Анализ современных тенденций в российском кинопоказе
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (118), Сентябрь 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Децентрализация финансовой системы страны, утрата чисто перераспределительного значения государственных финансов, их реформирование на базе многообразия форм собственности и реализации направлений бюджетного федерализма привели к необходимости изменения финансового механизма функционирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В процессе перевода ЖКХ на рыночные принципы первостепенное значение наряду с самофинансированием, ценообразованием, стимулированием приобретает инвестиционная деятельность
Ключевые слова: кинематография, кинопрокат
Кино есть массовое искусство, и вопрос кинопоказа являет собой важнейшую часть не только культуры, но и экономики. Иными словами, кинематография - отрасль культуры, представляющая сферу экономической деятельности. Результат этой деятельности, с одной стороны, это произведение искусства, с другой – товар, для продажи которого и существует первичный рынок реализации кинопродукции – рынок кинотеатрального показа. В настоящее время кинопоказ - одно из наиболее успешно развивающихся направлений в экономике кинематографии России.
Инвестиционные компании, постигшие секрет успеха этого бизнеса, продолжают инвестировать средства в развитие сетей кинотеатров. На рынке кинопоказа происходят слияния и поглощения, планируются не только отраслевые источники финансирования, но и альтернативные, вплоть до выхода сетей на IPO [1].
Также имеются предпосылки для научно-технической революции. Впрочем, отрасль сталкивается и с серьёзными проблемами: практическое отсутствие сельского кинопоказа; высокая стоимость внедрения новых технологий. Попытаемся в обобщенном виде проанализировать состояние современного отечественного кинопоказа и тенденции его развития в будущем.
Потенциал роста отечественного рынка кинопроката очевиден. По экспертным оценкам, потенциальный объем российского кинотеатрального рынка в долгосрочной перспективе может составить 3–4 тысячи залов. Однако в краткосрочном периоде по данным, Eurasia Cinemas, рост числа экранов в 2008 году составит от 8 до 10% и будет расти в этих пределах вплоть до 2010 года.
Российский кинопоказ состоит из частных и государственных кинотеатров. Частные кинотеатры делятся на сетевые и независимые. Большая часть из них входит в отраслевые организации НАК (Национальная ассоциация кинотеатров) и КиноАльянс, которые осуществляют поддержку и отстаивают интересы кинотеатров в рамках кинобизнеса в целом. Главной целью партнёрств является поиск путей, ведущих к повышению качества обслуживания в кинотеатрах России, а также увеличению прибыли кинопоказа за счёт роста интереса общества к нему.
С 2000 года в нашей стране наблюдается стремительный рост численности кинотеатров, который связан с ростом российской экономики. Известно, что сроки окупаемости инвестиций в кинотеатр составляют не менее 5 лет, а рост количества кинотеатров увеличивает эту цифру. Рост количества экранов в 2007 году к уровню 2006 года составил 15%. После стремительного роста рынка с 2003 по 2005 год динамика с каждым годом замедляется на 7-8%. К примеру, прирост данного показателя в 2005 году к уровню 2004-ого составлял 30%, динамическое соотношение 2006 года к 2005-му - 23%.
По экспертным оценкам компании «Киномакс», в среднем по рынку общая выручка кинотеатра распределяется следующим образом: 60% кинотеатр зарабатывает на кинопоказе, 30% - на консешн (попкорн, бар), 10% на рекламе и на зонах для игр. Средняя цена билета по России в современных кинотеатрах с системой Dolby, по оценкам участников рынка, составляет 4,8 долл., высокая цена обусловлена большой стоимостью билетов в Москве, Санкт Петербурге и в других городах-миллионерах. Для сравнения цены на билеты в США составляют в среднем 6,03 доллара. С повышением уровня доходов населения России кинотеатры постепенно делятся на VIP-, бизнес- и эконом-классы.
Также о росте свидетельствует и динамика посещаемости кинотеатров, за последний год она выросла на 16%. Выросла и средняя посещаемость на душу населения. Данный показатель примерно равен 0,5 посещения на человека (и более одного посещения на одного человека по Москве). Таким образом, количество проданных билетов в России в 2007 году составило 106,6 млн. штук и прогнозируется повышение в 2008 году на 20%.
На фоне стремительного роста городского кинопоказа, его низкий рост наблюдается в сельской местности и в малых городах субъектов РФ. Это обусловлено тем, что частный инвестор с неохотой вкладывает средства в строительство и реконструкцию кинотеатров в городах с численностью менее 100 000 человек, так как сроки окупаемости для этих кинотеатров очень велики. На селе же ситуация с кинопоказом находится в сильнейшем кризисе, так как фактор небольшого количества жителей сопряжен с невозможностью установления рыночных цен на билеты.
Панацеей в решении вопроса сельского кинопоказа, могут служить мобильные многофункциональные развлекательные центры, как стационарные, так и на базе грузовых машин повышенной проходимости. Преимущество таких систем в том, что при сравнительно невысокой цене они решают целый ряд социально-экономических задач. Данные системы обеспечивают жителей сёл и малых городов субъектов РФ кинопоказом, эстрадным звуком, фактически выполняя функции сельского киноклуба XXI века.
Также наблюдаются тенденции автоматизации и цифровизации кинопоказа. Ряд кинотеатральных сетей планирует ввести электронные автоматы по продаже билетов, кроме того, другим нововведением по автоматизации может стать установка в сетях оборудования для подсчёта зрителей в кинозалах. Также в отрасли начался процесс по установке оборудования для цифрового показа, а также показа в формате 3d. В настоящее время наблюдается дефицит контента для показа в цифровом формате, поэтому на данном этапе это оборудование может быть полезно для трансляции рекламы.
Цифровой кинопоказ представляется участниками рынка как новое звено в эволюции кинопоказа. Новые шаги необходимы, так как всё больше людей отдают предпочтение домашнему кинотеатру, и кинопоказ обязан предложить зрителю новые ощущения, которые он не сможет получить от домашних цифровых устройств. При этом данный переход сопряжен с рядом существенных аспектов. «Цифровые» фильмы дешевле и их быстрее тиражировать и прокатывать, что отвечает интересам дистрибьюторов.
Однако ключевой проблемой здесь является разработка систем, защищающих от контрафактного изготовления копий. Также говоря о внедрении цифровых технологий в кинопоказ нужно иметь в виду, что стоимость оборудования для цифрового кинопоказа более 100 000 долларов на один зал.
По всей вероятности, крупные сети смогут осилить это финансовое бремя, а вот в отношении небольших независимых сетей возникают серьёзные сомнения. Между тем, согласно исследованиям компании Dolby, на кинопремьерах цифровых 3d фильмов, зрителей в расчёте на один зал в два раз больше по сравнению с картинами, созданными по традиционным технологиям.
Чтобы выдержать конкуренцию между сетями кинотеатров, а также со стороны ТВ и домашних кинотеатров, каждой сети кинопоказа придётся использовать мультимедийные технологии.
Представляется, что уже в недалёком будущем сети кинотеатров начнут играть активную роль в продвижении и продаже услуг, предлагаемых производителями контента. Подобные мультимедийные услуги конкурентно важны для кинотеатров, чтобы диверсифицировать источники доходов и увеличить свою долю на рынке, а, в конечном счете, вывести кинопоказ на качественно новый уровень и превратить его в кинотеатр будущего – в медиатеатр.
Источники:
2. Писарева Е. Каро фильм: премьеры и будни / Киномеханик, 2008.-№3.
3. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФС «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
4. Основы продюсерства/ Под. ред. Г.П. Иванова, П.К. Огурчикова, В.И. Сидоренко. М.: ЮНИТИ, 2003.-719 с.
5. Синемаскоп. – 2007, Выпуск 1 (17).
6. Погонина Л. По ту сторону плёнки // Business&Financial markets. – 2007, №189.
7. Российская кинематография: Сборник / Под ред.Т. Самариной, А. Гимбатова. – М.: Информкино, 2006. – 192 с.
8. Цифровое кино / Кинобизнес сегодня, 2006. - №14- С.4, 20
Страница обновлена: 28.08.2024 в 21:22:10