Союз предприятий
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (9), Сентябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Объединения предприятий относят к интеграционным трансформациям. Наиболее распространенные варианты объединений предприятий можно свести к трем группам.
Первая группа. Объединение независимых предприятий, к которым относятся:
а) ассоциации (союзы);
б) картели;
в) консорциумы;
г) сетевые организации.
Вторая группа. Объединение частично зависимых предприятий, включающих:
а) синдикаты;
б) альянсы;
в) промышленные (коммерческие, финансовые, консалтинговые) группы.
Третья группа. Объединение зависимых предприятий, к которым относятся:
а) концерны;
б) финансово-промышленные группы.
Рассмотрим особенности и с какой целью создается каждый вид объединений.
Ключевые слова: сетевые организации, интеграционные объединения, ассоциации, картели, консорциумы
Объединения предприятий относят к интеграционным трансформациям. Наиболее распространенные варианты объединений предприятий можно свести к трем группам.
Первая группа. Объединение независимых предприятий, к которым относятся:
а) ассоциации (союзы);
б) картели;
в) консорциумы;
г) сетевые организации.
Вторая группа. Объединение частично зависимых предприятий, включающих:
а) синдикаты;
б) альянсы;
в) промышленные (коммерческие, финансовые, консалтинговые) группы.
Третья группа. Объединение зависимых предприятий, к которым относятся:
а) концерны;
б) финансово-промышленные группы.
Рассмотрим особенности и с какой целью создается каждый вид объединений.
В случае объединения независимых предприятий члены группы сохраняют свою независимость и права в полном объеме. Структура объединения получается симметричной, т.к. все его члены имеют одинаковые права и обязанности.
Ассоциация (союз) ‑ некоммерческая организация, создаваемая по договору между предприятиями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Они создаются для обмена информацией, сокращения расходов на оплату приглашенных консультантов, лоббирования коллективных интересов предпринимателей, вошедших в объединение.
Картель ‑ соглашение о разделе рынка, предполагающее координацию бизнес-планов в части планов продаж.
Консорциум ‑ временное договорное объединение для осуществления совместных проектов. Чаще всего консорциумы создаются для разработки месторождений полезных ископаемых, реже – в обрабатывающей промышленности. При этом предприятие может участвовать в конкретном консорциуме частью своих ресурсов, а остальные использовать в других областях бизнеса.
Сетевая организация. В этих организациях часть существенных для бизнеса функций, прежде всего производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчикам. В сетевых организация на первый план выходят информационные кооперационные связи, а обычная производственная интеграция ее дополняет.
Объединения независимых предприятий (предпринимателей) создаются тогда, когда имеется несколько предприятий одного профиля, имеющих и осознающих общие интересы и/или цель и не являющихся прямыми конкурентами. Отношения между членами объединения и объединением чисто договорные, вступить в объединение и выйти из него можно в любой момент без согласия других его членов, члены объединения не теряют своей самостоятельности и прав юридического лица.
Во втором случае (объединение частично зависимых предприятий) члены объединения зависят друг от друга, координируют всю или часть своей деятельности, обмениваются акциями, но при этом права в области управления никому не передаются. Структура и в этом случае получается симметричная.
Синдикат ‑ объединение, имеющее общую структуру продвижения товаров и услуг на рынки, осуществляющее общее управление сбытом, а также общее планирование в части сбыта и маркетинга.
Альянс ‑ аналог синдиката в финансовой (инвестиционной, банковской) области.
Промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа ‑ объединение предприятий, ведущих скоординированную, соответственно, промышленную, коммерческую, финансовую, консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Иногда члены группы взаимно обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия. Вариантом промышленной группы является сетевая организация.
В третьем случае (объединение зависимых предприятий) часть членов объединения передают некоторые функции управления другим, теряя часть самостоятельности. Структура получается асимметричной, с разными правами и обязанностями у разных членов объединения. К таким объединениям относятся концерн и ФПГ.
Концерн ‑ это объединение предприятий, при котором централизуется часть функций (финансовое управление, снабжение, сбыт) с целью снижения издержек. Кроме того, в концернах обычно присутствует координационный центр. Часто концерн бывает организационным аналогом технологического комбината (металлургический комбинат, камвольно-суконный комбинат, лесопромышленный комплекс).
Крупные мировые концерны, имеющие десятки предприятий, филиалов и представительств в разных странах мира, называются транснациональными корпорациями. Классический пример ТНК - Samsung. Его структура представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика превращения (объединения) компании Samsung. в ТНК
Название
|
Год
основания |
Число
Занятых |
Специализация
|
Samsung
|
1938
|
5239
|
Оптовая и розничная торговля, разработка природных ресурсов
|
Samsung Engineering & Const
|
1957
|
3400
|
Проектирование и строительство объектов в различных областях
|
Samsung Fine Chemicals
|
1964
|
674
|
Производство удобрений, других химических товаров
|
Samsung Elektronics
|
1969
|
51926
|
Интегральные схемы, бытовая электроника, персональные компьютеры, факсы
|
Samsung Display Devices
|
1970
|
11000
|
Цветные кинескопы, дисплеи и мониторы
|
Samsung Electromechanics
|
1973
|
9206
|
Комплектующие для аудиотехники и автомобильная электроника
|
Samsung Heavy Ind.
|
1974
|
11192
|
Машиностроение
|
Samsung Petro Chemical
|
1974
|
510
|
Нефтепереработка
|
Samsung Aerospace Ind.
|
1977
|
6342
|
Самолеты, авиадвигатели, продукция оборонного назначения
|
Samsung Data Systems Co.
|
1985
|
4145
|
Н.д.
|
Samsung General Chemicals Co.
|
1988
|
1379
|
Синтетические волокна, каучук
|
Samsung Motors
|
1995
|
н.д.
|
Легковые автомобили, грузовики
|
Финансово-промышленная группа ‑ совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ (Федеральный Закон “О финансово-промышленных группах” от 30 ноября 1995).
Первой официально зарегистрированной в 1993 году была ФПГ “Уральские заводы”, г. Ижевск. В группе 20 участников, около 40 тысяч работающих, финансово-кредитные учреждения: “Евроазиатская страховая компания”, Евроазиатский банк экономического развития, г. Ижевск. Направления деятельности: телекоммуникационное оборудование, системы связи, медицинская техника и приборы, оборудование для ТЭК и АПК, стройматериалы.
Количество зарегистрированных ФПГ непрерывно увеличивается. На 1.01.98 г. было зарегистрировано 72 ФПГ, объединившие 1500 предприятий и организаций, почти 100 финансово-кредитных учреждений. Еще около ста инициативных групп вели подготовительную работу по созданию ФПГ. Эксперты считают, что в ближайшее время следует ожидать появления 150-200 крупных ФПГ.
Кроме официально зарегистрированных ФПГ имеются незарегистрированные, но существующие фактически группы, например Альфа-групп.
Процесс создания объединений зависимых предприятий в России шел и идет двумя путями: сверху и снизу.
Сверху в процессе приватизации государственных предприятий создавались промышленные и финансовые группы, которые в некоторых случаях выросли в ФПГ. Основой такого объединения могли быть главк (“Энергомашкорпорация”), комбинат (Усть-Илимский ЛПК), объединение (“ЛУКойл”). Эти формы в России сейчас очень текучи: нефтяные компании начинали процесс консолидации с формы, близкой к неофициальной ФПГ, затем постепенно переросли в концерны, а в перспективе, после обмена акций дочерних предприятий на основные, реорганизуются в открытые акционерные общества. В литературе этот процесс получил название ‑ создание “вертикально-интегрированных компаний”.
Второй путь создания подобных объединений ‑ снизу. Руководители успешных коммерческих компаний и банков, образовавшихся уже в новых условиях, начали создавать группы почти одновременно с созданием основного бизнеса. Таким образом появились коммерческие и финансовые группы, а затем и финансово-коммерческие. Названия некоторых из них уже не раз приводились в этой статье.
В результате приватизации и дальнейшей эволюции два этих пути начали соединяться, и в результате в России постепенно образуется новый промышленно-финансовый костяк экономики ‑ несколько десятков мощных групп. Сегодня это примерно половина российской экономики.
Значительную роль в ФПГ играли и играют банки.
Интеграционные трансформации могут осуществляться независимо друг от друга, а могут быть последовательными этапами одного интеграционного процесса. Например, предприятие, выпускающее готовую продукцию, находит нового поставщика сырья или полуфабрикатов и заключает с ним краткосрочный контракт. Со временем краткосрочный контракт сменяется долгосрочным, кооперационные связи приобретают длительный характер. Дальнейшими этапами интеграции могут быть: синдикат ‑ концерн ‑ единое предприятие.
При этом необходимо иметь в виду, что здесь мы рассматриваем только трансформации, т.е. реорганизации, меняющая число юридических лиц. На практике, особенно в популярной экономической литературе эти термины употребляются расширительно. Например, “слиянием” называют покупку одной компанией пакета акций другой компании, “альянсом” ‑ договор между двумя банками о проведении общей финансовой политики.
Вопросы интеграции предприятий подробно рассмотрены О. Уильямсоном. “Я полагаю, что для объяснения наблюдаемых тенденций вертикальной интеграции, ‑ говорит он, ‑ необходимо объединить анализ жизненных циклов отраслей с изучением трансакционных издержек. ... Вероятность того, что интеграция “вперед” оправдывается снижением трансакционных издержек, намного больше для продуктов, продаваемых до наступления стадии их зрелости”. (Интеграция “вперед” ‑ включение в фирму сбытовых организаций). “Основные выгоды от вертикальной интеграции с точки зрения применяемой мной экономической теории трансакционных издержек заключается в экономии скорее управленческих, чем производственных затрат”.
Появление в 20-х годах нашего века дивизиональных структур легко объясняется с точки зрения экономии трансакционных издержек. “Сфера применения мультидивизиональной структуры, изначально использовавшейся фирмами, действовавшими в относительно специализированных сферах бизнеса, была в дальнейшем расширена для управления с ее помощью диверсифицированными активами (в рамках конгломерата) и прямыми зарубежными инвестициями (в условиях транснациональной корпорации).
В первом случае мы имеем дело с жизненно важным организационным компромиссом, когда фирма выборочно интернализирует некоторые функции, обычно ассоциируемые с рынком капиталов. Процессы формирования ТНК также не были повсеместными, а были типичны для более технологически развитых отраслей, характеризующихся повышенными темпами НИОКР и более сложной процедурой передачи технологий. Динамика зарубежных прямых инвестиций не поддается объяснению на основе “монополистической” гипотезы, но становится вполне понятной при ее изучении на основе теории трансакционных издержек”.
Источники:
2. Винслав Ю. Результаты мониторинга деятельности ФПГ // Российский экономический журнал, 1997, №10.
3. Винслав Ю., Войтенко А., Германова И., Ворощук А. Развитие постсоветских ТНК: экономические, правовые и политические проблемы // Российский экономический журнал, 1999, №4.
4. Винслав Ю, В.Дементьев, А.Мелентьев, Ю.Якутин. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал, 1998, №11,12.
5. Голубева С. Транснационализация российских ФПГ // Российский экономический журнал, 1996, №7.
6. Иванова Н. Империя Самсунг // Эксперт, 1997, № 40.
7. Сосковец О. Объединения предприятий способствуют оживлению экономики // Финансовые известия, 22 января 1998.
8. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. С-Петербург, Лениздат, 1996.
9. Хуснутдинов М., Винслав Ю. Конвенция о транснациональных корпорациях: условия принятия, содержание и проблемы реализации // Российский экономический журнал, 1998, №4.
10. Цыгичко А. Перспективы корпоративного строительства в России и СНГ // Экономист, 1998, №5.
11. Шарифов В. Опыт неформальной ФПГ холдингового типа: роль финансовых институтов // Российский экономический журнал, 1997, №10.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:27