Развитие сельской электроэнергетики как необходимое условие энергетической безопасности региона

Фоменко А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Фоменко А.В. Развитие сельской электроэнергетики как необходимое условие энергетической безопасности региона // Российское предпринимательство. – 2007. – Том 8. – № 11. – С. 112-116.

Аннотация:
В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» главной целью энергетической политики и высшим приоритетом провозглашено максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны. Успешно функционирующая электроэнергетика – необходимое условие поддержания национальной безопасности и суверенитета страны.

Ключевые слова: энергетика, энергетическая безопасность, национальная безопасность



В «Энергетической стратегии России на период до 2020 года» главной целью энергетической политики и высшим приоритетом провозглашено максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны [1,2]. Успешно функционирующая электроэнергетика – необходимое условие поддержания национальной безопасности и суверенитета страны.

В последние годы по мере восстановления экономики России всё чаще звучат предупреждения о том, что если не предпринять серьезных мер, то в ближайшие годы электроэнергетика страны не сможет выполнять свои задачи по энергообеспечению населения и экономики.

Проблеме обеспечения энергетической безопасности сегодня посвящен значительный объем исследований. Существует множество аспектов энергетической безопасности, однако единого принятого во всем мире определения этого понятия не существует. Наиболее общее - энергетическая безопасность - это состояние защищенности в аспекте перспектив развития национальной и мировой энергетики.

По нашему мнению, энергетическую безопасность страны следует рассматривать как состоящую из безопасности каждого отдельно взятого субъекта. В данном аспекте предлагается использовать дефиницию энергетической безопасности как защищенности энергоснабжения и энергосистем конкретных организаций и домохозяйств от несанкционированного воздействия, ограничения или перерывов в энергоснабжении, а также аварий техногенного и природного происхождения, способных нарушить стабильную работу организации или жизнедеятельность населения.

Для большинства субъектов Российской Федерации, в том числе и Пензенской области, значительная доля потребности в электроэнергии покрывается за счет поставок извне. Нерешенные проблемы в этой сфере уже в ближайшее время могут стать реальной угрозой энергетической безопасности региона. Поэтому обеспечение стабильного энергоснабжения даже небольшого сельского поселения рассматривается как вопрос энергетической безопасности.

Главная функция электроэнергети­ки села - обеспечение поступательного развития произво­дительных сил и повышение эффективности производства в аграрном сек­торе экономики, а также создание необходимых жилищно-бытовых и социальных условий жизни на селе.

Для выявления тенденций и формирования прогноза развития сельской электроэнергетики необходимо провести оценку угроз энергетической безопасности, поскольку их знание позволит предпринять своевременные меры по недопущению и предупреждению наиболее реальных проблем.

Исследователи выделяют четыре типа угроз энергетической безопасности: экономические; технические; управленческо-правовые; социально – политические [3]. Наиболее существенными среди них являются экономические угрозы.

Недофинансирование проектных, строительно-монтажных работ, а также работ по реконструкции и техническому перевооружению привело к значительному физическому и моральному износу энергооборудования Пензенской области. Удручает техническое состояние сетей и трансформаторных подстанций сельскохозяйственного назначения напряжением 35 кВ и ниже. Внушительна доля сетей напряжением 0,4 кВ, находящихся в неудовлетворительном и непригодном к эксплуатации состоянии. Существует вероятность того, что через несколько лет региональная энергокомпания ОАО «Пензаэнерго» уже не сможет обеспечивать надежное энергоснабжение области, и в первую очередь пострадают именно сельские районы и сельскохозяйственные организации.

При планируемом росте нагрузок и наличии потребности в замене устаревшего оборудования энергетический комплекс Пензенской области испытывает необходимость ввода дополнительных энергетических мощностей. Однако недостаток инвестиционных ресурсов не позволяет предотвратить дальнейший спад производственных мощностей.

Анализ капитальных вложений в электрические сети ОАО «Пензаэнерго» показал, что потребность в денежных средствах на замену устаревшего оборудования и капитальное строительство дополнительных энергетических мощностей значительно больше, чем предусматривается.

Так, в соответствии с прогнозом строительства объектов сельской электроэнергетики, ввод дополнительных новых мощностей планируется только по крупным объектам. По объектам, не включенным в перечень инвестиционно привлекательных, можно рассчитывать лишь на текущее техническое перевооружение или капитальный ремонт имеющихся сетей, без направления значительных дополнительных средств.

Неэффективное использование энергетических ресурсов приводит к росту затрат на сельскохозяйственную продукцию. Себестоимость производимой сельскохозяйственной продукции более чем наполовину состоит из затрат на энергию. При сложившихся ценах на топливо и энергию продукция сельхозтоваропроизводителей не может быть конкурентоспособной. В данных условиях первостепенное значение должно отводиться внедрению средств электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства, что требует надлежащего состояния электросетевого хозяйства, призванного обеспечить надежное снабжение электроэнергией потребителей агропромышленного производства.

Налицо диспропорции цен на энергоресурсы в результате неэффективности тарифной политики. До 1991 года тарифы на электроэнергию устанавливались централизованно Государственным комитетом по ценам. В настоящее время тарифы вводятся в каждом регионе самостоятельно энергетическими комиссиями. Анализ применяемых тарифов на электроэнергию для производителей сельскохозяйственной продукции показал, что даже в соседних областях Поволжского региона они колеблются от 92 коп/кВтч до 165 коп/кВтч.

В Пензенской области установлен один из самых высоких тарифов на электроэнергию для сельскохозяйственных производителей (156,3 коп/кВтч). Следовательно, затраты на электроэнергию производителей Пензенской области, при прочих равных условиях, выше уровня затрат сельхозтоваропроизводителей соседних областей.

Управленческо-правовые угрозы тесно переплетены с экономическими. В частности, можно выделить отсутствие (либо при её наличии – неэффективность) энергосберегающей политики, чрезмерное вмешательство органов власти в управление энергетикой. На уровне региона нередко отсутствует единый контроль за развитием и строительством сетей сельскохозяйственного назначения. Нет привязки строительства и модернизации сетей к планам развития сельского хозяйства.

Необходимо отметить, что данные проблемы в той или иной мере присущи всем регионам России, поэтому выявление и анализ обозначенных проблем позволит сделать правильные экономические, технические и организационные выводы и внести соответствующие коррективы в принимаемые решения.

Условием успешного развития агропромышленного комплекса региона является восстановление и дальнейшее развитие систем энергоснабжения сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет нового строительства, реконструкции и технического перевооружения электрических сетей централизованного энергоснабжения. Развитие сельской электроэнергетики, в свою очередь, выступает необходимым фактором поддержания оптимального уровня национальной и экономической безопасности региона.


Источники:

1. Яновский А.Б. Основные направления Энергетической стратегии России на период до 2020 года // Энергетик. - 2003. - № 6.– С. 2-5.
2. Об основных положениях Энергетической стратегии России на период до 2020 г.// Энергетик. - 2005. - № 3.– С. 2-4.
3. Литвак В.В., Силич В.А., Яворский М.И. Региональный вектор энергосбережения. - Томск: STT, 2001. – 320 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:19:41