Оценка коммерческого потенциала интеллектуальной собственности

Клеткина Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (124), Декабрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Клеткина Ю.А. Оценка коммерческого потенциала интеллектуальной собственности // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 12. – С. 70-75.

Аннотация:
Вопрос коммерциализации объектов интеллектуальной собственности является одним из центральных в инновационной стратегии экономики развитых стран мира. Это обусловлено тем, что решение данной проблемы непосредственно отражается на международной конкуренции национальной продукции.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, международная конкуренция, ис, коммерциализация интеллектуальной собственности



Вопрос коммерциализации объектов интеллектуальной собственности является одним из центральных в инновационной стратегии экономики развитых стран мира. Это обусловлено тем, что решение данной проблемы непосредственно отражается на международной конкуренции национальной продукции.

Признание объектов интеллектуальной собственности товаром, объектом коммерческой реализации формирует новую функцию промышленных организаций. Она состоит в создании специфического товара – интеллектуальной собственности, который может быть введен в хозяйственный оборот.

В инновационной экономике конкурентоспособность организаций определяется не только способностью удовлетворять общественную потребность в производстве и реализации продукции, но и в умении создавать, осуществлять правовую охрану и реализовывать интеллектуальную собственность, востребованную отечественным и мировым рынком [1].

На сегодняшний день для большинства отечественных организаций типична ситуация, когда в составе их активов значатся объекты интеллектуальной собственности, которые на протяжении многих лет не только лежали «мертвым грузом», но которые даже на этапе своего создания не планировалось никогда использовать. При этом предприятие исправно продолжает нести издержки на поддержание патентов в силе, несмотря на отсутствие экономических эффектов [3].

Вместе с тем, реалии современной российской экономики таковы, что, в первую очередь, защищать нужно те инновации, которые способны работать и приносить доход. А для этого необходимо из всего многообразия результатов научно-технической деятельности выделить перспективные объекты интеллектуальной собственности, обладающие наибольшим коммерческим потенциалом [4].

Как перевести коммерческий потенциал инновации в систему показателей?

Удобной формой отбора, расстановки приоритетов и проведения оценки потенциала научно-технических разработок является использование системы показателей или шкалы оценок инноваций [2]. В качестве основных критериев оценки коммерческого потенциала научно-технических разработок можно выделить следующие группы показателей, характеризующие объекты интеллектуальной собственности (табл. 1):

технические – вид объекта, его технические характеристики, изобретательский уровень, конкурентные преимущества, основанные на уникальности и новизне научной разработки;

правовые – форма, надежность правовой защиты, объем, территория и срок действия исключительных прав;

рыночные – емкость рынка, количество и качество аналогов;

экономические – показатели, характеризующие уровень производственной готовности и коммерческого риска освоения разработки, степень промышленной применимости, направления и способы использования, универсальность применения.

Таблица 1

Система показателей оценки коммерческого потенциала инноваций

Данная система показателей может быть использована промышленной организацией в качестве одного из методов экспресс-оценки коммерческого потенциала имеющихся у него научно-технических разработок. Так, например, по экспертным оценкам наиболее высокой коммерческой ценностью будут обладать объекты интеллектуальной собственности, имеющие сумму баллов от 250 до 380. Средний уровень коммерческого потенциала научно-технических разработок соответствует по этой шкале значению баллов от 100 до 250. Итоговый показатель менее 100 баллов характеризует инновационный продукт с низким уровнем коммерческой привлекательности.

Метод ранжирования

Предварительная оценка коммерческого потенциала и отбор наиболее перспективного объекта промышленной собственности на основе метода ранжирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Форма предварительной оценки коммерческого потенциала оцениваемых объектов

Параметр оценки
Количество баллов по оцениваемым объектам [1]
Вес
параметра
Итоговая оценка, баллы
объект 1
объект 2
объект 3
объект 1
объект 2
объект 3
новизна
5
5
5
5
25
25
25
правовая охрана
10
10
10
5
50
50
50
технико-экономическое значение
5
5
5
5
25
25
25
оставшийся срок действия исключительных прав
5
10
10
3
15
30
30
объем потенциального рынка
10
5
5
3
30
15
15
наличие аналогов
5
0
0
2
10
0
0
объем исключительных прав
10
10
10
2
20
20
20
территория действия исключительных прав
5
5
5
2
10
10
10
степень устаревания
5
5
5
3
30
15
15
уровень производственной готовности
10
10
5
3
30
30
15
уровень коммерческого риска
5
5
0
2
10
10
0
срок окупаемости
5
5
0
1
5
5
0
область и направления использования
5
5
5
4
20
20
20
Итого:




265
245
215

В результате проведенной предварительной оценки на основе метода ранжирования выявлено, что наибольшим коммерческим потенциалом обладает объект № 1. Набранное количество баллов (265) соответствует уровню высокой коммерческой привлекательности инновации для организации. Выигрышными позициями по сравнению с остальными объектами стали высокая конкурентоспособность данного изобретения, его производственная готовность и наличие значительного потенциала для дальнейшего расширения рыночного сегмента.

Результаты, полученные на основании приведенной шкалы оценки, отчасти носят субъективный характер. Но вместе с тем они позволяют организациям составить первоначальное представление о перспективах коммерциализации и распространения принадлежащих им научно-технических разработок.

Для анализа коммерческого потенциала объектов интеллектуальной собственности нами предлагается использовать унифицированную программную платформу Deductor, а именно программную среду Deductor Studio 4.3. Реализованные в Deductor технологии позволяют пройти все этапы построения аналитической системы от создания базы данных до автоматического подбора моделей и визуализации полученных результатов.

Важность оценки и управления интеллектуальной собственностью в промышленных организациях объясняется значительным числом направлений использования и высокой доходностью операций, связанных с коммерческой реализацией интеллектуальных активов.


Источники:

1. Ален К. Продвижение новых технологий на рынок. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 455с.
2. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: Интерреклама, 2003. - 352с.
3. Пестунов М.А. Управление интеллектуальной собственностью. - Челябинск. Изд-во ЧелГУ, 2006. - 409с.
4. Черкасова Е. Проблемы коммерциализации объектов промышленной собственности в военных вузах // ИС. Промышленная собственность. - 2003. - №2. - С.32-33.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:57:47