Влияние общемировых тенденций глобализации на формирование торговой инфраструктуры Новосибирской области
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (94), Июль 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Наговицин А.А. Влияние общемировых тенденций глобализации на формирование торговой инфраструктуры Новосибирской области // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 7. – С. 59-61.
Аннотация:
Современное состояние и перспективы развития региональной торговли в Новосибирской области в настоящее время определяются влиянием как внешних для отрасли, так и региональных факторов. К внешним следует отнести, прежде всего, складывающиеся процессы глобализации и расширение границ глобального экономического пространства. Региональные факторы отражают специфику и существенные условия экономической деятельности торговых организаций области.
Ключевые слова: торговля, глобализация, Новосибирская область, торговая инфраструктура, предприятия торговли
Современное состояние и перспективы развития региональной торговли в Новосибирской области в настоящее время определяются влиянием как внешних для отрасли, так и региональных факторов. К внешним следует отнести, прежде всего, складывающиеся процессы глобализации и расширение границ глобального экономического пространства. Региональные факторы отражают специфику и существенные условия экономической деятельности торговых организаций области.
Для успешного формирования и конкурентоспособного развития региональной торговой сети, необходимо решение целого ряда проблем, вызванных:
– отсутствием четкой программы становления и вхождения региональных торговых сетей в систему международных и отечественных сетей;
– существованием непропорциональных административных барьеров (регистрация, лицензирование, сертификация, контроль) во взаимоотношениях торгового бизнеса и различных органов государственного регулирования;
– недостатоком финансовых ресурсов;
– отсутствием современных логистических центров;
– высокими тарифными и таможенными платежами, высокой арендной платой.
Сегодня для сибирских сетевых компаний более опасными конкурентами являются московские предприятия, нежели западные торговые сети. Западные компании пока еще проявляют слабый интерес к региональным рынкам, но их участие в развитии торговых сетей в Сибири возрастает, и эта тенденция может повлечь серьезные последствия, которые надо предусмотреть.
В силу того, что западные компании финансово сильнее отечественных, они приходят на российский и, в частности, сибирский рынок не для получения сиюминутных прибылей, а с целью его постепенного захвата и удержания. Благодаря отлаженности технологий и гораздо большему ресурсу снижения издержек и цен их стратегия рассчитана на многие годы вперед. В противовес ей следует противопоставить стратегию каждого региона, в которой достигается баланс интересов и западных инвесторов и региона.
С учетом общемировых тенденций, полагаем, можно спрогнозировать следующие изменения в торговле Новосибирской области:
– дальнейшее создание и развитие торговых сетей всех типов;
– формирование и расширение географии региональной сети, продвижение их в города областного подчинения и районные центры;
– сокращение доли неорганизованных форм торговли;
– увеличение влияния торговых сетей в общем торговом обороте;
– усиление конкуренции со стороны международных, отечественных, в первую очередь - московских, санкт-петербургских и операторов соседних регионов (Омска, Томска, Красноярска, Барнаула), торговых сетей;
– увеличение конкуренции самых форматов магазинов.
По экспертным оценкам, в среднем по Сибирскому федеральному округу доля крупных торговых сетей на продовольственном рынке не превышает 10-15%. При этом, ее дифференциация по городам составляет от 20% и более – в Новосибирске, Томске, Кемерово, до 10-15% – в Барнауле и Красноярске.
Однако пока фаза роста регионального рынка торговли полностью не пройдена. В 2005 г. общее число магазинов Новосибирской области составило 9534 единиц. Значительная их часть сосредоточена в г. Новосибирске (3059 ед. или 32%), а всего в городах области – 3599 (38%). Кроме того, для Новосибирской области характерны фирменные магазины и фирменные отделы. Тем не менее, в целом по области, показатель обеспеченности населения торговыми площадями в магазинах, низкий: в расчете на 1000 жителей он составляет всего 336 кв. м. (при общей площади 582 кв. м.).
В качестве ориентира до 2025 г. нами рекомендуется принять обеспеченность розничной торговой сетью исходя из 1 кв. м. на одного жителя области. Тогда потребность Новосибирской области, имеющей 2649,9 тыс. человек (на начало 2006 г.), определяется в 2650 тыс. кв. м. торговой площади. В качестве норматива для сельской торговли целесообразно зафиксировать один квадратный метр общей площади в расчете на одного жителя.
В соответствии с нашей концепцией к 2015 году магазинами самообслуживания должны стать: все продовольственные магазины, 70% непродовольственных и смешанных магазинов. Использование технологий самообслуживания позволит снизить операционные расходы, повысить качество обслуживания покупателей, предоставить им новые услуги, и, тем самым, повысить лояльность покупателей. С ростом покупательной способности населения можно ожидать расширение сети магазинов, торгующих в кредит, и увеличение объема товарооборота.
В настоящее время, и это необходимо подчеркнуть, местные торговые фирмы и сети сумели с выгодой для себя воспользоваться затянувшимся приходом на сибирский розничный рынок крупных московских компаний. В Новосибирске, например, в число лидеров выдвинулась торговая сеть «Квартал». Торговая сеть «Солнечные продукты» намерена возвести в регионе не менее 10 современных торговых центров.
Вдвое собирается нарастить свой торговый оборот и расшириться одна из крупных новосибирских торговых сетей «Холидей Классик». Заметно наращивает обороты и увеличивает число своих магазинов и торговая сеть «Столичный». В число лидеров стремится выйти новичок на этом рынке крупная строительная компания «Струг», осваивающая новый для себя торговый бизнес.
В Новосибирской области, как и в целом по России, главными форматами магазинов сетей становятся: гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, «магазины у дома». Последний формат имеет самые большие перспективы. Его бренд: «Самые близкие и низкие цены».
Реальными принципами в развитии розничной торговли становятся:
– формирование крупных торговых сетей;
– универсализация продовольственной торговли;
– развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
– формирование «удобных магазинов», расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
– выделение специальных зон для уличных ярмарок;
– формирование автономных зон обслуживания вдоль автомагистралей;
– движение сетей в малые города и крупные сельские поселения.
Дальнейшее развитие торговли в регионе будет сопровождаться высоким уровнем конкуренции, а отсюда ‑ слияниями и поглощениями, то есть реорганизацией и реструктуризацией сетей. Первый пример тому – слияние двух сетей «Холидей Классик» и «Сибириада».
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:20:41