Въездной туризм, современное состояние и перспективы развития в РФ

Байков А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (110), Май 2008
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Байков А.В. Въездной туризм, современное состояние и перспективы развития в РФ // Российское предпринимательство. – 2008. – Том 9. – № 5. – С. 120-124.

Аннотация:
Российская Федерация представляет собой привлекательнейшее туристское пространство. Это один из самых больших и притягательных туристских регионов мира.

Ключевые слова: туристический бизнес, туризм

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Российская Федерация представляет собой привлекательнейшее туристское пространство. Это один из самых больших и притягательных туристских регионов мира.

Развитие въездного туризма даст России следующие преимущества:

- приток иностранной валюты, а, следовательно, и рост доходов населения (при активной структуре въезда-выезда);

- рост валового национального продукта;

- пополнение бюджета из-за увеличения налоговых сборов принимающего региона и других поступлений;

- создание новых рабочих мест, то есть увеличение занятости населения;

- привлечение капитала, в том числе иностранного;

- эффект мультипликатора — развивая сферу туризма, страна постепенно развивает и другие отрасли;

- развитие инфраструктуры в регионах и по стране в целом, которая может быть использована как туристами, так и местным населением.

К недостаткам въездного туризма можно отнести:

- рост цен на товары и услуги местного производства;

- иногда безудержный рост цен на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;

- отток денег за границу при туристском импорте;

- сезонный характер туризма;

- экологические и социальные проблемы.

Главная особенность иностранного туризма состоит в том, что его влияние на экономику страны происходит через спрос и потребление туристов. Спецификой такого туристского потребления является то, что не товар и не услуга как таковые доставляются туристу, или потребителю, а именно сам турист-потребитель прибывает к месту, где производится и потребляется данная услуга или товар. Именно через функцию потребления туризм развивает и обогащает хозяйственную деятельность отдельного региона и даже страны. Как следствие - увеличение уровня доходов средств размещения, предприятий питания и транспорта, развитие спортивных объектов, учреждений культуры и образования и т.д. Возрастает товарооборот всех предприятий общего и специального назначения.

Хотя въездной туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, он не является панацеей от всех экономических проблем. Правительство должно прилагать усилия для оптимизации, а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие.

В иностранном туризме мы продаем в основном впечатления от посещения каких-либо достопримечательностей, то есть речь идет об исторических, культурных, архитектурных, этнографических и других ресурсах. Средства производства услуг (гостиницы, рестораны, транспорт) остаются при нас, давая возможность и далее принимать все новых и новых туристов. Нужно сказать, что туристские услуги иностранцам продаются по розничным ценам, содержащим большие надбавки в виде налогов и наценок. Наконец, почти каждый турист приобретает значительное количество товаров ежедневного потребления, которые не могут быть проданы по обычным каналам экспорта.

В настоящее время развитие въездного туризма в России сдерживается многими факторами, среди которых следует выделить несколько основных.

1. Дефицит позитивной информации о стране, отсутствие рекламы России на зарубежных рынках. В самом крупном всемирном туристском путеводителе «World Travel Guide», который издается в Лондоне, Россия обозначена как страна, неблагоприятная для туризма (единственная из 200 представленных).

2. Неразвитость туристской инфраструктуры. Средний коэффициент износа российской гостиничной базы – 69,4%. Лишь 22% российских гостиниц соответствуют мировым стандартам, то есть могут претендовать на размещение иностранных туристов. Суммарная потребность оценивается в 500-600 тысяч номеров, или около 2 тысяч гостиниц. На их возведение требуется от 10 до 20 млрд. долларов2.

Помимо гостиниц следует отметить нехватку крупных массовых объектов современной индустрии развлечений (аквапарков, тематических парков и т.д.). Остается актуальной также проблема плохих дорог, изношенности транспортной базы и дефицита комфортабельных туристских транспортных средств.

3. Отсутствие опыта создания привлекательных и благоприятных инвестиционных условий для развития средств размещения и туристской инфраструктуры в субъектах РФ.

4. Неблагоприятный для туристских посещений страны визовый режим. Завышенная стоимость виз, длительные сроки их выдачи и иные консульские правила усложняют посещение [1] России иностранными туристами, часто принимающими решение о поездке на короткое время за несколько дней до намечаемой даты выезда. Поэтому многие российские туристские фирмы теряют иностранных потребителей именно из-за визовой проблемы.

5 Невысокий уровень сервиса, цены на предлагаемые туристские услуги не соответствуют их качеству (особенно в части условий размещения, питания и перевозок). В каталогах зарубежных турфирм по России нередко встречается предупреждение «не ждите привычного для вас сервиса».

6. Непроработанность законодательной базы. Еще совсем недавно законодательную базу российского туризма можно было назвать несовершенной. Но наметившаяся в последнее время положительная динамика в решении некоторых вопросов позволяет надеяться на лучшее. Но одним из главных недостатков российского законодательства остается отсутствие четкого разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области туризма. Получается так, что в регионах некоторые законы и правовые акты о туризме противоречат главному федеральному законодательству или просто дублируют его положения, не привнося при этом ничего нового.

7. Проблемы в сфере торговли товарами и сувенирной продукцией для туристов. На местах сувенирная торговля развита слабо, а в ряде регионов и местностей вообще отсутствует.

8. Недостаточно развита система оплаты товаров по кредитным картам.

Несмотря на множество проблем, сдерживающих развитие въездного туризма в России, у туристского бизнеса в нашей стране большое будущее.

В целом можно прогнозировать следующие направления развития российского туризма:

  • Постепенное изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда.
  • Дальнейшее увеличение въездного туристского потока за счет стран дальнего зарубежья.
  • Постепенная переориентация выездного туристского потока на традиционные для российских граждан регионы стран СНГ (Крым, Черноморское и Азовское побережья), страны Прибалтики.
  • Освоение новых туристских ресурсов в Северо-Западном, Приволжском, Западно-Сибирском и Дальневосточном регионах страны.
  • Возрождение туризма в Кавказском регионе по мере окончания антитеррористической операции в Чечне и локализации межнациональных конфликтов.
  • Продолжение развития приграничного туризма.
  • Повышение удельного веса внутреннего туризма за счет увеличения туристской подвижности молодежи, пожилых людей и лиц со средним уровнем дохода.
  • Дальнейшее развитие детско-юношеского туризма в рамках самодеятельного, спортивного, походного и познавательного туризма.
  • Возрождение туризма выходного дня.
  • Повышение удельного веса экскурсий в программах познавательного внутреннего туризма.
  • Повышение популярности экологического туризма и путешествий по малым городам России.
  • Предложение комбинированных туров «отдых-лечение» и их популяризация.
  • Становление и упрочнение тенденции клубного отдыха и путешествий.
  • Интерес к событийному и паломническому туризму.
  • Динамичное развитие въездного туризма выступает фактором повышения авторитета нашей страны в мире, стабилизации ее социально-экономической политики.

    Источники:

    1. Александрова А.Ю. Международный туризм : учебник. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 470 с.
    2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма : Загнутый угол: 1учебное пособие. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
    3. Вавилова Е.В. Основы международного туризма : учебное пособие. – М. Гардарики, 2005. – 160 с.
    4. Зорин Г.И., Ильина Е.Н., Мошняга Е.В. и др. Основы туристской деятельности : учебник / сост. Е.Н. Ильина. – М. : Советский спорт, 2002. – 200 с.
    5. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М. : Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
    6. Долматов Г.М Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
    7. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе : учебное пособие. – М. : Кнорус, 2005. – 192 с.
    8. Здоров А.Б. Экономика туризма : учебник. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 272 с.
    9. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности : учебник. – М. : Финансы и статистика, 2001. – 256 с.
    10. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы : учебник. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 192 с.
    11. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации: Теория и практика деятельности туристских фирм : учебное пособие для студентов вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
    12. Караулова А.Д. Организация сферы туризма : учебное пособие. – СПб. : Герда, 2004. – 320 с.
    13. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : от 24 ноября 1996 г. : №132 : в редакции от 5 февраля 2007 г.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:39