесса для выполнения конкретных задач не за счет государственных источников, но для государственных нужд – развития инженерной инфраструктуры.
Только прогрессивная экономика способна быть инновационной, а данные механизмы смогут способствовать развитию инженерных коммуникаций, что также является национальным и приоритетным проектом государства для создания социально благополучной жизни населения.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:57:43